ЗАКОН
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 25 марта 2002 года N 13-ОЗ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ КУЗБАССА" (Стратегия развития начального профессионального образования до 2005 года)
(Стратегия развития начального профессионального образования до 2005 года)
Принят Советом народных депутатов
Кемеровской области
(утратил силу в связи с истечением срока действия)
Настоящий Закон принят в целях определения приоритетных направлений развития начального профессионального образования, создания экономических, организационных и правовых механизмов, оптимального использования потенциала системы начального профессионального образования для обеспечения прав граждан на общедоступность и бесплатность начального профессионального образования и потребностей предприятий, учреждений и организаций области в квалифицированных работниках.
Статья 1. Утвердить областную целевую программу "Повышение эффективности подготовки рабочих кадров для экономики Кузбасса" (Стратегия развития начального профессионального образования до 2005 года) согласно приложению к настоящему Закону.
Статья 2. Корректировка областной целевой программы "Повышение эффективности подготовки рабочих кадров для экономики Кузбасса" (Стратегия развития начального профессионального образования до 2005 года) осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством.
Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Кемеровской области
А.М. Тулеев
г. Кемерово
25 марта 2002 г.
N 13-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ КУЗБАССА" (Стратегия развития начального профессионального образования до 2005 года)
Наименование Программы | Областная целевая программа "Повышение эффективности подготовки рабочих кадров для экономики Кузбасса" (Стратегия разви-тия начального профессионального образо-вания до 2005 года) (далее - Программа) | |||
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (дата, номер соответствующего акта) | 26.01.2001 - коллегия департамента началь-ного профессионального образования Кеме-ровской области. Решение от 26.01.2001 N 1 | |||
Государственный заказчик, директор Программы | Администрация Кемеровской области, за-меститель Губернатора области Т.О. Машковская | |||
Основные разработчики Про-граммы | Департамент начального профессионального образования Кемеровской области (ДНПО), департамент промышленности Администра-ции Кемеровской области (ГУП), департа-мент Федеральной государственной службы занятости населения по Кемеровской области (ДФГСЗН), научно-методический центр ДНПО (НМЦ), образовательные учреждения НПО (ОУ НПО), областная организация профсоюза работников народного образова-ния и науки Российской Федерации | |||
Цели Программы, важней-шие целевые показатели | Определение приоритетных направлений развития начального профессионального об-разования области с учетом образовательных потребностей населения и потребностей предприятий и учреждений в квалифициро-ванных работниках (рабочих и служащих). Создание экономических, организационных и правовых механизмов оптимального ис-пользования потенциала системы начального профессионального образования для обеспе-чения прав граждан на общедоступность и бесплатность начального профессионального образования и потребностей предприятий, учреждений и организаций области в квали-фицированных работниках | |||
Сроки и этапы реализации Программы | 2002-2005 гг. | |||
Исполнители основных ме-роприятий | ДНПО, ГУП, департамент ФГСЗН, департа-мент топливно-энергетического комплекса (ДТЭК), департамент сельского хозяйства и продовольствия (ДСХП), департамент науки, высшей школы (ДНиВШ), департамент со-циальной защиты населения (ДСЗН), государственная лицензионно-аттестационная служба (ГЛАС), управление по развитию и поддержке малого предпри-нимательства, комитет по управлению госу-дарственным имуществом (КУГИ), Кемеров-ский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения (центр профориента-ции), НМЦ, ОУ НПО, областной Дом техни-ки | |||
Объемы и источники финан-сирования | Всего на Программу (тыс.руб.): 17315,2 |
2005 год | 3703,8 | 2878,8 | 1417,5 | 1461,3 | 825 | |||
1. Развитие информационной сре-ды для профориентационной рабо-ты с учащимися системы НПО. Выпуск специального информаци- | 200 | 150 | 100 | 50 | 50 | |||
онного бюллетеня | ||||||||
2. Лицензирование учебных заве- | 600 | 600 | 600 | |||||
дений | ||||||||
3. Аттестация учебных заведений, | 195 | 195 | ||||||
создание системы контроля каче- | ||||||||
ства обучения | ||||||||
4. Поддержка и развитие иннова- | ||||||||
ционной деятельности в системе | 1698,8, | 1618,8 | ||||||
НПО: | в том | |||||||
- обеспечение работы эксперимен- | числе | 1411,3 | 1411,3 | |||||
тальных площадок | 1411,3 | |||||||
- создание учебно- | 207,5 | 207,5 | ||||||
производственных центров для | 207,5 | |||||||
краткосрочного обучения молоде- | 80 | |||||||
жи и подростков, незанятого насе- | 80 | |||||||
ления | ||||||||
5. Подготовка и повышение ква-лификации работников НПО на | 1010 | 510 | 510 | 500 | ||||
базе КГППК, УГППУ, базовых ОУ | ||||||||
НПО | ||||||||
Ожидаемые конечные ре-зультаты реализации Про-граммы | Расширенное воспроизводство с учетом по-требностей региона квалифицированных трудовых ресурсов, необходимых для разви-тия экономики Кузбасса. Востребованность ОУ НПО на рынке обра-зовательных услуг. Востребованность выпускников ОУ НПО на рынке труда, повышение их конкурентоспособности. Оптимизация расходов областного бюджета, связанных с профессиональной подготовкой и переподготовкой рабочих кадров для эко-номики Кузбасса, на основе организации многоканального финансирования, оптими-зации сети ОУ НПО. Сохранение и развитие потенциала учебных заведений региональной системы НПО по профессиональной подготовке и переподго-товке рабочих кадров | |||||||
Система организации кон-троля за выполнением Про-граммы | Дирекция Программы осуществляет кон-троль за целевым расходованием выделяе-мых финансовых средств, уточняет затраты и состав исполнителей. Исполнители еже-квартально информируют дирекцию о ходе реализации мероприятий и расходовании финансовых средств |
2. Анализ эффективности системы начального профессионального образования, подготовки рабочих кадров для экономики Кузбасса
Понятие и основные функции системы начального профессионального образования
Система начального профессионального образования (далее - НПО;
имеет прямое влияние на экономику региона, дает быструю экономическую отдачу и должна рассматриваться не только как образовательная подсистема, но и как составляющая экономики региона. Поэтому она должна быть в полной мере представлена перед работодателями в качестве равноправного партнера.
В соответствии с Концепцией реформирования НПО Правительства Российской Федерации 1997 года главная задача функционирования учреждений начального профессионального образования трактуется как максимальное удовлетворение потребности личности в профессиональных образовательных услугах, а уже опосредованно - как удовлетворение потребностей отраслей экономики в кадрах. Поэтому меняется и задача управления системой: не прямое директивное руководство, а создание наиболее благоприятных условий для эффективного функционирования и развития образовательных учреждений с привлечением других звеньев управления системой - регионального и муниципального уровней, которые напрямую воздействуют на учебные заведения и находятся в прямых отношениях с производством.
Для анализа эффективности системы НПО решающее значение имеют несколько факторов.
Фактор первый. Удовлетворение потребностей населения Кузбасса в профессиональных образовательных услугах НПО.
В Кемеровской области действует 78 учреждений начального профессионального образования с общим контингентом обучающихся 37473 человека.
Сравнительный анализ показывает, что в настоящее время в Российской Федерации на 10 тысяч населения обучается в системе НПО 116 человек, в Кемеровской области - 144 человека. Коэффициент наполняемости учреждений НПО Кузбасса с учетом бюджетной подготовки составляет 1,0. План приема учащихся в 2000 году выполнен на 103,7 процента. Учитывая бесконкурсный характер зачисления в ОУ НПО, потребность населения Кемеровской области в образовательных услугах НПО удовлетворяется на 100 процентов.
При оценке эффективности системы НПО Кузбасса с точки зрения удовлетворения потребностей населения необходимо учитывать следующие особенности региона:
учреждения НПО Кемеровской области продолжают выполнять социальную функцию по отношению к обучающимся. На обучении в профессиональных училищах Кузбасса находятся более 1500 сирот и опекаемых. 86 процентов контингента - дети из малообеспеченных семей. Эти показатели в Кузбассе выше, чем в областях Западной Сибири;
в последние годы устойчиво держится на уровне 50-55 процентов (в Российской Федерации - 21 процент) доля выпускников 9-х классов, поступающих в профессиональные училища и лицеи с намерением получить 11 -летнее образование. Уменьшается удельный вес приема в группы, не получающие среднего (полного) общего образования (с 28 процентов в 1997 году до 18 процентов в 2000 году).
В результате контрольные цифры приема учащихся в учреждениях НПО формируются, в первую очередь, исходя из необходимости максимального охвата этим уровнем образования выпускников 9-х классов общеобразовательных школ (20,5 тысячи человек).
В целом число ученических мест в учреждениях НПО сбалансировано с числом желающих получить этот уровень образования.
Фактор второй. Удовлетворение потребностей экономики региона в квалифицированных рабочих кадрах.
Действие данного фактора связано, в первую очередь, со сложившейся в регионе профессионально-квалификационной структурой подготовки рабочих кадров. ОУ НПО области осуществляют подготовку по 90 профессиям и более чем 200 специальностям.
Планирование и организация подготовки кадров для экономики Кузбасса осуществляются с учетом "Схемы согласования объемов и профилей подготовки (переобучения) рабочих кадров и специалистов в учреждениях НПО", рекомендованной Правительством Российской Федерации от 05.4.96 N Ш8-П8.
Профили и объемы подготовки согласуются договорами с работодателями и службами занятости населения.
В то же время сложнейшей проблемой остается отсутствие прогноза потребности экономики Кузбасса в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов.
Учреждения начального профессионального образования оказались вынужденными самостоятельно решать эту проблему методом проб и ошибок, приспосабливаться к текущим вопросам формирующегося рынка труда и способам расчетов его перспективных потребностей.
Отсутствие эффективных механизмов регулирования плана набора приема в ОУ НПО отражается на трудоустройстве выпускников.
Несмотря на положительные сдвиги, наметившиеся в области занятости, трудоустройство выпускников в настоящий момент затруднено. Одним из факторов, затрудняющих трудоустройство молодых специалистов, является их низкая конкурентоспособность. Это обусловлено рядом причин:
недостатком профессиональных знаний, отсутствием опыта работы. При стабильной потребности предприятий в рабочих профессиях, при отборе на рабочее место предпочтение отдается квалифицированным работникам, имеющим опыт работы;
низкая квалификация выпускников по отношению к уровню заявленной квалификации, возрастные ограничения работы по отдельным профессиям и специальностям;
нежелание работодателей нести дополнительные организационные и финансовые издержки, связанные с обучением молодых людей, не имеющих необходимой квалификации.
В результате ситуация на рынке труда настолько осложнилась, что без государственного программно-целевого регулирования проблему адаптации к рынку труда и трудоустройства выпускников профессиональных учебных заведений решить достаточно сложно.
Наличие проблем в удовлетворении потребностей экономики Кузбасса в рабочих кадрах связано с отсутствием четкого механизма социального партнерства между образовательными учреждениями, работодателями, службами занятости, органами местного самоуправления:
несмотря на то, что качественные и количественные параметры сети учреждений позволяют сделать вывод о возможности реализации принципа доступности этого вида образования на бесплатной и внеконкурсной основе, часть учреждений НПО продолжает испытывать трудности при наборе, что проявляется в невыполнении плана набора, наличии малокомплектных групп;
имеет место дублирование в подготовке кадров по группе "дефицитных" профессий, не обеспеченных рабочими местами, но дающих дополнительную возможность в организации собственного бизнеса или самостоятельного зарабатывания средств (сварщик, кулинар, портной, бухгалтер и пр.);
абсолютное большинство ОУ НПО не заключает с работодателями прямые договоры на подготовку кадров. В то же время крупные промышленные предприятия Кемеровской области развивают параллельные структуры подготовки и переподготовки рабочих кадров (учебно-курсовые комбинаты). В результате объемы договорной подготовки с предприятиями на переподготовку и повышение квалификации рабочих кадров в ОУ НПО области сократились с 26 процентов в 1998 году до 18 процентов в 2000 году;