Недействующий

ЗАКОН

КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 08 декабря 2005 года N 135-оз

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СРЕДНЕСРОЧНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2006 - 2007 ГОДЫ

Принят Советом народных депутатов

Кемеровской области

18 ноября 2005 г.

(в ред. Законов Кемеровской области от 14.02.2007 N 13-ОЗ, от 27.12.2007 N 192-ОЗ)

(утратил силу в связи с истечением срока действия)

Настоящий Закон принят в целях эффективного использования потенциала системы профессионального образования для достижения обеспечения соответствия качества профессионального образования в Кемеровской области актуальным и перспективным потребностям областного рынка труда, повышения конкурентоспособности, профессиональной компетентности и социальной мобильности выпускников учреждений профессионального образования Кемеровской области.

Статья 1.


Утвердить среднесрочную региональную целевую программу "Развитие профессионального образования в Кемеровской области" на 2006 - 2007 годы согласно приложению к настоящему Закону.

(в ред. Закона Кемеровской области от 27.12.2007 N 192-ОЗ)

Статья 2.


Финансирование среднесрочной региональной целевой программы "Развитие профессионального образования в Кемеровской области" на 2006 - 2007 годы осуществляется за счёт средств областного бюджета и иных не запрещенных законодательством источников.

(в ред. Закона Кемеровской области от 27.12.2007 N 192-ОЗ)

Статья 3.


Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 года.

Губернатор

Кемеровской области

А.М. Тулеев

г. Кемерово

от 8 декабря 2005 г.

N 135-ОЗ

Приложение
к Закону Кемеровской области
от 08 декабря 2005 г. N 135-03 "Об утверждении
среднесрочной региональной
целевой программы "Развитие профессионального
образования в Кемеровской области" на 2006 - 2010 годы"

Среднесрочная региональная целевая программа "Развитие профессионального образования в Кемеровской области" на 2006 - 2007 годы

(в ред. Закона Кемеровской области от 27.12.2007 N 192-ОЗ)

"Паспорт среднесрочной региональной целевой программы "Развитие профессионального образования в Кемеровской области" на 2006-2007 годы


Наименование программы

Среднесрочная региональная целевая программа "Развитие профессионального образования в Кемеровской области"
 на 2006-2007 годы (далее - Программа)

Дата принятия и наименование решения о разработке Программы

Распоряжение Губернатора Кемеровской области от 13.10.2005 N 19-рг "О разработке среднесрочной региональной целевой программы "Развитие профессионального образования в Кемеровской области" на 2006 - 2010 годы"

Государственный заказчик Программы

Коллегия Администрации Кемеровской области

Директор Программы

Заместитель Губернатора Кемеровской области С.А. Муравьев

Основные разработчики Программы

Департамент науки и образования Кемеровской области

Цели Программы

Эффективное использование потенциала системы профессионального образования для достижения целей социально-экономического развития Кемеровской области;
обеспечение соответствия качества профессионального образования в Кемеровской области актуальным и перспективным потребностям рынка труда;

 повышение конкурентоспособности, профессиональной компетентности и социальной мобильности выпускников учреждений профессионального образования Кемеровской области

Задачи Программы

Увеличение вклада системы профессионального образования Кемеровской области в решение проблемы обеспече ния занятости трудоспособного населения в условиях структурной перестройки экономики и социальной сферы;

 создание в Кемеровской области оптимальной системы непрерывного многоуровневого профессионального образования населения на основе систематического мониторинга актуальных и перспективных потребностей областного рынка труда;
разработка, внедрение и совершенствование механизма финансирования сбалансированного социального заказа на подготовку (переподготовку, повышение квалификации) кадров для экономики и социальной сферы в образовательных учреждениях профессионального образования (далее - ОУ ПО) Кемеровской области;

 устранение диспропорций и дублирования в подготовке специалистов и квалифицированных рабочих в действующих на территории Кемеровской области ОУ ПО и их филиалах (представительствах);

 повышение качества профессиональной подготовки в ОУ ПО Кемеровской области с ориентацией ее на международные стандарты качества, запросы работодателей, других заказчиков и потребителей образовательных услуг;

 создание в Кемеровской области высокоэффективной государственно-общественной системы контроля и оценки качества подготовки специалистов и квалифицированных рабочих в ОУ ПО всех типов, видов и организационно-правовых форм;

 укрепление и развитие отношений социального партнерства в области профессионального образования, расширение сферы и повышение эффективности взаимодействия участвующих в них сторон;
обеспечение ОУ ПО Кемеровской области высококвалифицированными научно-педагогическими и инженерно-педагогическими кадрами;

 создание в Кемеровской области развитой информационно-технологической инфраструктуры системы профессионального образования, интегрированной в единое информационное образовательное пространство Сибирского федерального округа и Российской Федерации в целом;
сохранение и развитие сложившейся в Кемеровской области системы социальной поддержки работников и учащихся (студентов, аспирантов) ОУ ПО

Срок реализации Программы

2006 - 2007 годы

Основные мероприятия Программы (перечень подпрограмм)

Подпрограммы:
 "Повышение качества профессионального образования";

 "Формирование единого информационного образовательного пространства";

 "Социальная поддержка работников и учащихся (студентов) учреждений профессионального образования";
"Содействие профессиональному становлению выпускников учреждений профессионального образования"

Основные исполнители Программы

Департамент образования и науки Кемеровской области ( далее - ДОиН), Государственная лицензионно-аттестационная служба Кемеровской области (далее - ГЛАС), департамент молодёжной политики и спорта Кемеровской области (далее - ДМПиС), департамент охраны здоровья населения Кемеровской области (далее - ДОЗН),департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области (далее - ДСХиПП),департамент социальной защиты населения Кемеровской области (далее - ДСЗН),департамент труда Кемеровской области (далее - ДТ), Администрация Кемеровской области

Объемы и источники финансирования Программы

Всего на 2006 - 2007 годы - тыс. рублей,в том числе: из средств областного бюджета - тыс. рублей, возможные дополнительные источники (внебюджетные средства) - тыс. рублей,
 из них на:
 2006 год - тыс. рублей, в том числе: средства областного бюджета -
 2007 год -

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Создание механизма устойчивого развития профессионального образования в Кемеровской области в качестве максимально открытой и гибкой системы, оперативно реагирующей на актуальные и перспективные потребности областного рынка труда, активно участвующей в формировании государственного и социального заказа на подготовку квалифицированных кадров для экономики и социальной сферы Кемеровской области, эффективно содействующей достижению стратегических ориентиров социально-экономического развития Кемеровской области;

 обеспечение регулируемого опережающего воспроизводства квалифицированных кадров для экономики и социальной сферы Кемеровской области в условиях неблагоприятной демографической ситуации и колебаний конъюнктуры на рынках капиталов, труда, энергоносителей и сырья, средств производства и технологий;
достижение и поддержание относительно стабильного баланса спроса и предложения на подготовку, переподготовку, повышение квалификации специалистов и квалифицированных рабочих в Кемеровской области;

 увеличение вклада действующих на территории Кемеровской области ОУ ПО и их филиалов (представительств) в разработку и внедрение в производство передовых высокоэффективных, наукоемких и ресурсосберегающих технологий, создание новых рабочих мест;

 формирование в Кемеровской области стабильно функционирующей системы непрерывного многоуровневого профессионального образования, ориентированной на достижение долгосрочных социальных результатов и максимально полное удовлетворение запросов заказчиков и потребителей образовательных услуг;

 реструктуризация территориальной сети действующих на территории Кемеровскойобласти ОУ ПО и их филиалов, оптимизация объемов и профессионально- квалификационной структуры подготовкив них специалистов и квалифицированныхрабочих;

 повышение качества профессиональной подготовки и результативности воспитательной работыв действующих на территории Кемеровской области ОУ ПО, их филиалах и представительствах;

 повышение конкурентоспособности выпускников ОУ ПО Кемеровской области и их филиалов (представительств) на региональном, в границах территории Сибирского федерального округа и федеральном рынках труда;

 укрепление позиций ОУ ПО Кемеровской области и их филиалов (представительств) на региональном и федеральном рынках образовательных услуг и технологий;

 переход к итоговому финансированию ОУ ПО Кемеровской области из средств областного бюджета по результатам их деятельности на основе комплексной государственно-общественной экспертизы качества подготовки и результатов трудоустройства, профессиональной и социальной адаптации их выпускников;

 консолидация и повышение эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств ОУ ПО, их филиалов и представительств

Организация контроля за выполнением Программы

Контроль за выполнением Программы осуществляют государственный заказчик Программы, Губернатор Кемеровской области, Совет народных депутатов Кемеровской области

В Кемеровской области сложилась развитая, стабильно функционирующая территориальная сеть ОУ ПО, их филиалов и представительств, включающая:

72 образовательных учреждения начального профессионального образования (далее - ОУ НПО) с 2 филиалами;

61 образовательное учреждение среднего профессионального образования (далее - ОУ СПО) с 4 филиалами;

10 созданных на территории Кемеровской области государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (далее -ОУ ВПО) с 16 филиалами и 1 представительством;

21 филиал и 24 представительства государственных ОУ ВПО, расположенных за пределами территории Кемеровской области;

1 созданный на территории Кемеровской области аккредитованный негосударственный вуз, 12 филиалов и 8 представительств аккредитованных негосударственных ОУ ВПО, расположенных за пределами территории Кемеровской области.

1.1. Общая оценка современного состояния системы профессионального образования в Кемеровской области


Проведённый анализ современного состояния системы профессионального образования в Кемеровской области показывает, что по основным своим характеристикам она способна обеспечить сохранение и укрепление кадрового потенциала экономики и социальной сферы в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Кемеровской области.

Деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления, органов управления образованием Кемеровской области ориентирована на придание профессиональному образованию новых качественных характеристик в связи с ее становлением как максимально открытой и гибкой системы, оперативно реагирующей на требования рынка труда, активно участвующей в формировании социального и государственного заказа на подготовку (повышение квалификации, переподготовку) кадров.

В Кемеровской области ежегодно проводятся мероприятия по обновлению содержания и структуры профессионального образования, по созданию и совершенствованию организационных и экономических механизмов развития образовательной сферы.

Немало внимания уделяется в Кемеровской области формированию и развитию деятельности институтов общественного участия в управлении образовательными учреждениями. Практически во всех ОУ ПО сформированы и действуют попечительские советы и структуры ученического (студенческого) самоуправления. Департамент науки и профессионального образования Кемеровской области, территориальные органы управления образованием, ОУ ПО планируют и осуществляют свою деятельность в постоянном, непосредственном взаимодействии с областным советом ректоров, областными советами директоров ОУ ПО, областным центром молодёжи и студентов, советом молодых специалистов Кузбасса, Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, многочисленными общественными объединениями и организациями.

Администрацией Кемеровской области, департаментом науки и профессионального образования Кемеровской области разработана система эффективной социальной поддержки учащихся (студентов), научно-педагогических и инженерно-педагогических работников образовательных учреждений профессионального образования региона, молодых специалистов. Законом Кемеровской области утверждена региональная целевая программа "Содействие профессиональному становлению выпускников учреждений профессионального образования Кемеровской области" на 2005 - 2010 годы.

Вместе с тем значительное влияние на современное состояние, общий ход и перспективы развития системы профессионального образования в Кемеровской области оказывают многочисленные проблемы, среди которых следует прежде всего выделить следующие:

отсутствие научно обоснованных прогнозов социально-экономического развития Кемеровской области, сбалансированного государственного и общественного заказа на подготовку (переподготовку) квалифицированных рабочих и специалистов, что существенно затрудняет формирование оптимальной профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров для экономики и социальной сферы, а также приводит к дублированию ряда реализуемых ОУ ПО Кемеровской области профессиональных образовательных программ, подготовке и выпуску квалифицированных кадров в объёмах, не соответствующих потребностям областного рынка труда;

отсутствие единых общенациональных стандартов профессионально-трудовой деятельности и квалификационных характеристик рабочих мест, несовершенство действующих государственных образовательных стандартов профессионального образования и негибкость разработанных на их основе профессиональных образовательных программ, что создаёт определённые трудности для обеспечения содержательной и организационной преемственности между различными уровнями (ступенями) профессионального образования;

неэффективность экономики образования в целом, инвестиционная непривлекательность и недостаточные объемы бюджетного финансирования системы профессионального образования, неудовлетворительное состояние материально-технической базы большинства ОУ ПО и относительно низкий уровень их обеспечения современными техническими средствами обучения, необходимыми для внедрения в образовательный процесс передовых образовательных и информационных технологий;

отсутствие нормативной правовой базы, регулирующей финансово-хозяйственную (в том числе предпринимательскую и иную приносящую доход) деятельность ОУ ПО;

общая институциональная и функциональная неразвитость системы непрерывного многоуровневого профессионального образования, недостаточный уровень развития большинства образовательных учреждений системы повышения квалификации, структур послевузовского профессионального образования;

отсутствие в большинстве действующих на территории Кемеровской области ОУ ПО, их филиалах и представительствах отделов (служб) маркетинга областного рынка труда, содействия трудоустройству, профессиональному становлению и социальной адаптации выпускников, а также сопоставимых систем менеджмента качества профессионального образования;

недостаточный в целом уровень профессиональной ориентации, мотивации и адаптации, конкурентоспособности и социальной мобильности будущих квалифицированных рабочих и специалистов, способности и готовности выпускников ОУ ПО к самостоятельной профессиональной и (или) иной социально значимой деятельности в условиях масштабных и динамичных общественных перемен;

отсутствие систематического мониторинга образовательных результатов и социальных эффектов деятельности ОУ ПО на территории Кемеровской области, а также механизма комплексной государственно-общественной оценки качества подготовки выпускников ОУ ПО Кемеровской области в соответствии с современным уровнем развития науки и техники, технико-технологическим состоянием соответствующих отраслей (предприятий), требованиями работодателей и запросами потребителей образовательных услуг;

социально-экономическая непривлекательность для значительной части трудоспособного населения области и большинства выпускников ОУ ПО отдельных секторов областного рынка труда, ориентированных на бюджетную сферу, и обусловленное этим необоснованное замещение должностей рабочих мест на предприятиях и в организациях Кемеровской области выпускниками ОУ ПО.

Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что сегодня практически никому не нужен работник, не владеющий смежными профессиями и (или) не имеющий специальных знаний, умений и практических навыков в области маркетинга, менеджмента, современных информационных систем и технологий. Наличие у работника основного общего образования определили в качестве значимого 58,2 % опрошенных работодателей, а как не имеющее значения - 3,6 %. При этом 87 % респондентов отметили соответствие современным требованиям уровня профессиональной подготовки работников с ВПО, 80 % - работников с СПО, 70,9 % - работников с НПО. О несоответствии уровня профессиональной подготовки современным требованиям заявили 5,45 % опрошенных относительно работников с ВПО, 16,4 % - относительно работников с СПО, 14,5 % - относительно работников с НПО.

Система профессионального образования в Кемеровской области должна быть ориентирована прежде всего на формирование и качественное выполнение кадрового заказа экономики и социальной сферы Кемеровской области, актуальные и перспективные потребности областного рынка труда, требования работодателей и запросы потребителей образовательных услуг. Успешное решение связанных с этим масштабных и сложных задач возможно лишь на основе комплексного программно-целевого подхода.

1.2. Общая характеристика и основные проблемы системы начального профессионального образования в Кемеровской области


Система НПО оказывает прямое и непосредственное влияние на темпы социально-экономического развития Кемеровской области, даёт достаточно высокую и сравнительно быструю экономическую отдачу, что позволяет рассматривать её как важную составляющую совокупного социально-экономического потенциала Кемеровской области. Согласно утверждённой Правительством Российской Федерации Концепции реформирования начального профессионального образования главными задачами функционирования ОУ НПО являются максимально полное удовлетворение потребности личности в получении образования данного уровня и обеспечение отраслей экономики квалифицированными кадрами.

В настоящее время общая численность обучающихся в ОУ НПО Кемеровской области насчитывает свыше 35 тыс. человек. Подготовка квалифицированных рабочих в ОУ НПО Кемеровской области осуществляется по 90 профессиям, 21 укрупнённой группе профессий и более чем по 200 специальностям НПО. В составе 72 действующих в Кемеровской области ОУ НПО числятся 61 профессиональное училище, 9 профессиональных лицеев.

Перечень направлений подготовки в ОУ НПО Кемеровской области свидетельствует о достаточно полном охвате профессий, востребованных в различных отраслях экономики.

Коэффициент наполняемости ОУ НПО Кемеровской области с учётом бюджетной подготовки составляет 1,0. Приём учащихся в 2003/2004 учебном году составил 15,3 тыс. человек, выпуск - 13,5 тыс. человек. Доля выпускников 9-х классов, поступающих на обучение в ОУ НПО Кемеровской области с целью получить среднее (полное) общее образование, устойчиво держится на уровне 50 - 55 %. Тем не менее количество ученических мест в ОУ НПО Кемеровской области сбалансировано с численностью абитуриентов, желающих получить образование данного уровня. Принимая во внимание внеконкурсный порядок зачисления абитуриентов на обучение в ОУ НПО Кемеровской области, можно констатировать, что потребность населения Кемеровской области в образовательных услугах ОУ НПО удовлетворяется на 100 %.

В ОУ НПО Кемеровской области трудятся 3935 инженерно-педагогических и руководящих работников, в том числе 72 заслуженных работника образования, 760 . отличников профессионально-технического образования и почётных работников НПО. Более 50 % инженерно-педагогических работников имеют высшую и первую квалификационные категории. За последние три года более 20 % педагогических и руководящих работников ОУ НПО Кемеровской области повысили свою профессиональную квалификацию.

Основными критериями определения необходимых объёмов и профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих кадров и специалистов в ОУ НПО Кемеровской области являются: 1) наличие на областном (местном) рынке труда спроса на рабочих и специалистов, обучающихся в ОУ НПО; 2) востребованность выпускников ОУ НПО предыдущих лет; 3) подтверждение работодателями необходимости подготовки квалифицированных кадров в предлагаемых учреждениями НПО объёмах, в том числе по новым профессиям (специальностям) и направлениям подготовки.

Несмотря на хорошо развитую территориальную сеть и достаточно стабильное функционирование ОУ НПО Кемеровской области, объёмы, профессионально-квалификационная структура и качество подготовки в них квалифицированных рабочих и специалистов лишь частично соответствуют актуальным и перспективным потребностям областного рынка труда, далеко не в полной мере отвечают требованиям работодателей, запросам других заказчиков и потребителей образовательных услуг. Причинами такого положения, в частности, являются:

отсутствие точного, научно обоснованного прогноза потребности экономики и социальной сферы Кемеровской области в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов на среднесрочную и долгосрочную перспективу;

несоответствие объёмов ежегодного выпуска квалифицированных рабочих и специалистов с НПО (35 % от общего числа выпускников ОУ ПО Кемеровской области) их доле в численном составе и профессионально-квалификационной структуре занятого населения Кемеровской области (54 % от общего числа работающих);

дублирование в подготовке кадров по отдельным группам востребованных населением, но не обеспеченных рабочими местами профессий (сварщик, кулинар, портной, бухгалтер и др.);

отсутствие у большинства ОУ НПО Кемеровской области двухсторонних (с предприятиями, учреждениями, организациями) и трёхсторонних (с предприятиями, учреждениями, организациями и учащимися) договоров о подготовке, переподготовке и (или) повышении квалификации кадров при одновременном развитии крупнейшими промышленными предприятиями и организациями Кемеровской области собственных параллельных структур профессиональной подготовки и переподготовки кадров (учебно-курсовые комбинаты и т. д.);

сравнительно невысокая (в пределах 2,5 - 3,5 %) доля участия ОУ НПО Кемеровской области в осуществлении профессиональной переподготовки и повышения квалификации незанятых граждан;

недостаточное привлечение среднесрочных и долгосрочных инвестиций в систему НПО, не позволяющее развивать материально-техническую базу областных ОУ РШО и повышать качество подготовки (переподготовки) в них квалифицированных рабочих и специалистов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»