ЗАКОН
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 08 декабря 2005 года N 135-оз
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СРЕДНЕСРОЧНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2006 - 2007 ГОДЫ
Принят Советом народных депутатов
Кемеровской области
18 ноября 2005 г.
(в ред. Законов Кемеровской области от 14.02.2007 N 13-ОЗ, от 27.12.2007 N 192-ОЗ)
(утратил силу в связи с истечением срока действия)
Настоящий Закон принят в целях эффективного использования потенциала системы профессионального образования для достижения обеспечения соответствия качества профессионального образования в Кемеровской области актуальным и перспективным потребностям областного рынка труда, повышения конкурентоспособности, профессиональной компетентности и социальной мобильности выпускников учреждений профессионального образования Кемеровской области.
Утвердить среднесрочную региональную целевую программу "Развитие профессионального образования в Кемеровской области" на 2006 - 2007 годы согласно приложению к настоящему Закону.
(в ред. Закона Кемеровской области от 27.12.2007 N 192-ОЗ)
Финансирование среднесрочной региональной целевой программы "Развитие профессионального образования в Кемеровской области" на 2006 - 2007 годы осуществляется за счёт средств областного бюджета и иных не запрещенных законодательством источников.
(в ред. Закона Кемеровской области от 27.12.2007 N 192-ОЗ)
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 года.
Губернатор
Кемеровской области
А.М. Тулеев
г. Кемерово
от 8 декабря 2005 г.
N 135-ОЗ
Среднесрочная региональная целевая программа "Развитие профессионального образования в Кемеровской области" на 2006 - 2007 годы
(в ред. Закона Кемеровской области от 27.12.2007 N 192-ОЗ)
Наименование программы | Среднесрочная региональная целевая программа "Развитие профессионального образования в Кемеровской области" |
Дата принятия и наименование решения о разработке Программы | Распоряжение Губернатора Кемеровской области от 13.10.2005 N 19-рг "О разработке среднесрочной региональной целевой программы "Развитие профессионального образования в Кемеровской области" на 2006 - 2010 годы" |
Государственный заказчик Программы | Коллегия Администрации Кемеровской области |
Директор Программы | Заместитель Губернатора Кемеровской области С.А. Муравьев |
Основные разработчики Программы | Департамент науки и образования Кемеровской области |
Цели Программы | Эффективное использование потенциала системы профессионального образования для достижения целей социально-экономического развития Кемеровской области; |
Задачи Программы | Увеличение вклада системы профессионального образования Кемеровской области в решение проблемы обеспече ния занятости трудоспособного населения в условиях структурной перестройки экономики и социальной сферы; |
Срок реализации Программы | 2006 - 2007 годы |
Основные мероприятия Программы (перечень подпрограмм) | Подпрограммы: |
Основные исполнители Программы | Департамент образования и науки Кемеровской области ( далее - ДОиН), Государственная лицензионно-аттестационная служба Кемеровской области (далее - ГЛАС), департамент молодёжной политики и спорта Кемеровской области (далее - ДМПиС), департамент охраны здоровья населения Кемеровской области (далее - ДОЗН),департамент сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Кемеровской области (далее - ДСХиПП),департамент социальной защиты населения Кемеровской области (далее - ДСЗН),департамент труда Кемеровской области (далее - ДТ), Администрация Кемеровской области |
Объемы и источники финансирования Программы | Всего на 2006 - 2007 годы - тыс. рублей,в том числе: из средств областного бюджета - тыс. рублей, возможные дополнительные источники (внебюджетные средства) - тыс. рублей, |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Создание механизма устойчивого развития профессионального образования в Кемеровской области в качестве максимально открытой и гибкой системы, оперативно реагирующей на актуальные и перспективные потребности областного рынка труда, активно участвующей в формировании государственного и социального заказа на подготовку квалифицированных кадров для экономики и социальной сферы Кемеровской области, эффективно содействующей достижению стратегических ориентиров социально-экономического развития Кемеровской области; |
Организация контроля за выполнением Программы | Контроль за выполнением Программы осуществляют государственный заказчик Программы, Губернатор Кемеровской области, Совет народных депутатов Кемеровской области |
В Кемеровской области сложилась развитая, стабильно функционирующая территориальная сеть ОУ ПО, их филиалов и представительств, включающая:
72 образовательных учреждения начального профессионального образования (далее - ОУ НПО) с 2 филиалами;
61 образовательное учреждение среднего профессионального образования (далее - ОУ СПО) с 4 филиалами;
10 созданных на территории Кемеровской области государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (далее -ОУ ВПО) с 16 филиалами и 1 представительством;
21 филиал и 24 представительства государственных ОУ ВПО, расположенных за пределами территории Кемеровской области;
1 созданный на территории Кемеровской области аккредитованный негосударственный вуз, 12 филиалов и 8 представительств аккредитованных негосударственных ОУ ВПО, расположенных за пределами территории Кемеровской области.
Проведённый анализ современного состояния системы профессионального образования в Кемеровской области показывает, что по основным своим характеристикам она способна обеспечить сохранение и укрепление кадрового потенциала экономики и социальной сферы в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Кемеровской области.
Деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления, органов управления образованием Кемеровской области ориентирована на придание профессиональному образованию новых качественных характеристик в связи с ее становлением как максимально открытой и гибкой системы, оперативно реагирующей на требования рынка труда, активно участвующей в формировании социального и государственного заказа на подготовку (повышение квалификации, переподготовку) кадров.
В Кемеровской области ежегодно проводятся мероприятия по обновлению содержания и структуры профессионального образования, по созданию и совершенствованию организационных и экономических механизмов развития образовательной сферы.
Немало внимания уделяется в Кемеровской области формированию и развитию деятельности институтов общественного участия в управлении образовательными учреждениями. Практически во всех ОУ ПО сформированы и действуют попечительские советы и структуры ученического (студенческого) самоуправления. Департамент науки и профессионального образования Кемеровской области, территориальные органы управления образованием, ОУ ПО планируют и осуществляют свою деятельность в постоянном, непосредственном взаимодействии с областным советом ректоров, областными советами директоров ОУ ПО, областным центром молодёжи и студентов, советом молодых специалистов Кузбасса, Федерацией профсоюзных организаций Кузбасса, многочисленными общественными объединениями и организациями.
Администрацией Кемеровской области, департаментом науки и профессионального образования Кемеровской области разработана система эффективной социальной поддержки учащихся (студентов), научно-педагогических и инженерно-педагогических работников образовательных учреждений профессионального образования региона, молодых специалистов. Законом Кемеровской области утверждена региональная целевая программа "Содействие профессиональному становлению выпускников учреждений профессионального образования Кемеровской области" на 2005 - 2010 годы.
Вместе с тем значительное влияние на современное состояние, общий ход и перспективы развития системы профессионального образования в Кемеровской области оказывают многочисленные проблемы, среди которых следует прежде всего выделить следующие:
отсутствие научно обоснованных прогнозов социально-экономического развития Кемеровской области, сбалансированного государственного и общественного заказа на подготовку (переподготовку) квалифицированных рабочих и специалистов, что существенно затрудняет формирование оптимальной профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров для экономики и социальной сферы, а также приводит к дублированию ряда реализуемых ОУ ПО Кемеровской области профессиональных образовательных программ, подготовке и выпуску квалифицированных кадров в объёмах, не соответствующих потребностям областного рынка труда;
отсутствие единых общенациональных стандартов профессионально-трудовой деятельности и квалификационных характеристик рабочих мест, несовершенство действующих государственных образовательных стандартов профессионального образования и негибкость разработанных на их основе профессиональных образовательных программ, что создаёт определённые трудности для обеспечения содержательной и организационной преемственности между различными уровнями (ступенями) профессионального образования;
неэффективность экономики образования в целом, инвестиционная непривлекательность и недостаточные объемы бюджетного финансирования системы профессионального образования, неудовлетворительное состояние материально-технической базы большинства ОУ ПО и относительно низкий уровень их обеспечения современными техническими средствами обучения, необходимыми для внедрения в образовательный процесс передовых образовательных и информационных технологий;
отсутствие нормативной правовой базы, регулирующей финансово-хозяйственную (в том числе предпринимательскую и иную приносящую доход) деятельность ОУ ПО;
общая институциональная и функциональная неразвитость системы непрерывного многоуровневого профессионального образования, недостаточный уровень развития большинства образовательных учреждений системы повышения квалификации, структур послевузовского профессионального образования;
отсутствие в большинстве действующих на территории Кемеровской области ОУ ПО, их филиалах и представительствах отделов (служб) маркетинга областного рынка труда, содействия трудоустройству, профессиональному становлению и социальной адаптации выпускников, а также сопоставимых систем менеджмента качества профессионального образования;
недостаточный в целом уровень профессиональной ориентации, мотивации и адаптации, конкурентоспособности и социальной мобильности будущих квалифицированных рабочих и специалистов, способности и готовности выпускников ОУ ПО к самостоятельной профессиональной и (или) иной социально значимой деятельности в условиях масштабных и динамичных общественных перемен;
отсутствие систематического мониторинга образовательных результатов и социальных эффектов деятельности ОУ ПО на территории Кемеровской области, а также механизма комплексной государственно-общественной оценки качества подготовки выпускников ОУ ПО Кемеровской области в соответствии с современным уровнем развития науки и техники, технико-технологическим состоянием соответствующих отраслей (предприятий), требованиями работодателей и запросами потребителей образовательных услуг;
социально-экономическая непривлекательность для значительной части трудоспособного населения области и большинства выпускников ОУ ПО отдельных секторов областного рынка труда, ориентированных на бюджетную сферу, и обусловленное этим необоснованное замещение должностей рабочих мест на предприятиях и в организациях Кемеровской области выпускниками ОУ ПО.
Результаты проведенных исследований свидетельствуют, что сегодня практически никому не нужен работник, не владеющий смежными профессиями и (или) не имеющий специальных знаний, умений и практических навыков в области маркетинга, менеджмента, современных информационных систем и технологий. Наличие у работника основного общего образования определили в качестве значимого 58,2 % опрошенных работодателей, а как не имеющее значения - 3,6 %. При этом 87 % респондентов отметили соответствие современным требованиям уровня профессиональной подготовки работников с ВПО, 80 % - работников с СПО, 70,9 % - работников с НПО. О несоответствии уровня профессиональной подготовки современным требованиям заявили 5,45 % опрошенных относительно работников с ВПО, 16,4 % - относительно работников с СПО, 14,5 % - относительно работников с НПО.
Система профессионального образования в Кемеровской области должна быть ориентирована прежде всего на формирование и качественное выполнение кадрового заказа экономики и социальной сферы Кемеровской области, актуальные и перспективные потребности областного рынка труда, требования работодателей и запросы потребителей образовательных услуг. Успешное решение связанных с этим масштабных и сложных задач возможно лишь на основе комплексного программно-целевого подхода.
Система НПО оказывает прямое и непосредственное влияние на темпы социально-экономического развития Кемеровской области, даёт достаточно высокую и сравнительно быструю экономическую отдачу, что позволяет рассматривать её как важную составляющую совокупного социально-экономического потенциала Кемеровской области. Согласно утверждённой Правительством Российской Федерации Концепции реформирования начального профессионального образования главными задачами функционирования ОУ НПО являются максимально полное удовлетворение потребности личности в получении образования данного уровня и обеспечение отраслей экономики квалифицированными кадрами.
В настоящее время общая численность обучающихся в ОУ НПО Кемеровской области насчитывает свыше 35 тыс. человек. Подготовка квалифицированных рабочих в ОУ НПО Кемеровской области осуществляется по 90 профессиям, 21 укрупнённой группе профессий и более чем по 200 специальностям НПО. В составе 72 действующих в Кемеровской области ОУ НПО числятся 61 профессиональное училище, 9 профессиональных лицеев.
Перечень направлений подготовки в ОУ НПО Кемеровской области свидетельствует о достаточно полном охвате профессий, востребованных в различных отраслях экономики.
Коэффициент наполняемости ОУ НПО Кемеровской области с учётом бюджетной подготовки составляет 1,0. Приём учащихся в 2003/2004 учебном году составил 15,3 тыс. человек, выпуск - 13,5 тыс. человек. Доля выпускников 9-х классов, поступающих на обучение в ОУ НПО Кемеровской области с целью получить среднее (полное) общее образование, устойчиво держится на уровне 50 - 55 %. Тем не менее количество ученических мест в ОУ НПО Кемеровской области сбалансировано с численностью абитуриентов, желающих получить образование данного уровня. Принимая во внимание внеконкурсный порядок зачисления абитуриентов на обучение в ОУ НПО Кемеровской области, можно констатировать, что потребность населения Кемеровской области в образовательных услугах ОУ НПО удовлетворяется на 100 %.
В ОУ НПО Кемеровской области трудятся 3935 инженерно-педагогических и руководящих работников, в том числе 72 заслуженных работника образования, 760 . отличников профессионально-технического образования и почётных работников НПО. Более 50 % инженерно-педагогических работников имеют высшую и первую квалификационные категории. За последние три года более 20 % педагогических и руководящих работников ОУ НПО Кемеровской области повысили свою профессиональную квалификацию.
Основными критериями определения необходимых объёмов и профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих кадров и специалистов в ОУ НПО Кемеровской области являются: 1) наличие на областном (местном) рынке труда спроса на рабочих и специалистов, обучающихся в ОУ НПО; 2) востребованность выпускников ОУ НПО предыдущих лет; 3) подтверждение работодателями необходимости подготовки квалифицированных кадров в предлагаемых учреждениями НПО объёмах, в том числе по новым профессиям (специальностям) и направлениям подготовки.
Несмотря на хорошо развитую территориальную сеть и достаточно стабильное функционирование ОУ НПО Кемеровской области, объёмы, профессионально-квалификационная структура и качество подготовки в них квалифицированных рабочих и специалистов лишь частично соответствуют актуальным и перспективным потребностям областного рынка труда, далеко не в полной мере отвечают требованиям работодателей, запросам других заказчиков и потребителей образовательных услуг. Причинами такого положения, в частности, являются:
отсутствие точного, научно обоснованного прогноза потребности экономики и социальной сферы Кемеровской области в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
несоответствие объёмов ежегодного выпуска квалифицированных рабочих и специалистов с НПО (35 % от общего числа выпускников ОУ ПО Кемеровской области) их доле в численном составе и профессионально-квалификационной структуре занятого населения Кемеровской области (54 % от общего числа работающих);
дублирование в подготовке кадров по отдельным группам востребованных населением, но не обеспеченных рабочими местами профессий (сварщик, кулинар, портной, бухгалтер и др.);
отсутствие у большинства ОУ НПО Кемеровской области двухсторонних (с предприятиями, учреждениями, организациями) и трёхсторонних (с предприятиями, учреждениями, организациями и учащимися) договоров о подготовке, переподготовке и (или) повышении квалификации кадров при одновременном развитии крупнейшими промышленными предприятиями и организациями Кемеровской области собственных параллельных структур профессиональной подготовки и переподготовки кадров (учебно-курсовые комбинаты и т. д.);
сравнительно невысокая (в пределах 2,5 - 3,5 %) доля участия ОУ НПО Кемеровской области в осуществлении профессиональной переподготовки и повышения квалификации незанятых граждан;
недостаточное привлечение среднесрочных и долгосрочных инвестиций в систему НПО, не позволяющее развивать материально-техническую базу областных ОУ РШО и повышать качество подготовки (переподготовки) в них квалифицированных рабочих и специалистов;