СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКОН КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 6 декабря 2000 года № 100-ОЗ
Принят Советом
народных депутатов
Кемеровской области
29.11.2000 № 816
Статья 1. Внести в Устав (Основной Закон) Кемеровской области (далее- Устав) ("Кузбасс" от 11.06.97, № 102; 26.06.97, № 111; 13.01.98, № 5; 29.05.98, № 96; 22.10.99, № 201; 17.05.2000, № 88) следующие поправки:
Поправка 1. Исключить из названия Устава Кемеровской области слова "(Основной Закон)".
Поправка 2. Главу 1 Устава Кемеровской области изложить в следующей редакции:
"ГЛАВА 1. СТАТУС КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья 1. Кемеровская область как субъект Российской Федерации
1. Кемеровская область в соответствии с Конституцией Российской Федерации является субъектом Российской Федерации, равноправным с другими субъектами Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
2. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кемеровской области осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, заключенными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
3. Законы и иные акты, принимаемые в Кемеровской области, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и настоящему Уставу.
4. Устав Кемеровской области является основным правовым актом Кемеровской области в системе нормативного регулирования, осуществляемого органами государственной власти Кемеровской области с участием населения, органов местного самоуправления на территории Кемеровской области, имеет прямое действие и применяется на всей территории Кемеровской области.
5. Статус Кемеровской области как субъекта Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом и может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и Кемеровской области в соответствии с федеральным конституционным законом.
Статья 2. Административно-территориальное устройство Кемеровской области
1. Кемеровская область образована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.01.43 "Об образовании Кемеровской области в составе РСФСР", Кемеровская область занимает территорию общей площадью 95,5 тыс. кв. километров.
2. В системе государственного территориального устройства Российской Федерации Кемеровская область граничит с Новосибирской и Томской областями, республиками Алтай, Хакасия, Красноярским и Алтайским краями.
3. Территория Кемеровской области является неотъемлемой частью единой территории Российской Федерации.
4. Границы Кемеровской области не могут быть изменены без учета мнения населения Кемеровской области.
5. Административно - территориальное устройство Кемеровской области и порядок его изменения устанавливаются законом Кемеровской области.
6. Административным центром Кемеровской области является город Кемерово.
7. Статус города Кемерово как административного центра Кемеровской области, особенности отношений между органами государственной власти Кемеровской области и органами местного самоуправления города Кемерово определяются законом Кемеровской области.
Статья 3. Символика Кемеровской области
1. Кемеровская область имеет свой герб, гимн и флаг, утверждаемые законодательным (представительным) органом государственной власти Кемеровской области.
2. Описание и порядок использования символики Кемеровской области определяются законом Кемеровской области.
Статья 4. Международные и внешнеэкономические связи Кемеровской области
1. Кемеровская область осуществляет международные, внешнеэкономические связи в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
2. Договоры Кемеровской области в соответствии с законом Кемеровской области подлежат ратификации законодательным (представительным) органом государственной власти Кемеровской области. Ратификация договоров Кемеровской области осуществляется путем принятия соответствующих законов Кемеровской области.
Статья 5. Отношения Кемеровской области с другими субъектами Российской Федерации
Кемеровская область осуществляет связи с другими субъектами Российской Федерации, заключает с ними договоры и соглашения в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, настоящим Уставом и законами Кемеровской области.
Статья 6. Предметы совместного ведения Российской Федерации и Кемеровской области
1. В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и Кемеровской области находятся:
а) обеспечение соответствия Устава Кемеровской области, законов и иных нормативных правовых актов Кемеровской области Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
к) административное, административно - процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательства, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных, правоохранительных органов, адвокатура, нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов;
н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления Кемеровской области;
о) координация международных и внешнеэкономических связей Кемеровской области, выполнение международных договоров Российской Федерации.
2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Кемеровской области осуществляется Конституцией Российской Федерации, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.
3. До принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения Российской Федерации и Кемеровской области, Кемеровская область вправе осуществлять по таким вопросам собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты Кемеровской области приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.
Статья 7. Предметы ведения и полномочия Кемеровской области
1. В ведении Кемеровской области находятся:
а) принятие и изменение Устава Кемеровской области, законов и других нормативных правовых актов Кемеровской области;
б) установление системы органов законодательной (представительной) и исполнительной власти Кемеровской области, порядка их формирования, организации и деятельности; разграничение компетенции этих органов, исходя из общих принципов, закрепленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;
в) обеспечение организации местного самоуправления на основе общих принципов, установленных федеральным законом;
г) разработка и утверждение символики Кемеровской области;
д) решение вопросов административно-территориального устройства Кемеровской области, согласование изменения статуса и границ Кемеровской области;
е) разработка и утверждение программ социально-экономического развития Кемеровской области;
ж) установление порядка управления и распоряжения собственностью Кемеровской области, в том числе долями (паями, акциями) Кемеровской области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;
з) разработка, утверждение и исполнение бюджета Кемеровской области;
и) установление порядка образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов Кемеровской области, утверждение отчетов о расходовании средств этих фондов;
к) установление налогов и сборов, порядка их взимания, отнесенных федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации;
л) утверждение заключения и расторжения договоров Кемеровской области;
м) экономические, научно - технические и культурные связи Кемеровской области с другими субъектами Российской Федерации;
н) областная государственная служба в части, не отнесенной к ведению Российской Федерации;
о) учреждение и присвоение наград Кемеровской области, почетных званий и премий;
п) регулирование иных вопросов, относящихся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами Кемеровской области к ведению и полномочиям Кемеровской области.
2. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и Кемеровской области Кемеровская область осуществляет собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов Кемеровской области.
3. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом Кемеровской области, изданным по предметам ведения Кемеровской области, действует нормативный правовой акт Кемеровской области.
Статья 8. Народовластие
1. Граждане, проживающие на территории Кемеровской области, осуществляют свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления Кемеровской области.
2. Государственная власть в Кемеровской области осуществляется органами законодательной (представительной) и исполнительной власти на основе разделения властей в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и в соответствии с настоящим Уставом.
3. Высшим непосредственным выражением народовластия являются референдум, свободные выборы.
4. Депутаты, выборные должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления Кемеровской области представляют интересы граждан и ответственны перед ними.
Статья 9. Система органов государственной власти Кемеровской области
1. В систему органов государственной власти Кемеровской области входят:
а) Совет народных депутатов Кемеровской области - законодательный (представительный) орган государственной власти Кемеровской области;
б) Администрация Кемеровской области - высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области (далее - высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области);
в) иные органы государственной власти Кемеровской области, образуемые в соответствии с законами Кемеровской области и (или) схемой управления Кемеровской областью.
2. В Кемеровской области устанавливается должность высшего должностного лица - Губернатора Кемеровской области, возглавляющего высший исполнительный орган государственной власти Кемеровской области.
3. Взаимодействие органов государственной власти Кемеровской области осуществляется на основе конституционного принципа разделения властей и в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Статья 10. Местное самоуправление в Кемеровской области
1. На территории Кемеровской области осуществляется местное самоуправление.
2. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
3. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти Кемеровской области.
Статья 11. Формы непосредственной демократии
На территории Кемеровской области в соответствии с действующим законодательством обеспечивается использование всех форм непосредственной демократии: референдумов, демонстраций, шествий, митингов, пикетирований, собраний (сходов) граждан по месту жительства, участия в выборах депутатов и выборных должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления Кемеровской области, коллективных обращений (петиций), опросов, народных обсуждений, народных инициатив и других форм.
Статья 12. Право законодательной инициативы в Совете народных депутатов Кемеровской области
1. Право законодательной инициативы в Совете народных депутатов Кемеровской области принадлежит Губернатору Кемеровской области, депутатам Совета народных депутатов Кемеровской области, представительным органам местного самоуправления, избирательной комиссии Кемеровской области, Кемеровскому областному суду, Арбитражному суду Кемеровской области, Уставному суду Кемеровской области, Управлению Министерства юстиции Российской Федерации по Кемеровской области, прокурору Кемеровской области, общественным объединениям в соответствии с законом Кемеровской области.
2. Законопроекты, внесенные в Совет народных депутатов Кемеровской области Губернатором Кемеровской области, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
3. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств Кемеровской области, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Кемеровской области, рассматриваются Советом народных депутатов Кемеровской области по представлению Губернатора Кемеровской области либо при наличии его заключения.
4. Срок подготовки данного заключения не должен превышать 30 календарных дней с момента поступления законопроекта Губернатору Кемеровской области.".
Поправка 3. Главу 2 Устава Кемеровской области исключить.
Поправка 4. Главу 3 Устава Кемеровской области считать главой 2 и изложить ее в следующей редакции: