СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКОН КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 14 января 2000 года № 5-ОЗ
О местном референдуме
(утратил силу с 13 августа 2004 года на основании Закона Кемеровской области от 17 февраля 2004 года N 8-ОЗ)
______________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными
Законом Кемеровской области от 19.12.01 г. № 122-ОЗ
Законом Кемеровской области от 15.07.02 г. № 52-ОЗ ("Кузбасс" от 17.03.2000, № 49; 21.12.2001, № 237)
______________________________________________________________________
Принят Советом
народных депутатов
Кемеровской области
24 декабря 1999 г. № 323
Свободное, демократическое и непосредственное волеизъявление народа на референдумах различного уровня является неотъемлемым правом граждан Российской Федерации, гарантированным Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и законами Кемеровской области. Проведение местных референдумов предусмотрено для решения важных вопросов местного значения. Настоящий Закон разработан на основе и в соответствии с Федеральным законом от 19.09.97 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и устанавливает условия и порядок организации и проведения местных референдумов в муниципальных образованиях Кемеровской области.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Правовая основа и пределы действия настоящего Закона
1. Местные референдумы в Кемеровской области проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с Федеральным законом от 19.09.97 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", с федеральными законами, Уставом Кемеровской области и законами Кемеровской области, а также с уставами соответствующих муниципальных образований.
2. Настоящий Закон определяет гарантии реализации гражданами, постоянно или преимущественно проживающими на территории Кемеровской области, конституционного права на участие в местном референдуме.
3. Настоящий Закон имеет прямое действие и применяется на всей территории Кемеровской области.
4. Настоящий Закон призван осуществить общее правовое регулирование вопросов, связанных с подготовкой и проведением местных референдумов; его положения могут быть конкретизированы по мере необходимости положениями уставов соответствующих муниципальных образований. При этом нормативные правовые акты органов местного самоуправления не должны противоречить федеральному законодательству и настоящему Закону. В случаях расхождения применяются нормы федерального законодательства и настоящего Закона.
Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Законе
В настоящем Законе используются следующие термины:
агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки агитации по вопросам референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования при проведении референдума;
агитация по вопросам референдума - деятельность граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории Кемеровской области, инициативной группы референдума, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума проводить референдум или отказаться от его проведения, голосовать или отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на референдум вопрос;
(Абзац 3 статьи 2 с изменением на основании Закона Кемеровской области от 19.12.2001 № 122-ОЗ)
гарантии права на участие в референдуме - правовое, организационное, информационное и иное обеспечение права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории Кемеровской области;
комиссии референдума - коллегиальные органы, формируемые (образуемые) в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законом, настоящим Законом, и организующие и обеспечивающие подготовку и проведение местных референдумов в Кемеровской области;
комиссия местного референдума муниципального образования (далее - муниципальная комиссия референдума) - коллегиальный орган, формируемый (образуемый) в порядке и сроки, которые установлены федеральными законами, настоящим Законом, организующая и обеспечивающая подготовку и проведение местного референдума на всей территории муниципального образования;
(Абзац 6 статьи 2 в редакции Закона Кемеровской области от 19.12.2001 № 122-ОЗ)
наблюдатель - лицо, назначенное при проведении референдума инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или более высоком уровне; наблюдатель на референдуме уполномочен вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии референдума в период проведения голосования и установления его итогов, определения результатов референдума, включая действия комиссии референдума по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов референдума;
наблюдатель иностранный (международный) - лицо, представляющее иностранную или международную организацию, приобретающее право на осуществление наблюдения за подготовкой и проведением местного референдума в соответствии с порядком, установленным законом;
органы местного самоуправления - представительные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом, законами Кемеровской области;
право на участие в местном референдуме - конституционное право граждан Российской Федерации участвовать в местном референдуме, в том числе голосовать по проектам нормативных правовых актов, действующим нормативным правовым актам, другим вопросам местного значения, находящимся в ведении муниципального образования;
референдум местный (местный референдум) ( далее - местный референдум) - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом, законами Кемеровской области, а также уставами муниципальных образований;
участник референдума - гражданин Российской Федерации, обладающий правом на
участие в референдуме.
Статья 3. Принципы проведения местного референдума
1. Граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории соответствующего муниципального образования Кемеровской области , участвуют в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
2. Участие в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, а также на его свободное волеизъявление.
3. Граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории соответствующего муниципального образования Кемеровской области, участвуют в местном референдуме на равных основаниях.
4. Граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории соответствующего муниципального образования Кемеровской области, голосуют на референдуме “за” или “против” вынесенного на референдум вопроса непосредственно.
5. Голосование на референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
6. Настоящим Законом допускается проведение местного референдума одновременно с выборами в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Кемеровской области и в органы местного самоуправления.
7. Деятельность комиссии референдума при подготовке и проведении референдума, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов референдума осуществляется открыто и гласно.
8. Местный референдум проводится на всей территории соответствующего муниципального образования (муниципальных образований).
Статья 4. Право на участие в местном референдуме
1. Право на участие в местном референдуме предоставляется всем гражданам Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающим на территории соответствующего муниципального образования, в границах которого проводится местный референдум, и достигшим на день проведения местного референдума 18 лет. Уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления не могут устанавливаться дополнительные условия приобретения права на участие в референдуме, связанные с требованиями относительно продолжительности и срока такого проживания.
2. Граждане могут участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, рода и характера занятий, а также других обстоятельств.
(Абзац 2 статьи 4 с изменением на основании Закона Кемеровской области от 19.12.2001 № 122-ОЗ )
3. Не имеют права участвовать в референдумах граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
4. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в референдуме.
Глава II. Назначение местного референдума в Кемеровской области
Статья 5. Обязательность проведения местного референдума
1. Местный референдум назначается и проводится в порядке и сроки, которые установлены настоящим Законом и уставом муниципального образования.
2. Принятие органами государственной власти Кемеровской области или органом местного самоуправления решения по существу вопроса, который в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральным законом, настоящим. Законом, уставом муниципального образования может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, исключающим возможность проведения референдума по данному вопросу.
(Пункт 2 статьи 5 в редакции Закона Кемеровской области от 19.12.2001 № 122-ОЗ )
Статья 6. Вопросы местного референдума
1. На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Кемеровской области, уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
2. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы:
о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий, а также о проведении досрочных выборов органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;
о формировании состава органов местного самоуправления или о персональном составе указанных органов;
об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц ;
о принятии или об изменении местного бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;
о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
3. На местный референдум не могут также быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации, Кемеровской области как субъекта Российской Федерации и другие вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.
(Пункт 3 статьи 6 с изменением на основании Закона Кемеровской области от 19.12.2001 № 122-ОЗ )
4. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод. Указанные вопросы должны быть сформулированы таким образом , чтобы исключалась возможность их множественного толкования.
5. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.
6. Вопросы, выносимые на местный референдум, не должны противоречить законодательству Российской Федерации и законам Кемеровской области.
7. Не допускается установление ограничений для вопросов, выносимых на референдум, за исключением указанных в настоящей статье.
Статья 7. Обстоятельства, исключающие проведение местного референдума
1. Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, либо на территории Кемеровской области, либо на территории муниципального образования, либо на части этой территории, а также в течение 3 месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
2. Повторный местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится в течение двух лет со дня официального опубликования результатов первого референдума, если иное не предусмотрено уставом соответствующего муниципального образования. При проведении местного референдума по уставу муниципального образования указанный срок не может превышать одного года.
3. Не допускается установление обстоятельств, исключающих проведение референдума, кроме указанных в настоящей статье.
Статья 8. Инициатива проведения местного референдума
1. Инициатива проведения местного референдума в Кемеровской области принадлежит:
гражданам Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающим на данной территории и имеющим право на участие в местном референдуме;
главе муниципального образования и представительным органам местного самоуправления;
Совету народных депутатов Кемеровской области;
Губернатору Кемеровской области;
общественным объединениям, зарегистрированным органами юстиции не позднее чем за 6 месяцев до дня обращения в соответствующий орган с инициативой проведения референдума, и устав которых предусматривает участие в выборах.
2. Для назначения местного референдума указанные в пункте 1 настоящей статьи субъекты инициативы проведения референдума формируют инициативную группу, регистрируют ее и организуют сбор подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума.
3. Для назначения местного референдума в представительный орган местного самоуправления инициативной группой по проведению референдума должны быть представлены подписи участников референдума в пользу инициативы его проведения в количестве, установленном настоящим Законом.
В случаях, если представительный орган местного самоуправления отсутствует, подписи представляются главе муниципального образования, а если глава муниципального образования не избран - в избирательную комиссию Кемеровской области.
Статья 9. Назначение местного референдума
1. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления. В случаях, если представительный орган местного самоуправления отсутствует, нормативный правовой акт о проведении местного референдума принимается главой муниципального образования. В нормативном правовом акте о назначении местного референдума указываются дата его проведения, вопрос (вопросы) референдума или проект выносимого на референдум решения. Орган, уполномоченный назначить местный референдум, принимает нормативный правовой акт о назначении референдума не позднее 14 дней после представления ему документов, необходимых для назначения местного референдума, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
2. Орган, уполномоченный назначить местный референдум, вправе отказать в назначении референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы о проведении референдума Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, иных федеральных законов, Устава и законов Кемеровской области, устава муниципального образования.
3. Референдум назначается только на календарный выходной день. Не допускается назначение референдума на праздничный день. Срок со дня назначения референдума до дня голосования не может превышать 60 дней. Решение о проведении местного референдума должно быть официально опубликовано не менее чем за 45 дней до дня голосования.
(Пункт 3 статьи 9 с изменением на основании Закона Кемеровской области от 19.12.2001 № 122-ОЗ )
4. Дата проведения местного референдума не позднее чем за 25 дней до дня проведения референдума может быть перенесена на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) органом, назначившим местный референдум, в целях совмещения проведения местного референдума с иным референдумом либо выборами. Решение о назначении референдума, а также о перенесении даты голосования публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через 6 дней со дня его принятия.
Статья 10. Порядок реализации инициативы проведения местного референдума
1. Субъекты инициативы проведения референдума, указанные в пункте 1 статьи 8, образуют инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 10 человек.
2. Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию муниципального образования, которая действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы. В случае, если постоянно действующая избирательная комиссия муниципального образования не сформирована, функции комиссии местного референдума муниципального образования временно выполняет представительный орган местного самоуправления. В случае, если представительный орган местного самоуправления отсутствует, функции комиссии местного референдума муниципального образования временно выполняет избирательная комиссия Кемеровской области.
3. В ходатайстве инициативной группы должны содержаться вопрос (вопросы) либо текст проекта нормативного правового акта, предлагаемого (предлагаемых) инициативной группой для вынесения на референдум, и должны быть указаны фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории предлагаемого референдума.
4. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения референдума. Ходатайство подписывается всеми членами инициативной группы.
5. В случае, если формулировка вопроса , предлагаемого инициативной группой для вынесения на голосование, не отвечает указанным в настоящем Законе требованиям, орган, уполномоченный производить регистрацию инициативной группы, может согласовать с инициативной группой по проведению референдума новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на референдум, принадлежит исключительно инициативной группе по проведению референдума. Формулировка вопроса, выносимого на референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы.