2.1. Постановка общекраевой проблемы
и обоснование необходимости принятия программы
Городской округ город Норильск и городское поселение город Дудинка Красноярского края, находящиеся за Полярным кругом, характеризуются сложными климатическими условиями и являются абсолютно дискомфортными для проживания территориями. Транспортное сообщение возможно только воздушным путем. Суровые природно-климатические условия, географическая отдаленность от экономических и культурных центров России оказывают существенное влияние на всю систему жизнеобеспечения муниципальных образований.
В соответствии с действующим законодательством получение социальной поддержки для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, большинство из которых являются нетрудоспособными гражданами (пенсионеры), с целью выезда в местности с благоприятными природно-климатическими условиями, при существующих объемах финансирования практически невозможно.
Ежегодный расход средств бюджетов всех уровней по выполнению федеральных и краевых законов на предоставление мер социальной поддержки неработающим пенсионерам и инвалидам, проживающим в районах отселения, составляет более 320 млн. рублей.
Кроме того, в районах отселения серьезной является проблема улучшения жилищных условий граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде и в жилье, признанном в установленном порядке непригодным для постоянного проживания.
Доля аварийного жилищного фонда и жилья, признанного в установленном порядке непригодным для постоянного проживания городском округе город Норильск значительно превышает среднекраевые показатели, что связано с особенностями эксплуатации зданий в сложных условиях вечной мерзлоты.
В городском округе город Норильск по состоянию на 01.01.2010 признаны аварийными и подлежащими сносу 9 многоквартирных жилых домов, в которых проживают 1500 семей, подлежащих переселению. В среднем ежегодно один дом признается аварийным. При этом нового строительства в городе Норильске не ведется более 10 лет. Последний дом сдан в эксплуатацию в 2000 году.
Неудовлетворительное состояние жилищного фонда усугубляется не только растеплением грунтов, но и тем, что 30% жилищного фонда построено из газозолобетонных плит, срок службы которых составляет 25-30 лет, и в настоящее время наблюдается активный процесс разрушения конструкций.
Проблема улучшения жилищных условий граждан, проживающих в жилых домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, особенно актуальна в настоящее время и является одной из причин социальной напряженности в районах отселения.
Реализация действующих мероприятий по переселению граждан, проживающих в районах отселения, в местности с благоприятными природно-климатическими условиями на территории Российской Федерации за счет средств федерального и краевого бюджетов в среднем ежегодно позволяет переселить из аварийного жилищного фонда не более 100 семей.
Для переселения всех состоящих на учете граждан по состоянию на 01.01.2010, имеющих право на получение социальных выплат в соответствии с Федеральным законом (11265 семей), требуется финансирование в размере не менее 17700000 тыс. рублей в ценах текущего года.
На территории Красноярского края реализуются следующие мероприятия:
1. Федеральный закон.
В рамках реализации Федерального закона установлена очередность предоставления социальных выплат.
Статьей 2 Федерального закона определено пять очередей:
в первую очередь - жилищные субсидии (социальные выплаты) предоставляются гражданам, выезжающим из закрывающихся городов, поселков, полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и по согласованию с Правительством Российской Федерации;
во вторую очередь - жилищные субсидии (социальные выплаты) предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в третью очередь - жилищные субсидии (социальные выплаты) предоставляются пенсионерам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в четвертую очередь - жилищные субсидии (социальные выплаты) предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в пятую очередь - жилищные субсидии (социальные выплаты) предоставляются работающим гражданам с учетом стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При этом Федеральный закон не допускает возможности предоставления жилищных субсидий (социальных выплат) гражданам, состоящим в последующей очереди, до того момента, пока не будут предоставлены жилищные субсидии (социальные выплаты) гражданам, состоящим в предыдущей очереди.
Недостаток федеральных ассигнований на предоставление социальных выплат приводит к росту численности граждан, состоящих на учете в третьей, четвертой и пятой очередях (пенсионеры, безработные, работающие - соответственно), первая очередь в Красноярском крае отсутствует.
При этом необходимо отметить, что при стаже работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 25 и более лет, учитывая сложные климатические условия и такой человеческий фактор, как продолжительность жизни, пенсионеры в первую очередь нуждаются в переселении.
Объем финансирования на предоставление социальных выплат гражданам, выезжающим из районов отселения, для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в период с 2006 по 2010 годы составил 1362800 тыс. рублей, что позволило переселить 727 семей инвалидов, в том числе по муниципальному образованию город Норильск - 582 семьи, по Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району - 145 семей.
2. Краевая целевая программа «Север на Юг» на 2008-2010 годы, утвержденная Законом Красноярского края от 20.12.2007 № 4-1176.
За период действия краевой целевой программы «Север на Юг» с 2006 по 2010 годы объем финансирования на переселение граждан из районов отселения составил 59500 тыс. рублей, в том числе по муниципальному образованию город Норильск - 44600 тыс. рублей и по Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району - 14900 тыс. рублей, что позволило переселить 50 семей, в том числе по муниципальному образованию город Норильск - 39 семей и по Таймырскому Долгано-Ненецкому муниципальному району - 11 семей.
Несмотря на принимаемые меры на федеральном и краевом уровнях, по состоянию на 01.01.2010 количество семей, состоящих в районах отселения на учете граждан, имеющих право на социальные выплаты в соответствии с Федеральным законом, составило 11265 семей, в том числе: