Действующий

О краевой целевой программе «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае» на 2008-2010 годы (с изменениями на 25 ноября 2010 года)


1. Постановка общекраевой проблемы и обоснование
необходимости принятия программы


В соответствии Программой социально-экономического развития Красноярского края до 2010 года развитие малого бизнеса является одним из приоритетных направлений. В течение 2006-2007 годов в крае оказывалась государственная поддержка субъектам малого предпринимательства в рамках Закона края от 6 декабря 2005 года № 16-4140 «О краевой целевой программе «Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Красноярском крае» на 2006-2007 годы». Принятие настоящей  программы обеспечивает преемственность решений органов государственной власти края в сфере развития малого предпринимательства с использованием механизмов   и форм государственной поддержки, положительно зарекомендовавших себя в ходе реализации краевой целевой программы «Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Красноярском крае» на 2006-2007 годы.

Основной задачей малого предпринимательства в крае является создание  и сохранение рабочих мест, т.е. обеспечение занятости и самозанятости населения региона. Количество действующих малых предприятий в 2004 году, по данным официальной статистики, составило 11305 единиц, в 2005 году - 9800 единиц, а в 2006 году - 10500 (учет индивидуальных предпринимателей органами государственной статистики не осуществляется). Несмотря на то, что сектор малого предпринимательства не является определяющим на краевом рынке труда, он уже сегодня оказывает положительное влияние на замедление темпов роста безработицы. Численность занятых на малых предприятиях,  по предварительным оценкам, в 2007 году составит 109,6 тыс. человек. Сложилась тенденция роста доли занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в экономике, которая в 2007 году достигнет 7,7 процента, в 2006 году доля составляла 7,4 процента, в 2005 году - 7,2 процента,  в 2004 году - 6,4 процента.

Наиболее привлекательной для предпринимателей остается непроизводственная сфера, особенно торговля и общественное питание. По данным статистического наблюдения, доля оборота торговых организаций  в 2005 году составляла 75 процентов от оборота всех малых предприятий, а в 2006 году - 80,3 процента. На долю оборота промышленных организаций приходилось 10,3 процента (7,3 процента в 2006 году соответственно) от общего оборота малых предприятий, строительство - 3,6 процента (3,4 процента), сельское хозяйство - 1,1 процента.

Положительная динамика развития сектора малого предпринимательства  в крае подтверждается данными официальной статистики. Так, например, в 2005 году среднемесячная заработная плата занятых в малом предпринимательстве увеличилась на 15,5 процента и достигла уровня  4625,2 рубля. По оценке 2007 года размер среднемесячной заработной платы возрастет на 30,4 процента и составит 7481,3 рубля.

Более наглядно о росте сектора малого предпринимательства свидетельствует динамика следующих показателей:

выручка от реализации товаров, продукции, работ и услуг малыми предприятиями в расчете на одно малое предприятие возросла на 90 процентов к уровню 2004 года и составила 15,0 млн. рублей в год;

доля заработной платы в объеме произведенной продукции увеличилась с 4,6 процента до 5,2 процента.

Наряду с позитивными изменениями существуют и проблемы развития малого предпринимательства в крае, которые обусловлены рядом причин:

территориальные диспропорции в уровне развития муниципальных образований региона;

недостаточно развита инфраструктура поддержки и развития малого и среднего предпринимательства;

существует дисбаланс размещения информационных ресурсов, рынок информационных и консультационных услуг в стадии формирования (создан дистанционный информационно-консультационный бизнес-инкубатор, идет подключение к нему точек доступа на базе библиотек, расположенных в муниципальных образованиях края);

остро стоит проблема качества продукции и продвижения ее на региональный, российский и международный рынки;

низкая доля производств глубокой переработки продукции лесной отрасли и сельского хозяйства;

высокий износ основных средств в сфере материального производства и агропромышленном комплексе;

дефицит квалифицированных кадров, недостаточный уровень профессиональной подготовки;

низкая активность органов местного самоуправления по развитию малого и среднего предпринимательства.

Тем не менее, потенциал для существенного увеличения количественных и качественных показателей деятельности малого и среднего предпринимательства в крае имеется. При условии реализации необходимого комплекса мер, направленных на поддержку и развитие малого и среднего бизнеса, возможно в течение ближайших 3-5 лет достижение среднероссийских показателей с выходом на лидирующие позиции в Сибирском федеральном округе.

Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» впервые установлено понятие субъекта среднего предпринимательства. Поэтому данные о состоянии и уровне развития среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе  в Красноярском крае, в настоящее время отсутствуют. Однако проблемы, сдерживающие рост субъектов среднего предпринимательства, и тенденции развития этого сектора экономики по большей части такие же, как и у малого предпринимательства.

Разработка краевой целевой программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае» на 2008-2010 годы обусловлена необходимостью решения в среднесрочной перспективе проблем, сдерживающих развитие малого и среднего бизнеса.

Реализация государственной политики поддержки малого и среднего предпринимательства, основанной на программно-целевом подходе, при котором мероприятия взаимно увязаны по срокам, ресурсам и исполнителям, в сочетании с действенной системой управления и контроля создаст предпосылки для дальнейшего более динамичного развития этого сектора экономики.

Интеграция механизмов и источников внебюджетного финансирования программы через вовлечение в этот процесс кредитно-финансовых институтов, лизинговых,  консалтинговых и иных компаний в совокупности с мерами, прямо или косвенно стимулирующими органы местного самоуправления внедрять на территориях различные формы муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства, позволят наиболее эффективно использовать бюджетные средства, направляемые  на государственную поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства в крае.