ЗАКОН
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
от 6 декабря 2005 года N 16-4140
О краевой целевой программе "Государственная поддержка и развитие малого
предпринимательства в Красноярском крае" на 2006-2007 годы
(с изменениями на 13 декабря 2007 года)
____________________________________
Документ с изменениями, внесенными
Законом Красноярског края от 14 апреля 2006 года N 18-4649
( "Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" № 15 (108), 02.05.2006 г)
Законом Красноярского края от 19 октября 2006 года N 20-5208
("Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края" № 45 (138), 07.11.2006)
Законом Красноярского края от 29 марта 2007 года N 22-6056
("Краевой вестник" (приложение к газете "Вечерний Красноярск") № 34 (216), 13.04.2007)
Законом Красноярского края от 27 сентября 2007 года N 3-345
("Краевой вестник" (приложение к газете "Вечерний Красноярск") № 99, 26.10.2007)
Законом Красноярского края от 06 декабря 2007 года N 3-827
( "Краевой вестник" (приложение к газете "Вечерний Красноярск") № 112, 12.12.2007)
____________________________________
Утвердить краевую целевую программу "Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Красноярском крае" на 2006-2007 годы согласно приложению.
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 года.
Губернатор
Красноярского края
А. Г. Хлопонин
ПАСПОРТ
краевой целевой программы "Государственная поддержка и развитие
малого предпринимательства в Красноярском крае" на 2006-2007 годы
Наименование программы | краевая целевая программа "Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Красноярском крае" на 2006-2007 годы (далее - программа) |
Основание для разработки программы | распоряжение Совета администрации Красноярского края от 23 мая 2005 года N 548-р |
Государственный заказчик программы | департамент планирования и экономического развития администрации Красноярского края |
Разработчик программы | департамент планирования и экономического развития администрации Красноярского края |
Цель программы | обеспечение условий интенсивного роста малого предпринимательства в Красноярском крае для: |
Задачи программы | повышение эффективности существующей инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и ее дальнейшее развитие; создание целостной системы информационно-консультационных услуг для субъектов малого предпринимательства; развитие системы кредитования и снижение затрат субъектов малого предпринимательства, возникающих в связи с привлечением финансовых ресурсов; содействие в продвижении продукции, товаров и услуг, выпускаемых субъектами малого предпринимательства, на российский и международный рынки; создание и развитие организаций по закупке, хранению, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, производимой в крае |
Сроки реализации программы | 2006-2007 годы |
Главный распорядитель бюджетных средств | департамент планирования и экономического развития администрации Красноярского края; департамент финансов администрации Красноярского края; |
Объемы и источники финансирования программы | 229,03 млн. рублей за счет средств краевого бюджета, |
Раздел в редакции, введенной в действие 13 декабря 2007 года Законом Красноярского края от 06 декабря 2007 года N 3-827 | |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | в 2007 году по сравнению с 2004 годом планируется:- увеличение численности занятых на малых предприятиях на 35 процентов, в малом предпринимательстве с учетом индивидуальных предпринимателей - на 38,3 процента; |
Контроль за исполнением программы | департамент финансов администрации Красноярского края; департамент планирования и экономического развития администрации Красноярского края |
На территории Красноярского края исторически сложилась индустрия, представленная крупнейшими российскими предприятиями, такими как: ГМК "Норильский никель", ОАО "Красноярский алюминиевый завод", ОАО "Ачинский глиноземный комбинат", ОАО "Красноярская ГЭС", предприятия КАТЭКа и другие. В настоящее время эти предприятия в целях повышения конкурентоспособности своей продукции реализуют мероприятия, направленные на повышение производительности труда, проводят реструктуризацию и отказываются от непрофильных направлений деятельности.
В этих условиях задача малого бизнеса заключается в увеличении рабочих мест, создании условий для развития сферы услуг и производства товаров народного потребления, использовании потенциала для развития сервисных малых предприятий, работающих в том числе на основе кооперационных связей с крупными.
Объем выпуска продукции субъектами малого бизнеса в крае в 2004 году достиг 47 млрд. рублей (13,5 процента от общего объема внутреннего регионального продукта, далее - ВРП). При этом вклад малых предприятий в ВРП возрос до 7,1 процента против 4,3 процента в 2001 году. Относительно невысокий удельный вес малого бизнеса в экономике края объясняется тем, что около 70 процентов ВРП составляет продукция цветной металлургии.
В крае осуществляют деятельность более 55 тысяч субъектов малого предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и крестьянско-фермерские хозяйства, количество субъектов малого предпринимательства на 100 тысяч населения равно 3209.
В этой сфере работает свыше 280 тысяч человек - 26,5 процента в общей среднесписочной численности занятых.
В два с лишним раза с 2001 года выросла средняя заработная плата. В 2004 году она составила 4532 рубля, или 52,2 процента от средней по полному кругу организаций края - 8673,7 рубля.
Наиболее привлекательной для предпринимателей остается непроизводственная сфера, особенно торговля и общественное питание, в которой, по данным статистического наблюдения, в 2004 году работало 43,6 процента всех малых предприятий и 31 процент от численности работников.
Динамика основных показателей, характеризующих деятельность малого предпринимательства в Красноярском крае, свидетельствует о позитивных тенденциях его развития. С 2001 года среднегодовой прирост объемов выпуска товаров и услуг на малых предприятиях составил 25 процентов, численности занятых - 8 процентов. Постепенно увеличивается соотношение занятых на малых предприятиях и среднегодовой численности занятых в экономике: с 5,9 процента в 2001 году до 7,2 процента в 2004 году. Более 17 процентов от общей численности занятых в экономике края занимаются предпринимательской деятельностью либо работают по найму у индивидуальных предпринимателей. Несмотря на высокие предпринимательские риски, ведущие к ликвидации, численность субъектов малого предпринимательства растет. Частично этот рост обусловлен действующим налоговым законодательством, стимулирующим разукрупнение бизнеса.
Наряду с позитивными изменениями существуют и проблемы, которые находят отражение в статистике.
Красноярский край, площадь которого составляет 2,3 млн. кв. километров, характеризуется значительной неравномерностью экономического развития отдельных территорий. Одна из причин - низкая средняя плотность населения в крае - всего 1,3 человека на 1 кв. километр. Для сравнения: в Москве и Московской области плотность населения равна 362 человека на 1 кв. километр, в Новосибирской области - 15, в Кемеровской - 30,1.
Объем произведенной малыми предприятиями продукции на душу населения по краю в целом составил в 2004 году 7,8 тыс. рублей. Между тем для центральной группы городов и районов, включая Красноярск, в котором проживает 912,2 тыс. человек, этот показатель равен 12,1 тыс. рублей, в том числе в Красноярске - 15 тыс. рублей. В других регионах Российской Федерации, где ведется активная работа по поддержке малого предпринимательства, сложились следующие данные по среднедушевому объему выпуска продукции малыми предприятиями: в Московской области - 26,7; в Ленинградской и Ростовской областях - 14,7; в Новосибирской области - 14; в Краснодарском крае - 13,8; в Ярославской области - 12,7; в Омской - 11,7; в Кемеровской - 10,9 тыс. рублей на душу населения.
Наряду с высокоразвитой группой территорий существует значительное количество удаленных от центра края депрессивных районов и поселений. Труднодоступность населенных пунктов, их географическая удаленность от основных потребительских рынков в сочетании с низким уровнем развития местных потребительских рынков, низкими доходами населения в силу депрессивности территорий становятся причиной низкого уровня предпринимательства, ориентированного на потребительский рынок. Размер среднедушевого дохода по территориям отличается в 12 раз. 1300 тысяч жителей края (43 процента) получают доходы в два раза и более ниже размера среднедушевых доходов населения территорий с высоким уровнем развития.
Очевидно, что субъекты малого предпринимательства тяготеют к развитым промышленным, транспортным узлам, заполняя незанятые крупным и средним бизнесом ниши и имея гарантированный спрос на свои услуги и продукцию. Поэтому более половины всех субъектов малого предпринимательства - 51,8 процента - сосредоточены в Центральной ассоциации городов и районов края. Из них в Красноярске - 47,2 процента. В Северной ассоциации - 16,7 процента, в Западной ассоциации - 14,7 процента, в Восточной - 9,3 процента, в Южной - 7,5 процента.
Меры поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне реализуются в 29 городах и районах края. Из них к настоящему времени в 13 муниципальных образованиях действуют программы развития и поддержки предпринимательства. Общественные организации предпринимателей действуют в 16-ти муниципальных образованиях, в 3-х территориях существуют фонды финансовой поддержки предпринимателей.
Факторами, сдерживающими развитие малого предпринимательства, являются:
- неразвитость механизмов финансово-кредитной поддержки, выражающаяся в высокой стоимости банковских кредитов для субъектов малого предпринимательства, недоступности (ограничении доступности) финансовых ресурсов вследствие жестких требований к кредиторам со стороны банковской системы, отсутствии механизмов самофинансирования;
- высокие издержки при "вхождении на рынок" для начинающих субъектов малого предпринимательства, в том числе высокая арендная плата за нежилые помещения;
- отсутствие системы сбыта, неэффективная маркетинговая политика;
- высокий износ основных средств в сфере материального производства и в агропромышленном комплексе;
- высокие издержки выхода на внешние рынки;
- недостаток квалифицированных кадров;
- недоступность общеэкономических и специализированных консультаций в связи с дисбалансом размещения информационных ресурсов и рынка консультационных услуг;
- низкий уровень инициативы со стороны органов местного самоуправления.
Одной из основных причин недостаточно высокой эффективности реализуемых до настоящего времени отдельных мероприятий, направленных на развитие малого предпринимательства, является отсутствие межпрограммной координации мероприятий и интеграции выделенных в рамках этих программ ресурсов.
Краевая целевая программа "Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Красноярском крае" на 2006-2007 годы содержит инструменты и механизмы, обеспечивающие повышение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства независимо от видов деятельности, главное, чтобы ее результатом было экспортоориентирование и импортозамещение, внедрение инноваций, производство любых видов продукции, предоставление качественных медицинских, образовательных, культурных, коммунальных, сервисных и иных услуг.
Ряд мероприятий программы направлен на увеличение доли глубокой переработки продукции сельского хозяйства. Предусматривается реализация комплекса мер по поддержке и развитию личных подсобных хозяйств края (ЛПХ) опосредованно, через субъекты малого предпринимательства, являющиеся сельскохозяйственными производителями и переработчиками продукции. Приоритетность поддержки инвестиционных проектов, реализуемых в сфере переработки продукции сельского хозяйства, производства пищевых продуктов, переработки древесины, обусловлена существующей емкостью сырьевого рынка, быстрой оборачиваемостью готовой продукции именно в этих отраслях, большим платежеспособным спросом на соответствующую продукцию. Увеличение доли переработки местного сырья позволит увеличить объемы остающейся в пределах края денежной массы.
Программа предусматривает интеграцию механизмов и источников внебюджетного финансирования через вовлечение в этот процесс кредитно-финансовых институтов, лизинговых, консалтинговых и иных компаний на конкурсной основе.
Реализация государственной политики поддержки малого предпринимательства, основанной на программно-целевом подходе, при котором мероприятия взаимно увязаны по срокам, ресурсам и исполнителям, в сочетании с действенной системой управления и контроля позволяет не только достичь целевых показателей, но и создать предпосылки для дальнейшего, более динамичного развития малого бизнеса.
Краевая экономическая политика направлена на сглаживание диспропорций развития территорий, в том числе по уровню развития малого предпринимательства.
Выполнение объективно необходимого комплекса мероприятий, составляющих содержание программы, обеспечит выход Красноярского края в течение ближайших 3-5 лет на более значимые позиции в Сибирском федеральном округе и в Российской Федерации по уровню развития малого предпринимательства.
В результате реализации мероприятий программы прогнозируется в 2007 году по сравнению с 2004 годом:
- увеличение численности занятых на малых предприятиях на 35 процентов, в малом предпринимательстве с учетом индивидуальных предпринимателей - на 38,3 процента;
- повышение доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике края с 26,5 процента до 36,4 процента;
- увеличение численности занятых в обрабатывающих производствах сферы малого предпринимательства до 27 процентов;
- увеличение объемов выпуска продукции обрабатывающими производствами сферы малого предпринимательства до 28 процентов;
- увеличение объемов выпуска продукции субъектами малого предпринимательства в расчете на одного жителя края с 15,9 тыс. рублей до 26,9 тыс. рублей.
За 2006-2007 годы количество вовлеченных в процесс производства и переработки сельскохозяйственной продукции и поддержанных через субъекты малого предпринимательства, реализующие инвестиционные проекты, ЛПХ составит свыше 12 тысяч с доходами до 15 тыс. рублей в месяц.
Целью программы является обеспечение условий для интенсивного роста малого предпринимательства (далее - МП) в Красноярском крае для:
- решения социально-трудовых проблем, связанных с высвобождением работников крупных и средних предприятий и обеспечением социальных гарантий, в том числе за счет поддержки личных подсобных хозяйств края;
- повышения конкурентоспособности продукции, выпускаемой краевыми товаропроизводителями.
Первоочередной задачей программы является создание правовых условий и механизмов государственного регулирования, которые должны обеспечивать равноправное взаимодействие субъектов МП и государственных органов.
Программой предполагается применение как мер общей поддержки МП, так и мер специальной поддержки, направленных на развитие отдельных видов деятельности и отдельных территорий.
Приоритетные направления и основные задачи общей поддержки малого предпринимательства
Приоритетные направления:
содействие межрегиональной и международной деятельности;
консультационно-информационная поддержка;