Одним из приоритетов современной государственной политики по праву считается социальная реабилитация инвалидов. Она направлена на максимально возможную интеграцию лиц с ограничением жизнедеятельности в обществе, опирается на гарантии их прав и предполагает их социальную защиту, восстановление и компенсацию нарушенных функций организма и утраченных связей с социальным окружением. В этих условиях проблемы статуса и существования системы специального образования, неопределенности судеб увеличивающегося числа детей с различными отклонениями приобретают чрезвычайную актуальность и получают большой социальный резонанс. При отсутствии должного специального образования, требующего особенного внимания к их физическим или психическим недостаткам и дополнительных расходов, могут прибавиться еще и опасные социальные отклонения: преступность, бродяжничество, нищенство, тунеядство, наркомания, алкоголизм. Число детей с проблемами здоровья среди новорожденных составляет 85%, из них 30% нуждается в реабилитации, 40% - в коррекционной психолого-педагогической помощи. Растет число детей со сложной структурой дефекта.
В настоящее время в Красноярском крае специальным образованием охвачено 11687 детей с ограниченными возможностями здоровья (2,92% от общего количества учащихся). Из них 7375 человек обучается в 47 специальных (коррекционных) школах-интернатах (в том числе 1060 детей-сирот и 375 детей-инвалидов) и 4388 человек в коррекционных классах общеобразовательных школ.
Детей-инвалидов в общеобразовательных школах - 3382 человека, на дому обучается всего 209 детей-инвалидов. При этом детей-инвалидов с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата - 2150 человек.
С целью создания психолого-педагогической поддержки и специальных образовательных условий для развития детей с глубокой умственной отсталостью при специальных (коррекционных) школах-интернатах VIII вида открыты группы для 43 детей данной категории. В коррекционных классах при общеобразовательных школах обучается 42 человека. Надомным обучением охвачено 20 человек. В реабилитационных центрах системы социальной защиты получают коррекционную помощь 77 детей с глубокой умственной отсталостью. Всего 182 человека с глубокой умственной отсталостью, в том числе и с синдромом Дауна, получают коррекционную педагогическую помощь. Пятнадцать направлений специального обучения реализуются в дошкольных учреждениях с обеспечением содержания и форм специального образования. 4397 детей посещают детские сады компенсирующего вида, 2528 - комбинированного. Нет четкой статистики относительно представленности видов отклонений и нарушений. Причина - отсутствие единой системы раннего выявления проблем здоровья у ребенка, как следствие дефицита ранней специальной помощи в семье и дошкольном учреждении.
В процессе становления находится система психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов. Создание 4 филиалов краевого психолого-медико-социального Центра поддержало формирование в муниципалитетах постоянно действующих комиссий. Трудность заключается в отсутствии специалистов детской психиатрии, логопедии, сурдопедагогики в психолого-медико-педагогических комиссиях.
Определенные успехи в подготовке и переподготовке кадров наметились в последние годы за счет создания института коррекционной педагогики Красноярского государственного педагогического университета, кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Красноярского краевого института повышения квалификации работников образования и совместной работы с институтом коррекционной педагогики Российской академии образования (г.Москва). При этом обозначился острый дефицит коррекционного компонента в работе воспитателей дошкольных образовательных учреждений, учителей начальной и основной общей школы, практически каждая вторая школа в крае имеет специальные (коррекционные) классы VII вида и классы компенсирующего обучения. В классах начальной школы обучается 1209 детей с задержкой психического развития и 1861 ученик с диагнозом "олигофрения", в классах основной школы с данными диагнозами соответственно обучается 1030 и 1358 школьников. В массе своей дети обучаются по программам общеобразовательных школ. Не получают образования 1230 детей-инвалидов с глубокой умственной отсталостью.
Необходимость в разработке данной концепции обусловлена востребованностью специального образования (отвечающего современности и своевременности) ребенком, семьей и обществом. Концепция рассматривается как инструмент, с помощью которого надо решить проблемы и ликвидировать дефициты, сдерживающие модернизацию и развитие специального образования.
Ратификация международных правовых актов, вхождение России в международное правовое пространство выявили явные противоречия между реальным и идеальным:
между необходимостью следовать гуманистическим и демократическим представлениям о правах ребенка и неготовностью массового общественного сознания в России к восприятию идеи равенства "неполноценного меньшинства";
отставание на 20 лет в развитии системы специального образования: нерешенность проблемы охвата детей с ограниченными возможностями здоровья; отсутствие вариативности в структурах, программах, технологиях специальной помощи; несовершенство нормативно-правовой базы и при этом интеграция детей в общеобразовательную систему, которая не обеспечена ресурсно, технологически, идеологически.
Экономический кризис, децентрализация государственной власти на местах, сворачивание социальных программ и сети учреждений специального образования - ухудшают качество жизни детей, ограничивают и нарушают их права.
Разработанные Министерством образования Российской Федерации концептуальные основы реформирования системы специального образования, программы эволюционного развития интеграции определяют приоритеты данной концепции:
разработка и совершенствование дифференцированного обучения;
вариативность специальной помощи (центры, дошкольное специальное обучение детей с глубокой патологией и т.п.);
раннее выявление отклонений в развитии, как база структурных изменений в специальном образовании;
комплексный межведомственный подход к повышению качества жизни детей с проблемами здоровья;
преемственность специального и начального профессионального образования;
формирование системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.
Концепция реформирования специального образования в России (приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.01 N 800 "Об основных направлениях деятельности Министерства образования Российской Федерации в 2001 году и первоочередных мерах"), федеральные Законы Российской Федерации от 10.07.92 N 3266-1 "Об образовании", от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 24.07.98 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Законы Красноярского края от 24.03.97 N 12-433 "Об образовании", от 27.04.99 N 6-379 "О социальной защите инвалидов в Красноярском крае", от 02.11.2000 N 12-961 "О защите прав ребенка" определили основания и идеологию концепции "доступность - качество - эффективность".