ЗАКОН
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
от 10 января 1996 года N 8-209
О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
(в ред. Законов Красноярского края
от 11.10.1996 N 11-376; от 25.03.1997 N 12-458;
от 23.09.1997 N 15-577; от 26.03.1998 N 2-58;
от 08.02.2001 N 13-1140; от 05.06.2001 N 14-1331;
от 28.03.2002 N 2-89; от 10.12.2002 N 4-704;
от 30.06.2003 N 7-1185)
Настоящий Закон регулирует основы организации и деятельности местного самоуправления в крае.
1. Местное самоуправление в Красноярском крае составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, является формой осуществления принадлежащей народу власти и позволяет населению самостоятельно и под свою ответственность решать непосредственно или через органы местного самоуправления вопросы местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.
2. Вопросами местного значения являются вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и настоящим Законом к его ведению.
Местное самоуправление призвано обеспечить наиболее полную и эффективную реализацию прав, свобод и интересов населения, а также его самодеятельность, инициативу и творчество в решении вопросов социально-экономического развития территории, учитывая исторические, национально-этнические и иные местные особенности.
Местное самоуправление строится на принципах:
- соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
- ответственности органов местного самоуправления перед населением;
- самостоятельности местного самоуправления в пределах своих полномочий при решении вопросов местного значения;
- государственной гарантии местного самоуправления;
- достаточности материальных и финансовых ресурсов для выполнения предусмотренных законом функций местного самоуправления;
- финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления;
- наделения местного самоуправления собственными полномочиями;
- многообразия форм организации местного самоуправления и самостоятельного определения населением структуры органов местного самоуправления;
- обособленности органов местного самоуправления от органов государственной власти и взаимодействия с ними в осуществлении общих задач и функций.
Правовую основу местного самоуправления составляют:
- Конституция Российской Федерации, федеральные законы;
- Устав края, законы края;
- устав муниципального образования.
1. Муниципальные образования - городское, сельское поселение, несколько поселений (район, сельсовет), объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная федеральным законом и настоящим Законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
2. Границы территорий муниципальных образований - района, города, поселка, сельсовета - совпадают с границами соответствующих административно-территориальных единиц, существующими на момент вступления настоящего Закона в действие.
1. Граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан.
Участие гражданина Российской Федерации в местном самоуправлении гарантируется правом:
- участвовать в непосредственном (путем референдума или схода) решении вопросов местного значения и иных вопросов, отнесенных к ведению муниципального образования;
- избирать и быть избранным в выборные органы местного самоуправления;
- состоять на муниципальной службе;
- получать полную информацию о деятельности органов местного самоуправления;
- на судебную защиту права на участие в местном самоуправлении.
1. Местное самоуправление осуществляется:
а) непосредственно населением через референдум, выборы, собрания, сходы, конференции жителей и другие, не запрещенные законом формы непосредственной демократии;
б) органами местного самоуправления;
в) органами территориального общественного самоуправления.
2. Организационные формы местного самоуправления определяются в пределах, установленных федеральным законом и настоящим Законом, и закрепляются в уставе местного самоуправления.
1. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
2. К вопросам местного значения относятся:
принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;
владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;
содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;
охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;
создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
контроль за использованием земель на территории муниципального образования;
регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;
организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
благоустройство и озеленение территории муниципальных образований;
организация утилизации и переработки бытовых отходов;
организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
организация и содержание муниципальных архивов;
организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечения населения услугами связи;
создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;
создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;
сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
организация и содержание муниципальной информационной службы;
создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;
создание условий для организации зрелищных мероприятий;
создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;
обеспечение социальной поддержки и занятости населения;
участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;
создание условий для обеспечения пожарной безопасности в муниципальном образовании;
вопросы социального партнерства и охраны труда, не отнесенные к компетенции органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
(абз. введен Законом Красноярского края от 08.02.2001 N 13-1140)
Муниципальные образования вправе принимать к своему рассмотрению иные вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других муниципальных образований, а также органов государственной власти.
3. На территории муниципального образования (за исключением города), где имеются другие муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований, объекты муниципальной собственности, источники доходов местных бюджетов разграничиваются в соответствии с федеральными законами, законами края, в том числе настоящим Законом, а в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города.
Разграничение предметов ведения муниципальных образований должно обеспечивать экономическую и финансовую самостоятельность муниципальных образований. Подчиненность одного муниципального образования другому не допускается.
4. Органы местного самоуправления не вправе в одностороннем порядке принимать к своему рассмотрению и решать вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти, других органов местного самоуправления.
5. Органы местного самоуправления на договорной основе могут передавать часть своих полномочий другим органам местного самоуправления и принимать на себя отдельные полномочия от этих органов.
6. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами и законами края с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и настоящим Законом.
1. Муниципальное образование имеет устав, в котором указываются:
границы и состав территории муниципального образования;
вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;
формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;