ЗАКОН
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
от 10 июля 2002 года N 3-403
О краевой целевой программе "Геологическое
изучение недр и развитие минерально-сырьевой базы
в Красноярском крае в 2002 году"
Статья 1.
Утвердить краевую целевую программу "Геологическое изучение недр и развитие минерально - сырьевой базы в Красноярском крае в 2002 году" согласно приложению.
Статья 2.
Настоящий Закон вступает в силу в день, следующий за днем его официального опубликования в газете "Красноярский рабочий".
Исполняющий обязанности
Губернатора Красноярского края
Н.И.Ашлапов
Краевая целевая программа
"Геологическое изучение недр и развитие
минерально-сырьевой базы в
Красноярском крае в 2002 году"
Наименование | краевая целевая программа "Геологическое | |||
Основание для | постановление администрации края N 271-п от | |||
Разработчики | Главное управление природных ресурсов | |||
Участники | по переходящим объектам: ГУП "Красноярский | |||
Сроки реализации | 2002 год | |||
Объем | 204202 тыс. руб. | |||
Источник | краевой бюджет | |||
Цель программы | разработка основных направлений геолого - | |||
Задачи программы | укрепление минерально - сырьевой базы | |||
Конечные | расширение минерально - сырьевой базы | |||
Государственный | Главное управление природных ресурсов | |||
Главный | Главное управление природных ресурсов | |||
Система контроля | контроль за реализацией программы осуществляет |
По наличию полезных ископаемых Красноярский край занимает одно из ведущих мест в Российской Федерации. В крае сосредоточено около 10% ресурсов углеводородного сырья России, что ставит его на второе место (после Тюмени) по значимости в развитии нефтегазодобычи и на первое - в развитии Восточно - Сибирского нефтегазового комплекса. Здесь находится более 60% ресурсов углей, почти все ресурсы исландского шпата, основные запасы меди, никеля, свинца платиноидов, благородных и редких металлов России, значительные запасы золота, графита, талька, магнезита, облицовочных камней и других полезных ископаемых.
Удельный вес Красноярского края в структуре разведанных запасов и добыче полезных ископаемых России приведен в таблице 1.
Таблица 1
NN | Полезные ископаемые | Доля в разведанных | Доля в добыче | |||
1. | Нефть | 0,7 | - | |||
2. | Газ | 1,4 | 0,8 | |||
3. | Угли бурые и каменные | 24,0 | 13,0 | |||
4. | Железные руды | 3,0 | 2,0 | |||
5. | Марганцевые руды | 15,0 (ресурсы) | - | |||
6. | Алюминий | 6,0 | 27,9 | |||
7. | Медь | 43,0 | 71,0 | |||
8. | Никель | 71,0 | 81,0 | |||
9. | Кобальт | ~ 40,0 | 50,0 | |||
10. | Свинец | 41,7 | 15,0 | |||
11. | Сурьма | ~ 55,0 | - | |||
12. | Серебро | 6,0 | 1,2 | |||
13. | Золото | ~ 13,0 | ~ 8 - 12 | |||
14. | Платиноиды | 99,9 | 98,0 | |||
15. | Редкие и редкоземельные | 20,0 (ресурсы) | - | |||
16. | Нерудные полезные | ~ 20,0 | 6,0 |
Очевидно, что, несмотря на достаточно высокий минерально - сырьевой потенциал края, рационально используется лишь часть ресурсной базы, подготовленной в прошлые годы государственной геологической службой края.
Важное место в оценке минерально - сырьевой базы Красноярского края отводится Нижнему Приангарью (Ангаро - Енисейскому региону), в котором сосредоточены месторождения и проявления полезных ископаемых таких, как нефть и газ, каменные и бурые угли, железо и марганец, титан, свинец, цинк, сурьма, алюминий, благородные, редкие и редкоземельные металлы, магнезиты, тальк, кремнезем, огнеупорные глины, добыча которых позволит не только устранить сложившийся в настоящее время дефицит в них для промышленности России, но и в перспективе поставлять высококачественную продукцию на экспорт.
Использование богатой минерально - сырьевой базы Красноярского края должно базироваться на изучении конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков по видам сырья, технологической готовности освоения месторождений, экономической эффективности их вовлечения в эксплуатацию. Для проведения этих работ в крае имеется достаточный научно - производственный потенциал, сконцентрированный в Красноярском научно - исследовательском институте геологии и минерального сырья (КНИИГиМС), Красноярском институте химии и химических технологий Сибирского отделения Российской академии наук (ИХХТ СО РАН), ряде государственных и акционерных геологических предприятий. Красноярской государственной академией цветных металлов и золота (КГАЦМиЗ) ведутся научные разработки по различным направлениям горно - металлургического профиля и ведется подготовка молодых кадров для предприятий страны.
В настоящее время наряду с действующими в крае крупными предприятиями горнопромышленного комплекса, как Норильский горно - металлургический комбинат, Канско - Ачинский топливно - энергетический комплекс, Ачинский глиноземный комбинат, Красноярский алюминиевый завод, ЗАО Золотодобывающая компания "Полюс" и т.д., работают предприятия, как правило градообразующие, ресурсная база которых или истощена, или не обеспечена запасами соответствующих категорий. Для решения социальных задач необходимо проведение работ по геологическому изучению недр и развитию минерально - сырьевой базы в крае.
Следует отметить негативный факт снижения объемов финансирования мероприятий программы с 503 млн. руб. в 2001 до 203 млн. руб. в году текущем. Это произошло по причинам объективного характера: ввода в действие главы 26 второй части Налогового кодекса РФ и ввода моратория на отчисление в краевой целевой бюджетный фонд геологического изучения и развития минерально - сырьевой базы в Красноярском крае 50% от краевой составляющей налога на добычу полезных ископаемых (приложение 43 к краевому Закону "О краевом бюджете на 2002 год": подпункт а) пункта 1 статьи 2 Закона Красноярского края от 07.12.01 N 16-1621 "О краевом целевом бюджетном фонде геологического изучения недр и развития минерально - сырьевой базы в Красноярском крае"). Сложившаяся ситуация ставит под угрозу полного разрушения геологической отрасли в крае.
Мероприятия ГИН и РМСБ сформированы в соответствии со сложившейся в течение последних пяти лет системой подготовки ежегодных программ, апробированных на краевом уровне с 1998 года, в полном соответствии с Бюджетным кодексом РФ, краевыми Законами "О краевых целевых программах" и "О краевом бюджете на 2002 год".
Указанная программа решает проблемы создания условий по формированию минерально - сырьевой базы для устойчивого роста промышленного потенциала и налогооблагаемой базы в крае за счет развития добывающих отраслей: угольной, нефтегазовой (новая отрасль для края), металлургическая, а также агропромышленного и строительного комплексов.
По большинству эксплуатируемых полезных ископаемых, как указывалось выше, необходимо поддержание оптимального баланса между приростом их запасов и добычей (золото, железо, свинец, цинк, флюсовое сырье).
Подготовка и освоение ряда объектов: крупнейшего в России Порожинского месторождения марганцевых руд обусловлена острым дефицитом для экономики страны марганца; Кингашского месторождения меди и никеля с платиноидами, по нефти и газу - Ванкорское, Лодочное, Тагульское.
Истощение подготовленных сырьевых баз действующих предприятий (Артемовского и Советского золотых рудников, Ирбинского и Краснокаменского железных рудников и др.) требует их восполнения.
Отсутствие подготовленных запасов в зоне действия градообразующих предприятий в традиционно горнодобывающих районах края также требует их постоянного пополнения.
Низкий уровень комплексного использования минерального сырья и недостаточная эффективность применяемых технологий добычи и переработки вызывают необходимость развития геолого - технологических работ.
Отсутствие достаточной нормативно - правовой базы недропользования ставит вопросы по ее созданию и совершенствованию.
Необходимы работы по повышению инвестиционной привлекательности некоторых разведанных месторождений.
Целью при освоении минерально - сырьевых ресурсов является повышение качества жизни населения за счет роста эффективности недропользования, что в конечном счете направлено на обеспечение устойчивого социально - экономического развития края.
Основной целью программы является разработка основных направлений геолого - разведочных и научно - исследовательских работ по созданию минерально - сырьевой базы в соответствии с прогнозом социально - экономического развития края и экономической политикой органов государственной власти края на 2002 год.
Для достижения данной цели программой предусматривается решение следующих задач:
1. Укрепление минерально - сырьевой базы действующих горнорудных предприятий края.
2. Создание и развитие минерально - сырьевой базы нефтедобывающей промышленности края.
3. Выявление и прогнозно - минерагеническая оценка новых рудных районов, площадей и видов сырья (цеолиты, алмазы, марганцевые и медно - никелевые руды, платиноиды др.), перспективных для создания резервных минерально - сырьевых баз и обеспечения прогнозируемых потребностей края в минеральном сырье.
4. Удовлетворение нужд районов края в топливе, строительных материалах, пресных подземных водах.
5. Организация и проведение мониторинга геологической среды, гидрогеологическое районирование территорий.
6. Проведение геологической съемки и работ специального назначения.
7. Проведение технологических исследований руд по извлечению полезных компонентов на всех стадиях поисково - оценочных работ на основе современных технологий переработки руд.
8. Комплексное изучение и геолого - экономическая оценка ресурсного потенциала и обоснование направлений поисковых и оценочных работ на важнейшие виды минерального сырья.
9. Совершенствование системы управления геологического изучения и воспроизводства минерально - сырьевой базы.
10. Информационно - аналитическое и нормативно - правовое обеспечение геолого - разведочного процесса и недропользования.
Организация реализации программы возлагается на Главное управление природных ресурсов администрации края, являющееся государственным заказчиком программы.
Государственный заказчик программы осуществляет проведение конкурсов на размещение контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также функции по контролю за исполнением государственных контрактов.
Государственный заказчик на договорной основе часть своих функций передает краевому государственному учреждению "Центр реализации программ по экологии и природопользованию Красноярского края", в том числе заключение с поставщиками, исполнителями работ, услуг государственных контрактов.
Главным распорядителем бюджетных средств, выделенных из краевого бюджета на реализацию программы, является Главное управление природных ресурсов администрации края, которое в соответствии с бюджетными заявками выделяет средства ГУ "Центр реализации программ по экологии и природопользованию Красноярского края" для финансирования государственных контрактов.