ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ЗАКОН КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
от 8 февраля 2001 года N 13-1167
___________________________
Утратил силу на основании
Закона Красноярского края от 12 июля 2004 года N 11-2090
___________________________
Настоящий Закон определяет правовые основы организации и функционирования системы социального партнерства в Красноярском крае с целью регулирования социально - трудовых и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия.
Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками, их представителями (профсоюзами, их объединениями, иными уполномоченными работниками органами), работодателями, их представителями (объединениями работодателей, иными уполномоченными работодателями органами), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на выработку и принятие решений по социально - трудовым и связанным с ними экономическим вопросам обеспечения социального мира и общественного развития.
Система социального партнерства - совокупность мер организационного, правового, экономического характера в области социально - трудовых отношений, разрешения социально - трудовых конфликтов.
Стороны социального партнерства - работники (их представители), работодатели (их представители), органы государственной власти Красноярского края, органы местного самоуправления.
Организация - юридическое лицо независимо от формы собственности либо организация, действующая в соответствии с законодательством, без образования юридического лица.
Работник - физическое лицо, работающее на основании трудового договора (контракта).
Работодатель - организация либо физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, с которым работники состоят в трудовых отношениях.
Акты социального партнерства - коллективные договоры, соглашения и иные правовые акты, регулирующие социально - трудовые отношения.
Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально - трудовые отношения, заключаемый работниками организации, филиала, представительства (далее - работники организаций) с работодателем.
Соглашение - правовой акт, регулирующий социально - трудовые отношения между сторонами социального партнерства и заключаемый на уровнях Российской Федерации, Красноярского края, территории муниципальных образований, отрасли, профессии.
Краевое трехстороннее соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально - трудовых и связанных с ними экономических отношений, социальные нормативы и программы, нормы оплаты и другие условия труда, социальные гарантии и льготы на территории Красноярского края.
Краевое отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение - правовой акт, устанавливающий нормы оплаты и другие условия труда, социальные гарантии и льготы для работников определенной отрасли (отраслей).
Краевое профессиональное тарифное соглашение - правовой акт, устанавливающий нормы оплаты и иные условия труда, социальные гарантии и льготы для работников определенных профессий.
Территориальное соглашение - правовой акт, регулирующий социально - трудовые отношения, связанные с территориальными особенностями муниципальных образований, действующий на территории одного или нескольких муниципальных образований.
Статья 2. Правовая основа социального партнерства
1. Правовой основой социального партнерства являются Конституция Российской Федерации, общепризнанные международные нормы, договоры Российской Федерации, федеральные законы, настоящий Закон, другие законы Красноярского края, а также иные нормативные правовые акты, регулирующие социально - трудовые отношения.
2. В рамках социального партнерства в Красноярском крае действуют Генеральное соглашение (заключаемое общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации), краевое трехстороннее соглашение, отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные тарифные, территориальные и иные соглашения, коллективные договоры, заключенные в соответствии с законодательством и распространяющие свое действие на организации края.
Статья 3. Принципы социального партнерства
Социальное партнерство строится на следующих принципах:
а) уважение и учет интересов участников переговоров;
б) соблюдение сторонами социального партнерства международных норм, законодательства Российской Федерации и Красноярского края;
в) полномочность сторон социального партнерства и их представителей;
г) равноправие сторон и доверие в отношениях;
д) невмешательство в дела друг друга;
е) свобода выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу социального партнерства;
ж) приоритетность примирительных методов и процедур в переговорах;
з) соблюдение предусмотренных действующим законодательством примирительных и иных процедур при разрешении коллективных трудовых споров;
и) добровольность принятия обязательств сторонами социального партнерства на основе взаимного согласования;
к) реальность обеспечения принятых сторонами социального партнерства обязательств;
л) обязательность исполнения достигнутых договоренностей;
м) систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров и решений;
н) ответственность сторон, их представителей, должностных и иных лиц в соответствии с действующим законодательством за невыполнение по их вине принятых обязательств, соглашений, договоров, решений;
о) представление на бесплатной основе объективной и полной взаимной информации, относящейся к социально - трудовым и связанным с ними отношениям;
п) регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства.
Статья 4. Сфера действия настоящего Закона
1. Действие настоящего Закона распространяется на всех работников и работодателей, представителей работников и представителей работодателей, действующих на территории Красноярского края, а также на органы государственной власти и органы местного самоуправления.
2. Настоящий Закон действует на территории автономных округов при наличии договоров края с автономными округами, регулирующих отношения в области социального партнерства.
Статья 5. Представительство сторон социального партнерства
1. Представители работников - органы профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, органы общественной самодеятельности, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные собранием на представительство интересов работников. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган профсоюза представлять их интересы в ходе коллективных переговоров, заключения, изменения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением.
2. Представители работодателей - уполномоченные работодателями органы.
Уполномоченными работодателями органами являются:
а) руководители организаций или другие лица, полномочные в соответствии с уставом или заменяющим устав учредительным документом организации вести переговоры по социально - трудовым вопросам, заключать соглашения и иные акты социального партнерства, участвовать в процедурах по разрешению коллективных трудовых споров;
б) объединения работодателей (уполномоченные объединения работодателей), имеющие на основании действующего законодательства или устава объединения (в том числе заменяющего устав учредительного документа) следующие полномочия:
вести переговоры по социально - трудовым вопросам от имени входящих в объединение работодателей;
заключать соглашения и иные акты социального партнерства от лица работодателей, входящих на момент заключения данных актов в объединение;
участвовать в процедурах по разрешению коллективных трудовых споров от имени входящих в объединение работодателей;
в) уполномоченные работодателями организации на основании доверенностей от их (его) имени:
вести переговоры по социально - трудовым вопросам;
заключать соглашения и иные акты социального партнерства;
участвовать в процедурах по разрешению коллективных трудовых споров.
3. Представители органов государственной власти и органов местного самоуправления - лица, представляющие интересы указанных органов в порядке, определяемом действующим законодательством, Уставом Красноярского края и уставами муниципальных образований.
Система социального партнерства в Красноярском крае включает в себя следующие элементы:
а) органы социального партнерства: трехсторонние (двухсторонние) комиссии по регулированию социально - трудовых отношений, координационные комитеты содействия занятости населения, органы по урегулированию коллективных трудовых споров;
б) соглашения, коллективные договоры, а также решения, принимаемые органами социального партнерства;
в) процедуры ведения консультаций, переговоров, заключения коллективных договоров и соглашений, принятия совместных решений.
Статья 7. Задачи системы социального партнерства
Деятельность системы социального партнерства направлена на выполнение следующих основных задач:
а) совершенствование и развитие организационных форм социального партнерства в крае;
б) совершенствование механизма взаимодействия сторон социального партнерства;
в) повышение роли краевого трехстороннего соглашения, отраслевых, профессиональных и территориальных соглашений;
г) разработка и заключение коллективных договоров и соглашений;
д) содействие реализации прав и обязанностей сторон социального партнерства;
е) создание условий для обеспечения занятости населения и развития рынка труда;
ж) обеспечение взаимодействия сторон социального партнерства в осуществлении краевых целевых программ в области социально - экономического развития территорий, экологической безопасности, охраны труда и здоровья населения, его социальной защиты и занятости;
з) предупреждение кризисных явлений и конфликтов в социально - трудовой сфере.
1. Основными органами системы социального партнерства являются трехсторонние (двухсторонние) комиссии.
2. Комиссии могут создаваться на краевом и территориальном уровнях социального партнерства.
3. Стороны, имеющие право участвовать в заключении соглашений и коллективных договоров, на основе взаимной договоренности могут формировать другие трехсторонние, двухсторонние органы, способствующие развитию социального партнерства по отдельным направлениям.
Статья 9. Краевая трехсторонняя комиссия по регулированию
социально - трудовых отношений
1. На краевом уровне органом социального партнерства является краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально - трудовых отношений.
2. Краевая трехсторонняя комиссия формируется по представлению следующих сторон социального партнерства: администрации края, профессиональных союзов и их объединений, устав (положение) которых предусматривает осуществление деятельности на территории края, уполномоченных работодателями органов с общей численностью работников, занятых у работодателей, представляемым данным органом, более 5000 человек. Если общая численность работников, занятых у работодателей, представляемых уполномоченным работодателями органом составляет менее 5000 человек, право представительства данному органу в краевой трехсторонней комиссии может быть предоставлено совместным решением сторон социального партнерства, принимающих участие в работе краевой трехсторонней комиссии.
3. Состав комиссии утверждается Губернатором края.