Недействующий


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН
Саратовской области

Об образовании

(с изменениями на 23 июля 2004 года)

_____________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Саратовской области от 28.04.2005 N 33-ЗСО
_____________________________________________



 принят Саратовской областной Думой
26 мая 1999 года


____________________________________________________________________
     В тексте Закона  учтены изменения и дополнения, внесенные
     Законом Саратовской области от 26.06.2003 № 39-ЗСО,
     Законом Саратовской области от 23.07.2004 N 43-ЗСО.
____________________________________________________________________


Настоящий Закон разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством об образовании, Уставом (Основным Законом) Саратовской области, иными нормативными правовыми актами области и определяет особенности регулирования отношений в сфере образования Саратовской области с учетом национальных, социально - экономических и других условий.

Закон закрепляет принципы организации образования, регламентирует отношения участников образовательной деятельности на всех уровнях и является базой правового регулирования образования в Саратовской области.

Закон устанавливает дополнительные гарантии реализации конституционного права граждан на образование, развития системы образования области.     

 

Статья 1. Государственная (областная) политика в сфере образования

Совершенствование системы образования составляет приоритетное направление развития области.

Организационной основой государственной (областной) политики в сфере образования являются областные программы развития образования.

Экономическая политика в сфере образования области направлена на поддержку и развитие образовательных учреждений вне зависимости от их организационно-правовых форм, форм собственности и ведомственной принадлежности.

Органы государственной власти области осуществляют политику персональной экономической поддержки наиболее одаренных обучающихся, лучших педагогических работников, инновационных образовательных учреждений и победителей конкурсов проектов развития образования в форме стипендий, грантов, целевого финансирования. Органы государственной власти области создают организационно-экономические условия для развития научно-образовательного потенциала учреждений высшего профессионального образования и обеспечивают стимулирование их инновационной научно-технической деятельности как базы социального и экономического развития области.     

 

Статья 2. Гарантии прав граждан на образование на территории области

В целях реализации прав граждан на образование органами государственной власти области создаются необходимые условия, гарантирующие получение образования любого уровня, соответствующего потребностям и способностям граждан, государственному областному заказу на образование (часть с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 26.06.2003 № 39-ЗСО, см. предыдущую редакцию).

Для удовлетворения потребностей населения в воспитании, развитии, социализации детей дошкольного возраста, укрепления их здоровья на территории области повсеместно действует и развивается сеть дошкольных образовательных учреждений.

В целях удовлетворения потребностей населения в формировании общей культуры личности, адаптации граждан к жизни в обществе, создания основ для осознанного выбора профессии, укрепления здоровья обучающихся в области действует и развивается сеть учреждений начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также сеть учреждений дополнительного образования для детей, в том числе детские оздоровительные лагеря.

В целях реализации прав граждан на образование гарантируется получение общедоступного и бесплатного среднего (полного) общего образования, начального профессионального и на конкурсной основе бесплатного среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области.

Лица, обладающие особыми способностями, могут получать образование в соответствующих специализированных образовательных учреждениях.

Для лиц, имеющих отклонения в развитии, а также для подростков с девиантным поведением осуществляется интегрированное (включенное) обучение по дополнительным коррекционным и социально-терапевтическим программам с привлечением специалистов, социальных педагогов и социальных работников, создаются государственные (областные) и муниципальные специальные учреждения, группы и классы в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования, работающие по дополнительным социально - педагогическим и превентивным программам.

В целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей и интересов граждан в рамках каждого уровня профессионального образования создается и развивается сеть учреждений дополнительного профессионального образования.

Порядок и условия получения бесплатного дополнительного профессионального образования устанавливаются федеральным законодательством, учредительными документами образовательных учреждений, расположенных на территории области.

Граждане, прибывающие для профессионального обучения из иностранных государств, получают образование в государственных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования области в соответствии с действующим законодательством и международными договорами.

Статья 3. Право граждан на свободный выбор формы обучения

На территории области гражданам предоставляется право свободного выбора форм образования, предусмотренных действующим законодательством, в соответствии с государственными образовательными стандартами. Допускается сочетание различных форм получения образования.

При семейном дошкольном образовании родители ребенка имеют право на бесплатное ознакомление с утвержденными программами дошкольного образования, на диагностику уровня развития и способностей ребенка в дошкольных образовательных учреждениях области.     

 

Статья 4. Язык (языки) обучения

Граждане Российской Федерации, проживающие на территории области, имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставленных системой образования области.

Право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий для их функционирования.

Язык (языки), на котором (на которых) ведется обучение и воспитание в образовательном учреждении, определяется учредителем (учредителями) образовательного учреждения и закрепляется уставом образовательного учреждения.

Во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, за исключением дошкольных, изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации регламентируется государственными стандартами.

Статья 5. Система образования области

Система образования области является частью системы образования Российской Федерации.

Система образования области включает:

1) совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

2) образовательные учреждения различных организационно-правовых форм, форм собственности, типов и видов;

3) орган исполнительной власти области в сфере управления образованием;

4) муниципальные органы управления образованием;

5) иные специализированные предприятия, учреждения и организации, обеспечивающие деятельность образовательных учреждений и органов управления образованием.     

 

Статья 6. Областной компонент государственных образовательных стандартов

Система образования области реализует государственные образовательные стандарты, устанавливаемые федеральными органами государственной власти.

Областной компонент государственных образовательных стандартов устанавливается как часть государственного образовательного стандарта и отражает социально-экономические, культурные и исторические особенности области.

Областной компонент государственных образовательных стандартов устанавливается органом законодательной (представительной) власти области (часть в редакции, введенной Законом Саратовской области от 26.06.2003 № 39-ЗСО, см. предыдущую редакцию).

Областной компонент государственных образовательных стандартов обязателен для соблюдения государственными, муниципальными и негосударственными образовательными учреждениями, расположенными на территории области.

Образовательные учреждения и организации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с государственными образовательными стандартами, имеют право на государственную аккредитацию и на представление своих выпускников к государственной (итоговой) аттестации.

Статья 7. Управление системой образования в области

Управление системой образования области осуществляют органы государственной власти области в соответствии с их компетенцией, определяемой федеральным законодательством и законодательством области (часть с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 26.06.2003 № 39-ЗСО, см. предыдущую редакцию).

Общее руководство системой образования области осуществляет Правительство области.

Формирование органа исполнительной власти области в сфере управления образованием, утверждение положения о нем, назначение и освобождение руководителей этого органа осуществляется Губернатором области по согласованию с федеральными органами управления образованием.

Органы местного самоуправления создают муниципальные органы управления образованием. Деятельность муниципальных органов управления образованием осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Муниципальные органы управления образованием координируют деятельность всех образовательных учреждений и организаций, находящихся на территории муниципального образования, независимо от организационно-правовых форм, форм собственности и ведомственной принадлежности, за исключением государственных учреждений высшего профессионального образования.

В области могут создаваться советы ректоров учреждений высшего профессионального образования, директоров учреждений среднего профессионального образования и другие общественные объединения, призванные способствовать функционированию и развитию системы образования посредством участия в разработке и проведении единой государственной (областной) политики в сфере образования.     

 

Статья 8. Компетенция органа законодательной (представительной) власти области в сфере образования

К компетенции органа законодательной (представительной) власти области в сфере образования относится:

1) утверждение областных планов и программ развития образования с учетом социально-экономических, экологических, национально-культурных, демографических и других особенностей;

2) установление областных нормативов финансирования образования (пункт с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 26.06.2003 № 39-ЗСО, см. предыдущую редакцию);

3) принятие правовых актов, обеспечивающих функционирование и развитие образования в области;

4) установление областного компонента государственных образовательных стандартов;

5) утверждение дополнительных льгот, видов и норм материального обеспечения воспитанников, обучающихся, студентов, а также педагогических и научно-педагогических работников образовательных учреждений;

6) утверждение в областном бюджете расходов на образование;

7) (пункт исключен Законом Саратовской области от 26.06.2003 № 39-ЗСО, см. предыдущую редакцию)

8) реализация иных полномочий в соответствии с действующим законодательством.     

 

Статья 9. Компетенция органов исполнительной власти области в сфере образования

К компетенции органов исполнительной власти области в сфере образования относится:

1) осуществление на территории области государственной (федеральной и областной) политики в сфере образования, общего руководства деятельностью муниципальных органов управления образованием и подведомственных образовательных учреждений, координация работы всех учреждений образования независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и ведомственной принадлежности в пределах своей компетенции;

2) обеспечение государственных гарантий доступности и обязательности основного общего образования;

3) разработка и реализация программ и планов развития образования в области;

4) согласование с учредителями вопросов создания, реорганизации и ликвидации учреждений профессионального образования на территории области;

5) (пункт исключен Законом Саратовской области от 26.06.2003 № 39-ЗСО, см. предыдущую редакцию)

6) разработка областных нормативов финансирования образования;

7) организация издания учебной литературы, методических материалов, пособий и изготовления технических средств обучения;

8) принятие мер по социальной защите школьников, учащихся, студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников образовательных учреждений;

9) учреждение почетных грамот, премий, грантов и персональных стипендий в сфере образования и утверждение положений о них;

10) создание в соответствии с порядком, установленным органом законодательной (представительной) власти области, учреждений образования и утверждение их уставов;

11) закрепление безвозмездно за государственными образовательными учреждениями земельных участков, находящихся в государственной собственности области, в постоянное (бессрочное) пользование;

12) инспектирование системы общего и начального профессионального образования;

13) контроль за соблюдением государственных образовательных стандартов в общеобразовательных учреждениях, а также областного компонента при подготовке и переподготовке специалистов со средним профессиональным и высшим профессиональным образованием во всех учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и ведомственной принадлежности;

14) осуществление контроля за исполнением федерального законодательства и законодательства области, бюджетной и финансовой дисциплины в системе образования области; внесение предложений в соответствующие органы и учреждения о проведении контроля финансово-хозяйственной деятельности всех учреждений образования независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и ведомственной принадлежности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»