Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (на территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и на других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им субъекты территориального общественного самоуправления и их органы, а также для участия в реализации решений представительных и исполнительных органов местного самоуправления.
Статья 2. Право граждан на осуществление территориального
общественного самоуправления
Право на территориальное общественное самоуправление имеют граждане Российской Федерации, имеющие избирательное право, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или преимущественно проживающие на соответствующей части территории муниципального образования, достигшие восемнадцатилетнего возраста (далее - жители).
Жители соответствующей части территории муниципального образования имеют равные права на осуществление территориального общественного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей, вправе избирать и быть избранными в выборные органы территориального общественного самоуправления, получать полную и достоверную информацию о деятельности территориального общественного самоуправления.
Органы государственной власти области и органы местного самоуправления не могут препятствовать осуществлению жителями территориального общественного самоуправления, если эта деятельность не противоречит требованиям действующего законодательства и настоящего Закона.
Защита прав и интересов жителей в осуществлении ими территориального общественного самоуправления обеспечивается в порядке, установленном действующим законодательством.
Статья 3. Правовые основы территориального
общественного самоуправления
Территориальное общественное самоуправление на территории области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом (Основным Законом) Саратовской области, законодательством области, настоящим Законом, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также уставом субъекта территориального общественного самоуправления.
Статья 4. Границы территорий, на которых осуществляется
территориальное общественное самоуправление
Границы территорий, на которых образуются и действуют субъекты территориального общественного самоуправления, согласовываются с главами администраций муниципальных образований (с главами территориальных структурных подразделений администраций муниципальных образований) по предложениям общих собраний (сходов) или конференций жителей соответствующих территорий и утверждаются представительными органами муниципальных образований с учетом исторических, культурных и иных местных традиций, а также социально-экономических условий, деления территорий на архитектурно-планировочные зоны и других особенностей.
Статья 5. Основные принципы территориального
общественного самоуправления
Территориальное общественное самоуправление на территории области осуществляется на следующих основных принципах:
законности;
гарантии прав;
свободного волеизъявления жителей через общие собрания (сходы),конференции, опросы населения;
выборности административных и контрольно-ревизионных органов субъектов территориального общественного самоуправления, подотчетности и подконтрольности их населению;
самостоятельности территориального общественного самоуправления в пределах собственных полномочий, в том числе экономической и финансовой;
взаимодействия органов субъектов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления в осуществлении общих задач и функций;
многообразия форм территориального общественного самоуправления и самостоятельного их определения населением;
широкого участия жителей в выдвижении инициатив, в выработке и принятии решений по вопросам местного значения, затрагивающим интересы населения;
сочетания интересов населения соответствующей территории и интересов всего муниципального образования;
гласности и учета общественного мнения;
ответственности за принятые решения.