Недействующий


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН
Саратовской области

О территориальном общественном самоуправлении
в Саратовской области

(с изменениями на 27 ноября 2000 года)

___________________________
Утратил силу на основании
Закона Саратовской области
от 12.12.2005 N 119-ЗСО

___________________________


 принят Саратовской областной Думой
15 июня 1998 года


____________________________________________________________________
     В тексте Закона учтены изменения и дополнения, внесенные:
     Законом Саратовской области от 15.03.99 N 6-ЗСО,
     Законом Саратовской области от 27.11.00 N 70-ЗСО.
____________________________________________________________________

Настоящий Закон определяет порядок организации и деятельности территориального общественного самоуправления как одной из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления в Саратовской области.


Глава I. Общие положения

Статья 1. Понятие территориального общественного самоуправления

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (на территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и на других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им субъекты территориального общественного самоуправления и их органы, а также для участия в реализации решений представительных и исполнительных органов местного самоуправления.

Статья 2. Право граждан на осуществление территориального
общественного самоуправления

Право на территориальное общественное самоуправление имеют граждане Российской Федерации, имеющие избирательное право, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или преимущественно проживающие на соответствующей части территории муниципального образования, достигшие восемнадцатилетнего возраста (далее - жители).

Жители соответствующей части территории муниципального образования имеют равные права на осуществление территориального общественного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей, вправе избирать и быть избранными в выборные органы территориального общественного самоуправления, получать полную и достоверную информацию о деятельности территориального общественного самоуправления.

Органы государственной власти области и органы местного самоуправления не могут препятствовать осуществлению жителями территориального общественного самоуправления, если эта деятельность не противоречит требованиям действующего законодательства и настоящего Закона.

Защита прав и интересов жителей в осуществлении ими территориального общественного самоуправления обеспечивается в порядке, установленном действующим законодательством.

Статья 3. Правовые основы территориального
общественного самоуправления

Территориальное общественное самоуправление на территории области осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом (Основным Законом) Саратовской области, законодательством области, настоящим Законом, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, а также уставом субъекта территориального общественного самоуправления.

Статья 4. Границы территорий, на которых осуществляется
территориальное общественное самоуправление

Границы территорий, на которых образуются и действуют субъекты территориального общественного самоуправления, согласовываются с главами администраций муниципальных образований (с главами территориальных структурных подразделений администраций муниципальных образований) по предложениям общих собраний (сходов) или конференций жителей соответствующих территорий и утверждаются представительными органами муниципальных образований с учетом исторических, культурных и иных местных традиций, а также социально-экономических условий, деления территорий на архитектурно-планировочные зоны и других особенностей.

Статья 5. Основные принципы территориального
общественного самоуправления

Территориальное общественное самоуправление на территории области осуществляется на следующих основных принципах:

законности;

гарантии прав;

свободного волеизъявления жителей через общие собрания (сходы),конференции, опросы населения;

выборности административных и контрольно-ревизионных органов субъектов территориального общественного самоуправления, подотчетности и подконтрольности их населению;

самостоятельности территориального общественного самоуправления в пределах собственных полномочий, в том числе экономической и финансовой;

взаимодействия органов субъектов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления в осуществлении общих задач и функций;

многообразия форм территориального общественного самоуправления и самостоятельного их определения населением;

широкого участия жителей в выдвижении инициатив, в выработке и принятии решений по вопросам местного значения, затрагивающим интересы населения;

сочетания интересов населения соответствующей территории и интересов всего муниципального образования;

гласности и учета общественного мнения;

ответственности за принятые решения.

     

Глава II. Порядок осуществления территориального общественного самоуправления.
Полномочия территориального общественного самоуправления

     

Статья 6. Формы территориального общественного самоуправления

Формами территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях области являются: общие собрания (сходы) или конференции жителей части территории муниципального образования, опросы населения, иные формы демократии, а также субъекты территориального общественного самоуправления и создаваемые ими органы (статья с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 15.03.99 N 6-ЗСО. См. предыдущую редакцию).

Статья 7. Общее собрание (сход), конференция жителей

Общее собрание (сход), конференция жителей соответствующей части территории муниципального образования области может созываться инициативной группой жителей соответствующей территории, органами местного самоуправления или органами субъектов территориального общественного самоуправления по мере необходимости.

К компетенции общего собрания (схода) или конференции жителей соответствующей территории относятся вопросы местного значения.

Общие собрания (сходы) жителей правомочны, если в них принимает участие более половины жителей соответствующей территории муниципального образования.

Конференция жителей проводится в случаях, когда невозможно провести общее собрание (сход) жителей.

Делегаты конференции жителей избираются по норме, установленной главой администрации муниципального образования (главой территориального структурного подразделения администрации муниципального образования) по предложению инициативной группы.

Конференции жителей правомочны, если в них принимают участие не менее двух третей избранных делегатов.

Граждане, не проживающие постоянно или преимущественно на соответствующей территории, вправе принимать участие в общих собраниях (сходах) с правом совещательного голоса.

Решения общих собраний (сходов) и конференций жителей принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих и оформляются протоколом.

Протокол собрания (схода) или конференции жителей должен содержать следующие данные:

1) дату и место проведения общего собрания (схода) или конференции жителей;

2) общее число жителей или делегатов, имеющих право принимать решение на общем собрании (сходе) или конференции жителей;

3) количество жителей или делегатов, принявших участие в работе общего собрания (схода) или конференции жителей;

4) состав президиума;

5) повестка дня;

6) содержание выступлений;

7) принятые решения;

8) результаты голосования.

Действие решений, принятых общим собранием (сходом), конференцией жителей, в случае их противоречия федеральному законодательству и (или) законодательству области должно быть приостановлено соответствующим органом местного самоуправления до их отмены общим собранием (сходом), конференцией жителей или судом.

Решения собраний (сходов), конференций жителей в течение 10 дней доводятся до сведения органов местного самоуправления и заинтересованных лиц.

Для ведения общих собраний (сходов) или конференций жителей избирается председатель и секретарь общего собрания (схода) или конференции жителей.

Статья 8. Опросы жителей

Опрос жителей части территории муниципального образования проводится по инициативе группы граждан, органов местного самоуправления или органов субъекта территориального общественного - самоуправления, с целью выявления мнения жителей соответствующих территорий по вопросам, затрагивающим экономические, социальные, экологические и другие законные интересы населения этой территории.

Опрос жителей производится инициаторами самостоятельно. В случае изучения молодежных проблем в опросе имеют право участвовать также жители, недостигшие восемнадцатилетнего возраста.

Мнение жителей, участвующих в опросе, оформляется через опросный лист, который должен содержать формулировку вынесенного вопроса и варианты ответа на него, фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства опрашиваемого. Каждый опросный лист должен быть подписан лицом, проводящим опрос, с указанием его фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта, номера телефона, а также даты подписания и зарегистрирован органом местного самоуправления или органом субъекта территориального общественного самоуправления.

Опрос жителей должен быть проведен в течение 30 дней с момента уведомления главы администрации муниципального образования (главы территориального структурного подразделения администрации муниципального образования).

Статья 9. Субъект территориального общественного самоуправления

Субъект территориального общественного самоуправления (территориальный субъект территориального общественного самоуправления, территориальное сообщество, территориальная коммуна и другие) -добровольная, самоуправляемая, не имеющая членства структура, созданная по инициативе жителей соответствующей части территории муниципального образования (городского или сельского населенного пункта, поселка, микрорайона, квартала, улицы, дворов и других территорий), объединившихся по территориальному принципу для реализации вопросов местного значения, и действующая на основании устава.

Субъект территориального общественного самоуправления может являться юридическим лицом с момента его государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством.

Субъект территориального общественного самоуправления обязан соблюдать действующее законодательство.

Статья 10. Полномочия субъекта территориального
общественного самоуправления

К полномочиям субъекта территориального общественного самоуправления относятся вопросы местного значения, затрагивающие интересы жителей соответствующей территории. В их числе могут быть:

1) защита прав и законных интересов жителей в органах государственной власти области и органах местного самоуправления;

2) организация акций милосердия и благотворительности, содействие в проведении таких акций органами государственной власти области, органами местного самоуправления, благотворительными фондами, гражданами и их объединениями, участие в распределении гуманитарной и иной помощи;

3) контроль за выполнением условий владения, распоряжения, пользования, приватизации и аренды муниципальной собственности, расположенной на территории субъекта территориального общественного самоуправления;

4) содействие правоохранительным органам в поддержании общественного порядка;

5) контроль в сфере потребительского рынка в порядке и формах, согласованных с органами местного самоуправления;

6) организация клубов по интересам, кружков технического и художественного творчества, спортивных кружков, ведение воспитательной работы среди детей и подростков, оказание помощи инвалидам, престарелым, семьям погибших военнослужащих, малообеспеченным и многодетным семьям (пункт с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 15.03.99 N 6-ЗСО. См. предыдущую редакцию);

7) защита интересов жителей как потребителей коммунальнобытовых услуг в соответствующих службах;

8) содействие жителям в решении жилищных проблем, подготовка соответствующих ходатайств и проведение консультаций;

9) внесение предложений в соответствующие органы муниципального образования по вопросам, затрагивающим интересы жителей, в том числе:

- использования земельных участков на территории деятельности субъекта территориального общественного самоуправления под строительство, детские и оздоровительные площадки, скверы, стоянки автомобилей, гаражи, площадки для выгула собак и для других общественно полезных целей;

- создания и ликвидации объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, здравоохранения и других учреждений на территории субъекта территориального общественного самоуправления;

10) содействие мерам санитарного, эпидемиологического, экологического и пожарного контроля и безопасности;

11) контроль за качеством уборки территории, вывозом мусора, работой соответствующих служб по эксплуатации домовладения и устранению аварийных ситуаций;

12) содействие жителям в выполнении правил эксплуатации жилого фонда, участие в мероприятиях по благоустройству территории;

13) информирование населения о решениях органов государственной власти области и органов местного самоуправления принятых по предложению или при участии субъекта территориального общественного самоуправления, или касающихся этого субъекта;

14) оказание помощи соответствующим органам муниципального образования в решении вопросов капитального ремонта (реконструкции) жилых помещений и связанного с этим отселения жителей, участие в разработке договоров на проведение указанных работ;

15) поддержание в порядке дворов, дорог, тротуаров, колодцев, мест захоронений, участие в охране памятников истории, культуры и прочее.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»