Недействующий


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН
Саратовской области

О здравоохранении Саратовской области

(с изменениями на 7 мая 2003 года)

___________________________
Утратил силу на основании
ЗаконаСаратовской области
 от 29.12.2004 N 127-ЗСО

___________________________

принят Саратовской областной Думой
21 января 1998 года


____________________________________________________________________

В тексте Закона учтены изменения и дополнения, внесенные:

Законом Саратовской области от 03.04.2000 № 22-ЗСО,

Законом Саратовской области от 05.05.2003 № 20-ЗСО.

____________________________________________________________________


Глава 1. Общие положения

Статья 1. Правовая основа и отношения, регулируемые законом

       Настоящий Закон разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральными законами "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федераций", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Уставом (Основным Законом) Саратовской области и другими законодательными актами Российской Федерации и области.

       Закон определяет организационно-правовые, экономические и социальные принципы построения и функционирования государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения на территории области, механизм внутриотраслевого взаимодействия систем здравоохранения, а также взаимодействия с органами государственной власти области и органами местного самоуправления области, системой медицинского страхования. Настоящий Закон направлен на обеспечение условий эффективного функционирования систем здравоохранения в целях реализации права граждан на охрану здоровья, обеспечения доступной и качественной медицинской помощи и лекарственного обеспечения.

Задачами закона являются:

определение компетенции и ответственности органов государственной власти области и органов местного самоуправления области в сфере охраны здоровья граждан;

правовое регулирование деятельности предприятий, учреждений и организаций здравоохранения независимо от формы собственности, а также граждан, осуществляющих индивидуальную медицинскую и фармацевтическую деятельность без образования юридического лица;

определение порядка финансирования здравоохранения области;

определение прав и обязанностей граждан в области охраны здоровья и установление гарантий реализации прав;

определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной защиты.

Статья 2.Основные понятия

       Система здравоохранения - это совокупность органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления области и медицинских организаций, деятельность которых направлена, на сохранение и укрепление здоровья населения, а также на оказание медицинской помощи и лекарственного обеспечения.

       Медицинская деятельность-осуществление мероприятий по профилактике, диагностике, лечению пациентов со стороны медицинских организаций, по обеспечению их функционирования.

       Фармацевтическая деятельность-осуществление мероприятий по организации производства, закупки, хранению, контролю качества, реализации лекарственных средств, изделий и предметов медицинского назначения, парафармацевтической продукции, по обеспечению их функционирования.

       Медицинская практика - осуществление медицинских услуг медицинскими работниками непосредственно по отношению к больным.

       Аптечные предприятия-предприятия, учреждения и организации государственной, муниципальной и частной форм собственности, осуществляющие фармацевтическую деятельность.

       Лицензирование - выдача государственного разрешения (лицензий) на право осуществления медицинской и фармацевтической деятельности.

       (часть седьмая предыдущей редакции исключена Законом Саратовской области от 05.05.2003 № 20-ЗСО)

       Медицинские организации - предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, ведомственной принадлежности и организационно-правового статуса, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность без образования юридического лица как индивидуально, так и коллективно.

       Медицинское страхование - форма социальной зашиты интересов населения в охране здоровья, целью которой является обеспечение гарантий гражданам при возникновении страхового случая на получение медицинской помощи и проведение профилактических мероприятий в целях предупреждения возникновения заболеваний. Медицинское страхование осуществляется в двух видах- обязательном и добровольном.

       Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, предназначенное для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

       Страховые медицинские организации - юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.

       Профессиональные медицинские и фармацевтические ассоциации - общественные некоммерческие самоуправляемые организации, формируемые на добровольной основе для защиты прав медицинских и фармацевтических работников, развития медицинской и фармацевтической практики, проведения лицензирования, заключения территориального тарифного соглашения, содействия научным исследованиям (часть с учетом изменений, внесенных Законом Саратовской области от 05.05.2003 № 20-ЗСО. См. предыдущую редакцию).

Статья 3. Системы здравоохранения Саратовской области

(статья с учетом изменений, внесенных Законом
Саратовской области от 03.04.00 N 22-ЗСО
. См. предыдущую редакцию)

       В соответствии с Конституцией Российской Федерации на территории области функционируют: государственная, муниципальная, частная системы здравоохранения.

К государственной системе здравоохранения области относятся:

министерство здравоохранения области, которое в пределах своей компетенции осуществляет государственную политику в области здравоохранения;

медицинские организации, находящиеся в государственнойобственности области и подчиненные министерству здравоохранения области;

научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения фармацевтические и аптечные предприятия, санитарнопрофилактические учреждения, учреждения судебно-медицинской экспертизы, службы материально-технического обеспечения, предприятия по производству медицинских препаратов и медицинской техники и иные предприятия, учреждения и организации. В государственную систему здравоохранения также входят лечебнопрофилактические учреждения, аптечные предприятия, создаваемые министерствами, ведомствами, государственными предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации помимо Министерства здравоохранения Российской Федерации;

центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, учреждения здравоохранения, находящиеся в государственной собственности Российской Федерации и подчиненные непосредственно Министерству здравоохранения Российской Федерации.

К муниципальной системе здравоохранения относятся:

муниципальные органы управления здравоохранением и аптечной службой;

находящиеся в муниципальной собственности учреждения здравоохранения, научно-исследовательские учреждения, аптечные предприятия, образовательные учреждения.

К частной системе здравоохранения относятся:

лечебно-профилактические, аптечные, научноисследовательские учреждения, образовательные учреждения, создаваемые и финансируемые частными предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями, а также физическими лицами.

Субъекты государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляют свою деятельность в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области (часть дополнительно включена Законом Саратовской области от 03.04.00 N 22-ЗСО).

Статья 4. Организационные основы систем здравоохранения области

       Организационную основу деятельности систем здравоохранения составляют областная программа здравоохранения, целевые областные программы и программы муниципальных образований.

       Областная программа здравоохранения разрабатывается министерством здравоохранения области совместно с Территориальным фондом обязательного медицинского страхования и утверждается Саратовской областной Думой.

Программа включает:

территориальную программу обязательного медицинского страхования населения области;

перечень видов медицинской помощи, целевых программ и мероприятий, финансируемых за счет средств государственной, муниципальной систем здравоохранения;

программу лекарственного обеспечения, финансируемую за счет средств государственной, муниципальной систем здравоохранения;

перечень медицинских услуг, оказываемых за счет средств работодателей и личных средств граждан.

Целевые областные программы и программы муниципальных образований разрабатываются министерством здравоохранения области, органами здравоохранения муниципальных образований, центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора при участии других заинтересованных учреждений и ведомств.

Статья 5. Принципы деятельности систем здравоохранения

       Деятельность систем здравоохранения основывается на принципах:

       ответственности за сохранение и укрепление физического и психического здоровья человека, обеспечения его гарантированной медико-социальной и лекарственной помощью;

       единства медико-санитарного пространства;

       единства муниципальных и государственных интересов в области здравоохранения;

       разделения компетенции и закрепления ответственности в области управления здравоохранением;

       профилактического подхода к решению проблем здравоохранения;

       соблюдения прав пациента;

       межтерриториальной интеграции, реализованной в системе межрайонных центров;

       единства системы сертификации и лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности;

       единства системы подготовки и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров;

       единства методик установления нормативов в здравоохранении, стандартов медицинской помощи и лекарственного обеспечения; единства системы учета и отчетности.

Статья 6. Информационная политика в области здравоохранения

       Информационную политику в области здравоохранения определяет Правительство области по согласованию с субъектами систем здравоохранения и охраны здоровья.

       Сведения, подлежащие обязательной публикации:

       областные программы и программы муниципальных образований в сфере охраны здоровья и обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия;

       областные программы и программы муниципальных образование организации медицинской помощи и лекарственного обеспечения населения;

       сведения о распространенности социально значимых заболевание и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

       сведения, содержащие информацию о состоянии здоровья населения области.

       Объем и периодичность поступлений сведений, предоставляемых всеми субъектами здравоохранения, а также согласование объема сведений, необходимых для взаимодействия субъектов систем здравоохранения и охраны здоровья, определяется министерством здравоохранения области.

       Порядок использования баз данных, содержащих сведения о системах охраны здоровья и здравоохранения области, утверждается Правительством области.

Глава 2. Полномочия органов государственной власти области
и органов местного самоуправления области в сфере охраны здоровья

Статья 7. Полномочия Саратовской областной Думы по вопросам здравоохранения

       Саратовская областная Дума:

       принимает законы области, регулирующие правоотношения в сфере здравоохранения;

       осуществляет контроль за соблюдением действующего законодательства;

       утверждает областные отраслевые программы по развитию здравоохранения и другим вопросам в области охраны здоровья граждан;

       предоставляет в установленном порядке льготы по налогам, сборам и иным платежам в областной бюджет для предприятии, учреждений и организаций, деятельность которых направлена на охрану здоровья граждан;

       осуществляет иные полномочия в области охраны здоровья граждан, не относящиеся к компетенции Российской Федерации.

Статья 8. Полномочия органов исполнительной государственной власти
области по вопросим здравоохранения

Правительство области:

осуществляет государственную политику но вопросам здравоохранения;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»