РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
Саратовской области
Об охране труда
(с изменениями на 7 декабря 1998 года)
_________________________
Утратил силу на основании
Закона Саратовской области
от 30.05.2002 № 48-ЗСО
_________________________
принят Саратовской областной Думой
9 июля 1997 года
____________________________________________________________________
В тексте Закона учтены изменения и дополнения, внесенные:
Законом Саратовской области от 07.12.98 N 65-ЗСО.
____________________________________________________________________
Настоящий Закон определяет порядок государственного управления охраной труда на территории Саратовской области, гарантирует права трудящихся на охрану труда и обеспечивает единый порядок регулирования отношений в сфере охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности на территории Саратовской области, а также физических лиц, использующих наемный труд, находящихся в юрисдикции Российской Федерации.
Статья 1. Общие положения
Законодательство Саратовской области об охране труда основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации об охране труда, Кодекса законов о труде Российской Федерации, иных нормативных правовых актов и состоит из настоящего Закона, других областных законов, и издаваемых в соответствии с ними нормативных правовых актов области.
Действие настоящего Закона распространяется на:
- организации любых организационно-правовых форм и форм собственности;
- работодателей;
- работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;
- работников кооперативов;
- студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений среднего, начального профессионального образования и образовательных учреждений основного общего образования, проходящих производственную практику;
- военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях;
- граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы на предприятиях.
Нормативные правовые акты органов государственной власти Саратовской области и органов местного самоуправления об охране труда действуют на территории области в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации и настоящему Закону.
Статья 2. Государственное управление в сфере охраны труда
Государственное управление охраной труда на территории Саратовской области предусматривает:
- государственный надзор и контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов об охране труда;
- принятие законов и иных нормативных правовых актов, разработку и реализацию программ улучшения условий и охраны труда;
- организацию обучения и проверки знаний работников, включая руководителей и специалистов, по вопросам охраны труда в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными и иными нормативными актами Российской Федерации и Саратовской области;
- организацию аттестации рабочих мест и сертификации производственных объектов (предприятий) на соответствие требованиям по охране труда;
- обязательное получение работодателями заключения министерства труда и социального развития Саратовской области, федеральных органов, надзора при вводимых технологиях, строительстве и реконструкции действующих объектов, сдачей их в эксплуатацию при оформлении лицензии по отдельным видам деятельности на соответствие охране труда;
- организацию учета потребности в средствах индивидуальной и коллективной защиты, приборах контроля производственной среды и другой измерительной аппаратуры по охране труда, оказание помощи предприятиям в размещении заказов на их изготовление на предприятиях области, предоставление налоговых льгот предприятиям, их производящим;
- организацию обеспечения работодателей нормативно-методическими документами по охране труда;
- внедрение экономических мер, стимулирующих создание здоровых и безопасных условий труда;
- взаимодействие по вопросам охраны труда министерства труда и социального развития Саратовской области, федеральных и областных органов надзора и контроля за охраной труда, органов местного самоуправления, работодателей, профессиональных союзов и иных объединений работников;
- осуществление координации и методического руководства работой служб охраны труда организаций, расположенных на территории области;
- обобщение и пропаганду передового опыта в области охраны труда;
- содействие общественному контролю за соблюдением законных прав и интересов работников в охране труда.
Статья 3. Государственные органы управления охраной труда в области
Государственное управление охраной труда на территории Саратовской области осуществляет министерство труда и социального развития Саратовской области.
Министерство труда и социального развития Саратовской области входит в единую систему государственного управления охраной труда в Российской Федерации. Его указания по обеспечению уровня охраны труда, не ниже установленного федеральным законодательством, являются обязательными для всех предприятий, учреждений и организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей на территории Саратовской области.
Статья 4. Управление охраной труда в структуре местного самоуправления
Министерство труда и социального развития Саратовской области делегирует органам управления охраной труда в структуре местного самоуправления функции:
- организации обучения и проверки знаний по охране труда;
- организации разработки и контроля за выполнением программ и мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- участия в расследовании групповых несчастных случаев с возможным инвалидным исходом и несчастных случаев со смертельным исходом;
- обследования организаций-соискателей лицензий на определенные виды деятельности на предмет соответствия условий труда нормативным требованиям.
Органы управления охраной труда в структуре местного самоуправления определяются по предложению министерства труда и социального развития Саратовской области главами соответствующих муниципальных образований с учетом полномочий и средств на их содержание, выделенных из областного бюджета.
Контроль за исполнением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в области охраны труда осуществляется в порядке и формах, определяемых Правительством области.
Статья 5. Органы управления охраны труда в организациях и их объединениях
Для организации работы по охране труда организациии их объединения создают службы охраны труда. Структура и численность работников службы охраны труда определяются работодателем в соответствии с нормативами, определяемыми министерством труда и социального развития Саратовской области. В отдельных организациях в соответствии с рекомендациями министерства труда и социального развития Саратовской области исполнение обязанностей специалиста по охране труда может возлагаться на другого штатного работника, имеющего соответствующую квалификацию, или может привлекаться специалист на договорной основе.
В целях организации сотрудничества по охране труда и оказания помощи работникам службы охраны труда организации, работодатель и работники и (или) их представители в организации с численностью более 10 человек создают совместные комитеты (комиссии) по охране труда, в которые на паритетной основе входят представители работодателей, уполномоченных (комиссий) по социальному страхованию, профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.
Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда в соответствии с действующим законодательством осуществляют профессиональные союзы в лице соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, а также их уполномоченные (доверенные) лица по охране труда.
Членам совместных комитетов (комиссий), уполномоченным (доверенным) лицам по охране труда предоставление оплачиваемого рабочего времени для выполнения их обязанностей определяется коллективным договором.
Ответственность за состояние охраны труда в организации возлагается на работодателя.
Статья 6. Полномочия областной Думы в сфере охраны труда
Областная Дума:
- в рамках действующего федерального законодательства принимает нормативно-правовые акты по вопросам охраны труда в Саратовской области;
- утверждает областные целевые программы по улучшению условий и охраны труда;
- принимает решения по внедрению механизма экономического стимулирования в сфере охраны труда.
Статья 7. Полномочия Губернатора и Правительства области в сфере охраны труда
Губернатор и Правительство области:
- организуют разработку и вносят на рассмотрение областной Думы областные программы улучшения условий и охраны труда;
- принимают решения о формировании и совершенствовании системы управления охраной труда министерства труда и социального развития Саратовской области;
- определяют структуру и штаты министерства труда и социального развития Саратовской области, исходя из нормативов, рекомендованных федеральным органом исполнительной власти по труду;
- ежегодно заслушивают доклад министерства труда и социального развития Саратовской области о состоянии условий и охраны труда в области.
Статья 8. Обязанности работодателя по обеспечению условий и охраны труда работников
Работодатель обязан обеспечить:
- безопасность при эксплуатации производственных зданий, сооружений, оборудования, безопасность технологических процессов и применяемых в производстве сырья и материалов, а также эффективную эксплуатацию средств коллективной и индивидуальной защиты;
- соответствующие требованиям законодательства об охране труда условия труда на каждом рабочем месте;
- организацию надлежащего санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников;
- режим труда и отдыха работников, установленный законодательством;
- выдачу специальной одежды, специальной обуви, организацию ее стирки и ремонта, других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на производствах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением;
- ежегодный контроль за условиями вредных и опасных производственных факторов на здоровье работника в сроки, предусмотренные нормативами;
- возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей;
- обучение, инструктаж работников и проверку знаний работниками норм, правил и инструкций по охране труда;
- информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся работникам средствах индивидуальной защиты, компенсациях и льготах;
- беспрепятственный допуск представителей органов государственного надзора и контроля, общественного контроля для проведения проверок состояния условий и охраны труда на предприятии, соблюдение законодательства об охране труда, а также для расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- своевременную уплату штрафа, наложенного органами государственного надзора и контроля за нарушения законодательства об охране труда, нормативных актов по безопасности и гигиене труда;
- необходимые меры по обеспечению сохранения жизни и здоровья работников при возникновении аварийных ситуаций, в том числе надлежащие меры по оказанию первой помощи пострадавшим;
- предоставление государственным органам надзора и контроля, общественного контроля необходимой информации о состоянии условий и охраны труда на предприятии, выполнении их предписаний, а также о всех подлежащих регистрации несчастных случаях и повреждениях здоровья работников на производстве;
- проведение анализа заболеваемости с временной утратой трудоспособности работников на предприятии;
- организацию медицинского обследования работающих, имеющих контакт с вредными производственными факторами, в соответствии с законодательством Российской федерации и Саратовской области;
- выполнение работодателями медицинских рекомендаций по результатам предварительных и периодических медицинских осмотров работающих в соответствии с. действующим законодательством;
- обязательное социальное страхование работников в связи с временной нетрудоспособностью, вследствие заболевания, а также от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В случае реорганизации страхователя - юридического лица его обязанности, установленные федеральным законодательством, включая обязанность по уплате страховых взносов, переходят к его правопреемнику. При ликвидации страхователя - юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, установленном действующим законодательством;
- проведение за счёт собственных средств установленных законодательством обязательных предварительных (при приёме на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников.
Статья 9. Обязанности работника по обеспечению охраны труда
Работник обязан:
- соблюдать нормы, правила и инструкции по охране труда;
- знать устройство и порядок работы индивидуальных и коллективных средств защиты, где они расположены и уметь ими пользоваться;