Действующий

О Муниципальной программе социально-экономического развития города Саратова на 1999-2001 годы (с изменениями на 9 августа 2001 года)

5. УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ

(раздел 5 дополнительно включен с 9 августа 2001 года решением Саратовской городской Думы от 09.08.2001 № 11-81)

5.1. Адресная социальная поддержка населения

(с 9 августа 2001 года пунктом 5.1. настоящей редакции считается пункт 4.3. предыдущей редакции - решение Саратовской городской Думы от 09.08.2001 № 11-81)


Администрация города Саратова уделяет серьезное внимание вопросам социальной защиты. Однако в результате кризиса положение населения, особенно малообеспеченных слоев, ухудшилось. Снизились показатели реальной заработной платы с поправкой на индекс потребительских цен; возросла задолженность по социальным выплатам, предусмотренным федеральным законодательством; увеличился прожиточный минимум, значительно увеличились тарифы на оплату жилья и коммунальных услуг. Эти факторы привели к существенному падению реальных доходов населения. Несколько сократилась доступность услуг здравоохранения и образования. Сложившаяся ситуация требует активизировать социальную политику на городском уровне.

1. Управление социальной сферой

    Задача: Повысить обоснованность социальных программ

     Мероприятия:

1. Перейти к новому порядку разработки и утверждения программ, который отвечает федеральным стандартам.

2. Установить единый порядок разработки и размещения муниципального социального заказа в соответствии с методическими принципами, которые закреплены в федеральном законодательстве.

     

2. Адресная социальная защита населения

Департамент социальной сферы администрации города Саратова первоочередное внимание уделяет формированию системы комплексной адресной социальной поддержки малообеспеченных групп населения. В связи с дефицитом финансовых средств было принято решение, что все виды социальной помощи оказываются в первую очередь тем гражданам, чей совокупный среднедушевой доход не превышает половины прожиточного минимума.

В то же время для повышения “адресности” социальной помощи в Саратове существуют значительные резервы. В настоящее время преимущественно используется так называемый “двойной критерий нуждаемости” - принадлежность к социально уязвимой (экономически неактивной) группе населения с последующей оценкой уровня доходов. Это не самый достоверный способ определения малоимущих семей и одиноко проживающих граждан.

Сегодня социально уязвимые категории  меняются намного быстрее, чем система социальной помощи. Доход внутри категорий льготников существенно разнится, в ряде случаев льготы и дотации имеют высокообеспеченные граждане. В то же время малоимущие семьи, не относящиеся ни к какой традиционной социально уязвимой группе, за небольшими исключениями (жилищные субсидии, разовая материальная помощь) не получают поддержки. Именно это в значительной мере создает социальную напряженность.

Задача: Повысить обоснованность предоставления социальной помощи на местном уровне. Выявить недостатки существующей практики предоставления льгот, учета “льготников” и контроля за предоставлением льгот и других видов социальной помощи.

Мероприятия:

3. Провести анализ предоставления льгот, учет льготников и контроль за предоставлением льгот и других видов социальной помощи.

4. Выявить, существует ли “двойной счет” при получении компенсации за оказание услуг льготникам (транспорт, жилищно-коммунальная сфера), и устранить его (если имеется).

5. Оценить точность методик определения дохода семьи при начислении жилищных субсидий и оказании адресной помощи в рамках системы социальной защиты.

6. Обеспечить единообразие методики оценки дохода на уровне города.

     Задача: Оценить совокупные расходы города на социальную помощь населению во всех социально ориентированных отраслях.

     Мероприятия:

7. Уточнить детальный перечень всех льгот, дотаций и скрытых субсидий для разных категорий населения во всех социально ориентированных отраслях (транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение и др.).

8. Дать стоимостную оценку льгот и других видов социальной поддержки в масштабе города. Определить доли категориальных льгот и помощи, оказываемой с учетом оценки дохода семьи, в совокупных расходах города на социальную поддержку населения.  

Задача: Повысить эффективность предоставления социальной помощи на местном уровне за счет перевода категориальных льгот и пособий в адресную форму.

Мероприятия:

9. Определить ресурсы для повышения адресности в каждой из социально ориентированных отраслей и приоритеты социальной политики для формирования адресных программ.

10. Разработать и реализовать пилотный проект по переводу категориальных льгот в адресную форму.

5.2. Образование