(раздел 5 дополнительно включен с 9 августа 2001 года решением Саратовской городской Думы от 09.08.2001 № 11-81)
5.1. Адресная социальная поддержка населения
(с 9 августа 2001 года пунктом 5.1. настоящей редакции считается пункт 4.3. предыдущей редакции - решение Саратовской городской Думы от 09.08.2001 № 11-81)
Администрация города Саратова уделяет серьезное внимание вопросам социальной защиты. Однако в результате кризиса положение населения, особенно малообеспеченных слоев, ухудшилось. Снизились показатели реальной заработной платы с поправкой на индекс потребительских цен; возросла задолженность по социальным выплатам, предусмотренным федеральным законодательством; увеличился прожиточный минимум, значительно увеличились тарифы на оплату жилья и коммунальных услуг. Эти факторы привели к существенному падению реальных доходов населения. Несколько сократилась доступность услуг здравоохранения и образования. Сложившаяся ситуация требует активизировать социальную политику на городском уровне.
1. Управление социальной сферой
Задача: Повысить обоснованность социальных программ
Мероприятия:
1. Перейти к новому порядку разработки и утверждения программ, который отвечает федеральным стандартам.
2. Установить единый порядок разработки и размещения муниципального социального заказа в соответствии с методическими принципами, которые закреплены в федеральном законодательстве.
2. Адресная социальная защита населения
Департамент социальной сферы администрации города Саратова первоочередное внимание уделяет формированию системы комплексной адресной социальной поддержки малообеспеченных групп населения. В связи с дефицитом финансовых средств было принято решение, что все виды социальной помощи оказываются в первую очередь тем гражданам, чей совокупный среднедушевой доход не превышает половины прожиточного минимума.
В то же время для повышения “адресности” социальной помощи в Саратове существуют значительные резервы. В настоящее время преимущественно используется так называемый “двойной критерий нуждаемости” - принадлежность к социально уязвимой (экономически неактивной) группе населения с последующей оценкой уровня доходов. Это не самый достоверный способ определения малоимущих семей и одиноко проживающих граждан.
Сегодня социально уязвимые категории меняются намного быстрее, чем система социальной помощи. Доход внутри категорий льготников существенно разнится, в ряде случаев льготы и дотации имеют высокообеспеченные граждане. В то же время малоимущие семьи, не относящиеся ни к какой традиционной социально уязвимой группе, за небольшими исключениями (жилищные субсидии, разовая материальная помощь) не получают поддержки. Именно это в значительной мере создает социальную напряженность.
Задача: Повысить обоснованность предоставления социальной помощи на местном уровне. Выявить недостатки существующей практики предоставления льгот, учета “льготников” и контроля за предоставлением льгот и других видов социальной помощи.
Мероприятия:
3. Провести анализ предоставления льгот, учет льготников и контроль за предоставлением льгот и других видов социальной помощи.
4. Выявить, существует ли “двойной счет” при получении компенсации за оказание услуг льготникам (транспорт, жилищно-коммунальная сфера), и устранить его (если имеется).
5. Оценить точность методик определения дохода семьи при начислении жилищных субсидий и оказании адресной помощи в рамках системы социальной защиты.
6. Обеспечить единообразие методики оценки дохода на уровне города.
Задача: Оценить совокупные расходы города на социальную помощь населению во всех социально ориентированных отраслях.
Мероприятия:
7. Уточнить детальный перечень всех льгот, дотаций и скрытых субсидий для разных категорий населения во всех социально ориентированных отраслях (транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение и др.).
8. Дать стоимостную оценку льгот и других видов социальной поддержки в масштабе города. Определить доли категориальных льгот и помощи, оказываемой с учетом оценки дохода семьи, в совокупных расходах города на социальную поддержку населения.
Задача: Повысить эффективность предоставления социальной помощи на местном уровне за счет перевода категориальных льгот и пособий в адресную форму.
Мероприятия:
9. Определить ресурсы для повышения адресности в каждой из социально ориентированных отраслей и приоритеты социальной политики для формирования адресных программ.
10. Разработать и реализовать пилотный проект по переводу категориальных льгот в адресную форму.
5.2. Образование