САРАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 2.12.99 № 38-373
О Муниципальной программе социально-экономического развития
города Саратова на 1999-2001 год
(с изменениями на 9 августа 2001 года)
________________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные:
решением Саратовской городской Думы от 09.08.2001 № 11-81.
________________________________________________________________
В целях улучшения социально-экономического развития города Саратовская городская Дума
РЕШИЛА:
1. Принять Муниципальную программу социально-экономического развития города Саратова на 1999-2001 годы (прилагается).
2. Администрации города ежегодно, на период действия программы, в срок до 1 апреля представлять в Саратовскую городскую Думу информацию о ходе выполнения программы и предложения по ее корректировке.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по бюджетно-финансовым вопросам, экономике, использованию муниципальной собственности, местным налогам и сборам.
Мэр города -
глава городского самоуправления
Ю.Н.Аксененко
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДА САРАТОВА
на 1999-2001 годы
Основные проблемы Саратова, как и подавляющего большинства российских городов, связаны с хроническим дефицитом бюджета, проистекающим из ухудшения состояния экономики города. Экономика требует инвестиций, налоговые поступления в бюджет от предприятий и организаций уменьшаются, сужаются возможности решения социальных проблем.
Наряду с этими общими сложностями, Саратов имеет комплекс особенных проблем, связанных со спецификой местных условий развития:
1. Саратов - столица области, где живет треть ее населения. Он является главным донором областного бюджета.
2. Саратов играет роль центра как в научно-производственной сфере, так и в обеспечении высококачественных услуг социальной сферы (образование, здравоохранение, культура) практически для всего населения области. В городе сконцентрирована развитая инфраструктура высшей школы, а также сопряженная с ней научная сфера. Саратов является крупнейшим, а в ряде областей уникальным, центром подготовки и переподготовки специалистов в области сельскохозяйственной науки, авиастроения, точного машиностроения, выполнения проектно-конструкторских работ, решения академических и прикладных научных задач.
3. Организация областной власти - ее структура, схема принятия и исполнения решений - отличается четкостью и сравнительно высокой централизацией. Формируемая на областном уровне нормативно-правовая база характеризуется глубокой проработанностью вопросов, достаточно жестко регламентирует практически весь круг общественных отношений в области, в том числе, вопросы местного самоуправления.
4. Выгодное экономико-географическое положение области и города в центре крупного, развитого Поволжского региона, создает благоприятные условия для налаживания торгово-промышленных связей с Центральной Россией, с Уралом и Югом, для превращения Саратова в "столицу Поволжья".
Органы местного самоуправления города Саратова прилагают большие усилия для решения текущих вопросов, связанных с социальной защитой населения, поддержкой образования и культуры, ведением городского хозяйства. Но политика "латания дыр" при сохранении сегодняшних внутренних и внешних условий функционирования городской экономики ведет к тому, что источники развития будут неуклонно сужаться, и это фактически приведет город к стагнации. В этих условиях необходимо выявить направления социально-экономического развития города и наметить пути наиболее эффективного использования внутренних ресурсов, прежде всего, самой городской администрации, бюджетных средств, муниципальной собственности, мобилизовать на цели городского развития потенциал города, максимально учесть интересы всего городского населения.
Подход к решению сегодняшних проблем должен быть комплексным и учитывать перспективы развития. В связи с этим органы местного самоуправления Саратова, предметом ведения которых является комплексное социально-экономическое развитие города, разработали программу социально-экономического развития Саратова на 1999-2001 г.г. Программа подготовлена в соответствии с распоряжением Губернатора Саратовской области от 26.11.98 № 1423 "О мерах по финансово-экономическому развитию города Саратова".
Цель программы:
Улучшение общественной городской среды, включая качество жизни горожан и условия хозяйствования в городе, на основе стабилизации социально-экономической ситуации.
Реализация программы придаст устойчивость и перспективу городскому развитию, позволит создать условия для перехода от тактики выживания к стратегии развития.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1) повысить эффективность внутренних ресурсов администрации города: наладить координацию подразделений администрации по планированию развития города, на этой основе улучшить бюджетное планирование, повысить управляемость бюджетом, муниципальной недвижимостью, перейти к экономическим методам управления муниципальными предприятиями;
2) экономическими средствами привлечь ресурсы городских предпринимателей, банков, населения для целей городского развития: формируя рынок земли и недвижимости, создавая условия для коммерческой и жилой ипотеки; а также внешние по отношению к городу ресурсы, в том числе иностранных инвесторов;
После принятия городской Думой программа становится главным программным документом развития города.
Основные принципы реализации программы:
- ее положения являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в муниципальной собственности;
- на основе программы органы местного самоуправления координируют участие в комплексном социально-экономическом развитии территории города Саратова предприятий, организаций и учреждений, не находящихся в муниципальной собственности;
- реализация программы опирается на творческую инициативу граждан города.
Структура программы
Каждый подраздел Программы имеет следующую структуру: анализ текущего состояния, задачи, мероприятия (приложение 1), показатели оценки реализации программных мероприятий (приложение 2) и перечень нормативных документов, предлагаемых к утверждению (приложение 3).
Место программы в новой системе планирования городского развития
Данная среднесрочная программа является первым шагом "вхождения" в новую систему планирования социально-экономического развития города, соответствующую современным требованиям. Эта система состоит из программно-планировочных документов трех типов:
1. Стратегический план развития города, который разрабатывается на долгосрочную перспективу, с учетом внутренних и внешних условий развития, а также исходя из основных направлений, определенных стратегическим планом развития региона. Разработка осуществляется администрацией города (либо специализированным Агентством, концепция которого предлагается в данной программе) с привлечением научных, учебных организаций города, внешних консультантов. На данный момент стратегические планы развития города и области пока не разработаны. После разработки и утверждения стратегических планов развития города и области программа может быть скорректирована с их основными положениями.
2. Программа социально-экономического развития города составляется на трехлетний период, предполагает ежегодный отчет по программе и возможную корректировку отдельных мероприятий. После истечения срока ее действия принимается новая трехлетняя программа.
3. Годовое планирование, увязанное с бюджетным процессом, осуществляется администрацией города; бюджет утверждается городской Думой.
Тенденции социально-экономического развития города Саратова
По результатам проведенного анализа социально-экономического положения в Саратове основные факторы и тенденции развития объединены в две группы: негативные и позитивные.
Негативные факторы и тенденции
Ухудшение состояния экономики города:
- ухудшение финансового состояния предприятий города, прежде всего крупных и средних, что привело к резкому сокращению персонала и повысило социальную напряженность в городе;
- устойчивое сокращение удельного веса работающих среди трудоспособного населения (с 80% в 1993 г. до 67,4% в 1997-м);
- низкий уровень доходов и рост дифференциации населения по доходом;
- проблемы городского бюджета: задолженность по зарплате и детским компенсациям, за энергетические ресурсы, снижение объемов ремонтных работ на объектах жизнеобеспечения города.
Ухудшение среды обитания и здоровья населения:
- ухудшение экологической ситуации: площадь экологически опасных территорий составляет около 1/3 территории города. Результаты исследований качества воды в водоисточниках и питьевой воды в водопроводной сети за последние пять лет показывают значительное ухудшение санитарно-химических показателей;
- ухудшение показателей здоровья населения;
- ухудшение демографической ситуации: устойчиво снижается численность населения (в среднем на 6,5 тыс. человек в год). Уровень детской и материнской смертности превышает среднероссийские показатели.
Позитивные факторы и тенденции:
- за последние два года приостановилось падение производства и рост безработицы, стал расти индекс физического объема производства;
- замедлилось сокращение численности населения;
- осуществляется поддержка городской экономики, прежде всего промышленности, со стороны администрации города. В 1997-1998 гг. на баланс муниципалитета были приняты ведомственное жилье, инженерная инфраструктура и объекты соцкультбыта. Применялась политика налогового стимулирования производства (ряду предприятий предоставлялись льготы по местным налогам и сборам). Администрация размещала заказы на предприятиях города (в 1998 году - на сумму 50 млн. руб.);
- за годы реформ заметно расширилась сфера малого бизнеса. Численность занятых в малом бизнесе в общей численности занятых возросла с 11,1% в 1993 г. до 14,6% в 1998 г.;
- сохранение стабильности в ряде отраслей социальной сферы;
- ведется поиск дополнительных источников доходов городского бюджета: предусматривается развитие муниципальных заимствований на строительство жилья и другие проекты, способные заинтересовать население и частных инвесторов;
- реализуется политика по упорядочению расходной части бюджета и переход к адресной защите населения.
1. ВНУТРЕННИЕ РЕЗЕРВЫ ГОРОДСКОЙ АДМИНИСТРАЦИИ
1.1. Планирование экономического развития города
Как и в большинстве других российских городов, в Саратове годовой масштаб планирования является основной формой комплексного планирования развития города и увязан с основным финансовым документом - годовым бюджетом. Сейчас приоритеты для проведения мероприятий в течение года, в том числе по среднесрочным программам, определяются объемами бюджетных доходов в целом и конкретно расходами по отдельным его статьям. Однако бюджет и годовой план, в силу временной ограниченности, не должны и не могут восприниматься как исходные документы для планирования развития города.
Основная идея совершенствования планирования городского развития состоит в том, что текущее годовое планирование, связанное с планированием бюджета, должно базироваться на единой муниципальной программе социально-экономического развития, которая имеет среднесрочный характер. В свою очередь, эта программа составляется исходя из долгосрочных направлений развития, определенных стратегическим планом, разработанным на основе оценки ресурсов города как единого комплекса, с учетом интересов различных групп городского сообщества.
Задача: Повысить результативность управления и планирования городского развития.
Мероприятия:
1. Формировать годовые планы мероприятий и бюджет, основываясь на программе социально - экономического развития.
2. Наладить систематический контроль со стороны департамента по экономике и инвестиционной политике за экономическим обоснованием доходов и расходов, планируемых другими подразделениями администрации, на основе экспертизы планируемых мероприятий, планов и программ.
3. Сформировать информационную базу по развитию города для повышения обоснованности принимаемых решений по управлению и прогнозированию.
4. Принять участие в создании и деятельности Саратовского агентства экономического развития для оказания воздействия на формирование стратегии развития города и области.
1.2. Повышение уровня управления и эффективности расходов местного бюджета
Под собственными доходами городского бюджета понимается сумма налоговых и неналоговых доходов.
_________________________
К собственным доходам местных бюджетов в трактовке Федерального закона “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации” от 25 сентября 1997 г. №126-ФЗ относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе.
Налоговые доходы составляют 93,7% от объема собственных доходов городского бюджета (1998), что примерно соответствует уровню других городов Российской Федерации сравнимого статуса. С одной стороны, это позволяет городской администрации точнее прогнозировать объем доходов бюджета, поскольку налоговые доходы считаются возобновляемыми в противоположность неналоговым доходам. В то же время низкая доля неналоговых доходов свидетельствует о низком уровне управления муниципальным имуществом.
Следует отметить также, что местные налоги суммарно составляют 36,6% от объема собственных доходов городского бюджета, что очень велико для городов Российской Федерации сравнимого статуса. Более того, в период с 1996 г. по 1998 г. эта доля увеличилась с 26,6% до 36,6%. Увеличение доли местных налогов в структуре собственных доходов городского бюджета позитивно влияет на кредитоспособность городской администрации, поскольку позволяет проводить относительно независимую политику с опорой на местные налоговые источники. В то же время, столь высокая доля поступлений по местным налогам является следствием сравнительно низких нормативов отчислений от регулирующих налогов в городской бюджет.
В структуре поступлений в городской бюджет выделяются следующие формы расчетов: денежные поступления (или “живые деньги”), взаимозачеты и ценные бумаги (преимущественно векселя).
“Живые деньги” составляют 43,5% от собственных доходов городского бюджета Саратова (1998) Помимо взаимозачетов городская администрация в счет налоговых платежей принимает векселя. Доля векселей в структуре платежей в городской бюджет невелика и составляет лишь 2,3% (1998).
|
|
|
|
|
| Табл. 1 |
| ||||||
| 1996 | 1997 | 1998 | |||
| млн руб. | % | млн руб. | % | млн руб. | % |
Собственные доходы | 1063,2 | 100,0 | 1190,2 | 100,0 | 1040,8 | 100,0 |
Взаимозачеты | 389,7 | 36,7 | 577,5 | 48,5 | 563,3 | 54,4 |
Векселя | 49,3 | 4,6 | 30,1 | 2,5 | 24,4 | 2,3 |
"живые деньги" | 624,2 | 58,7 | 582,7 | 49,0 | 453,1 | 43,5 |
|
|
|
|
|
|
|
* Данные приведены в текущих деноминированных ценах. |
|