САРАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
16.05.2002 № 21-182
О муниципальной целевой Программе
«Энергосбережение в городе Саратове на период 2002-2005 годы»
(с изменениями на 15 июля 2003 года)
___________________________________
Снят с контроля на основании
решения Саратовской городской Думы
от 13.10.2006 N 10-75
в связи с выполнением
_________________________________
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
решением Саратовской городской Думы от 15.07.2003 N 36-335.
_______________________________________________________________
В целях реализации Федерального закона от 03.04.96 № 28-ФЗ «Об энергосбережении», Закона Саратовской области от 07.12.98 № 64-ЗСО «Об энергосбережении в Саратовской области» Саратовская городская Дума
РЕШИЛА:
1. Принять муниципальную целевую Программу «Энергосбережение в городе Саратове на период 2002-2005 годы» (прилагается).
2. Администрации города Саратова:
2.1. Ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчётным, представлять в городскую Думу отчёт о выполнении мероприятий Программы, содержащий в том числе расчёты экономической эффективности в соответствии с «Методикой расчёта экономии бюджетных средств, определяющей эффективность мероприятий при внедрении энергосберегающих технологий в сфере производства и оказания жилищно-коммунальных услуг», утверждённой приказом Госстроя России от 30.04.98 № 17-106;
2.2. Ежегодно до 1 июля представлять в городскую Думу предложения по уточнению Программы;
2.3. В срок до 1 июля 2002 года подготовить и внести в городскую Думу предложения по отражению в городском бюджете отдельной строкой расходов, предусмотренных на проведение мероприятий и реализацию проектов по энергосбережению.
3. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по промышленности, транспорту, связи, торговле.
Мэр города - глава
городского самоуправления
Ю.Н. Аксененко
Приложение
к решению
Саратовской городской Думы
от 16.05.2002 №21-182
Муниципальная целевая Программа «Энергосбережение в городе Саратове на период 2002 - 2005 годы» разработана в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 30.04.98 № 33-П «Об утверждении Губернаторской программы энергосбережения в Саратовской области на 1998-2005 годы и Основных положений государственной системы управления энергосбережением в Саратовской области» и постановлением мэра города Саратова от 01.02.2001 №74 «О разработке программы «Энергосбережение в городе Саратове на период до 2005 года».
Заказчиком муниципальной целевой программы энергосбережения является комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Саратова.
Программа разработана исходя из требований Федерального закона «Об энергосбережении» от 03.04.96 № 28-ФЗ, основных положений федеральной целевой программы «Энергосбережение России», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.98 № 80, Закона Саратовской области «Об энергосбережении в Саратовской области» от 07.12.98 № 64-ЗСО и Губернаторской программы «Энергосбережение в Саратовской области на 1998-2005 годы».
В основу программы положены отечественные и зарубежные достижения в области энергосбережения, использования наиболее современных методов отбора и инвестирования энергосберегающих проектов и мероприятий, а также внедрения действенных механизмов стимулирования эффективного производства и потребления энергоресурсов.
Программой предусматривается разработка и реализация комплекса высокоэффективных энергосберегающих проектов, оснащение муниципальных потребителей энергоресурсов приборами и системами учета и регулирования расхода энергетических ресурсов, обеспечение снижения потерь и непроизводительных расходов энергоносителей при выработке, транспортировке, хранении, переработке и использовании.
В результате выполнения программы намечено достигнуть экономии топливно-энергетических ресурсов в объеме 2291 тыс. т у.т., что позволит снизить затраты на энергообеспечение муниципальных потребителей, финансируемых из городского бюджета, и высвободить за счет этого более 20 % бюджетных средств. Осуществление намеченных программой мероприятий обеспечит повышение надежности энергоснабжения муниципальных предприятий и организаций, населения и объектов социальной сферы, будет способствовать улучшению экологической обстановки в городе.
В городе Саратове сохраняется тенденция неэкономичного использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Недостаточно налажен контроль и учет использования топлива, тепловой и электрической энергии на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства и в социальной сфере. Положение усугубляется опережающим ростом цен на топливно-энергетические ресурсы.
Низкая эффективность использования дорогостоящих энергетических ресурсов в городе Саратове во многом обусловлена несовершенством необходимых нормативно-правовых и финансово-экономических механизмов в области энергосбережения.
Целью данной программы является создание системы нормативно-правовых, финансово-экономических и организационных механизмов для обеспечения перехода экономики города на энергосберегающий путь развития, повышение надежности топливо- и энергообеспечения, улучшение социально-бытовых условий жизни населения, использование комплекса инвестиционных механизмов и мер государственного регулирования, снижение годового потребления энергоресурсов за счет энергосбережения на 20%, оснащение муниципальных потребителей энергоресурсов приборами и системами учета энергоресурсов.
Программа призвана стать комплексным инструментом проведения в жизнь энергосберегающей политики в городе и решения ключевых задач энергосбережения в указанный период.
Наименование программы | Муниципальная целевая Программа «Энергосбережение в городе Саратове на период 2002 - 2005 года». |
Основание для разработки программы, дата принятия решения о разработке программы | Федеральный закон «Об энергосбережении» от 03.04.96 № 28 - ФЗ; Постановление Правительства РФ от 02.11.95. № 1087 «О неотложных мерах по энергосбережению»; Закон Саратовской области «Об энергосбережении в Саратовской области» от 07.12.98 № 64-ЗСО; постановление мэра города Саратова от 01.02.2001 № 74 «О разработке программы «Энергосбережение в городе Саратове на период до 2005 года». |
Заказчик программы | Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Саратова. |
Основной разработчик программы | Государственное учреждение «Агентство энергосбережения» |
Цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели | Реализация требований областного Закона Саратовской области «Об энергосбережении в Саратовской области» от 07.12.98 № 64-ЗСО и постановления Правительства Саратовской области от 30.12.98 № 102-П «О мерах по эффективному использованию энергоресурсов в области и реализации Губернаторской программы «Энергосбережение в Саратовской области на 1998-2005 годы». Создание системы нормативно-правового, финансово-экономического и организационного механизмов энергосбережения для обеспечения на этой основе перехода экономики города на энергосберегающий путь развития, повышение надежности топливо- и энергообеспечения, улучшение социально-бытовых условий жизни населения, использование комплекса рыночных механизмов и мер государственного регулирования, снижение внутреннего потребления энергоресурсов за счет энергосбережения на 20%, оснащение муниципальных потребителей энергоресурсов приборами и системами учета энергоресурсов. |
Сроки и этапы реализации программы | 1 этап - 2002-2003 гг.; 2 этап - 2004-2005 гг. |
Перечень основных мероприятий и подпрограмм | - установка приборов учета расхода энергоресурсов на объектах ЖКХ и бюджетной сферы; - реконструкция и модернизация коммунальных тепловых сетей и ЦТП; - модернизация уличного освещения города Саратова; - модернизация насосных станций системы водоснабжения города Саратова; - снижение тепловых потерь жилищного фонда, зданий и сооружений бюджетной сферы города Саратова за счет применения современных энергоэффективных материалов и технологий. |
Исполнители основных мероприятий программы | Администрация города Саратова; комитет по ЖКХ; комитет по промышленности, энергетике, транспорту, связи и топливу; комитет по образованию; комитет здравоохранения; предприятия энергетического комплекса города; ведомственные организации и предприятия, имеющие на балансе котельные; промышленные предприятия. |
Источники финансирования программы | Федеральный бюджет; бюджет Саратовской области; бюджет города Саратова; собственные средства предприятий, организаций и учреждений; иные средства, предназначенные для энергосбережения, формируемые согласно постановлению Правительства Саратовской области от 30.12.98 № 102-П. |
Объемы финансирования программы на период 2002-2005гг. | Средства городского бюджета-332,6 млн.руб; средства областного бюджета-32,8 млн.руб; иные средства на цели энергосбережения, формируемые согласно постановлению Правительства Саратовской области от 30.12.98 № 102-П -200,4 млн.руб; собственные средства предприятий - 268,2 млн.руб; средства из федеральных источников - 51 млн.руб; прочие источники - 45 млн.руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Снижение потребления энергоресурсов за счет энергосбережения по объектам, участвующим в осуществлении мероприятий программы, на 20%; оснащение муниципальных потребителей энергоресурсов приборами и системами учета (ЦТП-100%, объектов социальной сферы городского подчинения -80%); реконструкция и модернизация энергопроизводящего и энергопотребляющего оборудования. Выполнение предусмотренных в программе энергосберегающих проектов позволит обеспечить суммарную экономию топливно-энергетических ресурсов в размере 2291 тыс. т у.т., что в денежном выражении соответствует сумме 1620 млн. руб. |
Система организации контроля | Саратовская городская Дума; Администрация города Саратова; ГУ «Агентство энергосбережения»; ГУ «Саратовгосэнергонадзор». |
Потребление электрической энергии. Основными потребителями электрической энергии по городу Саратову являются промышленность, население 1 жилищно-коммунальное хозяйство, организации, финансируемые из бюджете 1 различных уровней.
Структура потребления электрической энергии города Саратова: промышленность - 60%, предприятия, финансируемые из федерального бюджета, - 9,0%, население -7,4%, жилищно-коммунальное хозяйство - 5,3%, предприятия и организации, финансируемые из бюджета города Саратова, - 4,8%, предприятия и организации, финансируемые из областного бюджета, - 0,8%, сельское хозяйство -0,2%, прочие -12,5%.
Потребление тепловой энергии. Центральное теплоснабжение города Саратова осуществляется ОП «Саратовские тепловые сети» ОАО «Саратовэнерго» (62,4%), МУЛ КТС (12,7%), МУЛ ТСиК (7,7%), прочие ведомственные котельные (17,2%).
Структура потребления тепловой энергии города Саратова по отдельным группам потребителей по средним показателям за 1999-2000 годы составила: население - 52,8%; промышленность - 16,8%; жилищно-коммунальное хозяйство -10,9%; предприятия и организации, финансируемые из бюджета города Саратова -10,0%; предприятия и организации, финансируемые из федерального бюджета -4,1%; сельское хозяйство - 2,9%; предприятия и организации, финансируемые из областного бюджета- 1,9%; прочие - 0,6%.
Потребление первичных энергоносителей. В качестве первичных энергоносителей (топлива) город Саратов потребляет природный газ, мазут, моторное топливо для нужд транспорта. Поставка газа потребителям осуществляется ОАО «Саратовгаз». В период с 1999 года по 2001 год общее среднегодовое потребление природного газа по городу Саратову составило 1900 млн.м3. В результате использования природного газа вырабатывается около 6000 тыс.Гкал/год, 1630 млн.кВт.ч. на тепловых электрических станциях ОАО «Саратовэнерго».
Потребление воды. Потребителями воды по городу Саратову являются промышленность, население, жилищно-коммунальное хозяйство, организации, финансируемые из бюджетов различного уровня.
Основной объем снабжения водой и водоотведения сточных вод в городе Саратове осуществляет муниципальное унитарное производственное предприятие «Саратовводоканал». Структура потребления воды по городу Саратову: население - 60,3%; бюджетные организации и коммунальные тепловые сети - 13,3%; промышленность и другие отрасли материального производства - 26.4%.
Оценка потенциала энергосбережения в условиях многоотраслевого потребления является достаточно сложной и неоднозначной задачей.
Наиболее крупный потребитель исходного топлива (природного газа) - тепловые электрические станции, соответственно наиболее значительными следует считать энергосберегающие возможности в теплоэнергетике, включая транспорт теплоносителей.
Среди резервов экономии тепловой энергии, а в итоге и топлива, ведущее место занимает теплоизоляция трубопроводов тепловых сетей. Качественная тепловая изоляция и применение новых теплоизоляционных материалов позволит снизить потери тепла на станциях, магистральных сетях, тепловых сетях ЖКХ в 2-3 раза от существующего уровня.
Значительный резерв в повышении энергоиспользования заключен в реконструкции большого количества муниципальных и ведомственных котельных с заменой устаревшего оборудования на новое. Применение более совершенного котельного оборудования позволит повысить эффективность использования топлива с 60% до 92%.
Определенные резервы энергосбережения заложены в сокращении расхода подпиточной воды тепловыми сетями СТС и жилищно-коммунального хозяйства.
Большая экономия электроэнергии может быть достигнута за счет модернизации электропривода насосных агрегатов МУПП «Саратовводоканал», электродвигателей подвижного состава МУПП «Саратовгорэлектротранс», реконструкции сетей и уличного освещения МУП «Саргорсвет».
В целом по городу Саратову относительный потенциал энергосбережения на уровень 2005 года по отдельным отраслям от объема потребляемых энергоресурсов представлен в таблице «Относительная величина потенциала энергосбережения по видам потребителей» (Приложение 1).
Исходя из объемов использования энергоресурсов по отдельным группам потребителей можно рассчитать абсолютную среднегодовую величину потенциала энергосбережения. Результаты расчета представлены в таблице «Структура потенциала энергосбережения в городе Саратове» (Приложение 2).
Расчет потенциала энергосбережения производится по видам потребителей с выделением энергоносителя, занимающего преимущественное положение в энергоснабжении отдельных объектов.
Оценка потенциала основана на изучении структуры энергоснабжения города, отдельных промышленных предприятий, объектов теплоэнергетики и современных способов энергосбережения.
Основной потенциал энергосбережения по городу Саратову заключен в энергоснабжении промышленности (включая ТЭК) и коммунально-бытовом секторе.
Экономия топливно-энергетических ресурсов на промышленном предприятии начинается с четко и грамотно организованной работы, включающей в себя следующие основные задачи:
- составление энергетического паспорта предприятия;
- организация коммерческого учета и нормирования расхода ТЭР по каждому потребителю;
- составление программы энергосбережения топливно-энергетических ресурсов по предприятию;
- осуществление оперативного контроля за рациональным расходованием энергетических ресурсов, внедрение запланированных мероприятий по экономии ТЭР;
- организация учебы инженерно-технического и оперативного состава, контролирующего расход энергетических ресурсов;
- полная информация по проводимым работам в части экономии топлива и энергии.
2.1.2. Основные пути экономии энергоресурсов при централизованном производстве и распределении электро- и тепловой энергии
Эффективность выработки электро- и теплоэнергии на станциях существенно влияет на устанавливаемую для городских потребителей стоимость энергии (тарифы) и в значительной степени определяет затраты городского бюджета и темпы социально-экономического развития города Саратова.
Неэффективность работы теплоэлектростанций возникает в результате использования на них устаревших технологий и оборудования для выработки электро- и тепловой энергии и износа энерговырабатывающих установок.
Повышение эффективности работы тепловых станций может быть достигнуто путем модернизации теплоэнергетического оборудования с использованием современных энергоэффективных агрегатов и систем, позволяющих значительно снизить потери при выработке электро- и тепловой энергии.