САРАТОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ

16.05.2002 № 21-182


О муниципальной целевой Программе
«Энергосбережение в городе Саратове на период 2002-2005 годы»

(с изменениями на 15 июля 2003 года)

___________________________________
Снят с контроля на основании
решения Саратовской городской Думы
от 13.10.2006 N 10-75
в связи с выполнением
_________________________________

_______________________________________________________________

В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
решением Саратовской городской Думы от 15.07.2003 N 36-335.

_______________________________________________________________


В целях реализации Федерального закона от 03.04.96 № 28-ФЗ «Об энергосбережении», Закона Саратовской области от 07.12.98 № 64-ЗСО «Об энергосбережении в Саратовской области» Саратовская городская Дума

РЕШИЛА:

1. Принять муниципальную целевую Программу «Энергосбережение в городе Саратове на период 2002-2005 годы» (прилагается).

2. Администрации города Саратова:

2.1. Ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчётным, представлять в городскую Думу отчёт о выполнении мероприятий Программы, содержащий в том числе расчёты экономической эффективности в соответствии с «Методикой расчёта экономии бюджетных средств, определяющей эффективность мероприятий при внедрении энергосберегающих технологий в сфере производства и оказания жилищно-коммунальных услуг», утверждённой приказом Госстроя России от 30.04.98 № 17-106;

2.2. Ежегодно до 1 июля представлять в городскую Думу предложения по уточнению Программы;

2.3. В срок до 1 июля 2002 года подготовить и внести в городскую Думу предложения по отражению в городском бюджете отдельной строкой расходов, предусмотренных на проведение мероприятий и реализацию проектов по энергосбережению.

3. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.

4. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию по промышленности, транспорту, связи, торговле.


Мэр города - глава
 городского самоуправления
 Ю.Н. Аксененко


Приложение
к решению
 Саратовской городской Думы
от 16.05.2002 №21-182

Муниципальная целевая Программа
«Энергосбережение в городе Саратове на период 2002-2005 годы».


Аннотация

Муниципальная целевая Программа «Энергосбережение в городе Саратове на период 2002 - 2005 годы» разработана в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 30.04.98 № 33-П «Об утверждении Губернаторской программы энергосбережения в Саратовской области на 1998-2005 годы и Основных положений государственной системы управления энергосбережением в Саратовской области» и постановлением мэра города Саратова от 01.02.2001 №74 «О разработке программы «Энергосбережение в городе Саратове на период до 2005 года».

Заказчиком муниципальной целевой программы энергосбережения является комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Саратова.

Программа разработана исходя из требований Федерального закона «Об энергосбережении» от 03.04.96 № 28-ФЗ, основных положений федеральной целевой программы «Энергосбережение России», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.98 № 80, Закона Саратовской области «Об энергосбережении в Саратовской области» от 07.12.98 № 64-ЗСО и Губернаторской программы «Энергосбережение в Саратовской области на 1998-2005 годы».

В основу программы положены отечественные и зарубежные достижения в области энергосбережения, использования наиболее современных методов отбора и инвестирования энергосберегающих проектов и мероприятий, а также внедрения действенных механизмов стимулирования эффективного производства и потребления энергоресурсов.

Программой предусматривается разработка и реализация комплекса высокоэффективных энергосберегающих проектов, оснащение муниципальных потребителей энергоресурсов приборами и системами учета и регулирования расхода энергетических ресурсов, обеспечение снижения потерь и непроизводительных расходов энергоносителей при выработке, транспортировке, хранении, переработке и использовании.

В результате выполнения программы намечено достигнуть экономии топливно-энергетических ресурсов в объеме 2291 тыс. т у.т., что позволит снизить затраты на энергообеспечение муниципальных потребителей, финансируемых из городского бюджета, и высвободить за счет этого более 20 % бюджетных средств. Осуществление намеченных программой мероприятий обеспечит повышение надежности энергоснабжения муниципальных предприятий и организаций, населения и объектов социальной сферы, будет способствовать улучшению экологической обстановки в городе.

1. Исходные данные программы


1.1. Введение. Цели и задачи программы


В городе Саратове сохраняется тенденция неэкономичного использования топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Недостаточно налажен контроль и учет использования топлива, тепловой и электрической энергии на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства и в социальной сфере. Положение усугубляется опережающим ростом цен на топливно-энергетические ресурсы.

Низкая эффективность использования дорогостоящих энергетических ресурсов в городе Саратове во многом обусловлена несовершенством необходимых нормативно-правовых и финансово-экономических механизмов в области энергосбережения.

Целью данной программы является создание системы нормативно-правовых, финансово-экономических и организационных механизмов для обеспечения перехода экономики города на энергосберегающий путь развития, повышение надежности топливо- и энергообеспечения, улучшение социально-бытовых условий жизни населения, использование комплекса инвестиционных механизмов и мер государственного регулирования, снижение годового потребления энергоресурсов за счет энергосбережения на 20%, оснащение муниципальных потребителей энергоресурсов приборами и системами учета энергоресурсов.

Программа призвана стать комплексным инструментом проведения в жизнь энергосберегающей политики в городе и решения ключевых задач энергосбережения в указанный период.


1.2. Паспорт муниципальной целевой программы

Наименование программы

Муниципальная целевая Программа «Энергосбережение в городе Саратове на период 2002 - 2005 года».

Основание для разработки программы, дата принятия решения о разработке программы

Федеральный закон «Об энергосбережении» от 03.04.96 № 28 - ФЗ;

Постановление Правительства РФ от 02.11.95. № 1087 «О неотложных мерах по энергосбережению»;

Закон Саратовской области «Об энергосбережении в Саратовской области» от 07.12.98 № 64-ЗСО;

постановление Правительства Саратовской области от 30.04.98 № 33-П «Об утверждении программы энергосбережения в Саратовской области на 1998-2005 годы и Основных положений государственной системы управления энергосбережением в Саратовской области»;

постановление Правительства Саратовской области от 30.12.98 № 102-П «О мерах по эффективному использованию энергоресурсов в области и реализации Губернаторской программы «Энергосбережение в Саратовской области на 1998-2005 годы»;

постановление мэра города Саратова от 01.02.2001 № 74 «О разработке программы «Энергосбережение в городе Саратове на период до 2005 года».

Заказчик программы

Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Саратова.

Основной разработчик программы

Государственное учреждение «Агентство энергосбережения»

Цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели

Реализация требований областного Закона Саратовской области «Об энергосбережении в Саратовской области» от 07.12.98 № 64-ЗСО и постановления Правительства Саратовской области от 30.12.98 № 102-П «О мерах по эффективному использованию энергоресурсов в области и реализации Губернаторской программы «Энергосбережение в Саратовской области на 1998-2005 годы».

Создание системы нормативно-правового, финансово-экономического и организационного механизмов энергосбережения для обеспечения на этой основе перехода экономики города на энергосберегающий путь развития, повышение надежности топливо- и энергообеспечения, улучшение социально-бытовых условий жизни населения, использование комплекса рыночных механизмов и мер государственного регулирования, снижение внутреннего потребления энергоресурсов за счет энергосбережения на 20%, оснащение муниципальных потребителей энергоресурсов приборами и системами учета энергоресурсов.

Сроки и этапы реализации программы

1 этап - 2002-2003 гг.;

2 этап - 2004-2005 гг.

Перечень основных мероприятий и подпрограмм

- установка приборов учета расхода энергоресурсов на объектах ЖКХ и бюджетной сферы;

- реконструкция и модернизация коммунальных тепловых сетей и ЦТП;

- модернизация уличного освещения города Саратова;

- модернизация насосных станций системы водоснабжения города Саратова;

- снижение тепловых потерь жилищного фонда, зданий и сооружений бюджетной сферы города Саратова за счет применения современных энергоэффективных материалов и технологий.

Исполнители основных мероприятий программы

Администрация города Саратова; комитет по ЖКХ; комитет по промышленности, энергетике, транспорту, связи и топливу; комитет по образованию; комитет здравоохранения; предприятия энергетического комплекса города; ведомственные организации и предприятия, имеющие на балансе котельные; промышленные предприятия.

Источники финансирования программы

Федеральный бюджет; бюджет Саратовской области; бюджет города Саратова; собственные средства предприятий, организаций и учреждений; иные средства, предназначенные для энергосбережения, формируемые согласно постановлению Правительства Саратовской области от 30.12.98 № 102-П.

Объемы финансирования программы на период 2002-2005гг.

Средства городского бюджета-332,6 млн.руб; средства областного бюджета-32,8 млн.руб; иные средства на цели энергосбережения, формируемые согласно постановлению Правительства Саратовской области от 30.12.98 № 102-П -200,4 млн.руб; собственные средства предприятий - 268,2 млн.руб; средства из федеральных источников - 51 млн.руб; прочие источники - 45 млн.руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Снижение потребления энергоресурсов за счет энергосбережения по объектам, участвующим в осуществлении мероприятий программы, на 20%; оснащение муниципальных потребителей энергоресурсов приборами и системами учета (ЦТП-100%, объектов социальной сферы городского подчинения -80%); реконструкция и модернизация энергопроизводящего и энергопотребляющего оборудования.

Выполнение предусмотренных в программе энергосберегающих проектов позволит обеспечить суммарную экономию топливно-энергетических ресурсов в размере 2291 тыс. т у.т., что в денежном выражении соответствует сумме 1620 млн. руб.

Система организации контроля

Саратовская городская Дума; Администрация города Саратова; ГУ «Агентство энергосбережения»; ГУ «Саратовгосэнергонадзор».


1.3. Анализ потребления энергоресурсов в городе Саратове


Потребление электрической энергии. Основными потребителями электрической энергии по городу Саратову являются промышленность, население 1 жилищно-коммунальное хозяйство, организации, финансируемые из бюджете 1 различных уровней.

Структура потребления электрической энергии города Саратова: промышленность - 60%, предприятия, финансируемые из федерального бюджета, - 9,0%, население -7,4%, жилищно-коммунальное хозяйство - 5,3%, предприятия и организации, финансируемые из бюджета города Саратова, - 4,8%, предприятия и организации, финансируемые из областного бюджета, - 0,8%, сельское хозяйство -0,2%, прочие -12,5%.

Потребление тепловой энергии. Центральное теплоснабжение города Саратова осуществляется ОП «Саратовские тепловые сети» ОАО «Саратовэнерго» (62,4%), МУЛ КТС (12,7%), МУЛ ТСиК (7,7%), прочие ведомственные котельные (17,2%).

Структура потребления тепловой энергии города Саратова по отдельным группам потребителей по средним показателям за 1999-2000 годы составила: население - 52,8%; промышленность - 16,8%; жилищно-коммунальное хозяйство -10,9%; предприятия и организации, финансируемые из бюджета города Саратова -10,0%; предприятия и организации, финансируемые из федерального бюджета -4,1%; сельское хозяйство - 2,9%; предприятия и организации, финансируемые из областного бюджета- 1,9%; прочие - 0,6%.

Потребление первичных энергоносителей. В качестве первичных энергоносителей (топлива) город Саратов потребляет природный газ, мазут, моторное топливо для нужд транспорта. Поставка газа потребителям осуществляется ОАО «Саратовгаз». В период с 1999 года по 2001 год общее среднегодовое потребление природного газа по городу Саратову составило 1900 млн.м3. В результате использования природного газа вырабатывается около 6000 тыс.Гкал/год, 1630 млн.кВт.ч. на тепловых электрических станциях ОАО «Саратовэнерго».

Потребление воды. Потребителями воды по городу Саратову являются промышленность, население, жилищно-коммунальное хозяйство, организации, финансируемые из бюджетов различного уровня.

Основной объем снабжения водой и водоотведения сточных вод в городе Саратове осуществляет муниципальное унитарное производственное предприятие «Саратовводоканал». Структура потребления воды по городу Саратову: население - 60,3%; бюджетные организации и коммунальные тепловые сети - 13,3%; промышленность и другие отрасли материального производства - 26.4%.


1.4. Оценка потенциала энергосбережения города


Оценка потенциала энергосбережения в условиях многоотраслевого потребления является достаточно сложной и неоднозначной задачей.

Наиболее крупный потребитель исходного топлива (природного газа) - тепловые электрические станции, соответственно наиболее значительными следует считать энергосберегающие возможности в теплоэнергетике, включая транспорт теплоносителей.

Среди резервов экономии тепловой энергии, а в итоге и топлива, ведущее место занимает теплоизоляция трубопроводов тепловых сетей. Качественная тепловая изоляция и применение новых теплоизоляционных материалов позволит снизить потери тепла на станциях, магистральных сетях, тепловых сетях ЖКХ в 2-3 раза от существующего уровня.

Значительный резерв в повышении энергоиспользования заключен в реконструкции большого количества муниципальных и ведомственных котельных с заменой устаревшего оборудования на новое. Применение более совершенного котельного оборудования позволит повысить эффективность использования топлива с 60% до 92%.

Определенные резервы энергосбережения заложены в сокращении расхода подпиточной воды тепловыми сетями СТС и жилищно-коммунального хозяйства.

Большая экономия электроэнергии может быть достигнута за счет модернизации электропривода насосных агрегатов МУПП «Саратовводоканал», электродвигателей подвижного состава МУПП «Саратовгорэлектротранс», реконструкции сетей и уличного освещения МУП «Саргорсвет».

В целом по городу Саратову относительный потенциал энергосбережения на уровень 2005 года по отдельным отраслям от объема потребляемых энергоресурсов представлен в таблице «Относительная величина потенциала энергосбережения по видам потребителей» (Приложение 1).

Исходя из объемов использования энергоресурсов по отдельным группам потребителей можно рассчитать абсолютную среднегодовую величину потенциала энергосбережения. Результаты расчета представлены в таблице «Структура потенциала энергосбережения в городе Саратове» (Приложение 2).

Расчет потенциала энергосбережения производится по видам потребителей с выделением энергоносителя, занимающего преимущественное положение в энергоснабжении отдельных объектов.

Оценка потенциала основана на изучении структуры энергоснабжения города, отдельных промышленных предприятий, объектов теплоэнергетики и современных способов энергосбережения.

Основной потенциал энергосбережения по городу Саратову заключен в энергоснабжении промышленности (включая ТЭК) и коммунально-бытовом секторе.

2. Основные направления повышения эффективности использования энергоресурсов в городе Саратове


2.1. Основные направления реализации потенциала энергосбережения

2.1.1. Основные пути экономии энергоресурсов в промышленности


Экономия топливно-энергетических ресурсов на промышленном предприятии начинается с четко и грамотно организованной работы, включающей в себя следующие основные задачи:

- составление энергетического паспорта предприятия;

- организация коммерческого учета и нормирования расхода ТЭР по каждому потребителю;

- составление программы энергосбережения топливно-энергетических ресурсов по предприятию;

- осуществление оперативного контроля за рациональным расходованием энергетических ресурсов, внедрение запланированных мероприятий по экономии ТЭР;

- организация учебы инженерно-технического и оперативного состава, контролирующего расход энергетических ресурсов;

- полная информация по проводимым работам в части экономии топлива и энергии.


2.1.2. Основные пути экономии энергоресурсов при централизованном производстве и распределении электро- и тепловой энергии

Эффективность выработки электро- и теплоэнергии на станциях существенно влияет на устанавливаемую для городских потребителей стоимость энергии (тарифы) и в значительной степени определяет затраты городского бюджета и темпы социально-экономического развития города Саратова.

Неэффективность работы теплоэлектростанций возникает в результате использования на них устаревших технологий и оборудования для выработки электро- и тепловой энергии и износа энерговырабатывающих установок.

Повышение эффективности работы тепловых станций может быть достигнуто путем модернизации теплоэнергетического оборудования с использованием современных энергоэффективных агрегатов и систем, позволяющих значительно снизить потери при выработке электро- и тепловой энергии.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»