ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬНОЙ, АРХИТЕКТУРНОЙ И ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ

     


УТВЕРЖДЕНА
приказом Госстроя России
от 30 апреля 1998 года N 17-106

     

Методика расчета экономии бюджетных средств,
определяющая эффективность мероприятий при
внедрении энергосберегающих технологий в сфере
 производства и оказания жилищно-коммунальных услуг

     

Введение


Важнейшим звеном реформирования жилищно-коммунального хозяйства в современных условиях становится снижение издержек на производство услуг. Экономической основой этого процесса является энергоресурсосбережение.

Принципиальные подходы к решению такой задачи изложены в Федеральной целевой программе "Энергоресурсосбережение России" на 1998-2005 годы и подпрограмме "Энергосбережение в жилищно-коммунальном хозяйстве", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.98 N 80.

В развитие положений этих документов Госстроем России разработаны "Основные направления и механизм энергоресурсосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации", одобренные решением Правительственной комиссии по реформированию жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (протокол от 20 марта 1998 года N 3). Комиссией рекомендовано использовать указанный документ в качестве методологической основы при разработке региональных программ энергоресурсосбережения в ЖКХ.

В рамках реализации таких программ предполагается обеспечить:

- снижение потерь воды и тепловой энергии в зданиях, сооружениях и коммуникациях за счет улучшения тепловой изоляции, автоматического регулирования работы насосных агрегатов, рациональной ценовой политики;

- модернизацию систем водо- и теплоснабжения путем оптимизации режимов работы оборудования и сетей, децентрализации источников теплоснабжения, диспетчеризации и автоматизации, новой технологии замены и прочистки сетей;

- повышение надежности и устойчивости работы оборудования и коммуникаций на основе выполнения необходимого объема работ по замене изношенных сетей, применения современных материалов, подготовка теплоносителя;

- использование тепловых насосов и других нетрадиционных источников энергии с учетом местных условий.

Значительный эффект в экономии бюджетных средств может быть получен за счет развития системы учета и регулирования потребления энергоресурсов и воды от границ раздела сфер ответственности производящих и реализующих услуги организаций до конечных потребителей.

Необходимость планирования и финансирования комплекса ресурсосберегающих мероприятий, оценка осуществляемых мер по энергоресурсосбережению потребовали разработки настоящей Методики, включающей в себя отдельные элементы накопленного в регионах опыта проведения такой работы.     

    

1. Цель, задачи и сфера применения Методики



Целью настоящей Методики является формирование принципов и методов оценки, определение процедуры расчета экономии бюджетных средств, используемых для финансирования процессов производства и реализации жилищно-коммунальных услуг.

Осуществление указанной цели требует решения следующих основных задач:

- выявление возможных источников экономии бюджетных средств;

- прогнозная оценка затрат и потенциальной экономии;

- учет фактически полученной экономии;

- определение путей рационального использования полученной экономии для стимулирования процессов энергоресурсосбережения в ЖКХ.

Кроме того, предусматривается оценка и сопоставление затрат на проведение энергоресурсосберегающих мероприятий и результатов от их реализации, которые выражаются в абсолютном или относительном сокращении потребности в бюджетных средствах.

В конечном итоге использование данной Методики позволит оценить эффективность действий различных участников процессов производства и оказания жилищно-коммунальных услуг, прямо или косвенно влияющих на сокращение затрат бюджетных средств.

Данная Методика предназначена для использования при разработке технико-экономических обоснований и бизнес-планов инвестиционных проектов, а также планов ресурсосберегающих мероприятий организаций, потребляющих, а также непосредственно реализующих жилищно-коммунальные услуги или участвующих в их производственном, научно-техническом, проектном или ином обеспечении.

Методика предусматривает комплексный подход к рассмотрению вопросов внедрения технических и организационных мероприятий по совершенствованию обслуживания и энергосбережению, а также по реализации форм и методов экономического стимулирования энергосберегающих мероприятий, реализуемых как непосредственно жилищно-коммунальными организациями, службами заказчика, так и самими потребителями услуг.

Оценка экономии бюджетных средств, определяющих эффективность внедрения энергосберегающих технологий, может производиться:

- на муниципальном уровне (в службе заказчика);

- в организациях бюджетной сферы - потребителях услуг;

- в организациях жилищно-коммунального хозяйства;

- у других потребителей услуг (например, товариществ собственников жилья).

Основные направления энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве, обеспечивающие экономию бюджетных средств в сфере потребления, производства и оказания услуг, представлены на схеме 1.1.

Использо-

вание

нетради-

ционных

источ-

ников т/с

Телемеха-

низация

объектов

ЖКХ,

оптими-

зация

работы

обору-

дования

и сетей

Внед-

рение

новых

техноло-

гических

процес-

сов

ремонта

и

обслужи-

вания

объек-

тов

ЖКХ

Тепло-

изоляция зданий

Рекон-

струкция

источ-

ников т/с, насос-

ных

агрегатов, сетей

Аудит тарифов, энерго-

аудит

Созда-

ние

биллин-

говых

ком-

паний,

уста-

новка

при-

боров

учета

Совер-

шенство-

вание

хозяй-

ственного

меха-

низма

в части

ресурсо-

сбере-

жения

Совер-

шенство-

вание

норма-

тивно-пра-

вовой

базы

Плани-

рование

и

финан-

сирование меропри-

ятий

Оценка инвестиционных затрат бюджетных средств (непосредственно из бюджета или части кредитных ресурсов, подлежащих возврату из бюджета)

Организация деятельности реконструированных или вновь созданных объектов ЖКХ

Оценка инвестиционных затрат бюджетных средств на эксплуатацию, обслуживание и ремонт реконструированных или вновь созданных объектов ЖКХ, оценка изменения этих затрат в результате ресурсосберегающих мероприятий

Использование полученной экономии от энергосберегающих мероприятий

Оценка части бюджетных средств, сэкономленных в результате проведенных мероприятий и направленных на стимулирование ресурсосбережения

     

Схема 1.1.
Алгоритм энергоресурсосберегающих мероприятий


2. Основные принципы оценки экономии бюджетных средств
при осуществлении энергоресурсосберегающих мероприятий


2.1. Основой методики расчета экономии бюджетных средств, определяющих эффективность реализации энергоресурсосберегающих технологий, являются следующие принципы:

- необходимость учета прямых и косвенных расходов бюджетных средств, которые могут быть полностью или частично сокращены в результате проводимых мероприятий;

- необходимость учета как абсолютного сокращения бюджетных средств, направляемых на проведение энергосберегающих мероприятий, на дотации организациям ЖКХ, полную оплату тех или иных видов услуг и другие цели, так и их относительного сокращения за счет уменьшения темпов прироста потребности в этих средствах по отношению к темпам прироста объема услуг при одновременном повышении их качества, предотвращения новых видов платежей из бюджета при реализации других источников финансирования, дополнительных налоговых поступлений в бюджет (при увеличении балансовой прибыли организаций ЖКХ, а также промышленных потребителей услуг в условиях постепенной ликвидации перекрестного субсидирования, соответствующего снижения тарифов на услуги ЖКХ для этой группы потребителей и, как следствие, себестоимости их продукции);

- сопоставление экономии бюджетных средств с затратами из различных источников, включая кредитные ресурсы, требующие возврата за счет финансово-экономических процедур.

2.2. Рыночный экономический механизм ориентирован на использование заемных инвестиций.

Минимизация затрат заемных средств на энергосберегающие проекты на предприятиях ЖКХ при гарантированном сроке их возврата и дальнейшей экономии обеспечит повышение ранга приоритетности проекта. Экономическая целесообразность такого подхода определяется существенным объемом необходимых инвестиционных вложений в проект энергосбережения.

Экономическая привлекательность проектов ресурсосбережения, как для инвестора, так и для организаций ЖКХ, состоит в наличии гарантированного источника погашения кредита из средств, сэкономленных в результате сокращения издержек производства.

   

3. Процедуры оценки экономии бюджетных средств



Расчет экономии бюджетных средств от внедрения энергоресурсосберегающих технологий в жилищно-коммунальном хозяйстве основан на сравнительной оценке прогнозных значений затрат бюджетных средств при отсутствии энергосберегающего мероприятия с параметрами, ожидаемыми или фактически полученными в результате его внедрения, и последующем сопоставлении этой экономии с затратами на реализацию проекта.

При этом прогнозные значения каждого параметра определяются с учетом влияния на изменение его величины всех факторов:

- объема реализации услуг под влиянием изменения объективных демографических, градостроительных и социальных условий (то есть без проведения ресурсосберегающих мероприятий);

- удельных финансовых и ресурсных затрат на производство единицы услуги под влиянием организационно-экономических и технических факторов;

- возможных изменений тарифа.

При отсутствии возможности определения прогнозируемых параметров с учетом действующих на них факторов производится экстраполяционная оценка каждого параметра по динамическому ряду за предшествующий период.

Экономия бюджетных средств, достигнутая за счет реализации энергосберегающих проектов, характеризуется сокращением потребности в них на:

- оплату услуг тепло-, энерго-, газо-, водоснабжения и водоотведения, потребляемых бюджетными организациями;

- приобретение топливно-энергетических ресурсов;

- дотации организациям жилищно-коммунального хозяйства в части, не перекрываемой средствами, поступающими от оплаты услуг населением.

При этом наряду с сокращением потребности в бюджетных средствах необходимо учитывать как дополнительные поступления средств в бюджет в виде налоговых и других платежей, так и необходимое текущее выделение средств из бюджета на финансирование реализации энергоресурсосберегающего проекта (схема 3.1).









Текущие затраты

Допол-

нитель-

ные

налоги

и

плате-

жи в

бюд-

жет

от

более

успеш-

но

рабо-

тающих

пред-

приятий

ЖКХ

Совер-

шенство-

вание

системы

финан-

сиро-

вания

и оплаты

услуг,

сокра-

щения

дотаций

Сниже-

ние

утечек

и

нера-

циональ-

ных

произ-

водст-

венных

затрат,

соот-

вет-

ственно

потреб-

ности в

бюджет-

ных

дотациях,

оплаты в

бюджет-

ной

сфере

Умень-

шение

объема

реали-

зации

матери-

ального

носи-

теля

услуги и потреб-

ности в

бюд-

жетных

средст-

вах на

дотации

и льготы,

на оплату

услуг в

бюд-

жетной

сфере

Сокра-

щение

пот-

ребности

в бюд-

жетных средст-

вах за

счет

реали-

зации проектов

Допол-

нительные затраты бюджетных средств на

обслу-

живание

нового

обору-

дования

На

дотации

пред-

приятиям

ЖКХ в

части, не

перек-

рываемой средст-

вами от

оплаты

услуг

насе-

лением и финан-

сирование льгот

На приобре-

тение

топлив-

но-энерге-

тических

ресурсов

На оплату

услуг

тепло-, электро-,

 газо- и водоснаб-

жения,

потреб-

ляемых

органи-

зациями бюджетной сферы



  







Поступ-
ление
средств
в бюджет (снижение
затрат)

Сальдо поступлений и выплат из бюджета



Выплаты из бюджета (планируемые инвестиции и текущие затраты)

  

Возврат
процентов
по
кредиту
в феде-
ральный
и
регио-
нальный
фонды
энерго-
сбереже-
ния

  

На возврат кредитных ресурсов

На прямое финансирование проекта

  

  

Инвестиции

     

Схема 3.1
Определение бюджетной экономии энергосберегающего проекта


Эффективность использования средств, выделенных из бюджета на цели энергосбережения, должна определяться по критерию сокращения потребности в бюджетных средствах, направляемых в виде дотаций организациям ЖКХ.

Для расчета экономии бюджетных средств, определяющих эффективность энергосберегающих проектов в сфере производства и оказания жилищно-коммунальных услуг, необходимо располагать следующими данными:

изменение объема реализации услуг в натуральном и денежном выражении;

изменение затрат на производство и оказание услуг;

изменение размера прибыли и др.

В целом набор показателей, используемых для расчета экономии бюджетных средств, представлен в таблицах 3.1-3.4.

Объем средств, необходимых для проведения работ по подготовке и организации внедрения энергосберегающего проекта, а также по его реализации, приведен в таблице 3.1.

При этом необходимо отдельно учитывать не только общую потребность в средствах для финансирования проекта, но и источники поступления этих средств, в частности:

- собственные средства организации ЖКХ, направляемые на финансирование проекта (фонд накопления, формируемый из прибыли, амортизация, выручка от реализации основных средств, ремонтный фонд в части, направляемой на замену изношенных фондов);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»