Действующий

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2013 ГОДА

Приложение
к Закону Орловской области
"О долгосрочной областной целевой программе
"Социальное развитие села Орловской
области до 2013 года"
(В редакции Закона Орловской области
от 12.11.2008 г. N 826-ОЗ)

Паспорт долгосрочной областной целевой программы "Социальное развитие села Орловской области до 2013 года"


Наименование
 программы

Долгосрочная областная целевая программа "Социальное
 развитие села Орловской области до 2013 года"
 (далее также - Программа)

Основание для
 разработки
 Программы

Распоряжение Коллегии администрации Орловской области
 от 11 августа 2003 года N 179-р

Заказчик Программы

Губернатор Орловской области

Разработчик
 Программы

Департамент сельского хозяйства Орловской области

Цель и задачи
 Программы

Основной целью Программы является повышение уровня и
 качества жизни сельского населения на основе развития
 социальной инфраструктуры и инженерного обустройства
 населенных пунктов, расположенных в сельской
 местности.
 Основными задачами Программы являются:
 1) улучшение жилищных условий граждан, проживающих в
 сельской местности, в том числе молодых семей и
 молодых специалистов;

 2) улучшение состояния здоровья сельского населения,
 в том числе на основе повышения уровня занятий
 физкультурой и спортом;

 3) улучшение материально-технического состояния
 общеобразовательных учреждений в сельской местности;

 4) активизация культурной деятельности на селе;

 5) повышение уровня и качества водо- и газоснабжения
 в сельской местности

Сроки и этапы
 реализации
 Программы

2005 - 2013 годы:
 1-й этап - 2005 год;

 2-й этап - 2006 - 2010 годы;

 3-й этап - 2011 - 2013 годы

Основные
 мероприятия
 Программы

1. Мероприятие по улучшению жилищных условий граждан,
 проживающих в сельской местности, в том числе молодых
 семей и молодых специалистов.
 2. Мероприятие по развитию сети общеобразовательных
 учреждений в сельской местности Орловской области.
 3. Мероприятие по развитию сети учреждений первичной
 медико-санитарной помощи, физической культуры и
 спорта в сельской местности Орловской области.
 4. Мероприятие по развитию культурно-досуговой
 деятельности в сельс кой местности Орловской области.
 5. Мероприятие по развитию газификации в сельской
 местности Орловской области.
 6. Мероприятие по развитию водоснабжения в сельской
 местности Орловской области

Исполнители
 основных
 мероприятий
 Программы

Департамент сельского хозяйства Орловской области,
 Департамент строительства, транспорта и жилищно-
 коммунального хозяйства Орловской области,
 Департамент здравоохранения и социального развития
 Орловской области

Объемы и источники
 финансирования
 Программы по годам

Общий объем финансирования Программы - 2820685,5 тыс.
 рублей;
в том числе:
 областной бюджет - 1284161,5 тыс. рублей;

 прогнозируемые объемы дополнительного финансирования
 - 1536524 тыс. рублей, в том числе по годам: 2005 -
 341771 тыс. рублей, в том числе:
 областной бюджет - 119900 тыс. рублей;

 прогнозируемые объемы дополнительного финансирования
 - 221871 тыс. рублей;

 2006 - 381404 тыс. рублей, в том числе:
 областной бюджет - 139728 тыс. рублей;

 прогнозируемые объемы дополнительного финансирова ния
 - 241676 тыс. рублей;

 2007 - 367190 тыс. рублей, в том числе:
 областной бюджет - 128544 тыс. рублей;

 прогнозируемые объемы дополнительного финансирования
 - 238646 тыс. рублей;

 2008 - 276514 тыс. рублей, в том числе:  
 областной бюджет - 116285 тыс. рублей;

 прогнозируемые объемы дополнительного финансирования
 - 160229 тыс. рублей;

 2009 - 483900 тыс. рублей, в том числе:
 областной бюджет - 240650 тыс. рублей;

 прогнозируемые объемы дополнительного финансирования
 - 243250 тыс. рублей;

 2010 - 553300 тыс. рублей, в том числе:
 областной бюджет - 298800 тыс. рублей;

 прогнозируемые объемы дополнительного финансирования
 - 263500 тыс. рублей;

 2011 - 166332,4 тыс. рублей, в том числе:
 областной бюджет - 91643,3 тыс. рублей;

 прогнозируемые объемы дополнительного финансирования
 - 74689 тыс. рублей;

 2012 - 106030,8 тыс. рублей, в том числе:
 областной бюджет - 63467,8 тыс. рублей;

 прогнозируемые объемы дополнительного финансирования
 - 42563 тыс. рублей;

 2013 - 144243,3 тыс. рублей, в том числе:
 областной бюджет - 94143,3 тыс. рублей;

 прогнозируемые объемы дополнительного финансирования
 - 50100 тыс. рублей

Ожидаемые конечные
 результаты
 реализации
 Программы и
 важнейшие целевые
 показатели

Реализация Программы позволит:
 1) улучшить жилищные условия более 1600 сельских
 семей;

 2) повысить уровень газификации домов (квартир)
 природным газом до 89%;

 3) повысить уровень обеспеченности
 общеобразовательными учреждениями на 782 ученических
 места;

 4) расширить сеть фельдшерско-акушерских пунктов на
 11 единиц;

 5) повысить уровень обеспеченности клубными
 учреждениями на 600 мест;

 6) привлечь к регулярным занятиям физической
 культурой и спортом 35% учащейся сельской молодежи и
 22% работающих в сельской местности;

 7) повысить уровень обеспеченности сельского
 населения питьевой водой до 68,5%

1. Содержание проблемы и обоснование ее решения

Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора, реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" в 2006 - 2007 годах, Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 (далее - Госпрограмма), требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.

Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса. За последние 15 лет в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, медицинских, культурных и торгово-бытовых услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.

Площадь Орловской области составляет 24,7 тыс. кв. км, численность населения по состоянию на 1 января 2011 года - 785,8 тыс. человек, из них в сельской местности проживают 271,1 тыс. человек, или 34,5%. Плотность населения - 31,9 человека на кв. км. По сравнению с 2005 годом численность населения Орловской области уменьшилась на 48 тыс. человек, или на 5,8%.

Природно-климатические условия Орловской области благоприятны для развития сельского хозяйства, которое является составной частью экономики региона. По сравнению с 2006 годом увеличился индекс физического объема сельскохозяйственного производства на 4,1%.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области, выпуск продукции сельского хозяйства всеми сельскохозяйственными товаропроизводителями в 2007 году составил 19,3 млрд. рублей, в 2010 году - 25,1 млрд. рублей.

На долю личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств в 2010 году пришлось 33,8% производства мяса, 42,7% - молока, 78,2% - яиц, 92,9% - валового сбора картофеля, 92,3% - овощей.

На начало 2010 года в Орловской области осуществляли деятельность 254 сельскохозяйственные организации, имеющие 1623,1 тыс. га сельскохозяйственных угодий, из них 12 государственных и муниципальных предприятий. На начало 2011 года количество сельскохозяйственных организаций, работающих в Орловской области, составило 243 единицы.

Функционирует 1336 крестьянских (фермерских) хозяйств. Развитие фермерского движения дает возможность наиболее активной части сельского населения реализовывать свои предпринимательские способности. Развитие личных подсобных хозяйств увеличило возможность самообеспечения населения сельскохозяйственными продуктами, способствует сохранению социальной стабильности на селе.

В 2003 году сельскохозяйственные организации Орловской области получили прибыль в размере 363 млн. рублей, а в 2010 году - 679,5 млн. рублей, уровень рентабельности в 2003 году составил 8,7%, в 2010 году - 4,1%. Количество прибыльных сельскохозяйственных организаций составило в 2010 году 70,6% от общего их количества (в 2003 году - 72,4%).

В 2010 году в хозяйствах всех категорий производство зерна составило 1507,8 тыс. тонн при средней урожайности 21,6 ц/га. Валовое производство молока в сельскохозяйственных организациях в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизилось на 5,3% при увеличении надоя на одну корову на 1,8% и составило по области 4221 кг в год, яйценоскость кур-несушек составила 261 штуку на единицу (на 17,6% ниже уровня 2009 года).

Ход аграрных преобразований во многом определяется состоянием и перспективами решения проблем социального развития села и инженерного обустройства сельских территорий. Стержнем развития сельских территорий должны стать формирование необходимой системы жизнеобеспечения и жизнедеятельности для сельскохозяйственного товаропроизводителя, восстановление, развитие и обеспечение содержания на этой основе социальной и инженерной инфраструктуры села.

В целях социальной защиты населения необходимо усилить роль государства в области социального развития муниципальных районов Орловской области, что предполагает существенную корректировку всей аграрной политики в целях поддержки отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя и увеличения государственного финансирования социальных программ на селе.

В сфере социального и инженерного обустройства села сложилась следующая ситуация. В Орловской области наблюдается сокращение сельского населения с 327,1 тыс. человек (2000 год) до 271,1 тыс. человек (начало 2011 года). В период с 1990 года по 2002 год сократилось количество сельских населенных пунктов на 154 единицы (с 3075 в 1990 году до 2855 в 2002 году), из них в 1751 населенном пункте проживают от 6 до 100 человек, в 1095 населенных пунктах - от 101 до 3000 человек и только в одном населенном пункте - до 5000 человек.

92% сельского жилищного фонда находится в частном секторе и не имеет элементарных коммунальных удобств, за исключением газоснабжения, а 8% жилищного фонда - государственная и муниципальная собственность. Водоснабжением обеспечено 51% сельского жилищного фонда, водоотведением (канализацией) - 45%, центральным отоплением - 71%, ваннами (душем) - 37%, газом - 85%, горячим водоснабжением - 35%.

Строительство жилых домов на начало 2010 года в сельской местности сократилось на 8,1 тыс. кв. м по сравнению с 2005 годом.

Значительная часть сельских поселений удалена от центров обслуживания на 10 - 20 км и не имеет с ними регулярного транспортного сообщения.

Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе препятствует формированию социально-экономических условий для устойчивого развития сельских территорий.

В результате резкого спада сельскохозяйственного производства в период с 1993 года по 2010 год и ухудшения финансового положения отрасли сельского хозяйства социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии.

За последние годы число лечебных учреждений, оказывающих стационарную помощь, в сельской местности сократилось. Так, с 2000 года их количество уменьшилось с 58 до 44 в 2009 году. Обеспеченность больничными койками на 10000 населения составила в среднем по Орловской области в 2000 году 120,8 койки, в 2009 году - 100,3 койки.

Количество сельских общеобразовательных учреждений сократилось по сравнению с 2000 годом на 23%. В результате сокращения количества общеобразовательных учреждений обострилась проблема доступности общего образования.

За последние годы резко сократилась подготовка в профессиональных училищах специалистов для агропромышленного комплекса. Если в 2000 году выпуск профессиональных кадров для агропромышленного комплекса составил 891 человек, то в 2005 году только 698 человек, а в 2009-м - 435 человек.

Также за последние годы сократилось количество клубов и домов культуры с 548 (2000 год) до 430 (2009 год), библиотек - с 486 (2000 год) до 367 (2009 год). Библиотечный фонд составляет 2,5 млн. экземпляров (в 2000 году - 3,5 млн. экземпляров).

Учреждения культуры на селе испытывают потребность в квалифицированных кадрах, специалистах, владеющих основами менеджмента, маркетинга, компьютерными технологиями. Снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации. Практически прекратила функционировать в сельских поселениях сеть организаций бытового обслуживания.