ЗАКОН

ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 12 ноября 2008 года N 826-ОЗ

О внесении изменений в Закон Орловской области "Об областной целевой программе "Социальное развитие села Орловской области до 2010 года"



Принят
областным Советом
народных депутатов
31 октября 2008 года

Статья 1


Внести в Закон Орловской области от 30 декабря 2004 года N 477-ОЗ "Об областной целевой программе "Социальное развитие села Орловской области до 2010 года" (Собрание нормативных правовых актов Орловской области, Вып.26, С.422) изменения, изложив его в следующей редакции:



"ЗАКОН

ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Об областной целевой программе Орловской области "Социальное развитие села Орловской области до 2012 года"

Настоящим Законом утверждается областная целевая программа Орловской области "Социальное развитие села Орловской области до 2012 года", направленная на развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры области, а также на создание правовых и экономических условий перехода к устойчивому социально-экономическому развитию сельских районов области.

Статья 1


Утвердить областную целевую программу Орловской области "Социальное развитие села Орловской области до 2012 года" согласно приложению.

Статья 2


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Приложение
к Закону
Орловской области от 30
декабря 2004 года N 477-ОЗ "Об областной
целевой программе Орловской области
"Социальное развитие села Орловской
области до 2012 года"
(в последней редакции от 12 ноября 2008 года N 826-ОЗ)

ПАСПОРТ
областной целевой программы Орловской области "Социальное развитие села Орловской области до 2012 года"


Наименование Программы

Областная целевая программа Орловской области "Социальное развитие села Орловской области до 2012 года" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Распоряжение Коллегии Орловской области от 11 августа 2003 года N 179-р

Заказчик Программы

Губернатор Орловской области

Разработчик Программы

Департамент аграрной политики Орловской области

Основная цель и задачи Программы

Основной целью Программы является повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности. Основными задачами Программы являются:

1) улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности;

2) обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;

3) улучшение состояния здоровья сельского населения, в том числе на основе повышения роли физкультуры и спорта;

4) улучшение материально-технического состояния общеобразовательных учреждений в сельской местности;

5) активизация культурной деятельности на селе;

6) повышение уровня и качества водо- и газоснабжения в сельской местности

Сроки и этапы реализации Программы

2005-2012 годы:

1-й этап - 2005 год;

2-й этап - 2006-2010 годы;

3-й этап - 2011-2012 годы

Основные мероприятия Программы

1. Мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности.

2. Мероприятия по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе.

3. Мероприятия по развитию сети общеобразовательных учреждений в сельской местности Орловской области.

4. Мероприятия по развитию сети учреждений медико-санитарной по мощи, физической культуры и спорта в сельской местности.

5. Мероприятия по развитию культурно-досуговой деятельности в сельской местности.

6. Мероприятия по развитию газификации в сельской местности.

7. Мероприятия по развитию водоснабжения в сельской местности

Исполнители основных мероприятий Программы

Департамент аграрной политики Орловской области,

Департамент строительной и жилищно-коммунальной политики Орловской области, Департамент социальной политики Орловской области, Департамент финансовой политики Орловской области

Объемы и источники финансирования по годам Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и важнейшие целевые показатели

Общий объем финансирования Программы - 3794171 тыс.рублей; в том числе областной бюджет - 1847805 тыс.рублей;

прогнозируемые объемы дополнительного финансирования - 1946366 тыс.рублей.

Финансирование Программы по годам:

2005 год -341771 тыс.рублей, в том числе областной бюджет -119900 тыс.рублей, прогнозируемые объемы дополнительного финансирования - 221871 тыс.рублей;

2006 год - 381318 тыс.рублей, в том числе областной бюджет - 139728 тыс.рублей, прогнозируемые объемы дополнительного финансирования - 241590 тыс.рублей;

2007 год - 367190 тыс.рублей, в том числе областной бюджет - 128544 тыс.рублей, прогнозируемые объемы дополнительного финансирования - 238646 тыс.рублей;

2008 год - 276514 тыс.рублей, в том числе областной бюджет - 116285 тыс.рублей, прогнозируемые объемы дополнительного финансирования - 160229 тыс.рублей;

2009 год - 483900 тыс.рублей, в том числе областной бюджет - 240650 тыс.рублей, прогнозируемые объемы дополнительного финансирования - 243250 тыс.рублей;

2010 год - 553300 тыс.рублей, в том числе областной бюджет - 298800 тыс.рублей, прогнозируемые объемы дополнительного финансирования - 263500 тыс.рублей;

2011 год - 659400 тыс.рублей, в том числе областной бюджет - 366500 тыс.рублей, прогнозируемые объемы дополнительного финансирования - 292900 тыс.рублей;

2012 год - 730778 тыс.рублей, в том числе областной бюджет - 446398 тыс.рублей, прогнозируемые объемы дополнительного финансирования - 284380 тыс.рублей

Реализация Программы позволит:

1) улучшить жилищные условия более 1300 сельских семей;

2) повысить уровень газификации домов (квартир) природным газом до 87%;

3) повысить уровень обеспеченности общеобразовательными учреждениями на 982 места, расширить сеть фельдшерско-акушерских пунктов на 13 единиц;

4) повысить уровень обеспеченности клубными учреждениями на 750 мест

5) привлечь к регулярным занятиям физической культурой и спортом 35% учащейся сельской молодежи и 22% работающих в сельской местности;

6) повысить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 66,5%

Система координации исполнения программных мероприятий

Губернатор Орловской области, рабочая группа по социальному и инженерному обустройству сельских территорий Орловской области

     

1. Содержание проблемы и обоснование ее решения


Площадь Орловской области составляет 24,7 тыс.кв.км, численность населения по состоянию на 1 января 2008 года - 821,9 тыс.человек, из них в сельской местности проживает 293,5 тыс.человек, или 35,7%. Плотность населения - 33,3 человек на кв.км (12-е место по Центральному федеральному округу). По сравнению с 2004 годом численность населения области уменьшилась на 28,1 тыс.человек, или на 1,1%.

Природно-климатические условия Орловской области благоприятны для развития сельского хозяйства, которое является составной частью экономики региона.

Выпуск продукции сельского хозяйства всеми сельскохозяйственными производителями (сельскохозяйственные организации, личные подсобные хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства), по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области, в 2003 году составил 13,3 млрд.рублей, в 2007 году - 21,3 млрд.рублей. На долю личных подсобных хозяйств и крестьянских (фермерских) хозяйств приходится 50,2% производства мяса, 45,4% - молока, 76,5% - яиц, 98,7% - валового сбора картофеля, 94,3% - овощей.

По сравнению с 2006 годом увеличился индекс физического объема сельскохозяйственного производства на 4,1%.

На начало 2003 года в области осуществляло деятельность 248 сельскохозяйственных организаций, имеющих 1623,1 тыс.га сельскохозяйственных угодий, из них 12 государственных и муниципальных предприятий. На начало 2008 года количество сельскохозяйственных организаций, работающих в Орловской области, составляет 283, из них 8 - государственные и муниципальные предприятия.

Функционируют 1282 крестьянских (фермерских) хозяйства. Развитие фермерского движения дает возможность наиболее активной части сельского населения реализовывать свои предпринимательские способности.

Развитие личных подсобных хозяйств увеличило возможность самообеспечения населения сельскохозяйственными продуктами, способствует сохранению социальной стабильности на селе.

В 2003 году крупные и средние сельскохозяйственные организации области получили прибыль в размере 397,2 млн.рублей, а в 2008 году - 808,9 млн.рублей, уровень рентабельности в 2003 году составил %, в 2008 году он возрос до 11,4%. Количество прибыльных сельскохозяйственных организаций составило в 2007 году 80,2% от общего их количества (в 2003 году - 74%).

В 2007 году увеличилось производство зерна на 5,9% при средней урожайности 23,0 ц/га. Доля области в производстве зерна в целом по России составляла 1,6%, по Центральному федеральному округу - 9,5%.

Валовое производство молока в сельскохозяйственных организациях в 2007 году по сравнению с 2006 годом снизилось на 11,1% при увеличении удоя на одну корову на 5,0% и составило по области 3105 кг в год, яйценоскость кур-несушек составила 168 штук на единицу (на 29,7% ниже уровня 2001 года). Доля области в производстве мяса в целом по России составляет 1,0%, по Центральному федеральному округу - 4,3%, молока соответственно -0,8% и 3,9%.

Ход аграрных преобразований во многом определяется состоянием и перспективами решения проблем социального развития села и инженерного обустройства сельских территорий.

Стержнем развития сельских территорий должно стать формирование необходимой системы жизнеобеспечения и жизнедеятельности для сельскохозяйственного товаропроизводителя, восстановление, развитие и обеспечение содержания на этой основе социальной и инженерной инфраструктуры села.

В целях социальной защиты населения необходимо усилить роль государства в области социального развития муниципальных районов Орловской области, что предполагает существенную корректировку всей аграрной политики в целях поддержки отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя и увеличения государственного финансирования социальных программ на селе.

В сфере социального и инженерного обустройства села сложилась следующая ситуация.

В Орловской области наблюдается сокращение сельского населения с 339 тыс. человек (1990 год) до 293,5 тыс.человек (начало 2008 года).

В период с 1990 год по 2007 год сократилось число сельских населенных пунктов на 154 (с 3075 в 1990 году до 2921 в 2007 году), из них в 1792 населенных пунктах проживает от 6 до 100 человек, в 703 населенных пунктах - от 101 до 3000 человек, и только в 1 населенном пункте проживает до 5000 человек.

93,2% сельского жилого фонда находится в частном секторе и не имеет элементарных коммунальных удобств, за исключением газоснабжения, а 6,8% жилого фонда составляет государственное и муниципальное жилье, из которого обеспечено водопроводом 57%, канализацией - 46%, центральным отоплением - 76%, газом (сетевым, сжиженным) - 86%, горячим водоснабжением - 30% и напольными электроплитами - 0,1%.

Необходимо отметить, что количество благоустроенных населенных пунктов в селе сокращается. Если в 1990 году было обеспечено водопроводом 1445 населенных пунктов, в 2003 году - 1260, то в 2006 году их количество сократилось до 1233. Канализацией в 1990 году было обустроено 167 населенных пунктов, в 2000 году - 144, в 2006 году их количество составило 129.

В Орловской области на 100 сельских поселений приходится 16,5 образовательных учреждений.

Значительная часть сельских поселений удалена от центров обслуживания на 10-20 км и не имеет с ними регулярного транспортного сообщения.

Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий.

В результате резкого спада сельскохозяйственного производства в период с 1993 года по 2003 год и ухудшения финансового положения отрасли социальная сфера на селе находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизни.

За последние годы число лечебных учреждений (оказывающих стационарную помощь) в сельской местности сокращается. Так, с 2000 года их количество уменьшилось с 48 до 25 в 2007 году. Обеспеченность больничными койками на 10000 населения в среднем по Орловской области в 1990 году - 141,7 коек (в сельской местности - 104 койки), в 2006 году -118,8 коек.

Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась.

Сеть дошкольных образовательных учреждений в Орловской области по сравнению с 1990 годом сократилась на 74,2%.

Сельских общеобразовательных школ в области 481, из них 140 школам требуется капитальный ремонт, 20 школ находятся в аварийном состоянии. Школ, имеющих все виды благоустройства, - 291, имеющих водопровод - 346, центральное отопление - 429, канализацию - 296.

В результате сокращения сети общеобразовательных учреждений и отсутствия организованной доставки детей к ним обострилась проблема доступности общего образования.

За последние годы резко сократилась подготовка в сельских профессиональных училищах специалистов для агропромышленного комплекса. Если в 1990 году выпуск профессиональных кадров для агропромышленного комплекса составил 1933 человека, то в 2003 году - только 1500 человек, а в 2006 году - 699 человек.

Также за последние годы сократилось число клубов и домов культуры с 720 (1990 год) до 432 (2007 год), библиотек - с 471(1990 год) до 348 (2007 год). Библиотечный фонд составляет 2,6 млн.экземпляров (в 2003 году - 3,5 млн.экземпляров).

Учреждения культуры на селе испытывают потребность в квалифицированных кадрах, специалистах, владеющих основами менеджмента, маркетинга, компьютерными технологиями.

Снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации. Практически прекратила функционировать в сельских поселениях сеть организаций бытового обслуживания.

В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.

Стремительно ухудшается демографическая ситуация на селе. Значительно увеличилась естественная убыль сельского населения. Смертность значительно увеличилась во всех возрастных группах сельского трудоспособного населения, особенно у мужчин в возрасте 30-34 лет. Особую тревогу вызывает рост младенческой смертности.

Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства.

Среднегодовая численность работников, занятых в сельском и лесном хозяйстве, в 1991 году составляла 93,9 тыс.человек, в 2003 году - 83 тыс.человек, а в 2007 году - 23,2 тыс.человек.

Сохранение деструктивных демографических процессов на селе, а также преобладание в структуре сельского населения пожилых людей, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям, пагубно отражаются на перспективах оздоровления и роста сельской экономики.

Исходя из задач социально-экономической политики страны на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо проведение упреждающих мероприятий.

Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной областной целевой программы Орловской области "Социальное развитие села Орловской области до 2012 года" обусловлена:

1) социально-политической остротой проблемы и ее общефедеральным значением;

2) межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на областном уровне, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса, общественных объединений сельских жителей;

3) необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.

В современных условиях необходима государственная поддержка районам области для проведения социальных реформ и удовлетворения основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.

Органами исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, участвующими в реализации Программы, являются Департамент аграрной политики Орловской области, Департамент строительной и жилищно-коммунальной политики Орловской области, Департамент социальной политики Орловской области, Департамент финансовой политики Орловской области.

2. Цель и задачи Программы


Основной целью Программы является повышение уровня и качества жизни сельского населения на основе повышения уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности.

Основными задачами Программы являются:

1) улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности;

2) обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;

3) улучшение состояния здоровья сельского населения, в том числе на основе повышения роли физкультуры и спорта;

4) улучшение материально-технического состояния общеобразовательных учреждений в сельской местности;

5) активизация культурной деятельности на селе;

6) повышение уровня и качества во до- и газоснабжения в сельской местности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»