РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
О внесении изменений в Закон Орловской области
"О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области"
Принят областным Советом народных депутатов 12 ноября 2004 года
Статья 1
Внести в Закон Орловской области от 15 апреля 2003 года № 319-ОЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области" (Собрание нормативных правовых актов Орловской области. 2003. Вып. 17. С. 118) следующие изменения:
1. Преамбулу изложить в следующей редакции:
"Настоящим Законом закрепляется система нормативных правовых актов Орловской области, регулируются вопросы разграничения правотворческих полномочий органов государственной власти и должностных лиц органов государственной власти Орловской области, определяется порядок подготовки, внесения, рассмотрения, принятия, опубликования, вступления в силу, действия, учета, толкования, изменения и признания утратившими силу нормативных правовых актов Орловской области, устанавливается процедура реализации права законодательной инициативы, а также Правила юридико-технического оформления проектов нормативных правовых актов.
Настоящий Закон призван способствовать качественному, эффективному правотворчеству и предотвращению противоречий в системе законодательства Орловской области.".
2. Главы I-XIX обозначить арабскими цифрами 1-19.
3. В статье 8:
1) в части 1 подпункты "а"- "г" обозначить соответственно как пункты 1)-4);
2) в пункте 4) слова "в подпунктах "а", "б" и "в" заменить словами "в пунктах 1), 2) и 3)";
3) часть 8 считать частью 3;
4) части 3, 4, 5, 6, 7 считать соответственно частями 4, 5, 6, 7, 8;
5) часть 6 дополнить словами "и имеют с ним одинаковую юридическую силу";
6) в части 7 и далее по всему тексту Закона слова "с заглавной буквы" заменить словами "с прописной буквы" в соответствующих падежах;
7) в части 8 после слов "обозначенные двумя" записать слово "арабскими", после слов "двумя последними" записать слово "арабскими";
8) в части 9 слова "по возрастающему порядку номеров" заменить словами "в порядке возрастания номеров".
4. Статью 9 изложить в следующей редакции:
"Статья 9. Текстовая часть нормативного правового акта
Текстовая часть нормативного правового акта составляется в соответствии с Правилами юридико-технического оформления проектов нормативных правовых актов, изложенными в Приложении к настоящему Закону.".
5. Статьи 10 и 11 исключить.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Орловской области Е.С. Строев
г. Орел
19 ноября 2004 года
№ 452-ОЗ
Приложение
к Закону Орловской области
"О правотворчестве и нормативных
правовых актах Орловской области"
ПРАВИЛА
ЮРИДИКО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ЗАКОНОПРОЕКТОВ
И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
СТРУКТУРА ЗАКОНОПРОЕКТА
1. Наименование законопроекта отражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования с тем расчетом, чтобы исполнители могли по наименованию законодательного акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать.
Законодательные акты со сложными и неоправданно длинными наименованиями загромождают законодательство, затрудняют систематизацию и понимание законодательных актов. Особенно они неудобны при ссылках на них в других нормативных правовых актах, актах применения права, документах, статьях и т.д.
2. Преамбула (введение) - самостоятельная часть законопроекта, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной.
Преамбула:
не содержит самостоятельные нормативные предписания;
не делится на статьи;
не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта;
не содержит легальные дефиниции;
не формулирует предмет регулирования законопроекта;
не нумеруется.
Преамбула предваряет текст законопроекта.
Структурные единицы законопроекта не могут иметь преамбулу.
3. Деление законопроекта на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном материале.
Употребляются следующие структурные единицы законодательных актов по нисходящей:
раздел;
глава;
статья.
Вводить структурную единицу "раздел", если в законопроекте нет глав, не следует.
Возможно деление крупных систематизированных законопроектов (например, проектов кодексов) на части, разделов - на подразделы, глав - на параграфы.
4. Часть законопроекта:
обозначается словами:
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
может иметь наименование:
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
либо обозначаться (в кодексах) следующим образом:
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ
Обозначение и наименование части законопроекта печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.
Наименование части законопроекта печатается полужирным шрифтом.
5. Раздел:
имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
имеет наименование.
Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по
центру страницы одно под другим.
Наименование раздела печатается полужирным шрифтом.
Пример:
РАЗДЕЛ I
ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА
6. Подраздел:
имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами;
имеет наименование.
Обозначение подраздела печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование подраздела печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера подраздела, после которого ставится точка.
Пример:
Подраздел I. Общие положения об обязательствах
7. Глава:
нумеруется арабскими цифрами;
имеет наименование.
Обозначение главы печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование главы печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера главы, после которого ставится точка.
Пример:
Глава 5. Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности
8. Параграф:
обозначается знаком §;
имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
имеет наименование.
Наименование параграфа печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера параграфа, после которого ставится точка.
Пример:
§ I. Хозяйственные товарищества и общества
9. Статья законопроекта:
является его основной структурной единицей;
имеет порядковый номер, обозначаемый арабскими цифрами;
имеет наименование, но в исключительных случаях может его не иметь:
Примеры:
Статья 33. Сертификация
1. ...................... . (часть 1)
2. ...................... . (часть 2)
или
Статья 33
1. .................... . (часть 1)
2. .................... . (часть 2)
Обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа.
Наименование статьи печатается с прописной буквы полужирным шрифтом в одну строку с обозначением номера статьи, после которого ставится точка.
Если статья не имеет наименования, то точка после номера статьи не ставится и обозначение статьи печатается с прописной буквы и абзацного отступа полужирным шрифтом.
Статья подразделяется на части.
Части статьи обозначаются арабской цифрой с точкой.
Части статей подразделяются на пункты, обозначаемые арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой.
Пункты подразделяются на подпункты, обозначаемые строчными буквами русского алфавита с закрывающей круглой скобкой.
Примеры:
Статья 33. Сертификация
1. ...................... . (часть 1)
2. .......................: (часть 2)
1) ............ ; (пункт 1 части 2)
2) ……… : (пункт 2 части 2)
а) .............; (подпункт "а" пункта 2 части 2)
б) ............ . (подпункт "б" пункта 2 части 2)
или
Статья 33
1. ................... . (часть 1)
2. ................... : (часть 2)
1) ………….. ; (пункт 1 части 2)
2) ………….. : (пункт 2 части 2)
а) ...................; (подпункт "а" пункта 2 части 2)
б) ................... . (подпункт "б" пункта 2 части 2)
В исключительных случаях части, пункты и подпункты статьи могут подразделяться на абзацы (не более пяти). Ограничение количества возможных абзацев не распространяется на статьи, содержащие перечни основных понятий, используемых в законопроекте.
Деление частей в статье либо частей в разных статьях одного законопроекта и на пункты, и на абзацы, которые в тексте частей будут следовать после двоеточия, не допускается.
Деление пунктов в частях статьи либо в разных статьях одного законопроекта и на подпункты, и на абзацы, которые в тексте пункта будут следовать после двоеточия, не допускается.
Примеры возможных вариантов структуры частей статьи: