Недействующий

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Орловской области от 13.02.2013 N 37.
____________________________________________________________________

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     19 сентября 2003 г.                                         № 144
     г. Орел

О соблюдении законодательства об охране труда на предприятиях и в организациях области


Отметить, что в период перехода экономики на рыночные отношения в стране была кардинально перестроена система организации охраны труда, создана новая законодательная база. Основополагающими являются федеральные законы "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (1999 г.), "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (1998 г.) и Трудовой кодекс Российской Федерации (2001 г.). Эти законы создали правовой каркас современной российской системы охраны труда, который дополняется другими законами и нормативными правовыми актами.

В последние годы в обстановке общего снижения ответственности работодателей за состояние условий и охраны труда работающих в области удалось стабилизировать ситуацию на этом важнейшем участке. Органами исполнительной власти в тесном взаимодействии с объединениями профсоюзов и работодателей, органами государственного надзора и контроля принимаются конкретные меры по усилению контроля за соблюдением законодательства об охране труда, обеспечению здоровых и безопасных условий труда работающих в организациях.

В области сложилась определенная система управления охраной труда. Разработана и реализуется целевая программа улучшения условий и охраны труда на 2001 - 2005 годы. За прошедшие два года на мероприятия по охране труда в соответствии с областной программой израсходовано свыше 130 млн. рублей из средств предприятий и организаций, что в 1,8 раза больше запланированного. Аналогичные программы имеются во всех муниципальных образованиях.

Целенаправленно работают областная, городские и районные межведомственные комиссии по охране труда, на заседаниях которых ежеквартально рассматриваются вопросы, связанные с исполнением законодательства об охране труда, заслушиваются отчеты по этим проблемам руководителей предприятий и организаций всех форм собственности. Больше внимания стало уделяться профилактике производственного травматизма, обучению и проверке знаний по охране труда. В 2002 году на базе 11 учебных центров области прошли переподготовку по этим вопросам 6770 руководителей и специалистов, в том числе 5640 человек обучено за счет средств Фонда социального страхования, за первое полугодие текущего года - 1,8 тысячи человек.

В соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации в организациях восстанавливаются и укрепляются службы охраны труда. В настоящее время отделы и специалисты по охране труда имеются в 345 из 447 организациях с численностью работающих более 100 человек. В аграрном и государственном университетах ведется подготовка кадров для служб охраны труда.

Принимаемые меры позволили в 2002 году добиться снижения общего числа несчастных случаев на производстве по сравнению с 2001 годом на 14 процентов, две трети предприятий и организаций сработали без производственного травматизма.

Вместе с тем в ходе проверок, проводимых управлением труда, федерацией профсоюзов, госинспекцией труда и другими органами государственного надзора и контроля выявляются серьезные нарушения законодательства об охране труда в организациях, снижения ответственности работодателей за создание здоровых и безопасных условий труда работающих.

По данным областного комитета государственной статистики в 2002 году в организациях промышленности, строительства, транспорта и связи в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, работало 17 % работников, в том числе 13% женщин. Численность работающих, которые пользуются хотя бы одним видом компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, составляет свыше 30 процентов. По этой причине право на досрочное пенсионное обеспечение имеет каждый восьмой работник. Сложной остается обстановка в агропромышленном комплексе. Из-за отсутствия профпатологической службы в области регистрируемая ежегодно профессиональная заболеваемость не отражает истинного положения.

В результате несчастных случаев на производстве в 2002 году пострадало 1033 человека, из них 3,7% погибло и 7,5% тяжело травмировано. В Корсаковском, Должанском, Ливенском, Знаменском и Дмитровском районах уровень производственного травматизма превышает среднеобластной показатель в 1,7-2,6 раза, а в организациях с иностранной формой собственности - более, чем в 4 раза.

Аналогичное положение с производственным травматизмом складывается и в текущем году. Только за восемь месяцев тяжело травмировано 44 человека и 34 получили смертельные травмы, что превышает показатели прошлого года. Почти треть погибших пострадало в результате дорожно-транспортных происшествий.

По-прежнему основными причинами травматизма являются: неудовлетворительная организация производства работ, нарушение трудовой и производственной дисциплины, а также недостатки в проведении обучения и инструктирования работников по охране труда. К сожалению 20 процентов погибших на производстве находилось в нетрезвом состоянии. Особую тревогу вызывает отсутствие во многих организациях должного контроля за соответствием требованиям безопасности производственных зданий, сооружений, оборудования и техники.

Многие работодатели в нарушение Трудового кодекса Российской Федерации крайне мало выделяют средств на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда. В Корсаковском, Должанском, Хотынецком и Кромском районах расходы на эти цели в расчете на 1 работающего в 2002 году составили всего 44 - 118 рублей при среднеобластном показателе 1408 рублей. В ряде организаций работникам не выдается спецодежда и другие средства индивидуальной защиты.

Некоторые работодатели вопреки требованиям законодательства не приступили к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, сертификации работ по охране труда, созданию служб, формированию общественных комитетов (комиссий) по охране труда. Имеют место факты нарушений порядка расследования и оформления несчастных случаев.

Органы государственного надзора и контроля не всегда предъявляют должную требовательность к работодателям за неукоснительное соблюдение законодательства об охране труда.

Требуют совершенства вопросы управления охраной труда на уровне муниципальных образований.

В целях обеспечения соблюдения законодательства об охране труда на предприятиях и в организациях области, повышения ответственности работодателей за сохранение жизни и здоровья работающих КОЛЛЕГИЯ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Управлению труда Аппарата Губернатора и администрации области (Медведев В.И.) во взаимодействии с Государственной инспекцией труда в Орловской области (Бабкин Т.П.), федерацией профсоюзов области (Евтеев А.Н.), другими контролирующими и надзорными органами всемерно активизировать работу по контролю за соблюдением законодательства об охране труда на предприятиях и в организациях области, сосредоточить внимание на улучшении качества профилактической работы по предупреждению травматизма и профессиональных заболеваний, повышении требовательности к работодателям и организаторам производства за создание здоровых и безопасных условий труда работающих.

2. Рекомендовать руководителям предприятий и организаций всех форм собственности в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации, Закона РФ "Об основах охраны труда в Российской Федерации":

- принять неотложные меры, направленные на предупреждение производственного травматизма, соблюдение трудовой и производственной дисциплины, обучение персонала безопасным приемам труда, содержание техники, зданий, сооружений и оборудования в безаварийном и безопасном состоянии, соблюдение норм выдачи средств индивидуальной защиты;

- совместно с ГАИ УВД (Пашин Л.А., Кутищев Г.Н.) особое внимание обратить на профилактику дорожно-транспортных происшествий;

- восстановить службы охраны труда, активизировать работу по аттестации рабочих мест по условиям труда. Предусматривать выделение средств для финансирования мероприятий по охране труда согласно действующему законодательству.

3. Управлению финансов и налоговой политики (Курганников В.Ф.) выделить средства, запланированные на 2003 год, и предусмотреть в бюджете на 2004 - 2005 годы расходы на реализацию мероприятий областной целевой программы улучшения условий и охраны труда.

4. Управлению здравоохранения (Широков М.В.) в целях улучшения работы по диагностике и профилактике профессиональных заболеваний работников принять меры по созданию в области профпатологической службы.

5. Управлению общего и профессионального образования (Копылова А.В.) в процессе обучения в общеобразовательных школах, высших и средних специальных учебных заведениях больше внимания уделять изучению учащимися и студентами нормативно-правовых актов по охране труда, привитию им практических навыков безопасного ведения работ, воспитанию у каждого юноши и девушки чувства ответственности за сохранение жизни и здоровья в процессе их учебы и дальнейшей трудовой деятельности.

6. Рекомендовать главам горрайадминистраций рассмотреть состояние дел с безопасностью труда на предприятиях и в организациях на своих заседаниях. Обратить особое внимание на коллективы, где допущены случаи тяжелого и летального травматизма, наметить и осуществить меры по их предупреждению, организовать обучение в учебно-методических центрах области руководителей и специалистов, не прошедших аттестацию по вопросам охраны труда.

7. Рекомендовать Центру госсанэпиднадзора Орловской области (Захарченко Г.Л.) усилить контроль за состоянием условий труда и производственного быта, прохождением профилактических медицинских осмотров соответствующих категорий работающих.

8. Рекомендовать Федеральному Государственному научному учреждению "Всероссийский научно-исследовательский институт охраны труда Министерства сельского хозяйства РФ" (Тюриков Б.М.) продолжить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, включенные в областную целевую программу улучшения условий и охраны труда на 2001-2005 годы.

9. Управлению труда (Медведев В.И.) совместно с правовым управлением (Савин В.И.) в установленном порядке внести предложение о законодательном наделении органов местного самоуправления полномочиями в области охраны труда.

10. Управлению печати, полиграфии и средств массовой информации (Афонин В.С.) регулярно освещать вопросы соблюдения законодательства об охране труда в средствах массовой информации.

11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на члена Коллегии, заместителя Губернатора области Н.Н. Цикорева.

     Председатель Коллегии                                 Е.С. Строев

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»