Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июля 1994 года N 229

ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ ОБЛАСТИ

{Утратило силу:
Статья 62 Закона Орловской области от 15.04.2003 г. N 319-ОЗ}

В целях осуществления непрерывного экологического образования и воспитании подрастающего поколения, повышения уровня экологической культуры среди населения области:

1. Принять предложения комитета по высшей школе и народному образованию, комитета экологии и природных ресурсов и областного совета Всероссийского общества охраны природы о внедрении в области непрерывного экологического образования учащейся молодежи.

2. Утвердить программу экологического образования и воспитания учащейся молодежи области на 1994-1995 годы (прилагается).

3. Главам администрации городов и районов обеспечить разработку и выполнение соответствующих мероприятий экологического образования и воспитания учащейся молодежи с учетом местных особенностей экологических проблем

4. Редакциям областных, городских и районных газет, Орловской государственной телерадиокомпании освещать ход и выполнение программы экологического образования и воспитания учащейся молодежи.

Глава администрации Е. С. Строев

Утверждена
постановлением главы администрации области
от 19 июля 1994 г. N 299

ПРОГРАММА Экологического образования и воспитания учащейся молодежи области на 1994-1995 годы


г. Орел, 1994 г.

ВВЕДЕНИЕ

За последние годы в Орловской области в организации экологического образования и воспитания в системе формального обучения наметился ряд положительных моментов: идет процесс экологизации существующих учебных дисциплин, разнообразнее становится содержание дополнительного экологического образования, его форм и методов, проводится обмен опытом методики преподавания основ экологии на совещаниях и конференциях, в ВУЗах области начала внедрятся новая интегрированная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности".

Формирование экологической культуры ведется по самым различным направлениям: информирование населения о состоянии экологической обстановке в области, проблемах экологии и путях их решения через средства массовой информации, чтение лекций, проведение бесед и консультаций, создание лекториев, школ знаний о природе, экологических клубов, организация кинофестивалей и выставок по природоохранной тематике, осуществление практических акций по оздоровлению окружающей среды. И все же, до сих пор в области не сложилась система непрерывного экологического образования и воспитания.

Данная программа направлена на улучшение этой работы и состоит из 2-х частей: теоретической и плана мероприятий по улучшению экологического образования и воспитания учащейся молодежи на 1994-1995 годы.

1. Роль экологического образования и воспитания в процессе формирования культуры природопользования

Среди многих проблем охраны окружающей природной среды, наиболее важной по своей значимости является проблема формирования экологической культуры, которую нередко называют культурой природопользования.

Во все времена человечество связывало свои надежды с развитием цивилизации, создание которой виделось путем ускоренного развития науки и техники. При этом человеческая деятельность развивалась на основе представления о неограниченности природных ресурсов и безграничной способности природы к самоочищению.

Воспитанию же духовности, нравственного начала в человеке, отодвигалось на задний план. В итоге человечество построило цивилизацию в основе которой лежит общество потребления с его социальным эгоизмом, жестокостью по отношению к природе и человеку, И в настоящее время человечество подходит к пределам допустимого давления на среду своего обитания, за порогом которого лежат экологические катастрофы.

Разумеется основную социальную ответственность за обострение экологической ситуации в России несут системы власти и управления обществом, но вместе с тем, ухудшение среды обитания в значительной мере связано с элементарной безграмотностью населения: с неосторожным и недальновидным, а нередко даже беспечным и преступным отношением к природе, с губительным воздействием на природные комплексы, с безответственностью большинства руководителей, обязанных по долгу службы заботится об экологичности вверенных им предприятий. Именно низкая культура природопользования является одной из причин потребительского отношения к природе.

Формирование экологической культуры, бережное, вдумчивое отношение к природе возможно лишь при резком подъеме экологического образования и воспитания, которое должно сыграть свою роль для того, чтобы были понятны стоящие перед человечеством вопросы, и чтобы все те кто имеет отношение к окружающей среде были вооружены знаниями, навыками и концепциями, которые могут изменить к лучшему существующее положение. Следовательно, роль экологического образования и воспитания в решении проблем охраны природной среды и использовании ее возможностей является решающей. Оно должно быть включено в рамки всей системы формального образования на всех уровнях в целях обеспечения необходимых знаний и навыков в вопросах рационального природопользования.

Конечная цель образования и воспитания по вопросам окружающей среды заключается в том, чтобы представить учащимся и студентам, населению области возможность понять сложный характер окружающей среды и необходимость осуществлять свою деятельность таким образом, что оно согласовывалось с ней.

Экологическое образование и воспитание должно придерживаться целостного подхода, который предполагает рассмотрение экологических, социальных, культурных и др. аспектов конкретных проблем. Однако, рассматриваемые проблемы должны быть теми с которыми обучающиеся сталкиваются у себя дома, в обществе, стране, и они должны помочь им приобрести знания и навыки, необходимые для решения этих проблем. В силу того, что они носят междисциплинарный характер, а так же приближают обучение к охране окружающей среде и к жизни, экологическое образование и воспитание может сыграть важную роль в обновлении систем всего образования.

II. Задачи просвещения в области охраны окружающей среды

Важнейшее место в экологическом образовании и воспитании отводится просвещению в области охраны окружающей среды, которое представляет собой процесс, включающий выработку у обучаемых определенной школы ценностей и уточнение некоторых представлений с целью пробудить у них способность и стремление к пониманию и правильной оценке взаимоотношений человека с природой. Просвещение в области окружающей среды представляет собой один из способов достижения целей, которые ставит перед собой охрана окружающей среды. Основными задачами просвещения в области окружающей среды являются:

1. Осознание проблем охраны окружающей среды.

Пробудить у каждого учащегося сознательное отношение и интерес к глобальным проблемам окружающей среды.

2.3нания в области окружающей среды.

Сообщать обучаемым основную информацию об окружающей среде, экологической обстановке в регионе, о связанных с ней проблемах и той ответственной роли, которую призван играть в этой области человек.

3 Воспитание реакции на окружающую среду.

Привить учащимся чувство социальной значимости проблем окружающей среды, глубокий интерес к этим проблемам и четко осознанное стремление своим поступкам способствовать сохранению и оздоровлению окружающей среды.

4. Развитие умений и навыков

Выработать у учащихся умение и навыки, необходимые для решения проблем окружающей среды.

5 Развитие критического отношения к обучению в области охраны окружающей среды

Научить учащихся правильно оценивать мероприятия и программы обучения в области охраны окружающей среды на базе критериев экологического, экономического, социального и эстетического характера.

6. Воспитание активности по отношению к окружающей среде

Воспитать у обучаемых чувство ответственности и готовность к немедленным действиям в случае необходимости принятия определенных мер для решения тех или иных вопросов связанных с защитой окружающей среды.

III Принципы организации просвещения в области охраны окружающей среды

Поскольку обучение в области окружающей среды ведется на протяжении всей жизни человека, любое мероприятие этого профиля должно быть рассчитано на обучаемых всех возрастов и организовано так, чтобы материал подавался с учетом логической последовательности, а знакомство с каждым понятием из области окружающей среды происходило в тот момент, когда обучаемые были бы в наибольшей степени подготовлены к эго восприятию и усвоению.

Цель каждого мероприятия - пробуждение интереса и выработка постоянно растущей сознательности обучаемых по вопросам экологии.

1. Всякое мероприятие должно сочетать в себе науки общественные и науки о жизни, отводя должное место в процессе обучения и выработке умения разбираться в социальных вопросах.

2. Желательно, чтобы проводимые мероприятия позволили человеку изучать на месте среду обитания той группы населения, к которой он принадлежит.

3. Проводимые мероприятия должны выделять проблемы местного значения с тем, чтоб пробудить заинтересованность обучаемых и вооружить их средствами необходимыми для изучения настоящих и бедующих проблем экологии данного региона. При этом не следует упускать из виду проблемы национального и глобального характера.

4. Учащимся рекомендуется отводить активную роль в процессе обучения. Нормирование у каждого из них той или иной точки зрения должно быть результатом его личного опыта и собственных размышлений, а не усвоения готовых выводов.

5. Мероприятия подобного рода должна стать школой постоянного совершенствования обучающего персонала, развивать любознательность и готовность к восприятию нового и способствовать повышению его педагогического мастерства в области окружающей среды.

IV Постоянная учеба (переподготовка) преподавателей

Только в последнее время в большинстве стран мира осознали включение курса, просвещения в области окружающей среды в учебные программы педагогических вузов. Следовательно, большое количество учителей, которым ныне поручено осуществление этого вида просвещения, не получили никакой подготовки по этой сложной межотраслевой дисциплине. При организации их переподготовки нужно тлеть в виду, что они целятся на две совершенно различные категории:

1. преподавателей, не получивших во время учебы в институте никакой подготовке по линии просвещения окружающей среды;

2. преподавателей получивших некоторую подготовку в этой области.

Как тем, так и другим необходима переподготовка, но учителям первой категории следует прибегнуть к программе, которая была схожей с программой начальной подготовки.

Пополнение знаний процесс постоянный, он должен привести к тому, чтобы учителя прониклись идеей просвещения в области окружающей среды и чтобы у них действительно возникло постоянное стремление заботится об охране природных ресурсов.

Поэтому ввести:

1. Программы прямой переподготовки:

- семинары

- летние курсы

- коллоквиумы

- встречи со специалистами профессионально связанными с охраной окружающей среды

- лектории и школы знаний о природе

- учебные поездки с целью обогащения знаний о других экосистемах.

2. Программа подготовки с помощью средств информации

Для постоянного совершенствования профессионального уровня преподавателей необходимо всестороннее использование различных средств информации. Телевидение, радио, специальные журналы и др. печатные органы - все это относительно быстрые и эффективные средства пополнения знаний о проблемах экологии и путях их решения.

3.Обмен информации

Изучение новейших методов обучения в области окружающей среды.

ПЛАН мероприятий по улучшению экологического образования и воспитания учащейся молодежи области на 1994-1995 годы


N п/п

мероприятия

Срок исполнения

Ответственные за исполнение

1

2

3

4

1
 2.
 3
 4
 1.
 2
 3
 4.
 1
 1
 2
 1
 2
 3
 4
 5

1. Организационная работа
 1. Администрациям городов и районов. ГоррайОНО совместно с природоохранными службами рассмотреть
 на своих заседаниях вопрос улучшения экологического образования и воспитания учащейся молодежи. Разработать, утвердить и осуществить мероприятия экологического всеобуча.
 Продолжить работу по созданию системы массового экологического просвещения, непрерывного образования и воспитания, выработки у молодежи навыков рационального природопользования, для чего:
 - нести в раздел "Ознакомление с природой "Программы воспитания и обучения в детском саду" элементов экологического образования для школьников;

 - разработать методические пособия, рекомендации, учебно-дидактические материалы по работе с дошкольниками по данной проблеме
 - провести областно й семинар-совещание "Формы и методы природоохранного воспитания дошкольников"
 - во всех школах, профтехучилищах, специальных учебных заведениях ввести уроки экологии, в высших учебных заведениях новую интегрированную дисциплину "Безопасность жизнедеятельности"
 -провести областной семинар-совещание "О состоянии и мерах по улучшению экологического образования и воспитания населения области"
 - научно-практическую конференцию "Фундаментальная и методическая подготовка бедующего специалиста по экологии и охране природы"
 - продолжить создание в системе формального обучения залов, классов, уголков по экологии и оказать методическую и финансовую помощь при их оформлении
 - подготовить и провести смотр-конкурс уголков и классов экологии
 - обобщить и распространить опыт работы по экологическому образованию и воспитанию школы N 18 г. Орла. Глубоковской средней школы Новосильского, Крснослободской средней школы Глазуновского районов
 Совершенствовать дополнительное экологическое образование и воспитание, в этих целях:
 -разнообразить формы и методы работы экологической направленности всех внешкольных учреждений, организуя в них кружки, факультативы, малые академии, секции, клубы по интересам на основе контактов учащихся с природой и вовлечения их в практическую природоохранную работу
 - воссоздать во всех школах области движения "зеленые патрули", "голубые патрули" в школах, расположенных вблизи водоемов, активизируя их природоохранную работу
 -совместно с управлением лесами Орловской области проработать вопрос о возрождении школьных лесничеств;

 - подготовить и провести районный и областной смотры "юных экологов"
 - возобновить работу студенческих дружин по охране природы ОГПИ и СХИ, организационно и материально их укрепить и привлечь к практическим природоохранным мероприятиям
 - улучшить постановку природоохранной работы в летних лагерях школьников всех типов. Придать опытнической работе, экскурсиям, походам, прогулка, ролевым играм экологическую направленность
 - провести совещание-семинар с начальниками и методистами летних лагерей всех типов "Экологическое воспитание в летнем лагере"
 Согласно распоряжения правительства РФ N 125-р от 4.02.94 г. "О проведении в апреле-июне т. г. общероссийских Дней защиты от экологической опасности" организованно провести в школах, специальных учебных заведениях, ВУЗах "месячник экологического воспитания"
 II Практическая работа
 Обеспечить массовое участие школьников, учащихся специальных учебных заведений, студентов техникумов и ВУЗов в общественных экологических акциях "День Земли" (21 апреля), Днях защиты от экологической опасности и др. природоохранных мероприятиях
 В этих целях"
 -провести посадки декоративных деревьев и кустарников в зоне действия учебных учреждений, местах отдыха населения;

 -вырастить посадочный материал (цветы) на пришкольных участках и благоустроить школьные дворы, детские площадки, парки, скверы, места захоронения советских воинов
 - провести совещание-семинар с учителями биологии школ области по организации опытнической работы
 - членам "зеленого патруля", школьных лесничеств, кружков, "Юный ботаник" и др. провести работу по сбору семян ценных пород деревьев и кустарников, сбору и заготовке лекарственного сырья, вести уход за лесокультурами
 - членам "голубого патруля" принимать участие в ежегодно проводимой операции "Живое серебро" по спасению молоди рыб
 - продолжить озеленение и благоустройство р. Оки
 -силами учащихся реконструировать в вновь готовить искусственные гнездовья и подкормочные площадки
 - школь никам области принять активное участие в проведении операции "Биощит"
 - в ходе экскурсий и походов продолжить работу по выявлению, изучению и охране ореалов редких растений области, выявлению и благоустройству родников
 Реорганизовать работу по созданию экологических троп в школах области. Оказать финансовую помощь в их оформлении аншлагами и учебными планшетами
 Силами студенческих дружин с привлечением учащихся школ провести 2 экспедиции по изучению состояния малых рек Ливенского и Мценского районов
 Студенческой и учащейся молодежи оказывать помощь природоохранным органам в патрулировании зеленых зон населенных пунктов, в охране памятников природы и др. уникальных природных объектов, выявлении нарушений природоохранного законодательства.
 III Просветительская работа
 С целью предоставления учащейся молодежи дополнительных экологических знаний и новейшей информации о состоянии окружающей среды и проводимых в этой области природоохранных мероприятий:
 - расширить работу лекторской группы облкомэкологии, привлекая к ее работе ученых НИИ и учебных институтов, а также высококвалифицированных специалистов профессионально связанных с охраной окружающей среды
 - направить РУНО и учебным заведениям области примерную тематику читаемых лекций по экологии в 1994 г.
 - силами специалистов и лекторской группы облкомэкологии организовать чтение лекций, проведение бесед и консультаций на природоохранную тематику в молодежных коллективах и по месту работы родителей учащихся. Прочитать в течение года не менее 250 лекций
 -продолжить работу факультетов народного университета по охране природы и школ-знаний о природе в молодежных коллективах
 -разработать цикл учебных бесед по вопросам охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов для различных возрастных групп школьников и апробировать их в школах Болховского и Дмитровского районов
 -оказывать методическую помощь детским дошкольным учреждениям, школам, ВУЗам в подготовке праздников, утренников, "открытых уроков", "круглых столов", конференций и др. мероприятий по экологии
 -изучить состояние просветительской работы в области охраны окружающей природной среды в школах Краснозоренского и Глазуновского районов
 -совместно с дирекциями киносетей организовать в городах и районных центрах области постоянно действующие кинолектории по охране природы
 -в рамках подготовки к Дням защиты от экологической опасности провести кинофестиваль детских и юношеских фильмов по экологии;

 - подготовить и провести в г. Орле выставки:
 "Животный мир Орловской области"
 "Природа и человек" (поделки из природного материала)
 IV Информационная деятельность
 Улучшить информирование педагогических кадров, учащейся молодежи об экологической обстановке в области "О состоянии окружающей среды в Российской Федерации", для чего:
 -подготавливать, начиная с 1994 г., ежегодные доклады о состоянии окружающей среды в области для широкого распространения среди преподавателей учебных заведений области
 -постоянно информировать учебные заведения области о нормативно-методической литературе, о проспектах и рекламах на издаваемые пособия и рекомендации по экологии для работы с учащимися, о проведении семинаров и совещаний по экологическому образованию и воспитанию
 - продолжить работу по распространению и пропаганде Закона РФ "Об охране окружающей среды"
 -выписать на II кв. т. г. для средних школ области Российскую экологическую газету "Зеленый мир"
 Расширить пропаганду экологических знаний в средствах массовой информации, для чего:
 - продолжить выпу ск тематических полос по экологии в областных и районных газетах, систематически отражая в них лучший опыт работы школ, молодежных природоохранных объединений по охране окружающей среды;

 - ежемесячно по областному радио давать 3-4-х минутные сообщения об участии молодежи в практических природоохранных мероприятиях;

 -подготовить и провести радиопередачу по итогам областного слета "Юный эколог"
 -подготовить и выпустить в эфир телепередачу "Экоколокол" по вопросу экологического воспитания учащейся молодежи
 V Издательская деятельность
 В рамках подготовки к Всероссийским дням защиты от экологической опасности переиздать 6 видов листовок природоохранного значения
 Издать методические рекомендации по проведению Всероссийской акции "Биощит"
 Подготовить и издать методические рекомендации "Экологические мероприятия в летних лагерях всех типов"
 Начать подготовку к выпуску плакатов:
 - Редкие растения области
 - Редкие и исчезающие виды животных области
 -Памятники природы Орловщины
 Подготовить и издать пособие по оформлению уголка по охране природы

март
 1994 г.
 1994-95 г.
 1994 г.
 апрель, август
 1994 г.
 сентябрь 1994 г.
 1994 г.
 март
 1995 г.
 22-24 ноябр.
 1994 г.
 1994 -1995 г. г.
 1995 г.
 август-октябрь 1994 г.
 1994-1995 г.г.
 1994095 г. г.
 1994 г.
 май 1994 г.
 Июнь-авг. 1994-1995 г. г.
 май 1994 г., 1995 г.
 С 15 апр. По 15 мая
 1994-95 г. г.
 март
 1994 г.
 1994-
 1995 г.
 1994 -
 1995 г. г.
 1994 г.
 1994 -
 1995 г. г.
 1994-
 1995 г. г.
 Июнь-июль 1994 г.
 1994-1995 г. г.
 1994-95 г. г.
 1994-95 г. г.
 март
 1994 г.
 1994-95 г. г.
 1994-95 г. г.
 янв. - окт.
 1995 г.
 1994-
 1995 г. г.
 январь 1995 г.
 1994-
 1995 г. г.
 май-июнь
 1994 г.
 апрель 1994 г.
 апрель
 1995 г.
 март
 1994 г.
 1994 -
 1995 г. г.
 1994 -
 1995 г. г.
 февраль
 1994 г.
 1994-1995 г. г.
 июль
 1994 г.
 февраль
 1994 г.
 февраль
 1994 г.
 март
 1994 г.
 апрель
 1994 г.
 1994 г.
 1995 г.
 1995 г.
 январь
 1995 г.

Главы администраций городов и районов, райтеркомитеты экологии и природных ресурсов, горрайОНО
 Комитеты по высшей школе и народному образованию, экологии и прир одных ресурсов области
 ГоррайОНО
 Институт усовершенствования учителей, кафедра общей педагогики ОГПИ
 Комитет по высшей школе и народному образованию, институт усовершенствования учителей, ОГПИ, отдел информации и пропаганды облкомэкологии
 Комитет по высшей школе и народному образованию, ректораты ВУЗов
 Комитеты по высшей школе и народному образованию, экологии и природных ресурсов, областной совет ВООП
 Комитет по высшей школе и нар. образованию ОГПИ
 Рай(тер) комитеты экологии, РОНО, облсовет ВООП
 Облкомэкология, комитет оп высшей школе и народному образованию
 ОБСЮН, Облкомэкология, облсовет ВООП Новосильский и Глазуновский РОНО, ГОРОНО г. Орла
 Комитет по высшей школе и народному образованию
 Гор, райОНО
 ОблСЮН, Облсовет ВООП, Гор, райОНО
 Облкомэкология, комитет по высшей школе и народному образованию упр. Лесами Орловской области
 ОблСЮН, РОНО, облсовет ВООП
 Облкомэкология, ОГПИ, СХИ
 Комитет по народному образованию
 Комитет по высшей школе и народному образованию, облкомэкология, облСЮН, детская областная станция туристов, Совет федерации профсоюзов области
 Комитет по высшей школе и народному образованию, облкомэкология. ОблСЮН, Детская областная станция туристов, Совет федерации профсоюзов области
 Комитеты по высшей школе и народному образованию, экологии и природных ресурсов
 ОблСЮН, ОГПИ
 Комитет по народному образованию и высшей школе
 - "-
 Облкомэкология, ОГПИ, Глазуновский мехлесхоз
 Гор, райОНО
 - " -
 - " -
 Рай(тер) комитеты, РОНО, комитеты экологии и природных ресурсов, высшей школе и народному образованию
 Облкомэкология, ОГПИ, СХИ
 Рай(тер) комитеты экологии, гор, райОНО
 Облкомэкология
 - "-
 Облкомэкология, рай(тер)комитеты, гор, райОНО
 Областной совет ВООП, гор, райОНО
 Облкомэкология, ОблСЮН, ОГПИ, РОНО, Болховского и Дмитровского районов
 Облкомэкологии, комитет по высшей школе и народному образованию, облсовет ВООП
 Облкомэкологии, рай(тер)комитеты экологии,РОНО
 РОНО, рай(тер)комитеты экологии и природных ресурсов, областное киновидеообъединение
 Рай(тер)комитеты, РОНО, облсовет ВООП, областное киновидеообъединение
 Облкомэкологии, облсовет ВООП, ГорОНО, школа N 18
 Облкомэкологии, облсовет ВООП, ГорОНО
 Облкомэкологии
 Облкомэкологии, облсовет ВООП институт усовершенствования учителей
 Облкомэкологии
 Облкомэкологии
 Облкомэкологии
 Облкомэкологии, редакции областных, городских и районных газет
 Облкомэкологии, Орловская государственная телерадиокомпания
 Облкомэкологии, облсовет ВООП, Орловская государственная телерадиокомпания
 Облкомэкологии, Орловская государственная телерадиокомпания
 Облкомэкологии, облсовет ВООП
 ОблСЮН, Облкомэкологии, облсовет ВООП
 Облкомэкологии, облсовет ВООП
 Облкомэкологии, ОГПИ
 -"-
 Облкомэкологии, облсовет ВООП, ОГПИ
 Облкомэкологии, облсовет ВООП, институт усовершенствования учителей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»