Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ


ЗАКОН ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

(с изменениями на 16 апреля 2005 года)
О порядке отзыва депутатов и выборных должностных лиц органов местного самоуправления в Орловской области

(в ред. Закона Орловской области № 505-ОЗ)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Орловской области от 9 марта 2006 года N 587-ОЗ
____________________________________________________________________


Принят областным Советом народных депутатов                                                         30 мая 2003 года

Настоящий закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом (Основным Законом) и законами Орловской области устанавливает порядок отзыва гражданами избранных ими непосредственно депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц, избираемых напрямую населением соответствующего муниципального образования.

Нормы настоящего закона не распространяются на случаи досрочного прекращения полномочий должностных лиц муниципальных образований по решению уполномоченных органов и должностных лиц местного самоуправления, не связанных непосредственно с волеизъявлением избирателей.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Право отзыва депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления

1. В соответствии с федерального Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уставом муниципального образования может быть предусмотрена возможность отзыва избирателями депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления.

Граждане, проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право на отзыв депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления только в случаях, когда это прямо предусмотрено уставом муниципального образования. Нормы настоящего Закона применяются лишь при условии, если отзыв депутата (выборного должностного лица) местного самоуправления прямо предусмотрен уставом муниципального образования.

2. Право отзыва депутата (выборного должностного лица) избирателями является одним из средств контроля избирателей за осуществлением депутатом (выборным должностным лицом) своих полномочий, закрепленных законодательством. Право отзыва не может быть использовано для ограничения самостоятельности и инициативы депутата (выборного должностного лица), создания препятствий его законной деятельности. Право отзыва используется в случаях, когда невозможны либо исчерпаны иные средства обеспечения законности в деятельности депутата (выборного должностного лица). Право отзыва не может быть использовано в течение первых двенадцати месяцев со дня избрания соответствующего депутата (выборного должностного лица) и в течение последних 12 месяцев перед истечением срока, на который избран депутат.

Статья 2. Принципы проведения голосования по отзыву депутата (выборного должностного лица)

1. К голосованию по отзыву депутата (выборного должностного лица) применяются требования федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому гражданин Российской Федерации участвует в голосовании на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Участие гражданина Российской Федерации в голосовании по отзыву депутата (выборного должностного лица) является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в голосовании по отзыву, а также на его свободное волеизъявление.

3. Проведение голосования по отзыву депутата (выборного должностного лица) одновременно с любыми выборами или референдумом не допускается.

4. Деятельность комиссий по проведению голосования по отзыву депутата (выборного должностного лица) при подготовке и проведении голосования, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов голосования по отзыву осуществляется открыто и гласно.

5. Если по результатам голосования по отзыву депутат (выборное должностное лицо) не был отозван, следующее проведение голосования по отзыву возможно только по истечении двенадцати месяцев со дня предшествующего голосования.

Статья 3. Право граждан на участие в голосовании по отзыву депутата (выборного должностного лица)

1. Гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом и проживающий на территории соответствующего избирательного округа, имеет право участвовать в голосовании по отзыву депутата (выборного должностного лица), а также в иных действиях, связанных с отзывом депутата (выборного должностного лица), предусмотренных федеральными законами, законами Орловской области, настоящим Законом и проводимых законными методами.

2. Гражданин Российской Федерации имеет право участвовать в голосовании по отзыву депутата (выборного должностного лица), а также в иных действиях, связанных с отзывом депутата (выборного должностного лица), независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

3. Не имеют права участвовать в голосовании по отзыву депутата (выборного должностного лица), а также в иных действиях, связанных с отзывом депутата (выборного должностного лица), граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации участвуют в голосовании по отзыву депутата (выборного должностного лица), а также в иных действиях, связанных с отзывом депутата (выборного должностного лица), на равных основаниях.

5. Гражданин Российской Федерации голосует соответственно за отзыв депутата (выборного должностного лица) или против отзыва депутата (выборного должностного лица) непосредственно.

6. Голосование по отзыву депутата (выборного должностного лица) является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Статья 4. Основания отзыва депутата (выборного должностного лица)

Основаниями для отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие) в случае их подтверждения в судебном порядке. Основаниями отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, если иное не предусматривается уставом муниципального образования, могут быть:

1) систематическое невыполнение депутатом (выборным должностным лицом) обязанностей, возложенных на него законом или правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

2) превышение депутатом (выборным должностным лицом) полномочий либо злоупотребление ими;

3) нарушение законодательства Российской Федерации, Орловской области, устава муниципального образования, а также нормативных актов, принятых представительным органом местного самоуправления;

4) отказ от контактов с избирателями, ведения приема избирателей, рассмотрения их жалоб и заявлений, систематическое уклонение от отчета перед избирателями;

5) возникновение обстоятельств, открывшихся после избрания депутата (выборного должностного лица), если данные обстоятельства могли быть существенными или решающими при определении выбора избирателей.

ГЛАВА II. ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ ВОПРОСА ОБ ОТЗЫВЕ ДЕПУТАТА (ВЫБОРНОГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА)

Статья 5. Возбуждение вопроса об отзыве депутата (выборного должностного лица)

1. Правом на возбуждение вопроса об отзыве депутата (выборного должностного лица) обладают граждане Российской Федерации, проживающие на территории соответствующего избирательного округа и обладающие избирательным правом.

2. Граждане Российской Федерации реализуют право на возбуждение вопроса об отзыве депутата (выборного должностного лица) коллективно при наличии судебного решения, которым подтверждено одно из оснований отзыва.

3. Граждане-инициаторы отзыва депутата (выборного должностного лица) подают коллективное заявление о возбуждении вопроса о проведении голосования по отзыву в соответствующий представительный орган местного самоуправления и протокол собрания инициативной группы.

Заявление подается инициативной группой численностью не менее 50 избирателей по отзыву депутата (выборного должностного лица) городов и районов и не менее 5 избирателей - по отзыву депутата (выборного должностного лица) муниципальных образований первого уровня.  заявлению прилагается судебное решение,  подтверждающее совершение депутатом (выборным должностным лицом) противоправных действий или решений. Заявление должно быть подписано всеми членами инициативной группы лично с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения и адреса места жительства каждого.

В заявлении должны содержаться: сформулированное предложение об отзыве депутата (выборного должностного лица); изложение мотивов возбуждения вопроса об отзыве; сведения об уполномоченном представителе инициативной группы.

Граждане-инициаторы отзыва депутата (выборного должностного лица) обязаны письменно известить депутата (выборное должностное лицо), а также муниципальную избирательную комиссию о времени и месте проведения собрания инициативной группы.

Депутату (выборному должностному лицу) должно быть обеспечено право выступления на собрании инициативной группы независимо от предоставления им  информации по существу оснований отзыва.

Статья 6. Рассмотрение заявления инициативной группы

1. Заявление инициативной группы граждан о возбуждении вопроса об отзыве депутата (выборного должностного лица) должно быть рассмотрено представительным органом местного самоуправления в течение одного месяца со дня получения заявления.

2. Представительный орган местного самоуправления по получении заявления в течение трех дней в письменной форме информирует о нем депутата (выборное должностное лицо) и представляет депутату (выборному должностному лицу) копии заявления, решения и приложенных к нему документов. Ознакомившись с ними, депутат (выборное должностное лицо) вправе представить в представительный орган местного самоуправления в письменном виде аргументы в свою защиту.

3. Представительный орган местного самоуправления обсуждает поступившее заявление на своем заседании с приглашением в письменной форме уполномоченных представителей соответственно инициативной группы и депутата (выборного должностного лица) и принимает одно из следующих решений:

а) возбудить процедуру отзыва депутата (выборного должностного лица) органа местного самоуправления;

б) отказать в возбуждении процедуры отзыва депутата (выборного должностного лица) органа местного самоуправления.

Основаниями для отказа в возбуждении процедуры отзыва депутата (выборного должностного лица) органа местного самоуправления на данном этапе могут быть исключительно нарушения статей 1-6 настоящего закона.

Решение о возбуждении процедуры отзыва депутата (выборного должностного лица) местного самоуправления принимается прямым открытым или тайным голосованием большинством от установленного числа депутатов представительного органа местного самоуправления.

Решение представительного органа местного самоуправления о возбуждении либо об отказе в возбуждении процедуры отзыва депутата (выборного должностного лица) местного самоуправления может быть обжаловано в суд в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации.

4. Избирательная комиссия муниципального образования на основании решения представительного органа местного самоуправления о возбуждении процедуры отзыва депутата (выборного должностного лица) местного самоуправления принимает решение о регистрации инициативной группы, выдает ей регистрационное свидетельство и разрешает сбор подписей. При обращении нескольких инициативных групп регистрационное свидетельство выдается той из них, которая обратилась первой.

5. О принятом решении избирательная комиссия информирует депутата (выборное должностное лицо) и представительный орган местного самоуправления.

Статья 7. Сбор подписей в поддержку проведения голосования по отзыву депутата (выборного должностного лица)

1. Сбор подписей граждан за проведение голосования по отзыву депутата (выборного должностного лица) организует инициативная группа. Все расходы, связанные со сбором подписей, осуществляются за счет средств инициативной группы.

2. Инициативная группа самостоятельно определяет лиц, собирающих подписи избирателей под требованием о проведении голосования по отзыву депутата (выборного должностного лица).

3. Подписи могут собираться только среди граждан, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, от которого избран депутат (выборное должностное лицо). Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение граждан в процессе сбора подписей и вознаграждение за внесение подписи не допускаются. Сбор подписей в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат запрещается. Грубое или неоднократное нарушение этих запретов может быть основанием для признания соответствующей избирательной комиссией собранных подписей недействительными или отмены судом решения о регистрации инициативной группы.

4. Право сбора подписей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Инициативная группа может заключить с лицом, собирающим подписи граждан, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется за счет средств инициативной группы.

5. Форма подписного листа утверждается настоящим законом.

6. Граждане участвуют в сборе подписей в поддержку проведения голосования по отзыву депутата (выборного должностного лица) лично. Гражданин, ставя подпись и дату ее внесения в подписном листе, указывает в нем также свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию, номер паспорта или заменяющего его документа. Данные о гражданине, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по его просьбе лицом, собирающим подписи. Указанные данные вносятся только от руки. Подпись и дату ее внесения гражданин ставит собственноручно.

7. Подписной лист заверяет своей подписью лицо, собиравшее подписи избирателей, которое собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер паспорта или заменяющего его документа, дату внесения подписи. После этого подписной лист заверяет своей подписью уполномоченный инициативной группы, который собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер паспорта или заменяющего его документа, дату внесения подписи.

Статья 8. Сроки сбора подписей

Сбор подписей начинается со дня, следующего за днем получения регистрационного свидетельства инициативной группой в избирательной комиссии муниципального образования, и заканчивается по истечении 30 дней со дня начала сбора подписей.

ГЛАВА III. НАЗНАЧЕНИЕ ГОЛОСОВАНИЯ ПО ОТЗЫВУ ДЕПУТАТА (ВЫБОРНОГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА)

Статья 9. Количество подписей в поддержку проведения голосования по отзыву депутата (выборного должностного лица)

Количество достоверных подписей, необходимых для назначения голосования по отзыву депутата (выборного должностного лица), составляет 20 процентов от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.

Статья 10. Представление подписных листов в избирательную комиссию муниципального образования

В день, следующий за днем окончания сбора подписей, инициативная группа представляет в избирательную комиссию муниципального образования итоговый протокол, в котором указываются даты начала и окончания сбора подписей, количество собранных подписей, дата составления протокола. Протокол подписывает уполномоченный представитель инициативной группы. К протоколу прилагаются пронумерованные и сброшюрованные подписные листы, каждый из которых должен быть оформлен в соответствии с требованиями настоящего закона.

Статья 11. Решение избирательной комиссии муниципального образования о назначении голосования по отзыву депутата (выборного должностного лица)

1. Избирательная комиссия муниципального образования осуществляет проверку представленных документов. Проверке подлежат все подписи, имеющиеся в подписных листах.

2. Количество представляемых в избирательную комиссию муниципального образования подписей избирателей, необходимых для решения вопроса о назначении голосования по отзыву депутата (выборного должностного лица), может превышать количество подписей, указанное в статье 9 настоящего закона, но не более чем на 25 процентов.

3. Недостоверными являются:

1) подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем муниципальном образовании, округе, и подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности;

2) подписи избирателей без указания всех требующихся сведений;

3) подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом;

4) подписи избирателей, данные о которых внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом;

5) подписи избирателей с исправлениями в дате внесения подписи избирателем и лицами, удостоверяющими подписные листы, если эти исправления специально не оговорены соответственно избирателем, лицом, удостоверяющим подписные листы, а также подписи избирателей, даты внесения которых проставлены не собственноручно избирателем;

6) подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателем или лицами, удостоверяющими подписные листы;

7) подложные подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что избиратель не расписывался в соответствующем подписном листе; подложность подписи устанавливается письменным подтверждением избирателя, направленным в соответствующую избирательную комиссию;

8) все подписи в подписном листе, если подписной лист не заверен собственноручной подписью лица, собиравшего подписи, и (или) уполномоченного инициативной группы.

Недействительными считаются подписи избирателей, внесенные в подписной лист до даты регистрации инициативной группы.

В случае обнаружения среди проверяемых подписей 25 и более процентов недостоверных, недействительных или недостаточных подписей регистрация инициативной группы аннулируется.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»