Недействующий

Об областной комплексной программе "Развитие сферы бытового обслуживания населения Орловской области на 2003-2006 годы" (утратило силу на основании постановления Правительства Орловской области от 24.09.2014 N 290)

ПАСПОРТ
областной комплексной программы "Развитие сферы бытового
обслуживания населения Орловской области на 2003 - 2006 годы"

+------------------------------------------------------------------------+
| Наименование     |      Областная комплексная   программа    "Развитие |
| Программы        | сферы  бытового  обслуживания  населения  Орловской |
|                  | области на 2003-2006 годы"                          |
+------------------+-----------------------------------------------------|
| Основания для    |      Постановление Коллегии администрации Орловской |
| разработки       | области от 29  декабря 2001  года №  10 "Об  итогах |
| Программы        | реализации   целевой  программы   "Развитие   сферы |
|                  | бытового обслуживания населения Орловской области в |
|                  | 2000-2001    гг."   и    повышении    эффективности |
|                  | деятельности сферы бытовых услуг в 2002 году"       |
|                  |                                                     |
+------------------+-----------------------------------------------------|
| Государственный  |      Коллегия администрации Орловской области       |
| заказчик         |                                                     |
| Программы        |                                                     |
|                  |                                                     |
+------------------+-----------------------------------------------------|
| Основной         |      Управление промышленности, производственной  и |
| разработчик      | научно-технической     инфраструктуры      Аппарата |
| Программы        | Губернатора и администрации Орловской области       |
|                  |                                                     |
+------------------+-----------------------------------------------------|
| Цели и задачи    |                   Цели Программы:                   |
| Программы        |      создание экономических    и    организационных |
|                  | условий  для  устойчивого  развития  и  активизации |
|                  | инвестиционных и  инновационных  процессов в  сфере |
|                  | бытового обслуживания населения Орловской области;  |
|                  |      содействие созданию и стимулирование  развития |
|                  | современных конкурентоспособных предпринимательских |
|                  | структур на областном рынке бытовых услуг;          |
|                  |      усиление государственной    и     общественной |
|                  | поддержки  развития  предпринимательства  в   сфере |
|                  | бытовых услуг.                                      |
|                  |      Задачи Программы:                              |
|                  |      дальнейшее изучение  спроса  и  предоставление |
|                  | востребованных    услуг    с    целью    сохранения |
|                  | укрепившихся позиций  на областном  потребительском |
|                  | рынке бытовых услуг;                                |
|                  |      повышение качества  обслуживания,  поддержание |
|                  | прейскурантных цен  на уровне, доступном  массовому |
|                  | потребителю;                                        |
|                  |      обеспечение территориальной        доступности |
|                  | социально значимых услуг для всех жителей и  гостей |
|                  | районов области;                                    |
|                  |      модернизация и    реконструкция    действующих |
|                  | предприятий   бытового   обслуживания    населения, |
|                  | рациональное        использование         имеющихся |
|                  | производственных площадей;                          |
|                  |      повышение уровня    квалификации     персонала |
|                  | предприятий сферы обслуживания;                     |
|                  |      увеличение числа рабочих мест в сфере  бытовых |
|                  | услуг;                                              |
|                  |      укрепление и   дальнейшее   развитие    малого |
|                  | бизнеса в сфере обслуживания.                       |
|                  |                                                     |
+------------------+-----------------------------------------------------|
| Сроки реализации |       2003 - 2006 годы                              |
| Программы        |                                                     |
|                  |                                                     |
+------------------+-----------------------------------------------------|
| Перечень         |      Нормативно-правовое обеспечение развития сферы |
| основных         | бытового обслуживания населения.                    |
| мероприятий      |      Развитие инфраструктуры     сферы     бытового |
| Программы        | обслуживания населения.                             |
|                  |      Поддержка производственной,  маркетинговой   и |
|                  | инновационной  деятельности  предприятий   бытового |
|                  | обслуживания населения.                             |
|                  |      Кредитно-финансовая и инвестиционная поддержка |
|                  | бытового обслуживания населения.                    |
|                  |      Рекламно-информационное и кадровое обеспечение |
|                  | развития сферы бытового обслуживания населения.     |
|                  |                                                     |
+------------------+-----------------------------------------------------|
| Основные         |      управление промышленности, производственной  и |
| исполнители      | научно-технической     инфраструктуры      Аппарата |
| Программы        | Губернатора и администрации Орловской области;      |
|                  |      управление финансовой  и  налоговой   политики |
|                  | администрации Орловской области;                    |
|                  |      управление социальной     защиты     населения |
|                  | администрации Орловской области;                    |
|                  |      управление труда   Аппарата   Губернатора    и |
|                  | администрации Орловской области;                    |
|                  |      управление общего     и      профессионального |
|                  | образования администрации Орловской области;        |
|                  |      управление по             предпринимательству, |
|                  | инвестиционной   и   инновационной    деятельности, |
|                  | внешнеэкономическим   и   межрегиональным    связям |
|                  | Аппарата  Губернатора  и  администрации   Орловской |
|                  | области                                             |
|                  |      во взаимодействии с:                           |
|                  |      субъектами рыночных    отношений,     ведущими |
|                  | деятельность в сфере бытовых услуг;                 |
|                  |      Департаментом федеральной      государственной |
|                  | службы занятости населения по Орловской области;    |
|                  |      ОАО "Орловский   областной   центр    рыночных |
|                  | отношений "Развитие".                               |
|                  |                                                     |
+------------------+-----------------------------------------------------|
| Объемы и         |      Прогнозируемые объемы финансирования:          |
| источники        |      за счет  средств областного  бюджета  - 7  000 |
| финансирования   | тыс.руб.,                                           |
| Программы        |      в т.ч. по годам: 2003 г. - 1 000 тыс. руб.;    |
|                  |                       2004 г. - 1 500 тыс. руб.;    |
|                  |                       2005 г. - 2 000 тыс. руб.;    |
|                  |                       2006 г. - 2 500 тыс. руб.;    |
|                  |      за счет  привлеченных   средств  -  38   067,9 |
|                  | тыс.руб.,                                           |
|                  |      в т.ч. по годам: 2003 г. - 10 163,1 тыс. руб.; |
|                  |                       2004 г. - 11 103,3 тыс. руб.; |
|                  |                       2005 г. - 10 623,6 тыс. руб.; |
|                  |                        2006 г.  -  12  177,9   тыс. |
|                  | руб.;                                               |
|                  |      Общий прогнозируемый   объем    финансирования |
|                  | Программы - 45 067,9 тыс. руб.                      |
|                  |                                                     |
+------------------+-----------------------------------------------------|
| Ожидаемые        |      В результате реализации Программы планируется  |
| конечные         | получить следующие результаты:                      |
| результаты       |      увеличить количество       конкурентоспособных |
| реализации       | предприятий  и  организаций,  в  том  числе   малых |
| Программы        | предприятий   и  индивидуальных   предпринимателей, |
|                  | действующих на областном рынке бытовых услуг;       |
|                  |      модернизировать и реконструировать действующие |
|                  | предприятия БОН,      обеспечить       рациональное |
|                  | использование имеющихся производственных площадей;  |
|                  |      увеличить объем предоставляемых бытовых  услуг |
|                  | в расчете на одного жителя области в два раза;      |
|                  |      обеспечить территориальную         доступность |
|                  | социально  значимых   бытовых  услуг  для   жителей |
|                  | каждого   района  области,   увеличить   количество |
|                  | комплексных приемных пунктов на 20%;                |
|                  |      обеспечить поддержание  прейскурантных цен  на |
|                  | бытовые  услуги  на  уровне,  доступном   массовому |
|                  | потребителю,  в  первую очередь,  жителям  сельской |
|                  | местности;                                          |
|                  |      повысить уровень    квалификации     персонала |
|                  | предприятий БОН;                                    |
|                  |      создать 160  дополнительных  рабочих  мест   в |
|                  | сфере обслуживания населения области;               |
|                  |      расширить перечень    и   повысить    качество |
|                  | предоставляемых бытовых услуг;                      |
|                  |      расширить налогооблагаемую   базу,   увеличить |
|                  | поступления в  областной бюджет  и бюджеты  органов |
|                  | местного самоуправления.                            |
|                  |                                                     |
+------------------+-----------------------------------------------------|
| Организация      |      Управление промышленности, производственной  и |
| контроля за      | научно-технической     инфраструктуры      Аппарата |
| исполнением      | Губернатора администрации Орловской области         |
| Программы        |                                                     |
+------------------------------------------------------------------------+

Введение

Опыт социально-экономического развития ведущих стран показывает, что переход мирового сообщества на качественно новый уровень развития связан с мобилизацией интенсивных источников роста и, прежде всего, с усилением роли человеческого фактора, с формированием работника качественно нового типа, что невозможно без развития сферы обслуживания.

Особенностью модели современного общества с развитой стабильной экономикой является оптимальное соотношение между материальным производством и сферой сервиса, в частности, сферой бытового обслуживания населения (далее - БОН), так как расширение спектра услуг есть не только результат, но и важный фактор роста материального производства, социального и духовного прогресса общества в целом.

На современном этапе социально-экономического развития сфера услуг становится одним из наиболее обширных секторов развития рыночных отношений, вовлечения населения в экономическую деятельность. Сфера услуг теснейшим образом связана со всеми другими сторонами общественной жизни и является важным источником мобилизации потенциала национального роста, повышения качества и уровня жизни населения каждого отдельного региона и в целом всей страны.

Природа сферы услуг подчиняется общим законам рыночной экономики, среди которых выделяют следующие:

- высокий динамизм;

- высокая скорость оборота капитала вследствие короткого производственного цикла;

- преобладание малых и средних предприятий, а также их высокая чувствительность к рыночной конъюнктуре в связи с невозможностью транспортировать и складировать услуги;

- специфика процесса оказания услуг, связанная с личным контактом производителя и потребителя;

- индивидуальность и нестандартность оказываемых услуг и технологий во многих отраслях.

Бытовое обслуживание населения является важным звеном в системе отраслей платных услуг. Эта отрасль, во-первых, содействует удовлетворению многообразных потребностей населения в таких услугах, которые обеспечивают сокращение затрат труда в домашнем хозяйстве и облегчают его ведение, способствуя увеличению свободного времени граждан, полноценному (расширенному) воспроизводству рабочей силы, повышению производительности в народнохозяйственном комплексе региона.

Второй причиной, по которой бытовые услуги возможно отнести к категории социально значимых, является наличие у населения потребностей, которые носят первичный характер, однако не всегда могут быть удовлетворены в порядке самообслуживания по ряду причин.

В современных условиях это направление социальной значимости сферы бытового обслуживания играет еще большую роль. Идет процесс структурных преобразований в экономике. Значительное количество населения меняет профиль работы, обучаясь новым специальностям. Часть населения в связи со значительным удорожанием жизни с целью получения дополнительных заработков вынуждена работать в нескольких местах приложения труда.

Таким образом, сегодня роль бытового обслуживания населения не только не уменьшилась, но в большей степени возросла, а по отдельным направлениям бытовое обслуживание имеет важное социальное значение, способствуя выживанию населения в сложных экономических условиях.

1. Государственная политика содействия развитию сферы бытового обслуживания населения в Орловской области

В настоящее время в сфере бытовых услуг на территории Российской Федерации и, в частности, на территории Орловской области сложились многоукладные экономические отношения. Реальностью стала свобода предпринимательства. Формируются хозяйствующие субъекты различных организационно-правовых форм и форм собственности, которые предлагают населению широкий спектр потребительских услуг. В современных условиях под бытовой услугой надо понимать полезную деятельность, направленную на удовлетворение социально значимых бытовых потребностей населения, осуществляемую на территории при поддержке региональных органов власти и государства, а также в порядке предпринимательства при условии обеспечения социально необходимыми услугами всех слоев населения.

В условиях развитого рынка проблема спроса и предложения на услуги решается, в основном, автоматически с помощью механизма свободной конкуренции. В то же время мировой опыт свидетельствует о том, что ни в одной стране не обходятся без государственного вмешательства в рыночные отношения в той или иной форме.

В настоящее время повышается роль государства в регулировании экономики по сравнению с прежним курсом реформ, определяющим рынок в качестве основного регулятора экономических отношений и делавшим однобокую ставку на развитие частного сектора. Государственное вмешательство в функционирование рынка должно осуществляться через проведение социально-экономической, валютно-финансовой, структурно-инвестиционной, инновационной и научно-технической политики посредством различных рычагов: разработки целевых программ с ресурсным обеспечением, проведения налоговой и тарифной политики, системы госзаказов, субсидий, кредитов, гарантий, информационно-маркетингового обеспечения.

Таким образом, государственное регулирование - форма целенаправленного воздействия через систему экономических и административных методов с целью поддержания и обеспечения развития сферы платных услуг населению. Общая структура методов государственного регулирования бытового обслуживания населения приведена в приложении 1.

На современном этапе формирования рыночных отношений существенно возрастает роль региональной политики по отношению к сфере бытового обслуживания населения.

Основными целями регионального управления сферой обслуживания являются:

обеспечение на территории региона всего комплекса услуг, необходимого населению;

обеспечение доступности услуг населению с точки зрения их размещения на территории региона и времени работы предприятий БОН;

обеспечение на территории региона наличия широкого спектра услуг с оптимальным соотношением цены и качества, доступных широким слоям населения, отличающихся по уровню доходов;

обеспечение услугами первой необходимости социально не защищенных слоев населения.

В Орловской области накоплен положительный опыт осуществления региональных методов государственной поддержки сферы бытового обслуживания населения. Применение программно-целевого метода государственного регулирования отрасли бытового обслуживания населения в Орловской области позволило обеспечить комплексный подход и необходимую системность в решении вопросов по удовлетворению спроса на востребованные бытовые услуги и стимулировало поддержание доступного массовому потребителю уровня цен.

Реализация программы "Развитие сферы бытового обслуживания населения Орловской области в 2000-2001 гг.", использование налоговых кредитов и бюджетных инвестиций, действие Закона Орловской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" явились решающими факторами, которые повлияли на динамику социально-экономических показателей в отрасли и предоставили возможность укрепить кадровый потенциал и улучшить материально-техническое обеспечение предприятий БОН.

Темп роста объема реализации бытовых услуг населению в 2002 году составил 116,2% и в расчете на одного жителя области объем оказанных услуг увеличился в 1,2 раза по сравнению с 2001 годом. Стабильно действуют 245 сельских комплексных приемных пунктов, произведена замена автотранспортных средств для осуществления выездного обслуживания населения в 15 районных службах быта. В городах и районах области начали образовываться организации и предприятия сферы бытового обслуживания населения, предлагающие новые конкурентоспособные услуги.