+------------------------------------------------------------------------+
| Наименование | Областная комплексная программа "Развитие |
| Программы | сферы бытового обслуживания населения Орловской |
| | области на 2003-2006 годы" |
+------------------+-----------------------------------------------------|
| Основания для | Постановление Коллегии администрации Орловской |
| разработки | области от 29 декабря 2001 года № 10 "Об итогах |
| Программы | реализации целевой программы "Развитие сферы |
| | бытового обслуживания населения Орловской области в |
| | 2000-2001 гг." и повышении эффективности |
| | деятельности сферы бытовых услуг в 2002 году" |
| | |
+------------------+-----------------------------------------------------|
| Государственный | Коллегия администрации Орловской области |
| заказчик | |
| Программы | |
| | |
+------------------+-----------------------------------------------------|
| Основной | Управление промышленности, производственной и |
| разработчик | научно-технической инфраструктуры Аппарата |
| Программы | Губернатора и администрации Орловской области |
| | |
+------------------+-----------------------------------------------------|
| Цели и задачи | Цели Программы: |
| Программы | создание экономических и организационных |
| | условий для устойчивого развития и активизации |
| | инвестиционных и инновационных процессов в сфере |
| | бытового обслуживания населения Орловской области; |
| | содействие созданию и стимулирование развития |
| | современных конкурентоспособных предпринимательских |
| | структур на областном рынке бытовых услуг; |
| | усиление государственной и общественной |
| | поддержки развития предпринимательства в сфере |
| | бытовых услуг. |
| | Задачи Программы: |
| | дальнейшее изучение спроса и предоставление |
| | востребованных услуг с целью сохранения |
| | укрепившихся позиций на областном потребительском |
| | рынке бытовых услуг; |
| | повышение качества обслуживания, поддержание |
| | прейскурантных цен на уровне, доступном массовому |
| | потребителю; |
| | обеспечение территориальной доступности |
| | социально значимых услуг для всех жителей и гостей |
| | районов области; |
| | модернизация и реконструкция действующих |
| | предприятий бытового обслуживания населения, |
| | рациональное использование имеющихся |
| | производственных площадей; |
| | повышение уровня квалификации персонала |
| | предприятий сферы обслуживания; |
| | увеличение числа рабочих мест в сфере бытовых |
| | услуг; |
| | укрепление и дальнейшее развитие малого |
| | бизнеса в сфере обслуживания. |
| | |
+------------------+-----------------------------------------------------|
| Сроки реализации | 2003 - 2006 годы |
| Программы | |
| | |
+------------------+-----------------------------------------------------|
| Перечень | Нормативно-правовое обеспечение развития сферы |
| основных | бытового обслуживания населения. |
| мероприятий | Развитие инфраструктуры сферы бытового |
| Программы | обслуживания населения. |
| | Поддержка производственной, маркетинговой и |
| | инновационной деятельности предприятий бытового |
| | обслуживания населения. |
| | Кредитно-финансовая и инвестиционная поддержка |
| | бытового обслуживания населения. |
| | Рекламно-информационное и кадровое обеспечение |
| | развития сферы бытового обслуживания населения. |
| | |
+------------------+-----------------------------------------------------|
| Основные | управление промышленности, производственной и |
| исполнители | научно-технической инфраструктуры Аппарата |
| Программы | Губернатора и администрации Орловской области; |
| | управление финансовой и налоговой политики |
| | администрации Орловской области; |
| | управление социальной защиты населения |
| | администрации Орловской области; |
| | управление труда Аппарата Губернатора и |
| | администрации Орловской области; |
| | управление общего и профессионального |
| | образования администрации Орловской области; |
| | управление по предпринимательству, |
| | инвестиционной и инновационной деятельности, |
| | внешнеэкономическим и межрегиональным связям |
| | Аппарата Губернатора и администрации Орловской |
| | области |
| | во взаимодействии с: |
| | субъектами рыночных отношений, ведущими |
| | деятельность в сфере бытовых услуг; |
| | Департаментом федеральной государственной |
| | службы занятости населения по Орловской области; |
| | ОАО "Орловский областной центр рыночных |
| | отношений "Развитие". |
| | |
+------------------+-----------------------------------------------------|
| Объемы и | Прогнозируемые объемы финансирования: |
| источники | за счет средств областного бюджета - 7 000 |
| финансирования | тыс.руб., |
| Программы | в т.ч. по годам: 2003 г. - 1 000 тыс. руб.; |
| | 2004 г. - 1 500 тыс. руб.; |
| | 2005 г. - 2 000 тыс. руб.; |
| | 2006 г. - 2 500 тыс. руб.; |
| | за счет привлеченных средств - 38 067,9 |
| | тыс.руб., |
| | в т.ч. по годам: 2003 г. - 10 163,1 тыс. руб.; |
| | 2004 г. - 11 103,3 тыс. руб.; |
| | 2005 г. - 10 623,6 тыс. руб.; |
| | 2006 г. - 12 177,9 тыс. |
| | руб.; |
| | Общий прогнозируемый объем финансирования |
| | Программы - 45 067,9 тыс. руб. |
| | |
+------------------+-----------------------------------------------------|
| Ожидаемые | В результате реализации Программы планируется |
| конечные | получить следующие результаты: |
| результаты | увеличить количество конкурентоспособных |
| реализации | предприятий и организаций, в том числе малых |
| Программы | предприятий и индивидуальных предпринимателей, |
| | действующих на областном рынке бытовых услуг; |
| | модернизировать и реконструировать действующие |
| | предприятия БОН, обеспечить рациональное |
| | использование имеющихся производственных площадей; |
| | увеличить объем предоставляемых бытовых услуг |
| | в расчете на одного жителя области в два раза; |
| | обеспечить территориальную доступность |
| | социально значимых бытовых услуг для жителей |
| | каждого района области, увеличить количество |
| | комплексных приемных пунктов на 20%; |
| | обеспечить поддержание прейскурантных цен на |
| | бытовые услуги на уровне, доступном массовому |
| | потребителю, в первую очередь, жителям сельской |
| | местности; |
| | повысить уровень квалификации персонала |
| | предприятий БОН; |
| | создать 160 дополнительных рабочих мест в |
| | сфере обслуживания населения области; |
| | расширить перечень и повысить качество |
| | предоставляемых бытовых услуг; |
| | расширить налогооблагаемую базу, увеличить |
| | поступления в областной бюджет и бюджеты органов |
| | местного самоуправления. |
| | |
+------------------+-----------------------------------------------------|
| Организация | Управление промышленности, производственной и |
| контроля за | научно-технической инфраструктуры Аппарата |
| исполнением | Губернатора администрации Орловской области |
| Программы | |
+------------------------------------------------------------------------+
Введение
Опыт социально-экономического развития ведущих стран показывает, что переход мирового сообщества на качественно новый уровень развития связан с мобилизацией интенсивных источников роста и, прежде всего, с усилением роли человеческого фактора, с формированием работника качественно нового типа, что невозможно без развития сферы обслуживания.
Особенностью модели современного общества с развитой стабильной экономикой является оптимальное соотношение между материальным производством и сферой сервиса, в частности, сферой бытового обслуживания населения (далее - БОН), так как расширение спектра услуг есть не только результат, но и важный фактор роста материального производства, социального и духовного прогресса общества в целом.
На современном этапе социально-экономического развития сфера услуг становится одним из наиболее обширных секторов развития рыночных отношений, вовлечения населения в экономическую деятельность. Сфера услуг теснейшим образом связана со всеми другими сторонами общественной жизни и является важным источником мобилизации потенциала национального роста, повышения качества и уровня жизни населения каждого отдельного региона и в целом всей страны.
Природа сферы услуг подчиняется общим законам рыночной экономики, среди которых выделяют следующие:
- высокий динамизм;
- высокая скорость оборота капитала вследствие короткого производственного цикла;
- преобладание малых и средних предприятий, а также их высокая чувствительность к рыночной конъюнктуре в связи с невозможностью транспортировать и складировать услуги;
- специфика процесса оказания услуг, связанная с личным контактом производителя и потребителя;
- индивидуальность и нестандартность оказываемых услуг и технологий во многих отраслях.
Бытовое обслуживание населения является важным звеном в системе отраслей платных услуг. Эта отрасль, во-первых, содействует удовлетворению многообразных потребностей населения в таких услугах, которые обеспечивают сокращение затрат труда в домашнем хозяйстве и облегчают его ведение, способствуя увеличению свободного времени граждан, полноценному (расширенному) воспроизводству рабочей силы, повышению производительности в народнохозяйственном комплексе региона.
Второй причиной, по которой бытовые услуги возможно отнести к категории социально значимых, является наличие у населения потребностей, которые носят первичный характер, однако не всегда могут быть удовлетворены в порядке самообслуживания по ряду причин.
В современных условиях это направление социальной значимости сферы бытового обслуживания играет еще большую роль. Идет процесс структурных преобразований в экономике. Значительное количество населения меняет профиль работы, обучаясь новым специальностям. Часть населения в связи со значительным удорожанием жизни с целью получения дополнительных заработков вынуждена работать в нескольких местах приложения труда.
Таким образом, сегодня роль бытового обслуживания населения не только не уменьшилась, но в большей степени возросла, а по отдельным направлениям бытовое обслуживание имеет важное социальное значение, способствуя выживанию населения в сложных экономических условиях.
1. Государственная политика содействия развитию сферы бытового обслуживания населения в Орловской области
В настоящее время в сфере бытовых услуг на территории Российской Федерации и, в частности, на территории Орловской области сложились многоукладные экономические отношения. Реальностью стала свобода предпринимательства. Формируются хозяйствующие субъекты различных организационно-правовых форм и форм собственности, которые предлагают населению широкий спектр потребительских услуг. В современных условиях под бытовой услугой надо понимать полезную деятельность, направленную на удовлетворение социально значимых бытовых потребностей населения, осуществляемую на территории при поддержке региональных органов власти и государства, а также в порядке предпринимательства при условии обеспечения социально необходимыми услугами всех слоев населения.
В условиях развитого рынка проблема спроса и предложения на услуги решается, в основном, автоматически с помощью механизма свободной конкуренции. В то же время мировой опыт свидетельствует о том, что ни в одной стране не обходятся без государственного вмешательства в рыночные отношения в той или иной форме.
В настоящее время повышается роль государства в регулировании экономики по сравнению с прежним курсом реформ, определяющим рынок в качестве основного регулятора экономических отношений и делавшим однобокую ставку на развитие частного сектора. Государственное вмешательство в функционирование рынка должно осуществляться через проведение социально-экономической, валютно-финансовой, структурно-инвестиционной, инновационной и научно-технической политики посредством различных рычагов: разработки целевых программ с ресурсным обеспечением, проведения налоговой и тарифной политики, системы госзаказов, субсидий, кредитов, гарантий, информационно-маркетингового обеспечения.
Таким образом, государственное регулирование - форма целенаправленного воздействия через систему экономических и административных методов с целью поддержания и обеспечения развития сферы платных услуг населению. Общая структура методов государственного регулирования бытового обслуживания населения приведена в приложении 1.
На современном этапе формирования рыночных отношений существенно возрастает роль региональной политики по отношению к сфере бытового обслуживания населения.
Основными целями регионального управления сферой обслуживания являются:
обеспечение на территории региона всего комплекса услуг, необходимого населению;
обеспечение доступности услуг населению с точки зрения их размещения на территории региона и времени работы предприятий БОН;
обеспечение на территории региона наличия широкого спектра услуг с оптимальным соотношением цены и качества, доступных широким слоям населения, отличающихся по уровню доходов;
обеспечение услугами первой необходимости социально не защищенных слоев населения.
В Орловской области накоплен положительный опыт осуществления региональных методов государственной поддержки сферы бытового обслуживания населения. Применение программно-целевого метода государственного регулирования отрасли бытового обслуживания населения в Орловской области позволило обеспечить комплексный подход и необходимую системность в решении вопросов по удовлетворению спроса на востребованные бытовые услуги и стимулировало поддержание доступного массовому потребителю уровня цен.
Реализация программы "Развитие сферы бытового обслуживания населения Орловской области в 2000-2001 гг.", использование налоговых кредитов и бюджетных инвестиций, действие Закона Орловской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" явились решающими факторами, которые повлияли на динамику социально-экономических показателей в отрасли и предоставили возможность укрепить кадровый потенциал и улучшить материально-техническое обеспечение предприятий БОН.
Темп роста объема реализации бытовых услуг населению в 2002 году составил 116,2% и в расчете на одного жителя области объем оказанных услуг увеличился в 1,2 раза по сравнению с 2001 годом. Стабильно действуют 245 сельских комплексных приемных пунктов, произведена замена автотранспортных средств для осуществления выездного обслуживания населения в 15 районных службах быта. В городах и районах области начали образовываться организации и предприятия сферы бытового обслуживания населения, предлагающие новые конкурентоспособные услуги.