ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 сентября 1996 года N 505
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ (1996 2000 Г. Г.)
{Утратил силу:
ст. 62 Закона Орловской области от 15.04.03 г. N 319-ОЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области"}
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 03.08.96 г. N 932 "Об утверждении федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра" и постановления главы администрации Орловской области от 13.02.95 г. N 64 "Об участии области в реализации проекта "Ларис"
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить Программу создания автоматизированной системы государственного земельного кадастра в Орловской области (1995 - 2000 г.г.), прилагается.
2. Главам администраций городов и районов области обеспечить создание кадастровых бюро и выполнение других мероприятий и работ, предусмотренных Программой за счет средств местного бюджета, поступающих от платы за землю и других источников финансирования.
3. Финансовому Управлению администрации области (Курганников В.Ф.) ежегодно предусматривать в областном бюджете средства для финансирования данной Программы.
4. Общую координацию работ по выполнению Программы возложить на комитет по земельным ресурсам и землеустройству области (Юдин Г.М.).
5. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы администрации области Кравченко Т.П.
Глава администрации Е.С. Строев
ПРОГРАММА "СОЗДАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО КАДАСТРА В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Наименование Программы | - Целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра в Орловской области" |
Основные разработчики Программы | - Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Орловской области |
Цель Программы | - разработка и развертывание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра, обеспечивающей на всей территории области проведение единой политики в области земельного кадастра |
Сроки реализации Программы | - 1996 - 2000 годы |
Перечень основных мероприятий | - совершенствование нормативной правовой базы государственного земельного кадастра; |
Основные исполнители Программы | - Областная администрация, администрации районов и городов, комитет по земельным ресурсам и землеустройству области, райгоркомземы |
Объемы и источники финансирования | - всего по программе - 116,9 млрд. рублей, в том числе 76,7 млрд. рублей из федерального бюджета; |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - ведение государственного земельного кадастра на современном техническом и технологическом уровне, исчерпывающая кадастровая информация о составе, состоянии и движении земельных ресурсов будут способствовать увеличению поступления платежей за землю, функционированию цивилизованного рынка земли и недвижимости и защите прав на землю |
Система контроля за исполнением Программы | - контроль за выполнением мероприятий Программы осуществляется в порядке, установленном для контроля за ходом реализации целевых программ |
Целевая программа "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра в Орловской области" (далее именуется - Программа) разработана в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации" и предусматривает разработку, развертывание и функционирование автоматизированной системы ведения земельного кадастра на территории Российской Федерации, которая будет способствовать обеспечению поступления платежей за землю, функционированию цивилизованного рынка земли и недвижимости и защите прав на землю.
С начала 90-х годов в области, как и на всей территории Российской Федерации идет процесс реформирования земельных отношений, происходит значительное перераспределение земли, передача ее в частную и коллективно-долевую собственность. Около 160 тыс. личных подсобных хозяйств граждан, более 133 тыс. коллективных садоводов и огородников, около 30 тыс. индивидуальных застройщиков имеют почти 91 тыс. га земли. Созданы и работают 1400 крестьянских (фермерских) хозяйств на площади 83,4 тыс. га.
Новый тип земельных отношений, основанный на многообразии форм собственности на землю, закреплен в Конституции Российской Федерации и других законодательных актах.
Узаконены такие нормы общественных отношений, как институты собственников и арендаторов земли, залог, продажа и другие сделки с земельными участками, платность землепользования, регистрация прав на землю и выдача соответствующих документов.
Более 268 тыс. юридических и физических лиц области получили документы, подтверждающие права на землю.
Проводится инвентаризация земель населенных пунктов. Такие работы проведены в городах Орел, Ливны, Мценск, р.п. Шаблыкино, Залегощь, Покровское на площади около 3 тыс. га и в настоящее время продолжаются.
Формируется рынок по купле-продаже земельных участков.
В ходе проведения реформ стало очевидным отсутствие современных методов ведения государственного земельного кадастра как адекватного инструмента управления земельными ресурсами.
В городах Орел, Ливны, Мценск и др. до начала земельной реформы не было необходимости в регистрации землепользований - они рассматривались исключительно как пространственный базис для решения градостроительных задач, практически везде отсутствовали документы на право пользования земельными участками.
В то же время практика показывает, что земельно-кадастровые системы являются неотъемлемой частью управления, без их создания невозможно формирование рынка земли и недвижимости, а также развитие инвестиционного процесса.
До принятия соответствующих федеральных законов основными документами, регламентирующими ведение государственного земельного кадастра как системы, содержащей достоверные сведения и документы о правовом положении, количестве, качестве и кадастровой оценке земель, являются Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации", а также Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г. N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость".
В соответствии с ними государственный земельный кадастр, регистрация и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость ведутся райгоркомитетами по единой системе на всей территории области и являются основой для создания эффективной системы платежей за землю, регулирования всех операций с ней, защиты прав на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость.
К финансированию работ по созданию автоматизированной системы ведения земельного кадастра области Роскомземом привлечен Всемирный банк реконструкции и развития (проект "ЛАРИС").
Вместе с тем объективная оценка ситуации со всей наглядностью позволяет сделать вывод, что, несмотря на определенный объем проделанных работ, решающий шаг к созданию земельно-кадастровой системы может быть сделан только в рамках принятия Программы, предусматривающей замену технологии ведения земельного кадастра и переход к цифровым методам получения, обработки, хранения и предоставления земельно-кадастровых данных.
Необходимость принятия Программы обуславливается также тем, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации вопросы формирования объектов недвижимости, регистрации прав на них и их экономической оценки находятся в ведении различных министерств и ведомств, подведомственных им организаций (комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, комитеты по управлению государственным и муниципальным имуществом, комитеты по архитектуре и градостроительству и другие).
Цель Программы - разработка и развертывание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра (далее именуется - система) как государственной информационной системы, обеспечивающей на всей территории области проведение единой политики России в области земельного кадастра.
Программа направлена на обеспечение интересов государства, области, населения, защиты прав собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земли, а также на информационное обеспечение функционирования цивилизованного рынка земли и прочно связанной с ней недвижимости.
Достижение поставленной цели осуществляется путем поэтапного развертывания и наращивания системы, начиная с создания регистрационной части, с переходом на автоматизированный количественный и качественный учет и сплошную оценку земель.
По мере накопления данных будет развернута комплексная земельно-информационная система, ориентированная на информационное обеспечение управления земельными ресурсами на всех административно-территориальных уровнях.
Основными задачами Программы являются:
создание на основе новейших компьютерных систем и информационных технологий действенного механизма, обеспечивающего ведение государственного земельного кадастра;
совершенствование межведомственного взаимодействия в управлении земельными ресурсами;
обеспечение земельно-кадастровой информацией по недвижимому имуществу и оценке недвижимости для ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также других потребителей информации;
содействие созданию механизма государственной защиты прав собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земли, стимулирующей более эффективное производство и инвестиции;
содействие обеспечению своевременных и в полном объеме поступлений платежей за землю;
поддержка функционирования рынка земли и другой недвижимости;
совершенствование механизма расчета величины земельного налога и других платежей за землю;
создание и управление банками данных о наличии и состоянии земельных ресурсов;
информационное обеспечение и поддержка землеустройства, мониторинга земель, государственного контроля за использованием земель, разработки программного рационального использования земельных ресурсов, оптимального регулирования развития территорий, а также установления границ территорий с особым правовым режимом (природоохранный, заповедный, рекреационный).
Программа рассчитана на реализацию в 1996 - 2000 годах.
Основными мероприятиями Программы являются:
создание нормативной правовой базы государственного земельного кадастра;
формирование на территории области единой системы кадастровых бюро, входящих в структуру Роскомзема;
использование системного и технического проектов, технологий и программных средств;
развертывание программно-технических комплексов и сопровождение системы в райгоркомземах;
информационное обеспечение системы;
подготовка и переподготовка кадров.
Основными правовыми актами, регламентирующими реализацию Программы, будут являться Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. N 622 "О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 г. N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость", а также новые Земельный кодекс Российской Федерации и другие федеральные законы, регулирующие вопросы государственного земельного кадастра, регистрации прав на землю, разграничения государственных и муниципальных земель, оценки и налогообложения земли и недвижимости, землеустройства и мониторинга земель, принятие которых позволит обеспечить государственную защиту прав на землю и прочно связанную с ней недвижимость, а также систему контроля и управления использованием земельных ресурсов.
Система создается и будет функционировать на основе документов о правовом статусе и режиме использования земель, их количественных и качественных характеристиках, а также кадастровых карт и планов.
Функционирование системы обеспечивается единством принципов и методов ведения государственного земельного кадастра, унификацией кадастровых номеров и системой земельно-кадастровых документов. Связь между звеньями системы различных уровней организуется по сетям электросвязи.
Информация о земельных ресурсах максимально приближается к органам власти и управления, в ведении которых эти ресурсы находятся.
Использование современных информационных технологий обеспечит возможность наращивания мощности системы и ее развитие.
Комплекс технических средств, обеспечивающих работу каждого из уровней системы, реализуется в виде локальной сети персональных и при необходимости более мощных ЭВМ.
На первом этапе между звеньями системы будет осуществляться прямая модемная связь, а также связь с использованием электронной почты.
Для успешной работы системы в целом необходимо в сжатые сроки осуществить подготовку и переподготовку более 124 специалистов.
Подготовка кадров для ведения государственного земельного кадастра в основном будет осуществляться в системе высшего и среднего специального образования по специальностям земельный кадастр, землеустройство и земельное право. Базовыми высшими учебными заведениями будут Государственный университет по землеустройству, Воронежский и Санкт-Петербургский государственные аграрные университеты, а также Московский государственный университет геодезии и картографии.
В рамках научного сопровождения Программы предусматриваются:
совершенствование и разработка новых методов ведения государственного земельного кадастра, сбора и обработки первичной информации на основе применения цифровых и геоинформационных технологий;
разработка и совершенствование методов оценки земель;
совершенствование методов землеустройства, мониторинга и охраны земель в новых экономических условиях.
Структура системы соответствует организационному построению органов, на которые возложено ведение государственного земельного кадастра.
Развертывание системы предполагается осуществить в два этапа по мере готовности нормативной правовой базы, программного и технологического обеспечения, подготовки технических средств и формирования баз данных.
Первый этап создания и развертывания системы предусматривает совершенствование нормативных правовых документов, регулирующих ведение государственного земельного кадастра, подготовку технического проекта системы в целом и отдельных ее компонентов, выполнение инвентаризации и картографирования земельного фонда, завершение разработки программного обеспечения всех уровней системы, технического оснащения кадастровых бюро, в первую очередь в административных районах, вошедших в систему "ЛАРИС" и городах Орел, Ливны, Мценск.