ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 1996 года N 398
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА НА ТЕРРИТОРИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
{Утратило силу:
постановление Коллегии Орловской области от 04.07.2006 г. N 123;
Изменения и дополнения:
постановление Коллегии администрации от 15.01.2003 г. N 10}
В целях реализации Федерального Закона "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановления Правительства Российской Федерации N 1113 от 5 ноября 1995 года "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и организации работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории области
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить:
- Положение об организации работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории области (Приложение N 1);
- Положение по взаимодействию и координировании работ между Управлением по делам ГО и ЧС и надзорными органами в области предупреждения чрезвычайных ситуаций (Приложение N 2) (в редакции постановления Коллегии администрации от 15.01.2003 г. N 10)
2. Отменен: постановление Коллегии администрации от 15.01.2003 г. N 10.
3. Общую координацию работ надзорных органов и организаций области по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера возложить на управление по делам ГО и ЧС области (ШТЕЙНБОК В.М.)
4. Предоставить право управлению по делам ГО и ЧС области ( Штейнбок В.М.) совместно с представителями надзорных органов на проведение плановых и внеплановых проверок предприятий, организаций и учреждений по вопросам гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций.
5. Рекомендовать главам администраций городов, районов, руководителям учреждений, организаций и предприятий независимо от форм собственности работу по предупреждению чрезвычайных ситуаций осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативно-правовыми документами, перечисленными в пункте 1 настоящего постановления.
Глава администрации
Орловской области Е. С. Строев
Положение об организации работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Орловской области
1.1. Настоящее Положение определяет основные задачи и порядок организации работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Орловской области и является обязательным документом для исполнения всеми звеньями областной территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее РСЧС).
1.2. Положение разработано в соответствии с требованиями Федерального Закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Постановления Правительства РФ "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, "Временного руководства по организации работы территориальных подсистем РСЧС в области предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", утвержденного приказом МЧС России от 15.07.95 г. N 569, Положения "О проведении государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от ЧС", утвержденное приказом МЧС России от 23 июня 1995 года N 446.
1.3. Управление по делам ГО и ЧС области проводит единую государственную политику в области предупреждения ЧС, разрабатывает и обеспечивает реализацию правовых и нормативных актов по обеспечению защиты населения и территории от ЧС.
1.4. Положение регулярно (не реже одного раза в 5 лет) пересматривается и дополняется по результатам накопленного опыта и нового законодательства.
1.5. Основные понятия и определения.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного бедствия, которые могут повлечь и повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Источник техногенной ЧС - объект промышленности, энергетики, коммунального хозяйства или транспорта, в результате деятельности которого на определенной территории возникла или может возникнуть ЧС.
Источник природной ЧС - опасное природное явление, в результате которого на определенной территории возникла или может возникнуть ЧС.
Потенциально опасный объект - объект, на котором используются, производятся, перерабатываются, хранятся или транспортируются радиоактивные, пожаро-взрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения ЧС.
Промышленная безопасность - состояние защищенности объектов, человека и окружающей среды, материальных ценностей общества и государства при размещении промышленных объектов, их проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, выводе из эксплуатации, а также при конструировании и изготовлении промышленного оборудования.
Обеспечение промышленной безопасности - разработка и осуществление системы адекватных мер экологического, организационно-технического, правового, воспитательного характера, направленных на предупреждение промышленных аварий, подготовленность к ним и действия при их возникновении.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Зона чрезвычайных ситуаций - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Лицензия - документ, удостоверяющий право на осуществление определенного вида (видов) деятельности на данной территории в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Основным направлением деятельности Орловской территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС (ОПЧС) и ее звеньев является заблаговременное осуществление комплекса мероприятий, направленных на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения.
Работа по предупреждению чрезвычайных ситуаций на всех уровнях (областном, городском, районном и объектовом) проводится соответствующими органами управления территориальной подсистемы и ее звеньев, с учетом экономических и иных характеристик, особенностей производств и степени реальной опасности возникновения ЧС.
Работа по предупреждению ЧС включает в себя:
- анализ обстановки и прогнозирование возможных ЧС;
- организацию государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от ЧС;
- организацию государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
- участие в лицензировании и декларировании безопасности промышленной деятельности;
- планирование и осуществление мероприятий по предупреждению ЧС;
- оперативное руководство и координацию работ в области предупреждения чрезвычайных ситуаций.
2.1. Анализ обстановки предусматривает выявление источников ЧС и прогнозирование возможных аварийных ситуаций.
2.1.1. Анализ обстановки предусматривает выявление источников ЧС и прогнозирование возможных аварийных ситуаций в результате которых:
существенно нарушаются условия жизнедеятельности людей на территории объектов экономики административных городов и районов области;
возможны человеческие жертвы или ущерб здоровью большому количеству людей;
могут быть значительные материальные потери;
возможен значительный ущерб окружающей среде.
2.1.2. Выявление перечисленных ЧС проводятся на основании:
статистических данных и чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера на территории района, города и области;
имеющихся данных о возможных масштабах природных чрезвычайных ситуаций;
изучения планов действий промышленных объектов, газовой, энергетической и коммунальных служб;
собственных оценок органов управления областной территориальной подсистемы и ее звеньев РСЧС.
2.1.3. По выявленным ЧС природного характера, а также ЧС, обусловленных авариями на объектах экономики, проводится:
оценка вероятности возникновения ЧС;
оценка масштабов возможных ЧС.
2.1.4. Под показателями масштабов ЧС следует понимать:
количество погибших;
количество пострадавших;
величину прямого материального ущерба;
объем эвакомероприятий и защиты, связанных с эвакуацией населения;
затраты на ликвидацию ЧС и восстановительные работы;
косвенные потери (недовыпуск промышленной продукции, затраты на возмещение материального ущерба пострадавшим на лечение, на пенсии и др. пособия).
2.1.5. Оценку вероятности возникновения и масштабов ЧС, вызванных авариями на промышленных объектах, системах жизнеобеспечения, проводят администрации соответствующих объектов и служб области, городов, районов.
Перечень нормативных и организационно-методических документов для проведения оценки вероятности возникновения и масштабов ЧС приведен в справочном приложении N 1.
2.1.6. Результаты выявления источников ЧС на соответствующей территории служат основой для принятия решений на проведение первоочередных мероприятий по предупреждению ЧС и для планирования действий при ЧС
2.1.7. Органы исполнительной власти всех уровней по результатам работы по оценке вероятности возникновения и масштабов ЧС организуют работу по сбору информации о чрезвычайных ситуациях и формированию соответствующих банков данных.
Состав и содержание собираемой информации определяется комиссией по чрезвычайным ситуациям области по рекомендациям МЧС России.
2.2. Организация и осуществление государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
2.2.1. Государственная экспертиза в области защиты населения и территории от ЧС (далее - государственная экспертиза) организуется и проводится экспертной комиссией управления по делам ГО и ЧС области.
Экспертная комиссия организуется из специалистов Управления по делам ГО и ЧС области. Состав экспертной комиссии определяется и утверждается ежегодным приказом начальника Управления по делам ГО и ЧС области.
2.2.2. Государственная экспертиза проводится с целью:
проверки и выявления степени соответствия установленным нормам, стандартам и правилам предполагаемых для реализации проектов и решений по объектам производственного и социального назначения, которые могут быть источниками ЧС и могут влиять на обеспечение защиты населения;
оценки в градостроительной и проектной документации полноты, обоснованности и достаточности предусматриваемых мер и предполагаемых мероприятий по защите населения и территории от ЧС.
2.2.3. Государственной экспертизе подлежат:
градостроительная документация; технико-экономические обоснования; проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в части соблюдения в них специальных требований по гражданской обороне, а также выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС (последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения возможным противником современных средств поражения).
2. 2. 4. Компетенция экспертной комиссии Управления по делам ГО и ЧС распространяется на градостроительную документацию и проекты строительства объектов на территории Орловской области.
2.2.5. Государственная экспертиза в области защиты населения и территории от ЧС проводится в качестве специальной экспертизы. Заключение экспертной комиссии управления по делам ГО и ЧС является составленной частью сводных экспертных заключений, подготавливаемых областными органами Государственной вневедомственной экспертизы.
При необходимости экспертная комиссия Управления по делам ГО и ЧС может взаимодействовать установленным порядком с государственной экологической экспертизой, областными органами исполнительной власти, надзорными органами.
2.2.6. Экспертная комиссия Управления по делам ГО и ЧС имеет право:
привлекать для проведения экспертиз специализированные экспертные организации области или отдельных экспертов;
запрашивать и получать в установленном порядке информацию, необходимую для выполнения стоящих перед Управлением конкретных задач;
пользоваться системой информационного обеспечения экспертизы;
вносить предложения в любые кредитно-финансовые органы о сокращении финансирования проектирования, строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения потенциально-опасных объектов, осуществляемых по проектно-сметной документации, не прошедшей экспертизу на предмет соблюдения специальных требований.
2.2.7. По результатам проведения государственной экспертизы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций составляется экспертное заключение, содержащее оценку соответствия рассмотренной документации требованиям действующей нормативной базы и выводы с допустимости и возможности принятия решения на реализацию объекта экспертизы с позиций защиты населения, предупреждения чрезвычайных ситуаций и снижения тяжести их последствий.