ЗАКОН
ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 03 октября 2002 года N 279-ОЗ
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2002 - 2004 ГОДЫ
Принят областным Советом народных депутатов 21 сентября 2002 года
{Утратил силу:
ст. 62 Закона Орловской области от 15.04.03 г. N 319-ОЗ "О правотворчестве и нормативных правовых актах Орловской области"}
Настоящим Законом утверждается областная целевая Программа "Старшее поколение" на 2002 - 2004 годы, направленная на создание условий для повышения качества жизни граждан старшего поколения на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечение доступности медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг, содействия активному участию пожилых граждан в жизни общества..
Утвердить областную целевую Программу "Старшее поколение" на 2002 - 2004 годы (прилагается).
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Орловской области Е. С. Строев
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" на 2002-2004 годы
c:\content\ngr\RU0000R200100167.doc c:\content\ngr\RU0000R200200336.doc | |
Общий объем финансирования 48,36 млн. рублей, в т.ч. из федерального бюджета - 12,9 млн. руб., из областного бюджета - 33,26 млн. руб., из местных бюджетов - по решению представительных органов власти местного самоуправления | |
Население Орловской области переживает период демографического старения. Каждый четвертый житель области достиг пенсионного возраста.
В силу возрастных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. В различных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь со стороны государства.
Процесс старения населения обуславливает необходимость принятия мер, направленных как на усиление социальной защищенности пожилых граждан, так и на создание условий для их активного участия в жизни общества.
Важным шагом в этом направлении явилась реализация в 1997-2001 годах областной целевой программы "Старшее поколение", в рамках которой осуществлялись мероприятия по социальной защите граждан пожилого возраста, укреплению здоровья и оптимизации среды их жизнедеятельности, созданию условий для реализации интеллектуальных и культурных потребностей, по формированию дополнительных организационных, правовых, социально-экономических условий деятельности государственных систем и служб, ответственных за социальное благополучие пожилых людей.
В результате реализации этой программы открыты дополнительно 11 новых учреждений социального обслуживания, укреплена материально-техническая база существующих, оснащены новым технологическим оборудованием, медицинской техникой, изделиями медицинского назначения, техническими средствами, облегчающими уход за гражданами пожилого возраста, и автотранспортом учреждения социального обслуживания. Направлены средства на завершение строительства и реконструкцию учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста в 8 районах области, газифицированы все дома - интернаты, выполнены две научно-исследовательские работы: "Организация домов малой вместимости для ветеранов", "Организация работы социально-реабилитационных центров".
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
За последние годы социально-демографические характеристики старения населения в Орловской области претерпели определенные изменения.
По состоянию на 1 января 2001 года в области проживало 214,8 тыс. человек пожилого возраста (24,1% населения области), в том числе 66,1 тыс. мужчин старше 60 лет и 148,7 тыс. женщин старше 55 лет, причем доля граждан проживающих в городах, выше (116,4 тыс. чел.), чем проживающих в сельской местности (98,3 тыс. чел.).
Сохраняется проблема более низкой продолжительности жизни мужчин по сравнению с женщинами. В конце 60-х годов различие составляло 8-9 лет, к 1994 году оно увеличилось до 13 лет, а в настоящее время женщины живут дольше мужчин на 14 лет.
Диспропорция мужского и женского населения тем больше, чем старше возрастная группа. Вместе с тем с 1998 года резко увеличилась численность мужчин, перешагнувших 70-летний возрастной рубеж, так как эта группа - первая, не участвовавшая в войне.
При разработке комплексных мероприятий, направленных на социальную защиту и улучшение положения пожилых людей, учитывается тот факт, что средний возраст населения области устойчиво увеличивается, причем население городов и сельской местности стареет неравномерно. Высокая доля пожилых людей в структуре населения области в долгосрочной перспективе сохранится.
Особый характер приобрели негативные изменения, касающиеся физического, психического и духовного здоровья людей старшего возраста. За последние годы отмечается ухудшение здоровья пожилых людей, проявляющееся в увеличении заболеваемости, инвалидности, смертности. Среди пожилых людей только 22 процента практически здоровых.
Старение населения, как и наступление старости у отдельного человека, сопровождается ростом зависимости пожилых людей от экономически и социально активного населения.
Неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда в предпенсионном и пенсионном возрасте - характерные черты положения значительной части пожилых граждан.
Многие пожилые люди в современных социально-экономических условиях чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность. Возможности для полноценного участия в общественной жизни у них ограничены.
Ответственность семьи за предоставление ухода и удовлетворение потребностей пожилых людей снижается.
Пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, что имеет негативные последствия не только для самих пенсионеров, но и для людей, их окружающих. В сфере здоровья, социального, культурно-досугового, торгово-бытового обслуживания, физкультурно-оздоровительной работы и туризма недостаток внимания к нуждам пожилых людей приводит к ограничению их доступа к общественным благам и услугам.
На начало 2002 года во всех районах области действуют учреждения социального обслуживания населения - центры социального обслуживания населения с развитой инфрастуктурой. В этих учреждениях ежегодно получают различные виды социальной помощи свыше 300,0 тыс. пожилых граждан и инвалидов.
Вместе с тем в целом по области число граждан пожилого возраста, относящихся к категории одиноких или одиноко проживающих, малообеспеченных, растет и нуждается в постоянной посторонней помощи и социальных услугах.
В связи с этим возрастает значимость развития новых и укрепления базы существующих учреждений, создание для пожилых людей более комфортных условий проживания, обслуживания, предоставления услуг медико-социальной, реабилитационной, социокультурной направленности, способствующих поддержанию интереса к жизни и укреплению социальных связей.
Положение пожилых людей нуждается в постоянном и коренном улучшении на основе комплексного подхода к решению связанных с этим задач и проблем.
Целью программы является создание условий для повышения качества жизни пожилых граждан на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг, содействия активному участию пожилых граждан в жизни общества.
Указанная цель соответствует глобальной стратегии мирового сообщества - обеспечить достойное существование пожилых людей путем улучшения условий и качества жизни, усилить их защиту и облегчить доступ ко всем основным социальным услугам при одновременном повышении эффективности социальных расходов.
В рамках программы предусматривается решение следующих задач:
- расширение сети и совершенствование деятельности учреждений и служб, предоставляющих пожилым людям комплекс жизненно важных социально ориентированных услуг (геронтологические центры, дома малой вместимости, специализированные отделения социально-медицинской помощи, мобильные социальные службы, больницы медико-социальной помощи, центры (клубы) для пожилых людей и другие);
- разработка новых форм социального обслуживания пожилых граждан с учетом масштабов и темпов старения населения, создание условий для внедрения экономически обоснованных моделей и приближения уровня социального обслуживания к потребностям общества;
- содействие повышению уровня социальной адаптации пожилых людей, упрочению социальных связей в сочетании с расширением их социокультурных контактов;
- поддержание жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера;
- содействие процессу социальной интеграции пожилых людей с привлечением учреждений социальной сферы, общественных объединений, а также путем продолжения образования в "третьем возрасте";
- усиление координации деятельности органов исполнительной власти Орловской области и муниципальных органов исполнительной власти в части решения актуальных проблем жизнеобеспечения граждан старшего поколения;
- проведение научных исследований по приоритетным проблемам социальной защиты граждан старшего поколения.
Сроки реализации программы - 2002-2004 годы. Программа реализуется в три этапа.
На первом этапе (2002 год) предусматривается установление договорных отношений между основными исполнителями программы, органами исполнительной власти, организациями и учреждениями, участвующими в реализации мероприятий программы.
На втором этапе (2003 год) наряду с осуществлением запланированных мероприятий будет проведена оценка хода выполнения мероприятий первого этапа, подготовка при необходимости в установленном порядке предложений по их корректировке.
На третьем этапе (2004 год) предполагается подготовить предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности, осуществляемой в интересах пожилых людей на основе полученных результатов в ходе реализации мероприятий программы.
Программа содержит комплекс мероприятий, направленных на улучшение социального положения пожилых людей, повышение уровня их адаптации в современных условиях, создание благоприятных условий для активного участия в жизни общества (приложение N 2).
Организационно-правовые и научно-методологические
вопросы социальной защиты граждан старшего поколения
На устойчивое функционирование системы социального обслуживания граждан пожилого возраста будет направлена работа по систематизации нормативной правовой базы деятельности учреждений социального обслуживания, для этих же целей разрабатываются предложения по совершенствованию автоматизированной системы "Адресная социальная помощь", повышению статуса социального работника.
Предусмотрено проведение научных исследований, мониторинга по приоритетным вопросам социальной защиты граждан пожилого возраста.
Меры по улучшению социального положения
граждан старшего поколения
Предполагается осуществление мероприятий по оказанию адресной помощи и услуг гражданам старшего поколения.
Планируется проведение мониторинга и выборочных социо-экономико-демографических обследований, а также обследований материально-бытовых условий пожилых людей.
Положительную роль в предупреждении и лечении заболеваний в пожилом возрасте будут играть мероприятия по улучшению материально-технической базы учреждений социальной защиты, обслуживающих пожилых людей, домов-интернатов, центров социального обслуживания и их подразделений, домов ветеранов, отделений милосердия.
Мероприятия, направленные на повышение
роли граждан старшего поколения в общественной жизни
Предполагается осуществление мероприятий по оптимизации социокультурной среды жизнедеятельности граждан старшего поколения, а также мероприятий по поддержке деятельности общественных объединений в интересах пожилых людей.
Скоординированное проведение научно-практических конференций, семинаров явится выражением внимания общества к проблематике старения населения и положению пожилых людей, станет стимулом для дальнейшего развития научных исследований и обменов в этой области.
Сохраняется преемственность концепции программы и ее мероприятий с системой программных мероприятий, реализованной в 1997-2001 годах.
5. Ресурсное обеспечение программы
В 2002-2004 годах на реализацию программных мероприятий потребуется направить всего - 48,36 млн. рублей, в том числе:
- областной бюджет - 33,26 млн. рублей;
- федеральный бюджет - 12,9 млн. рублей;
- муниципальный бюджет - 2,1 млн. рублей;
- внебюджетные источники - 0,1 млн. рублей.
На реализацию программы средства из различных источников планируется направить на прочие текущие расходы - 25,06 млн. рублей, в т.ч. 2002 г. - 5,85 млн. рублей; на государственные инвестиции - 22,5 млн. рублей, в т.ч. 2002 г. - 1,0 млн. рублей; на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 0,8 млн. рублей, в т.ч. 2002 г. - 0,2 млн. рублей.