Недействующий

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

     4 июня 1998 года                                            № 300
     г. Орел                                                      

Об утверждении Положения о порядке консервации земель сельскохозяйственного назначения в Орловской области

В целях создания нормативно-правовой базы по повышению эффективности и ответственности за использованием земель, ПОСТАНОВЛЯЮ:

Утвердить разработанное во исполнение постановления Главы администрации области от 22 декабря 1997 года № 616 "О дальнейшем реформировании сельхозпредприятий" специалистами управления сельского хозяйства и продовольствия и комитета по земельным ресурсам и землеустройству области, Положение о порядке консервации земель сельскохозяйственного назначения в Орловской области (прилагается).

     Глава администрации                                   Е.С. Строев



УТВЕРЖДЕНО
 постановлением Главы администрации области
 от 4 июня 1998 г. № 300

ПОЛОЖЕНИЕ

    о порядке  консервации  земель сельскохозяйственного назначения в

Орловской области



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее положение, разработанное в соответствии с действующим земельным законодательством, устанавливает порядок консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных радиоактивными веществами и токсичными промышленными отходами, а также неиспользуемых в сельскохозяйственном производстве сельхозугодий, с целью сохранения и восстановления плодородия почв, улучшения природной среды и охраны здоровья человека.

2. Консервация земель - это комплекс технических и организационно-правовых мероприятий по выявлению и юридическому оформлению временного исключаемых из хозяйственного оборота земель, подверженных деградации, загрязнению радиоактивными веществами и токсичными промышленными отходами, а также неиспользуемых сельскохозяйственных угодий.

3. Деградированными признаются земли, на которых в результате антропогенных или природных факторов происходят устойчивые негативные процессы изменения состояния почв.

4. Загрязненными радиоактивными веществами и токсичными промышленными отходами признаются земли, которые в результате техногенного воздействия содержат в почвах радионуклиды, химические вещества или органические соединения свыше предельно допустимых концентраций.

5. Неиспользуемыми в сельскохозяйственном производстве признаются сельхозугодья, которые в результате отсутствия финансово-экономических возможностей у землепользователей, землевладельцев или собственников не могут быть использованы по своему целевому назначению в обозримом будущем.

6. Консервация земель осуществляется для предотвращения развития и устранения процессов деградации почв, восстановления их плодородия и реабилитации загрязненных территорий, а также поддержания площадей неиспользуемых в сельскохозяйственном производстве сельхозугодий в состоянии пригодном к вовлечению в оборот. В зависимости от способа восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и степени загрязненности земель вместо консервации может вводиться специальный режим их использования или производиться изменение целевого назначения земель.

2. КОНСЕРВАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

7. Консервации подлежат:

сельскохозяйственные угодья с сильноэродированными, сильнозасоленными, сильнозаболоченными (в результате подтопления или нарушения экологических требований) почвами, когда использование по целевому назначению земель с указанными признаками деградации приводит к дальнейшему развитию негативных процессов, ухудшению состояния почв и экологической обстановки;

земли, загрязненные токсичными промышленными отходами свыше предельно допустимых концентраций или радиоактивными веществами свыше предельно допустимых уровней;

сельхозугодья неиспользуемые в сельскохозяйственном производстве по причине отсутствия финансово-экономических возможностей у землепользователей, землевладельцев или собственников земли;

8. Выполнение работ по выявлению, обследованию деградированных, загрязненных и неиспользуемых земель и подготовка материалов по их консервации осуществляется по инициативе собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, а также специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих госземконтроль. По землям, находящимся в общей долевой собственности, либо общей совместной собственности членов сельскохозяйственных коммерческих организаций, решение о проведении данных работ должно быть принято общим собранием собственников земельных долей.

9. Выполнение комплекса работ по консервации земель может быть также осуществлено после прекращения в установленном порядке права собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного и срочного пользования и аренды граждан и юридических лиц на земельные участки, подвергшиеся деградации, загрязнению и неиспользуемые в сельскохозяйственном производстве.

10. Земли, выведенные из хозяйственного оборота в результате консервации, сохраняются за собственниками земли, землевладельцами, землепользователями (при создании ими необходимых условий для восстановления деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель, поддержании площадей неиспользуемых сельхозугодий в состоянии пригодном к вовлечению в оборот), либо переводятся в земельный запас.

11. Перевод выведенных из хозяйственного оборота площадей в земельный запас осуществляется после прекращения в установленном порядке прав граждан и юридических лиц, на земли, находящиеся в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном, срочном пользовании и аренде.

12. Перевод сельскохозяйственных угодий, находящихся в общей долевой, либо общей совместной собственности членов сельскохозяйственных коммерческих организаций, в результате консервации в земельный запас может быть осуществлен с согласия всех собственников земельных долей. В этом случае вопросы корректировки размера земельных долей граждан решаются коллективом собственников земельного массива в соответствии с действующим законодательством.

13. Выявление деградированных сельскохозяйственных угодий, загрязненных земель и неиспользуемых сельхозугодий в сельскохозяйственном производстве производится путем обследований, проведенных по утвержденным методикам предприятиями, организациями, а также гражданами, получившими в установленном порядке лицензии на эти обследования.

14. Для проведения обследования по выявлению деградированных загрязнённых земель и неиспользуемых сельхозугодий органами местного самоуправления создаются комиссии из специалистов с привлечением заинтересованных сторон.

В ходе проведения обследований по выявлению деградированных, загрязненных земель и неиспользуемых сельскохозяйственных угодий устанавливаются их местоположение и площадь, состав угодий, качественное состояние земель на моменты их выявления и динамика его изменения за последние 5-10 лет; причины, приведшие к деградации и загрязнению земель и неиспользованию сельхозугодий.

15. По результатам обследований изготавливаются карты, картограммы, таблицы по видам и степени деградации и загрязнения земель и неиспользуемых сельхозугодий, а также подготавливается заключение по их дальнейшему использованию (введение специального режима использования земель, изменение их целевого назначения, рекомендуемый срок консервации и примерный перечень мероприятий по восстановлению деградированных сельскохозяйственных угодий, загрязненных земель и неиспользуемых сельхозугодий),

16. Подготовку материалов по консервации земель осуществляют районные управления сельского хозяйства и продовольствия, комитеты по охране окружающей среды и природных ресурсов, по земельным ресурсам и землеустройству, районные центры Госсанэпиднадзора.

17. Подготовленные материалы по консервации земель, представляемые районными комитетами по земельным ресурсам и землеустройству на рассмотрение в органы местного самоуправления, в ведении которых находятся эти земли, должны содержать следующие документы:

экспертное заключение комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Орловской области и комитета по земельным ресурсам и землеустройству области (по деградированным землям);

заключение областного Центра санитарно-эпидемиологического надзора и управления сельского хозяйства и продовольствия Орловской области (по землям, загрязненным токсичными промышленным отходами и радиоактивными веществами);

заключение комитета по земельным ресурсам и землеустройству Орловской области и управления сельского хозяйства и продовольствия Орловской области (по неиспользуемым в сельскохозяйственном производстве сельхозугодьям);

план земель собственника, землевладельца, землепользователя (арендатора) с нанесением границ участков, подлежащих консервации;

экспликация земельных угодий с указанием степени деградации и загрязнения почв, состоянии неиспользуемых земель, их качественной характеристики;

заключение организаций и коллективов, проводивших обследование;

решение собственников земли, землевладельцев, землепользователей и их обязательства по восстановлению земель;

примерный перечень мероприятий с указанием исполнителей и источников финансирования по восстановлению деградированных сельскохозяйственных угодий и загрязненных земель, по поддержанию площадей неиспользуемых сельхозугодий в состоянии пригодном к вовлечению в сельскохозяйственное производство;

справки об убытках, вреде, потерях сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, причиненных в результате ухудшения состояния земель.

18. Решения о консервации и дальнейшем использовании деградированных сельскохозяйственных угодий, загрязненных земель и неиспользуемых сельхозугодий принимаются органами местного самоуправления и утверждаются администрацией области.

19. При наличии заявок на получение земель из состава законсервированных площадей общей долевой или общей совместной собственности членов сельхозпредприятий и невозможности вовлечения их в оборот прежними пользователями, данные земли могут быть на добровольной основе или в принудительном порядке выкуплены у граждан органами местного самоуправления для пополнения фонда перераспределения и удовлетворения имеющихся заявок.

20. Убытки, причиненные ухудшением качества земель и ограничением их использования, включая упущенную выгоду на период консервации, возмещаются собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, организациями и гражданами, по чьей вине произошли деградация и загрязнения земель.

21. В случаях, когда ухудшение качества земель собственников, землевладельцев, землепользователей вызвано их хозяйственной деятельностью, улучшение земель и экологической обстановки осуществляется такими пользователями за счет их собственных средств.

При отказе от выполнения указанных мероприятий необходимые средства взыскиваются в судебном порядке по искам комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Орловской области и комитета по земельным ресурсам и землеустройству области и перечисляются на специальные счета экологических фондов, а земли изымаются и переводятся в земельный запас.

22. Помимо возмещения убытков и вреда, причиненного загрязнением земель, предприятия, учреждения, организации и граждане возмещают потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, если под влиянием их деятельности произошло ухудшение качества земель.

23. Определение убытков, вреда и потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства осуществляется по методикам и нормативам, утвержденным в установленном порядке, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление деградированных сельскохозяйственных угодий, загрязненных земель и неиспользуемых сельхозугодий с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

24. Виновные лица могут полностью или частично освободиться от возмещения вреда, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства при условии своевременного выполнения ими необходимых мероприятий по восстановлению деградированных сельскохозяйственных угодий, реабилитации загрязненных земель и оздоровлению экологической обстановки.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»