Наименование Программы | - Региональная программа поддержки и развития малого предпринимательства в Орловской области на 2002-2004 годы |
Заказчик Программы | - Коллегия администрации Орловской области |
Основной разработчик Программы | - Орловский областной государственный фонд поддержки малого предпринимательства |
Цель Программы | - обеспечение условий для интенсивного роста малого предпринимательства |
Задачи Программы | - совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей предпринимательскую деятельность и ее государственную поддержку; |
Сроки реализации Программы | - 2002-2004 годы |
Основные направления Программы | I. Совершенствование внешней среды развития малого предпринимательства; |
Головные исполнители программных мероприятий | Структурные подразделения аппарата губернатора и администрации Орловской области1 |
Программа реализуется при участии: | Орловский областной комитет государственной статистики; |
Объемы средств и источники финансирования Программы | Средства областного бюджета: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | В результате реализации Программы количество зарегистрированных малых предприятий должно превысить 3 тыс. Удельный вес занятых на малых предприятиях и индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица, достигнет 20% экономически активного населения, или около 63 тыс. человек в абсолютном выражении. Для достижения этих целевых ориентиров необходимо обеспечить среднегодовые темпы роста количества зарегистрированных малых предприятий на уровне 4% в год, а прироста занятости в малом секторе - на уровне 3,9% в год. Вклад малого предпринимательства в ВВП возрастет до 18-20%. |
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
Экономический сектор, связанный с малым и средним бизнесом, в Орловской области в большей степени сформировался в течение 1990-х годов. Дальнейшее развитие экономики области связано с развитием именно этих направлений. Развитие предпринимательства является одним из основополагающих факторов положительного разрешения социальных проблем в обществе. Развитие предпринимательства (прежде всего малого) решительно противодействует монополизму крупных производственных и экономических структур в части практики взаимодействия с наемными работниками, расширяет спрос на рынке труда, уменьшает безработицу, повышает уровень занятости населения и, наконец, создает так называемый "средний класс", являющийся одним из гарантов социальной стабильности в обществе. Однако, именно эти секторы, не имея достаточных активов для саморазвития, нуждаются в организации всемерной их поддержки, как экономической, так и административной со стороны государственных и муниципальных органов власти.
По данным Орловского областного комитета статистики за 3 квартал 2001 года в Орловской области действовало 2636 малых предприятий3 (3422 малых и средних предприятия4), 1466 фермерских хозяйств, 8382 индивидуальных предпринимателя (данные Управления МНС РФ по Орловской области).
(3 Российским законодательством под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве, на транспорте - 100 человек, в сельском хозяйстве, научно-технической сфере - 60 человек, оптовой торговле - 50 человек, розничной торговле, бытовом обслуживании - 30 человек, в остальных отраслях - 50 человек.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица).
(4 К малым и средним предприятиям отнесены предприятия всех форм собственности, в которых средняя численность работников не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве, на транспорте - 200 человек, в сельском хозяйстве, научно-технической сфере - 60 человек, оптовой торговле - 50 человек, розничной торговле, бытовом обслуживании - 30 человек, в остальных отраслях - 50 человек.
Принятые условия отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу практически не отличаются от условий отнесения их к малому бизнесу кроме условий отнесения по форме собственности,
Количественные параметры отнесения предприятий к средним и крупным в РФ не определены).
Численность занятых на малых предприятиях, включая все категории работников, составляет 22 700 человек (52068 человек на малых и средних предприятиях). Численность работающих на фермерских хозяйствах составляет 3 404 человека. Численность занятых в среде индивидуальных предпринимателей с учетом того, что большинство из них работает семьей или нанимает на выполнение торговых операций, оказание услуг, выполнение производственных операций наемный персонал (в среднем 2-3 человека) составляет более 30 тысяч человек. Общее количество занятых в малом бизнесе, таким образом, составляет не менее 56 000 человек (более 85 000 человек в малом и среднем бизнесе). В общем количестве экономически активного населения это составляет около 17,6% (26,7% для малого и среднего бизнеса), что практически в 3 (2) раза ниже уровня западноевропейских стран5.
(5 В Западной Европе предприятия всех форм собственности и направлений деятельности численностью 1-49 человек относятся к малым, 50 - 249 к средним, 250 и более к крупным).
Несмотря на наметившуюся в последние два года тенденцию роста производства продукции, работ и услуг в малом предпринимательстве (в т.ч. крестьянско-фермерские хозяйства индивидуальные предприниматели), его вклад в валовой внутренний продукт Орловской области составляет около 16% (27% для структур малого и среднего бизнеса). Доля малых предприятий по статистическим данным в суммарном объеме инвестиций в основной капитал составляет около 5% (31% для предприятий малого и среднего бизнеса), что совершенно не достаточно для предприятий этого сектора экономики, имеющих относительно низкую фондовооруженность.
Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса5, занятости на малых предприятиях и структура выручки от реализации продукции (услуг) свидетельствует о его развитии преимущественно в сфере торговли и общественного питания. Приоритетные отрасли реального сектора развиваются пока в совершенно не достаточной мере и отмечаются малой инновационной активностью.
(5 По данным областного комитета статистики за 9 месяцев 2001 года предприятиями малого бизнеса (без учета объемов работ выполненных фермерскими хозяйствами, индивидуальными предпринимателями) произведено ВВП на сумму 1649,4 млн. рублей, в т.ч. предприятиями торговли и общественного питания 48%, промышленности 22%, строительства 16%).
Сложившаяся в последние годы ситуация в малом секторе экономики требует значительной активизации государственной политики развития предпринимательства как в городской, так и в сельской среде.
Необходимо продолжить преобразование нормативно-правовой и институциональной среды, которая обеспечивала бы возможность нового этапа развития малого предпринимательства, что позволит существенно продвинуться в создании эффективной законодательной базы.
Насущной задачей является развитие финансовых институтов и технологий, обеспечивающих потребности малых предприятий в кредитах и инвестициях. Механизмы приватизации и экономического перераспределения ресурсов должны способствовать эффективному использованию имеющихся ресурсов малыми предприятиями. Необходимо создать справедливую систему трудовых отношений и социальной защиты, соответствующую рыночной среде.
В решении этих задач важную роль должна сыграть созданная с участием государства инфраструктура поддержки предпринимательства. Основную роль в области в структуре поддержки предпринимательства играет созданный в 1996 году Орловский областной государственный фонд поддержки предпринимательства. Основная задача его - система финансово-кредитного обеспечения субъектов малого предпринимательства. Дальнейшее наращивание объемов финансово-кредитной поддержки предпринимательства связано с увеличением финансовых активов Фонда через привлечение дополнительных финансовых средств из бюджетных и внебюджетных источников.
Основным инструментом реализации государственной политики по поддержке малого предпринимательства является "Региональная программа поддержки и развития малого предпринимательства на 2002 - 2004 годы" (далее Программа). Необходимость реализации Программы диктуется не только положениями Федерального закона от 14.0.6.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской федерации", но и необходимостью координации усилий областных и муниципальных структур поддержки предпринимательства.
Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной нормативно-правовой среды для малого предпринимательства и опирается на созданную инфрастуктуру поддержки предпринимательства. В Программе учитывается имеющийся опыт предшествующих программ. В то же время Программа исходит из необходимости совершенствования механизмов реализации государственной политики в области поддержки малого предпринимательства и ее более тесной координации с общими задачами экономической политики на областном уровне на средне- и долгосрочную перспективу.