Спорт в современном обществе является одним из ярких значимых социальных феноменов. Он тесно переплетается со всей инфраструктурой общества. В системе ценностных ориентаций молодежи спорт занимает значительное место. Вовлеченность в занятия спортом - серьезная задача для Управления.
Развитие спорта высших достижений целиком опирается на систему подготовки спортивного резерва. В настоящее время в области функционируют ШВСМ, УОР, 4 СДЮШОР (из них 1 Управления), 17 ДЮСШ (из 6 них Управления), 26 ДЮКФП с общим числом занимающихся 28 540 человек.
Подготовку спортсменов по 34 видам спорта осуществляют 848 тренеров-преподавателей, в том числе 379 штатных, из них 143 имеют высшее физкультурное образование, 67 - высшую, 211 - первую и вторую тренерские категории.
Спортсмены, проявившие выдающиеся способности, получают профессиональное образование в УОР, Мезенском педколледже, ОГУ, ОрГТУ. Наиболее перспективные спортсмены, независимо от рода их деятельности, продолжают совершенствовать свое мастерство в школе высшего спортивного мастерства, которая была образована с апреля 1999 года.
Базовыми видами спорта в ШВСМ являются: велоспорт, лыжные гонки, спортивное ориентирование. Кроме того в школе имеются такие виды спорта как: спортивная акробатика, тяжелая атлетика, л/атлетика, бокс, вольная борьба, бобслей, дзюдо, лыжные гонки, пауэрлифтинг. Всего здесь занимаются 52 человека, из которых 14 человек являются членами и кандидатами в сборные команды России.
В г. Орле регулярно проводятся территориальные и финальные первенства России по л/атлетике, баскетболу, футболу, греко-римской борьбе и дзюдо, велоспорту, гандболу, теннису, спортивным танцам, художественной гимнастике, каратэ-до, рукопашному бою.
В целях поддержки и сохранения спортивных талантов, успешного выступления на Международных и Всероссийских соревнованиях была назначена стипендия Главы администрации Орловской области 17 юным ведущим спортсменам Орловщины в размере 1 000 - 00 рублей каждому на 2002 год.
Большую популярность набирают традиционные Всероссийские соревнования по л/атлетике на призы заслуженного мастера спорта В.Н. Тихомировой, Всероссийские турниры по дзюдо памяти первого тренера области В.В. Селихова, по греко-римской борьбе памяти героя Советского Союза Л.Н. Гуртьева, по вольной борьбе на призы героев Советского Союза Е.П. Кочергина (г. Мценск), Сергея Тюленина (г. Новосиль), выпускников Орловской банковской школы (г. Орел).
Спортивные школы выполняют двоякого рода задачи. С одной стороны, они призваны максимально привлечь всех здоровых детей в систему занятий спортом, с другой стороны их задача состоит в подготовке кандидатов в сборные команды юношей и юниоров.
Наличие этих двух задач порождает определенные противоречия в системе. Для того чтобы охватить максимальное количество детей, необходимо принимать всех, кто приходит в спортшколу, а для того, чтобы подготовить спортсмена высокого класса, достаточно заниматься только с перспективными, одаренными спортсменами. Сегодня эти противоречия удается гармонизировать.
В работе спортивных школ, особенно для групп начальной подготовки, используется база общеобразовательных школ. Это позволяет объединить учебную и внеклассную работу. За счет внеклассной работы проводить ежедневные занятия по интересам для различных групп, в зависимости от их индивидуальных особенностей, уровня физической подготовленности и физического развития. В целях формирования системы спортивной ориентации у детей целесообразно закрепить тренера или несколько тренеров за общеобразовательной школой. Ежегодно проводится молодежный слет-фестиваль "Багряные листья". Во исполнение постановлений Главы администрации Орловской области от 26 апреля 1996 года N 260 N "О программе - "Пятилетка оздоровления" и от 21.05.1997 года N 259 "О ходе выполнения программы "Пятилетка оздоровления" проводятся традиционные соревнования по бегу "Орловские версты".
В создавшихся условиях для того, чтобы повысить эффективность работы спортивных школ, необходимо:
1) создать условия наибольшего благоприятствования для организаций, осуществляющих работу по программам массового спорта и спорта высших достижений;
2) расширить производство товаров спортивного назначения;
3) ввести льготное налогообложение спортивных сооружений в размере оказываемых ими бесплатных услуг (льготных) для занятий спортом учащихся и студентов;
4) улучшить материальную заинтересованность тренеров, работающих с начинающими спортсменами;
5) изменить систему подготовки тренеров, предусматривая подготовку тренеров, способных решать задачи начального звена обучения в спортшколах;
6) создать эффективную систему повышения квалификации для тренеров, включая стажировку тренеров в сборных командах России;
7) необходимо акцентировать внимание на действенном контроле за выполнением всех законодательных актов и нормативов, в той или иной степени регламентирующих физкультурно-спортивную деятельность в Российской Федерации и, в первую очередь, направленных на физическую подготовленность и развитие детей и учащейся молодежи, способствующих формированию у них здорового образа жизни.
Финансовая деятельность
Законодательного обеспечения требует финансовая политика, способствующая развитию программ, направленных на формирование здорового образа жизни и физической активности населения. Это предопределяет, что в будущем расходы на физическую культуру должны постепенно увеличиваться. В перспективе необходимо добиваться такого положения, когда на развитие физической культуры и спорта в региональном бюджете выделялось не менее одного процента. В настоящее время первостепенное внимание необходимо уделить эффективности использования каждого бюджетного рубля, затрачиваемого на нужды физической культуры и спорта. Следует исходить из мировой практики, а также накопленного отечественного опыта и распределять бюджетные средства на основе четко сформированной общей стратегии развития отрасли, учитывающей общегосударственные интересы:
- на молодежный и детско-юношеский спорт - 50 %;
- на физкультурно-оздоровительную работу - 25%;
- на спорт высших достижений - 25 % бюджетных средств, выделяемых на физическую культуру и спорт.
В соответствии с Законом Орловской области от 28.12.2001 года N 44/809-ОС "Об областном бюджете на 2002 год" на мероприятия по физической культуре предусмотрены следующие расходы:
тыс. рублей
Статьи расходов | Сумма по бюджету на 2000 г. | Сумма по бюджету на 2001 г. | Сумма по бюджету на 2002 год |
1. Физическая культура и спорт | 10 501 | 13227 | 21368 |
из них: | |||
1.1 ФК "Орел" | 2 663 | 2720 | 3000 |
1.2 ООО "Центральный стадион" | 1000 | 1000 | 2000 |
1.3 СУСЦ "Олимпик" | 3636 | 4 444 | 7848 |
1.4 ДЮСШ и ШВСМ | 1651 | 2713 | 4840 |
2. Спортмероприятия | 1 178 | 1798 | 2000 |
3. Шахматно-шашечный клуб | 373 | 552 | 1 680 |