Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 мая 2001 года N 251

О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ "МОЛОДЕЖЬ ОРЛОВЩИНЫ" НА ПЕРИОД 2001-2005 Г. Г.

{Утратило силу:
см: ст.62 Закона Орловской области от 15.04.2003 г. N 319-ОЗ; НГР: ru57000200300046}

В целях совершенствования региональной молодёжной политики ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Принять областную комплексную программу "Молодёжь Орловщины" на период 2001-2005 г. г. (Приложение N 1).

2. Поручить управлению по делам молодёжи, физической культуре и туризму (Ливцов В. А.) во взаимодействии с заинтересованными учреждениями, организациями и ведомствами поэтапное исполнение разделов программы.

3. Рекомендовать главам районных и городских администраций во взаимодействии с управлением по делам молодёжи, физической культуре и туризму принять настоящую программу к исполнению.

4. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя Главы администрации Меркулова П. А.

Глава администрации Е. С. Строев

Приложение
к постановлению Главы администрации
Орловской области от 31 мая 2001 г. N 251

ОБЛАСТНАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА "МОЛОДЁЖЬ ОРЛОВЩИНЫ (2001-2005 ГОДЫ)"

ПАСПОРТ областной комплексной Программы "Молодёжь Орловщины (2001-2005 годы)"


Наименование Программы

областная комплексная Программа "Молодёжь Орловщины (2001-2005 годы)"

Основание для разработки Программы

распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 января 2000 года N 1-р

Заказчик и основной разработчик Программы

управление по делам молодёжи, физической культуре и туризму администрации Орловской области

Основная цель Программы

- формирование, развитие и укрепление правовых, экономических и организационных условий для гражданского становления и эффективной социализации молодых граждан в условиях демократ ического общества, рыночной экономики и правового государства, для самореализации личности молодого человека как активного участника преобразований современного российского общества

Важнейшие целевые показатели и задачи Программы

- развитие системы социальных служб для молодёжи и подростково -молодёжных клубов;

 - поддержка всех форм духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития детей, подростков и молодёжи;

 - правовая защита и социальная адаптация подростков и молодёжи;

 - профилактика безнадзорности, подростковой преступности, наркомании и алкоголизма;

 - содействие благоприятному началу трудовой деятельности, решению вопросов занятости, профориентации, переобучения по востребованным на рынке труда профессиям;

 - социально-экономическая поддержка при создании семьи, содействие решению первичных жилищных проблем;

 - подготовка молодых людей к службе в армии, воспитание гражданско-патриотического отношения к Родине;

 - работа со студенческой молодёжью;

 - создание условий для реализации научно-технического, творческого потенциала молодёжи;

 - поддержка деятельности детских и молодёжных общественных объединений;

 - формирование у молодёжи активной жизненной позиции, повышение электоральной культуры, готовности к участию в общественно-политической жизни страны, государственной деятельности и управлении, создание условий для выдвижения способных и компетентных молодых людей в органы государственной власти;

 - развитие системы молодёжного отдыха и оздоровления;

 - развитие массовых видов детского и молодёжного спорта и туризма;

 - в целом, качественный рост молодого поколения как активного субъекта трансформации российского общества

Исполнители основных мероприятий Программы

Управление по делам молодёжи, физической культуре и туризму, управление общего и профессионального образования, Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Орловской области, управление социальной защиты населения, управление внутренних дел Орловской области, управление здравоохранения, управление культуры и искусства, структурные подразделения вышеуказанных ведомств, молодёжные и детские общественные объединения, научно-исследовательские и образовательные учреждения г. Орла и области

Организация контроля за исполнением Программы

контроль за исполнением Программы осуществляется в порядке, установленном законом Орловской области "О региональной государственной молодёжной политике в Орловской области"

Содержание проблемы


Исследования в сфере государственной молодёжной политики и положения молодёжи в Орловской области выявили противоречивые тенденции. Так, по-прежнему сложной остается демографическая ситуация. Здесь в полной мере сказываются последствия войн и социальных потрясений XX века. Стратификация населения показывает, что сокращается численность молодых граждан, остается низкой рождаемость, число женщин репродуктивного возраста в сельской местности значительно меньше количества мужчин. При этом общая численность граждан в возрасте 14-30 лет, проживающих на территории области - более 184 тыс. Это примерно 20% от численности всего населения.

Развивается система социальных служб для молодёжи: действует молодёжные психологические клубы, кабинеты социально-психологической помощи в учебных заведениях, Молодёжный телефон доверия, юридические приемные, различные творческие студии. Пятилетие отметит в 2001 году областной центр молодёжи "Полет" - ведущее учреждение этой сферы, в котором ежегодно получат помощь и занимаются более 5 тыс. человек.

Актуальными остаются вопросы оказания комплекса социальных услуг молодым семьям. В настоящее время для них острыми являются не только материальные и бытовые проблемы. Усиливается необходимость в психологической адаптации к семейной жизни. 17,9% молодых семей нуждаются в психологическом консультировании, отмечается рост внутрисемейных конфликтов, способствующих распаду семьи. 70% всех разводов происходят в первые пять лет совместной жизни, то есть фактически в молодых семьях.

В этих условиях деятельность государственных учреждений социальной помощи семье и детям направлена на облегчение их доступа к социальным услугам, содействие культурному, духовному развитию и здоровому образу жизни молодой семьи, создание условий для их более полного включения в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь области.

По-прежнему острой и актуальной остается для молодых граждан жилищная проблема, решить которую только с помощью системы МЖК не удается.

Положительный опыт в этой сфере связан с реализацией областной программы строительства жилья на селе "Славянские корни" и разработкой перспективных программ ипотечного кредитования молодёжного жилищного строительства.

Несмотря на то, что в настоящее время проблема трудовой занятости молодёжи остается острой, и здесь наметились позитивные процессы. Появились новые, приоритетно используемые только в нашем регионе, подходы к их осуществлению: реализуются программы "Молодёжная практика", "Временная занятость несовершеннолетних", "Новый старт" и др. Накоплен положительный опыт в организации сезонной занятости молодёжи: активно поддерживается движение молодёжных экологических, строительных и педагогических отрядов, в которых ежегодно удавалось задействовать не менее 20 тыс. юношей и девушек.

Комплексное решение находят вопросы нравственно-патриотического воспитания. На базе воинских частей, расквартированных в области, для призывников и их родителей организуются Дни открытых верей, встречи с работниками военкоматов. Проводятся торжественные проводы призывников в ряды Российской Армии, в том числе в подшефные воинские части: на атомный подводный ракетный крейсер "Орёл", пограничную заставу имени Стрельникова, Козельскую дивизию РВСН. Во всех районах области весной и осень организуются Дни призывника.

Под руководством районных и городских отделов по работе с молодёжью и отделов народного образования поддерживается шефство молодого поколения над воинскими захоронениями и мемориалами. Проводится работа по увековечиванию памяти защитников Отечества, поиску и перезахоронению останков советских воинов, погибших на территории Орловской области в годы Великой Отечественной войны.

Оказывается поддержка молодёжным и детским общественным объединениям. На Орловщине действует самая многочисленная в России (около 50 тыс. человек) пионерская организация "Орлята". Активно работают такие молодёжные организации как "Орловский Союз Молодёжи - XXI век!" (объединяющий в своих рядах 15 молодёжных общественных организаций), областное отделение Российского Союза Молодёжи, Ассоциация юных лидеров, Союз молодых казаков и другие.

Аналитические статматериалы подтверждают усиление мотивации молодёжи к учебе. Особенно динамично в этих условиях развивается система высшего профессионального образования, что является важным условием роста интеллектуального потенциала общества. Таким образом реализуется одно из приоритетных направлений политики руководства области - реализация права молодых граждан на образование и получение профессии. Орловщина по количеству студентов на душу населения занимает сегодня второе место в стране.

Вызывает тревогу состояние здоровья подрастающего поколения. Почти половина выпускников средней школы имеет те или иные хронические заболевания. Наиболее негативные явления связаны с распространением в молодёжной среде наркомании и ВИЧ-инфекции. В целях профилактики подобных социально опасных заболеваний развернута широкая работа, в которой участвуют государственные структуры по делам молодёжи, органы управления образования, здравоохранения, социальной защиты, внутренних дел, общественные объединения, средства массовой информации. В результате темпы распространения наркомании и СПИДа в Орловской области значительно ниже, чем в целом по стране.

Серьезное внимание уделяется организации молодёжного досуга поддержке талантливой творческой молодёжи. Много работает в этом направлении Фонд поддержки молодых дарований, выступивший организатором ряда международных фестивалей молодых эстрадных исполнителей, один из которых ("Славянская звезда") был проведён в 2000 году под эгидой Межпарламентской Ассамблеи государств - участниц СНГ. В целом, ежегодно проводится не менее 10 областных конкурсов творчества детей и молодёжи, с участием в них 2-3-х тысяч юных исполнителей. Расширяется география КВНовского движения - наиболее массовой и популярной формы молодёжного досуга. Создаётся областная лига КВН, отделения которой будут образованы на местах.

Многое делается в сфере летнего отдыха и оздоровления детей и молодёжи, развития молодёжного туризма и международного молодёжного сотрудничества. Создана современная база детских загородных оздоровительных учреждений, где в предыдущие годы отдохнуло более 45 тыс. юных орловцев. Более 30 тыс. детей ежегодно отдыхают в пришкольных лагерях дневного пребывания. Продолжается традиция организации специализированных смен для одаренных детей, для призывников, детей из группы социального риска и других.

Проводятся туристические слёты-фестивали молодёжи, такие как туристический слёт, посвященный Дню российской молодёжи, областной туристический слёт, посвященный освобождению г. Орла и области от немецко-фашистских захватчиков, туристический фестиваль "Багряные листья", получивший в этом 2000 году статус межрегионального. Центром развития молодёжного туризма стал Национальный парк "Орловское Полесье", на территории которого только в 2000 году отдохнуло более 30 тыс. человек.

Развивается межрегиональное и международное молодёжное сотрудничество. В марте 2000 года было подписано соглашение о сотрудничестве между приграничными областями Российской Федерации, Украины, Беларуси и Приднестровской Молдавской республикой. Ежегодно делегация молодёжи Орловщины принимает участие в международном молодёжном слёте-фестивале у монумента Дружбы на границе трёх государств: России, Украины и Беларуси.

Приоритетное внимание уделяется также физкультурно-массовой работе. На спортсооружениях, по месту жительства, в учебных заведениях действуют 992 коллектива физкультуры. Учебные занятия по физической культуре, спортивные секции и физкультурно-оздоровительные группы посещают более 200 тыс. юных орловцев. Дальнейшее развитие получила система детско-юношеских спортивных школ (она насчитывает 55 учреждений, в которых занимаются 29 тыс. человек, что на 9 тыс. больше, чем в 1996 году). Сильнейшим юным спортсменам выплачиваются специальные стипендии Главы администрации области. Проводятся традиционные массовые детские соревнования на призы клубов "Кожаный мяч" и "Золотая шайба", месячники здоровья, фестивали студенческого спорта.

Жизнь современной молодёжи Орловской области находит отражение в областных средствах массовой информации и прежде всего на страницах областной молодёжной газеты "Поколение". По примеру этого издания, на базе многих районных газет, теле- и радиостудий созданы клубы молодых журналистов и юнкоров.

Успешная работа по реализации основных направлений государственной молодёжной политики стала возможной лишь благодаря осуществлению на Орловщине общего стратегического курса, провозглашённого Председателем Совета Федерации, Главой администрации области Е. С. Строевым, - курса на общественное согласие, стабильность и созидание.

Целый ряд мероприятий Программы "Молодёжь Орловщины (2001-2005 годы)" планируется реализовывать совместно с ведомствами-соисполнителями.

При этом для исключения дублирования признаны целесообразными следующие основные принципы введения в Программу "Молодёжь Орловщины" подразделов и программных мероприятий, которые могли быть отнесены к целям реализации социальных программ других ведомств и организаций:

- мероприятие Программы "Молодёжь Орловщины" имеет комплексный характер и осуществляется на стыке ведомственных задач, если недостаточно только лишь координации усилий соответствующих ведомств и организаций;

- мероприятие оказывается в зоне, где нет нормативно определенных функций исполнительных органов власти или ведомств, и где в результате нет исполнения обязанностей таких органов или ведомств;

- мероприятие в своей основе имеет инновационный, инвестиционный характер, его реализация невозможна при использовании только компенсационных механизмов социальной защиты, которые могут быть приемлемы лишь для четко ограниченной категории молодёжи (дети-сироты, молодые инвалиды и пр.).

В основных положениях Программа на период 2001-2005гг. носит преемственный характер по отношению к Программе предыдущего этапа. Идеология Программы сохранена и базируется на следующих исходных принципах:

- социальное инвестирование;

- инновационное развитие;

- инициатива и самореализация молодёжи.

Основные направления реализации Программы

1. Формирование и развитие системы клубов и социальных служб для молодёжи


- реализация мер по повышению эффективности функционирования и координации деятельности учреждений социального обслуживания молодёжи и подростков;

- проектирование и развитие программ социально ориентированной деятельности с детьми, максимально приближенной к месту жительства, поддержка деятельности подростковых и молодёжных клубов;

- профилактическая работа с группами социального риска среди молодёжи и подростков; обобщение и внедрение эффективного опыта по предотвращению асоциального поведения подростков и молодёжи;

- выявление и пресечение случаев жестокого обращения с несовершеннолетними; создание системы профилактики социального сиротства, полноценной социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей;

- создание условий для психолого-медико-педагогической реабилитации детей и подростков, социальная адаптация несовершеннолетних с девиантным поведением;

- расширение практики организации деятельности профильных лагерей, развитие досуговой занятости, принятие иных эффективных мер для снижения уровня подростковой и молодёжной преступности. Поддержка негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги молодёжи.

2. Социальная поддержка молодых семей


- просвещение молодёжи по вопросам репродуктивного здоровья, безопасного материнства, профилактики заболеваний, передающихся половым путем;

- организация при социальных службах для молодёжи клубов молодой семьи, консультаций по вопросам планирования семьи, подготовки молодых пар к семейной жизни;

- организация системы мониторинга, информационно-консультационной, юридической и правовой поддержки по проблемам молодой семьи.

3. Пути решения жилищной проблемы молодёжи и молодых семей


- осуществление комплексного стимулирования объединений, предприятий, специализирующихся на строительстве жилья для молодёжи, развитие межведомственных форм планирования и контроля решения жилищной проблемы молодёжи;

- создание организационно-правовых форм объединения молодёжи с целью решения жилищных проблем, поддержка и координация инициатив молодёжи, предприятий и организаций, направленных на решение жилищной проблемы молодёжи;

- организационно-правовое обеспечение предоставления адресных субсидий и кредитов молодёжи, молодым семьям на строительство и приобретение жилья, содействие развитию системы ипотечного кредитования молодёжи и молодых семей.

4. Поддержка сельской молодёжи


- совместное решение со всеми заинтересованными учреждениями и ведомствами вопросов по обеспечению равного доступа выпускников сельских школ к получению профессионального образования всех уровней;

- создание и совершенствование нормативно-правовой базы комплексного решения проблем сельской молодёжи;

- оказание социальной поддержки молодым переселенцам, избравшим местом жительства Орловскую область;

- привлечение молодых специалистов на работу в село, комплексное решение их социально-бытовых вопросов.

5. Содействие занятости молодёжи


- реализация программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодёжи на рынке труда;

- содействие разработке и внедрению инновационных технологий социально-экономической поддержки молодёжи в области занятости, в том числе, квотирование рабочих мест для отдельных категорий молодёжи, повышение мотивации молодых людей к активному поиску работы и самозанятости;

- развитие инфраструктуры профориентации и профотбора, обеспечение профориентационного сопровождения учебного процесса;

- поддержка деятельности центров досуговой и сезонной занятости, молодёжных бирж труда, ученических предприятий, студенческих отрядов; молодёжных объединений, реализующих программы в сфере обеспечения занятости и профориентации молодёжи и подростков.

6. Гражданско-патриотическое и нравственное становление молодёжи


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»