ОПИСАНИЕ
создаваемой цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных организациях Брянской области
Раздел 1. Обоснование потребности в реализации мероприятия по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Брянской области
В условиях реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Стратегии социально-экономического развития Брянской области, утвержденной постановлением администрации Брянской области от 20.06.2008 г. N604 определены приоритетные направления экономического развития Брянской области, одним из которых является построение инновационной экономики.
В связи с чем, экономике региона нужны современные квалифицированные кадры для новых востребованных профессий и рынков труда. Этот вызов принимает система образования, соответствующим образом изменяя подходы к проектированию образовательных программ и образовательных технологий.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Брянской области до 2025 года необходимо сформировать системный подход к созданию единого образовательного пространства на основе современных технологий, создать современную и безопасную цифровую образовательную среду, обеспечивающую высокое качество и доступность образования.
Существующая материально-техническая база общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций области не позволяет в полной мере качественно реализовать образовательные программы в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и профессионального образования (далее ФГОС) (далее образовательные организации). Инновационное развитие экономики и современные потребности общества ставят перед региональной системой образования задачи, требующие цифровизации образовательного процесса.
В большинстве образовательных организаций скорость доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет составляет менее 20 Мбит/с (в сельской местности - от 128 Кбит/с до 10 Мбит/с). Оснащенность компьютерными классами составляет не более 1 класса на 240 обучающихся. Отмечается ограниченность доступа к электронным (цифровым) ресурсам: лишь 9% образовательных организаций имеют электронную (цифровую) библиотеку, включающую в себя ограниченное количество электронных словарей или справочников, несколько наименований электронных учебников).
Дистанционной формой обучения охвачены менее 3% обучающихся (2,59%), активно используют форму электронного обучения около 12% обучающихся образовательных организаций области.
Оснащенные кабинеты "Информатики" имеются в 98% общеобразовательных организаций и 100% профессиональных образовательных организаций.
При этом в большинстве образовательных организаций области, расположенных в сельской местности и малых городах, нет достаточной современной материально-технической базы, позволяющей в полной мере организовать работу с обучающимися по учебным предметам, программам внеурочной деятельности и дополнительного образования в соответствии с требованиями ФГОС.
В общеобразовательных организациях компьютерная и множительная техника обновлялась централизованно в 2013 году и на данный момент практически исчерпала свой ресурс.
Общее и среднее профессиональное образование в Брянской области в достаточной степени доступно на территории региона. Вместе с тем, для отдельных муниципальных образований и групп обучающихся существуют риски неравенства в доступе к качественному образованию. Прежде всего это актуально для отдаленных населенных пунктов и поселений.
Приоритетным направлением развития региональной системы образования является ориентирование на активное внедрение и использование информационных технологий.
В целях повышения уровня качества образования все образовательные организации области будут обеспечены стабильным и быстрым интернет - соединением, что вместе с обновленной технической базой позволит активно использовать возможности электронной платформы-навигатора по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам различных форм и сервисам трудоустройства и федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды. Образовательные организации Брянской области обновят информационное наполнение и функциональные возможности официальных сайтов.
Развитие цифровой образовательной среды позволит во всех образовательных организациях области создать профили "цифровых компетенций" для обучающихся, педагогов и административно-управленческого персонала, построить индивидуальные образовательные планы, в том числе с правом зачета результатов прохождения онлайн-курсов при прохождении аттестационных мероприятий, автоматизировать административные, управленческие и вспомогательные процессы, обеспечит оптимизацию деятельности образовательных организаций области, перевод отчетности образовательных организаций в электронный вид и ее автоматическое формирование.
Реализация целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Брянской области предусматривает:
совершенствование и обновление материально-технической базы образовательных организаций для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ;
модернизацию каналов связи для реализации общеобразовательных программ в сетевой форме и создания безопасной цифровой среды.
Техническое развитие требует не только обновления используемых технологий, но и повышения профессионального уровня педагогических кадров, модернизации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности. В связи с этим, необходимо создание и функционирование платформы-навигатора и набора сервисов непрерывного образования, детского технопарка "Кванториум", ключевых центров развития детей (центры цифрового образования детей IT-кубы), открытие новых направлений технической направленности в образовательных организациях.
Создание единого образовательного пространства на основе современных технологий позволит значительно улучшить качество и обеспечить доступность образования на всей территории Брянской области.
Реализация мероприятия предполагается в несколько этапов:
2020 - 2022 годы - модернизация материально-технической базы образовательных организаций, модернизация каналов связи.
2020 - 2022 годы - повышение профессионального уровня педагогических работников по работе в условиях безопасной, здоровьесберегающей личностно-ориентированной цифровой образовательной среды.
В результате прохождения всех этапов реализации будет сформирована целевая модель цифровой образовательной среды Брянской области, запущены механизмы ее развития, обеспечено повышение квалификации педагогов и оснащение школ необходимой инфраструктурой.
Проект позволит обеспечить обновление содержания образования и даст возможность учащимся свободно и в тоже время безопасно ориентироваться в цифровом пространстве. Для педагогов цифровизация снизит административную нагрузку и даст возможность повысить свой профессиональный уровень.
Данный проект - важный этап на пути реализации программы "Цифровая экономика". В ходе его реализации будет создана цифровая экосистема, благодаря которой станет возможным переход к автоматизированному делопроизводству, работе с цифровыми инструментами, использованию широкого спектра современных методик и технологий обучения.
Основной проблемой для внедрения и реализации Концепции в регионе может являться отсутствие доступности высокоскоростного интернета в сельской местности и поселках городского типа, а также отсутствие необходимой цифровой технической базы в образовательных организациях, способной обрабатывать и хранить необходимую информацию.