Современное состояние бюджетной системы Брянской области оценивается как стабильное, характеризуется проведением ответственной бюджетной политики, концентрацией ресурсов на приоритетных направлениях деятельности (мероприятиях по реализации указов и стратегических инициатив Президента Российской Федерации, государственных программ Брянской области и мероприятиях с привлечением средств из федерального бюджета).
В последние годы Правительством Брянской области принимались меры, направленные на повышение эффективности бюджетных расходов. С 2013 по 2017 год осуществлялась реализация программы совершенствования и управления государственными финансами Брянской области, утвержденной постановлением Правительства Брянской области от 24 декабря 2013 года N 747-п. В рамках реализации указанной программы были приняты следующие меры по повышению качества управления государственными и муниципальными финансами Брянской области:
1) с целью обеспечения финансовой устойчивости бюджетной системы Брянской области осуществлялись мероприятия по повышению собираемости доходов от налогов и сборов и неналоговых доходов, развитию налоговой базы;
2) с целью ограничения дефицита бюджета принимались меры по недопущению принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных финансовыми ресурсами;
3) сокращен объем государственного внутреннего долга и существенно изменена его структура в пользу бюджетных кредитов с низкой процентной ставкой;
4) принята новая редакция Закона Брянской области от 2 ноября 2016 года N 89-З "О межбюджетных отношениях в Брянской области", проводилась политика поддержания финансовой устойчивости местных бюджетов;
5) проводились мероприятия по оптимизации бюджетной сети, приведению основных соотношений численности работников учреждений и получателей услуг в нормативное состояние.
В результате реализации вышеназванных мероприятий объем доходов консолидированного бюджета с 2014 по 2017 год вырос на 15 млрд. рублей (в 2014 году - 46,9 млрд. рублей, в 2017 году - 61,9 млрд. рублей), темп роста составил 132%. Объем налоговых и неналоговых доходов за 4 года увеличился на 6,4 млрд. рублей (с 26,4 млрд. рублей в 2014 году до 32,8 млрд. рублей в 2017 году), темп роста - 124%. Информация об основных показателях исполнения консолидированного бюджета за 2014 - 2017 годы приведена в таблице.
Основные показатели исполнения консолидированного бюджета за 2014 - 2017 годы
Наименование | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год |
Доходы, в том числе: | 46899169 | 49826982 | 58118468 | 61907056 |
налоговые и неналоговые доходы | 26459229 | 26126340 | 30810114 | 32840478 |
безвозмездные поступления, в том числе: | 20439939 | 23700642 | 27308354 | 29066578 |
дотации | 7033948 | 7088226 | 9413970 | 11041423 |
субсидии | 8483669 | 8643814 | 10810447 | 12319095 |
субвенции | 2586860 | 6788147 | 5908203 | 5375242 |
иные межбюджетные трансферты | 2136958 | 894549 | 984090 | 652539 |
Расходы, всего: | 47731584 | 52847089 | 57338334 | 59857331 |
Дефицит (-)/профицит (+) | -832415 | -3020107 | 780134 | 2049725 |
Объем государственного внутреннего долга Брянской области, в том числе: | 11500898 | 12853499 | 12988625 | 11897650 |
задолженность перед кредитными организациями | 8734165 | 8384422 | 4838576 | 4251758 |
задолженность по бюджетным кредитам | 2611863 | 4318481 | 8150049 | 7645892 |
обязательства по государственным гарантиям | 154870 | 150596 | 0 | 0 |
Отношение объема государственного внутреннего долга Брянской области к общему годовому объему доходов областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений | 58,8 | 67,3 | 55,6 | 47,0 |
Отношение объема государственного внутреннего долга Брянской области по государственным ценным бумагам Брянской области и кредитам, полученным от кредитных организаций, к общему годовому объему доходов областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений | 44,6 | 43,9 | 20,7 | 16,4 |
За 2017 год консолидированный бюджет области исполнен по доходам в размере 61,9 млрд. рублей (+3,8 млрд. рублей к 2016 году), в том числе по налоговым и неналоговым доходам - 32,8 млрд. рублей с приростом к 2016 году на 2,0 млрд. рублей.
Положительная динамика по сравнению с 2016 годом наблюдается по всем основным доходным источникам (налог на прибыль организаций - 109,5%, НДФЛ - 106,4%, налог на имущество организаций - 106%, земельный налог - 127,9%).
Начиная с 2014 года исполнительными органами государственной власти Брянской области, органами местного самоуправления принимались меры по повышению эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, предусматривающие сокращение нерезультативных расходов и увеличение доходов учреждений от внебюджетной деятельности.
За счет проведения реорганизационных мероприятий с 2014 по 2017 год на 22% сократилось общее количество государственных и муниципальных учреждений, или 456 юридических лиц. За указанный период на 16% сократилась численность работников органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Бюджет области успешно преодолевает зависимость от ресурсов коммерческих банков. По итогам досрочного гашения коммерческих кредитов за счет собственных средств бюджета и активного замещения их на бюджетные кредиты со ставкой 0,1% годовых сложилась экономия бюджетных средств на обслуживание долговых обязательств в объеме более 1 млрд. рублей.
В результате проведенных мероприятий сэкономленные средства направлялись на решение первоочередных социально значимых вопросов.
Ежегодно индексируются социальные выплаты гражданам на уровень инфляции, обеспечивается выполнение целевых показателей по оплате труда в рамках реализации майских указов Президента Российской Федерации, в полном объеме выплачивается заработная плата работникам бюджетной сферы.
В течение 2015 - 2017 годов бюджетам муниципальных образований оказывалась дополнительная финансовая поддержка на решение актуальных вопросов местного значения. С 2015 года общий объем помощи возрос на 2,3 млрд. рублей, в том числе в виде нецелевых трансфертов на исполнение полномочий органов местного самоуправления - на 0,8 млрд. рублей.
По состоянию на 1 января 2018 года практически полностью ликвидирована просроченная кредиторская задолженность по социально значимым расходам муниципальных учреждений.
С 2017 года аналогично соглашениям о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов, заключенным субъектами Российской Федерации с Министерством финансов Российской Федерации, с органами местного самоуправления муниципальных образований области заключаются соответствующие соглашения, которые предусматривают меры, направленные на снижение уровня дотационности и рост налоговых и неналоговых доходов консолидированных бюджетов муниципальных образований, выполнение ряда показателей экономического развития, а также мер по бюджетной консолидации.
В период с 2015 по 2017 год на муниципальном уровне реализованы планы мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, эффективности бюджетных расходов, сокращению просроченной кредиторской задолженности консолидированных бюджетов муниципальных районов (бюджетов городских округов), а также отмене установленных местными администрациями расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Брянской области к полномочиям органов местного самоуправления.
С 2015 года с целью выявления внутренних резервов в области проводится работа по формированию и реализации планов мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов, отмене неэффективных налоговых льгот, повышению эффективности бюджетных расходов бюджетов муниципальных образований.
Несмотря на принимаемые меры по мобилизации доходов областного бюджета, сокращению расходов уровень дотационности консолидированного бюджета области остается высоким. По итогам 2014 года уровень дотационности составил 15,9%, по итогам 2015 года - 16,5%, по итогам 2016 года - 18,0%, по итогам 2017 года - 19,5%. Увеличение уровня дотационности обусловлено опережением темпа роста расходных обязательств темпа роста доходов бюджета, в том числе в связи с принятием на федеральном уровне решений, приводящих к дополнительным расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Таким образом, в сфере обеспечения финансовой независимости региона ключевой проблемой является невозможность реализации мероприятий, позволяющих осуществлять финансовое обеспечение в полном объеме расходных обязательств без привлечения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в связи с отсутствием достаточных инструментов налогового регулирования, а также большой долей расходных обязательств, финансовое обеспечение которых обеспечивается предоставляемой дотацией.