Муниципальное образование | Система сбора | ||||||
контейнерный | мусоропровод | сбор КГО | в пакетах | по заявкам | по графику | раздельный сбор | |
Город Брянск | + | + | + | + | + | + | + |
Брасовский район | + | - | - | + | - | + | - |
Брянский район | + | + | + | + | + | + | - |
Выгоничский район | + | - | + | - | - | + | + |
Гордеевский район | - | - | - | + | - | + | - |
Дубровский район | + | - | + | + | + | + | - |
Дятьковский район | + | + | + | + | - | + | - |
Жирятинский район | + | - | + | + | - | + | - |
Жуковский район | + | - | + | + | + | + | - |
Злынковский район | - | - | + | - | + | + | - |
Карачевский район | + | - | + | + | + | + | - |
Клетнянский район | + | - | + | + | + | + | - |
Климовский район | + | - | + | + | + | + | - |
Клинцовский район | - | - | + | + | + | + | - |
Город Клинцы | + | + | + | - | - | + | - |
Комаричский район | + | - | + | + | + | + | - |
Красногорский район | + | - | + | - | + | + | - |
Мглинский район | + | - | + | + | - | + | - |
Навлинский район | + | - | + | - | - | + | - |
Новозыбковский район | - | - | + | + | + | + | - |
Город Новозыбков | + | - | + | + | + | + | - |
Погарский район | + | - | + | + | - | + | - |
Почепский район | + | - | + | + | + | + | - |
Рогнединский район | + | - | + | + | + | + | - |
Город Сельцо | + | - | + | + | + | + | + |
Севский район | + | - | + | + | + | + | - |
Стародубский район | + | - | + | + | + | + | - |
Город Стародуб | + | - | + | + | + | + | - |
Суземский район | + | - | + | + | + | + | - |
Суражский район | + | - | + | + | + | + | - |
Трубчевский район | + | - | + | + | + | + | - |
Унечский район | + | - | + | + | + | + | - |
Город Фокино | + | - | + | + | - | + | - |
В соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ места накопления отходов представляют собой места (площадки) накопления отходов, обустроенные в соответствии с требованиями законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, предназначенные для складирования отходов на срок не более 11 месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания и размещения.
На территории Брянской области система накопления отходов реализуется по следующим направлениям:
1) накопление отходов производства, образующихся на предприятиях и в организациях;
2) накопление коммунальных отходов, образующихся на предприятиях и в организациях;
3) накопление отходов потребления, образующихся в процессе жизнедеятельности населения.
Накопление отходов производства и потребления, образующихся на предприятиях и в организациях, в большинстве случаев осуществляется силами самих собственников отходов. Места накопления таких отходов располагаются в пределах промплощадок открыто или закрыто (в зависимости от вида отходов), после чего подвергаются утилизации (собственными силами или передаются другим организациям), направляются на другие предприятия для временного размещения/захоронения и т.д.
Накопление твердых коммунальных отходов, образующихся на предприятиях и в организациях, может осуществляться как в пределах промплощадок предприятий с последующим вывозом своими силами, а чаще соответствующими организациями, на полигоны, так и в контейнеры (бункеры) для сбора ТКО, установленные в специально оборудованных местах. Первый вариант приемлем для предприятий, оказывающих различные услуги производственного характера, в то время как второй - для организаций и предприятий сферы услуг, образования, управления и прочее.
Данные о нахождении мест накопления твердых коммунальных отходов на территории ЮЛ и ИП Брянской области представлены в приложении 4.1.
Накопление отходов потребления, образующихся в процессе жизнедеятельности населения, осуществляется специализированными организациями двумя способами: контейнерным и бесконтейнерным. На территории области четкого разделения муниципальных образований по способу сбора отходов нет. Более того, в пределах различных муниципальных образований может осуществляться сбор отходов обоими способами. Полностью бесконтейнерный способ сбора отходов применяется в Злынковском, Новозыбковском районах.
Характеристика системы сбора и вывоза твердых коммунальных отходов (по данным органов местного самоуправления)
В последние десятилетия в связи с изменением социально-экономического положения в стране, увеличением объемов вводимого в строй жилья, сокращения сроков эксплуатации бытовой техники, мебели и иных объектов интерьера жилищ возникла необходимость в организации мест накоплении крупногабаритного мусора. По этой причине наряду с использованием мусорных контейнеров объемом до 1,1 куб. м, на придомовых территориях стали устанавливаться контейнеры для накопления крупногабаритного мусора (далее - КГМ). Несмотря на то, что наибольшие объемы образования отходов такого вида приходится на преимущественно городские поселения, тем нем менее такие контейнеры (бункеры) объемом от 3 до 8 куб. м используются и в сельской местности.
На территории Брянской области площадки, постоянно оборудованные контейнерами для накопления КГМ, имеются в областном центре, Брянском, Выгоничском, Мглинском, Навлинском, Суражском районах, а также в пос. Белая Березка Трубчевского района. В остальных муниципальных образованиях вывоз КГМ осуществляется по заявкам собственников отходов.
Данные о нахождении мест накопления твердых коммунальных отходов на территории Брянской области, на которых осуществляется сбор и временное хранение твердых коммунальных отходов (в том числе КГМ), сформировавшихся в результате жизнедеятельности населения представлено в приложении 4.2.
Несмотря на наличие в большинстве объектов многоэтажного жилого фонда мусоропроводов, большинство из них в настоящее время не эксплуатируется. Во многом это обусловлено их ненадлежащей эксплуатацией, в результате которой мусоропроводы пришли в негодность, периодическими возгораниями мусора в них и прочими факторами. Тем не менее, в настоящий момент в г. Брянске функционируют 923 мусоропровода, в Брянском районе - 25, в г. Клинцы - 140, в г. Дятьково - 3.
Данные о нахождении действующих мусоропроводов на территории Брянской области представлены в приложении 4.3.
Анализ существующей системы сбора ТКО, проведенный на основе углубленного исследования системы сбора отходов, проводившегося в населенных пунктах Брянской области, показал, что для создания на их территории эффективной системы сбора твердых коммунальных отходов повсеместно требуется организация контейнерных площадок. Замене подлежит значительное количество используемых контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов. В районах многоквартирных домов предлагается устанавливать опорожняемые контейнеры с наличием крышки, которая минимизируют возникновение запахов и обеспечивают благоприятный внешний вид контейнера.
В местах интенсивного образования отходов возможна установка контейнеров объемом 2,5 или 5 куб. м, которые позволят оптимизировать расходы на транспортирование отходов.
Около домов индивидуальных жилых домов могут быть установлены пластиковые или металлические баки емкостью от 0,12 до 0,24 куб. м, которые также могут быть использованы для раздельного сбора твердых коммунальных отходов. Такие контейнеры должны находиться у каждого индивидуального дома либо у группы из нескольких домов и выставляться их владельцами в день вывоза твердых коммунальных отходов.
При выборе контейнеров должны быть соблюдены требования СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" и СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Введение повсеместно контейнерного сбора отходов позволит внедрить раздельный сбор твердых коммунальных отходов. На территории Брянской области раздельный сбор твердых коммунальных отходов предполагается путем использования двух различных контейнеров. Принцип двухконтейнерной системы заключается в разделении отходов на стадии сбора на две составляющие: полезные вторичные компоненты, пригодные для повторного использования (полимерные отходы, бумага, металл, стекло и пр.) и прочие отходы (пищевые и растительные отходы, смет от уборки дворовой территории). Таким образом, не происходит смешивание и загрязнение ценных компонентов пищевыми отходами, а вторсырье, собираемое отдельно, остается более высокого качества, чем смешанное. Двухконтейнерная система сбора твердых коммунальных отходов имеет следующие преимущества:
уменьшение необходимой площади земельного участка для организации контейнерной площадки;
снижение затрат на обустройство контейнерной площадки;
снижение затрат на приобретение и обслуживание контейнерного парка;
снижение затрат на транспортирование отходов за счет сокращения количества транспортных средств и логистических маршрутов для сбора отходов.
Внедрение раздельного сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с Порядком сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Брянской области, утвержденным постановлением Правительства Брянской области от 3 июля 2017 года N 302-п, будет осуществляться в 2 этапа, начиная с населенных пунктов, число жителей которых составляет более 10 тыс. человек.