Брянская область - регион Центрального федерального округа России с развитой промышленной базой. На территории области действует около тысячи крупных, средних и малых предприятий, основную долю в структуре которых занимают предприятия машиностроительного комплекса. На долю машиностроения приходится треть выпускаемой в области продукции.
Объем валового регионального продукта за 2004 - 2015 годы имеет устойчивую тенденцию к росту, что отражено в таблице. Так, в 2015 году ВРП оценивается в объеме 273,5 млрд. рублей, или 10,5 процента, в сопоставимых ценах к уровню 2014 года (161 процент к уровню 2004 года).
Год | 2004 | 2006 | 2008 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 |
ВРП | 51,0 | 82,1 | 125,8 | 147,0 | 174,2 | 207,4 | 219,5 | 243,0 | 273,5 |
Ведущими видами экономической деятельности являются обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство, строительство, транспорт и связь, на долю которых приходится около 70 процентов произведенного ВРП, поэтому для экономики Брянской области характерен индустриальный тип развития, то есть существенная часть созданной добавленной стоимости создается в промышленном производстве.
Промышленными предприятиями области в 2015 году отгружено товаров собственного производства в действующих ценах на 175,4 млрд. рублей, что на 26,8 процента больше, чем в 2014 году. Индекс промышленного производства составил 113,3 процента.
Одним из важнейших факторов социально-политической и экономической стабильности в области является надежная и эффективная работа пассажирского транспорта общего пользования. Его устойчивое, сбалансированное и эффективное развитие служит необходимым условием повышения качества жизни населения.
В настоящее время в области насчитывается 397 маршрутов, которые подразделяются на муниципальные и межмуниципальные (в пригородном и междугородном сообщении). Междугородных маршрутов - 39, пригородных - 358, из которых на 10 маршрутах выполняются перевозки по нерегулируемым тарифам. 348 маршрутов обслуживаются автотранспортными предприятиями Брянской области, выполняющими государственный и муниципальный заказ, или так называемые социально значимые перевозки. В муниципальном сообщении города Брянска функционируют 48 (33 автобусных, 15 троллейбусных) маршрутов с регулируемыми тарифами и 30 маршрутов с нерегулируемыми тарифами. Общая протяженность маршрутов области составляет около 14 тыс. км.
На маршрутах Брянской области задействовано около 2000 единиц автобусов категорий М2, М3, из которых 360 единиц являются государственной и муниципальной собственностью.
В областной собственности находится 9 объектов недвижимости - Клинцовский автовокзал, Почепская автостанция, Стародубская автостанция, Трубчевский автовокзал, Клетнянская автостанция, Климовский автовокзал, Погарская автостанция, Унечский автовокзал, Мглинская автостанция.
Транспортное обслуживание населения организовано в соответствии с Законом Брянской области от 3 июля 2010 года N 54-З "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Брянской области".
Допуск перевозчиков к выполнению перевозок пассажиров на маршруты с регулируемым тарифом осуществляется путем заключения государственного или муниципального контракта с победителем аукциона в электронной форме.
На право выдачи свидетельства на выполнение перевозок по маршрутам с нерегулируемыми тарифами перевозчики проходят конкурс в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Ежедневно пассажирским транспортом общего пользования перевозится по социально значимым маршрутам более 500 тыс. пассажиров.
Все автобусы АТП городов и районов области переданы транспортным предприятиям по договорам безвозмездного пользования и используются для работы на автобусных и троллейбусных маршрутах по утвержденным органами исполнительной власти расписаниям движения на срок действия государственных или муниципальных контрактов.
Несмотря на общую адаптацию транспорта к рыночным условиям, его состояние в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень развития достаточным.
Текущая ситуация в системе организации пассажирских перевозок транспортом общего пользования осложнена наличием ряда серьезных недостатков и негативных тенденций, устранение которых требует значительных объемов капиталовложений, совершенствования нормативно-правовой базы и усиления государственной поддержки.
К основным проблемам можно отнести:
несовершенство законодательной и нормативной правовой базы, регулирующей вопросы развития и функционирования пассажирского транспорта;
недопустимо высокий уровень износа пассажирского парка транспортных средств, более 45% которых эксплуатируются за пределами амортизационных сроков, что обусловливает большие затраты на ремонт и поддержание в приемлемом техническом состоянии;
эксплуатируемые в настоящее время пассажирские транспортные средства во многом не удовлетворяют современным требованиям, необходима их замена на более современные модификации, при этом необходимо учитывать и потребности малоподвижных групп населения;
нерегулируемый рост цен на топливо, запасные части и агрегаты привел к значительному увеличению эксплуатационных затрат, увеличению себестоимости пассажирских перевозок и, соответственно, тарифов;
значительная часть перевозок выполняется частными перевозчиками преимущественно на автобусах малой вместимости. Насыщение рынка транспортных услуг автомашинами малой вместимости не решает проблемы перевозки пассажиров и отрицательно сказывается на обеспечении безопасности перевозки. Коммерциализация пассажирских перевозок приводит к дисбалансу удовлетворения потребительского спроса населения. В то время как платежеспособный спрос населения удовлетворяется полностью, возможность обеспечения социальных гарантий граждан льготных категорий существенно снижается;
снижение в связи с вышеуказанными причинами уровня безопасности функционирования общественного транспорта в целом.
В 2012 году было приобретено 5 автобусов, работающих на газомоторном топливе, и 3 троллейбуса на условиях софинансирования за счет средств областного и федерального бюджетов. В 2013 году за счет средств областного бюджета приобретено 12 автобусов.
Несмотря на рост темпов обновления подвижного состава, численность парка автобусов и троллейбусов из года в год снижается, техническое состояние подвижного состава продолжает находиться на низком уровне. Значительная часть парка автобусов и троллейбусов представляет собой морально устаревшие модели с большими эксплуатационными расходами.
Кроме того, более половины автобусного парка эксплуатируется на территориях с плотностью загрязнения цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. В салонах автобусов создается повышенный уровень радиоактивной запыленности из-за высокой степени износа кузовов, которые не в состоянии обеспечить необходимую герметизацию салонов. Эксплуатация автобусов с такими салонами в условиях второй зоны радиоактивного загрязнения (последствия аварии на Чернобыльской атомной электростанции) недопустима.