Наличие возможности улучшения жилищных условий - важный показатель повышения благосостояния населения, предпосылка социальной и экономической стабильности государства, поэтому решение жилищной проблемы граждан является одним из приоритетов государственной политики в Российской Федерации.
Настоящая программа, разработанная в соответствии с задачами Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2012 года N 2227-р, и федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, отражает стратегические цели, задачи и механизмы государственной политики, направленные на обеспечение массового строительства жилья для всех категорий граждан.
Обеспечение доступности приобретения жилья для всех категорий населения области является одним из основных факторов повышения уровня и качества жизни, снижения в обществе социальной напряженности, а также создания эффективных стимулов для накопления средств населения и повышения его инвестиционной активности.
Программа разработана с учетом основных положений Стратегии социально-экономического развития Брянской области до 2025 года, утвержденной постановлением администрации Брянской области от 20 июня 2008 года N 604.
В настоящее время ситуация в жилищном секторе Брянской области характеризуется нижеприведенными статистическими данными.
Объем жилищного фонда в Брянской области по состоянию на январь 2013 года составляет 32700 тыс. кв. м.
Ввод жилья в 2008 - 2013 годах, в том числе по типам (многоквартирное, индивидуальное), тыс. кв. м.
Таблица 1
Годы | Ввод жилья, всего | В том числе малоэтажное строительство (включая ИЖС) | Ввод жилья, в расчете на 1000 человек населения, кв.м |
2008 | 321,7 | 115,3 | 248 |
2009 | 352,9 | 131,4 | 273 |
2010 | 390,9 | 138,4 | 305 |
2011 | 421,4 | 147,424 | 332 |
2012 | 453,0 | 179,9 | 360 |
2013 | 526,941 | 233,262 | 424 |
Из приведенных данных следует, что в последние годы отмечается наращивание объемов жилищного строительства, и в 2012 году в расчете на 1000 человек населения его введено 360 кв. м (в среднем по России - 455). В 2011 году по этому показателю Брянская область занимала 47 место в Российской Федерации и 11 место в Центральном федеральном округе.
Начиная с 2009 года, в области растет ввод индивидуального жилья, а по темпам строительства в 2012 году область занимала 9 место в Центральном федеральном округе.
Обеспеченность жилой площадью населения в области составляет 26,1 кв. м на человека, что на 2,7 кв. м выше, чем в среднем по России, и на 1.3 кв.м выше, чем в среднем по Центральному федеральному округу, при том, что общая потребность в жилье составляет около 1200 тыс. кв. м. В Брянской области по состоянию на 31 декабря 2013 года в очереди на улучшение жилищных условий состоят более 22 тыс. семей.
Средняя стоимость жилья по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Брянской области составила на 31 декабря 2013 года на первичном рынке - 31849,0 руб./кв. м, на вторичном рынке - 34944,0 руб./кв. м.
Тип застройки (за 2012 год): 65,5 % от общего объема приходится на жилой фонд в многоквартирных домах (преимущественно в городских муниципальных образованиях), 34,5 % от общего объема - доля индивидуального жилищного строительства (преимущественно в сельской местности).
На территории Брянской области преобладает точечная застройка. Строительство инженерной инфраструктуры осуществляется за счет застройщиков. Строительство социальной инфраструктуры ведется за счет средств бюджетов разных уровней.
Проблемами, сдерживающими жилищное строительство, являются:
отсутствие земельных участков, обеспеченных инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой. Создание указанных объектов ведется за счет застройщиков, что влечет значительное увеличение стоимости жилья. Необходимо развитие новых механизмов привлечения средств частных застройщиков в создание инженерной инфраструктуры;
неэффективная система ипотечного жилищного кредитования. Основными претензиями заемщиков к системе ипотечного кредитования являются:
высокие процентные ставки по ипотечным кредитам около 13 %;
необходимость залога - кроме приобретаемого жилья требуется залог имеющегося у заемщика или третьих лиц жилья или другой недвижимости;
высокий первоначальный взнос - от 40 %;
достаточно длительный срок регистрации закладной (1 месяц);
обеспечение области и муниципальных образований градостроительной документацией. Процесс разработки документации территориального планирования в Брянской области сдерживается недостаточностью средств бюджетов муниципальных образований области и отсутствием информационной системы обеспечения градостроительной деятельности;
непрозрачность формирования платы за подключение и выдачу технических условий на подключение к инженерным сетям водо-, тепло- и электроснабжения;
сложная система выдачи исходно-разрешительной документации на осуществление строительства;
ресурсные ограничения строительного комплекса. Развитие строительного комплекса ограничивается изношенностью производственных мощностей, низкой конкурентоспособностью ряда отечественных строительных материалов, недостаточным уровнем внедрения современных технологий строительства и производства строительных материалов, дефицитом квалифицированных кадров на всех уровнях;