Современная система российского образования позволяет реализовать себя любому ребенку, в том числе с особыми образовательными потребностями.
В 2016 - 2017 учебном году в области функционировали 370 образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, 277 дошкольных групп (отделений) на базе 151 общеобразовательной школы, 8 учреждений типа "Начальная школа - детский сад" и 5 негосударственных детских садов, 494 образовательных организации (юридических лиц), реализующих основные общеобразовательные программы, в том числе 4 кадетских организации, 12 общеобразовательных организаций, находящихся в ведении департамента образования и науки Брянской области.
Образовательная деятельность в 2016 - 2017 учебном году осуществлялась также в 69 филиалах образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы (8 - в городских поселениях, 61 - в сельских поселениях). К началу 2017 - 2018 учебного года построено 2 здания общеобразовательных школ на 1000 мест. До конца года будет введено здание школы на 160 мест, построенное взамен ветхого с износом более 50%.
Количественные показатели обучающихся по уровням образования, а также выпуск специалистов образовательными учреждениями среднего профессионального образования в 2014 - 2018 годах приведены в следующей таблице:
(тыс. чел.)
Показатели | Отчет | Оценка | Прогноз | ||
2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | |
Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях | 56,49 | 57,553 | 57,654 | 55,042 | 56,100 |
Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений (на начало учебного года)) | 114,936 | 117,41 | 119,710 | 120,451 | 121,312 |
Численность студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования (на начало учебного года) | 23,172 | 23,60 | 23,70 | 23,50 | 23,50 |
Выпуск специалистов образовательными учреждениями среднего профессионального образования | 5,767 | 5,14 | 5,10 | 4,80 | 4,80 |
Во исполнение указа Президента N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в части обеспечения стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет к 1 января 2016 года уровень доступности дошкольного образования для данной возрастной категории детей в Брянской области достиг 100%.
Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями (мест на 1000 детей в возрасте 1 - 6 лет) в 2014 - 2018 годах приведена в таблице:
Показатели | Отчет | Оценка | Прогноз | ||
2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | |
Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями | 542,70 | 722,3 | 660,00 | 667,00 | 670,00 |
Современные требования к процессу обучения и воспитания подрастающего поколения, обозначенные в федеральных документах, определяющих реализацию национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", задают принципиально новые направления модернизации региональной системы образования.
Наиболее актуальными проблемами в сфере образования Брянской области, на решение которых направлена программа, являются:
- дефицит мест в муниципальных образовательных организациях дошкольного образования;
- недостаточные условия для получения обучающимися качественного образования современного уровня;
- ограниченность материально-технических ресурсов (недостаточное технологическое, учебно-методическое обеспечение, высокий износ основных фондов) образовательных организаций;
- ограниченный доступ образовательных организаций к современным информационным системам, необходимость создания и развития ресурсных центров по обеспечению информатизации системы образования Брянской области;
- низкая динамика кадрового обновления в системе образования.
Важным фактором, влияющим на развитие образования, продолжает оставаться демографическая ситуация.
За период с 2015 по 2017 год численность школьников увеличилась на 2156 человек.
С 1 сентября 2011 года образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы области, приступили к реализации федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) начального общего образования, с 1 сентября 2015 года школы перешли на новые стандарты основного общего образования.
Изучение состояния организации и управления существующей образовательной системы начальной ступени школы и новых ФГОС позволило сделать следующие выводы: для введения ФГОС начального общего образования необходимы:
- повышение квалификации по данному направлению всех категорий работников образования области;
- выполнение требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, которые представляют собой систему кадровых, материально-технических, учебно-методических и информационных, финансовых нормативов и регламентов, необходимых для обеспечения реализации основных образовательных программ и достижения планируемых результатов общего образования.
В соответствии с Концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования комплекты учебного и учебно-наглядного оборудования должны включать три модуля:
- модуль учебного и учебно-наглядного оборудования, обеспечивающий оптимальную реализацию основной образовательной программы;
- модуль учебного и учебно-наглядного оборудования, обеспечивающий достижение планируемых результатов образования ступени начальной школы;