АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2011 года N 1238
(с изменениями на 21 октября 2013 года)
____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
постановления Правительства Брянской области от 30.12.2013 N 825-п
____________________________________________________________________
_______________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением администрации Брянской области от 07.08.2012 N 718,
постановлением администрации Брянской области от 21.12.2012 N 1199,
постановлением администрации Брянской области от 24.12.2012 N 1231,
постановлением администрации Брянской области от 29.12.2012 N 1380,
постановлением Правительства Брянской области от 20.05.2013 N 134-п,
постановлением Правительства Брянской области от 02.09.2013 N 473-п,
постановлением Правительства Брянской области от 21.10.2013 N 588-п.
________________________________________________________________
В соответствии с постановлениями администрации области от 1 июня 2011 года N 494 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Брянской области", от 17 июня 2011 года N 544 "Об утверждении перечня государственных программ (подпрограмм) Брянской области"
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Управление государственными финансами Брянской области" (2012 - 2015 годы).
2. Опубликовать настоящее постановление на официальном сайте Правительства Брянской области. (в ред. постановления Правительства Брянской области от 20.05.2013 N 134-п)
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области Локтикову Е.И. (в ред. постановления Правительства Брянской области от 20.05.2013 N 134-п)
Губернатор
Н.В. Денин
Государственная программа
"Управление государственными финансами
Брянской области" (2012 - 2015 годы)
Наименование государственной | - | "Управление государственными финансами Брянской области" (2012 - 2015 годы) |
Ответственный исполнитель государственной | - | департамент финансов Брянской области (в ред. постановления Правительства Брянской области от 20.05.2013 N 134-п) |
Соисполнители государственной | - | администрация Губернатора Брянской области и Правительства Брянской области; государственная инспекция по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники Брянской области; департамент внутренней политики Брянской области; департамент топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Брянской области; департамент здравоохранения Брянской области; департамент культуры Брянской области; департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области; управление физической культуры и спорта Брянской области; Контрольно-счетная палата Брянской области; управление мировой юстиции Брянской области; департамент экономического развития Брянской области;
|
Перечень долгосрочных целевых программ | - | отсутствуют |
Перечень подпрограмм | - | "Управление в сфере государственных финансов" |
Цели государственной программы | - | обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Брянской области; |
Задачи государственной программы | - | реализация мероприятий, направленных на поэтапное сокращение государственного внутреннего долга Брянской области; |
Этапы и сроки реализации | - | 2012 - 2015 годы |
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственной | - | общий объем средств, предусмотренных на реализацию государственной программы, - 10 648 867,5 тыс. рублей, в том числе: 2012 год - 2 747 401,2 тыс. рублей; 2013 год - 3 085 883,8 тыс. рублей; 2014 год - 2 398 877,0 тыс. рублей; 2015 год - 2 416 705,6 тыс. рублей (в ред. постановления Правительства Брянской области от 21.10.2013 N 588-п) |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | - | отношение объема государственного внутреннего долга Брянской области к общему годовому объему доходов областного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений: 2012 год - не более 50 %; (в ред. постановления Правительства Брянской области от 21.10.2013 N 588-п) превышение ставки по привлеченным кредитам коммерческих банков над ставкой рефинансирования Банка России: 2012 год - не более 3 %; доля "выпадающих" в результате предоставления налоговых льгот доходов областного бюджета в общем объеме налоговых и неналоговых доходов: 2012 год - не более 4,0 %; 2013 год - не более 6,9 %; 2014 год - не более 7,5 %; 2015 год - не более 7,0 % (в ред. постановления Правительства Брянской области от 02.09.2013 N 473-п)
отклонение фактического объема налоговых и неналоговых доходов от первоначального плана: (в ред. постановления администрации Брянской области от 21.12.2012 N 1199) 2012 год - не более 15 %; 2013 год - не более 10 %; 2014 год - не более 10 %; 2015 год - не более 8 % доля участников бюджетного процесса, включенных в единую информационную систему управления бюджетным процессом: 2012 год - 1,5 %; 2013 год - 23,1 %; 2014 год - 43,2 %; 2015 год - 100 % (в ред. постановления администрации Брянской области от 07.08.2012 N 718) |
За 2008 - 2011 годы в сфере управления государственными финансами Брянской области были достигнуты определенные позитивные изменения.
В рамках реализации программы совершенствования управления общественными финансами Брянской области (2008 - 2010 годы) были закреплены основные достижения раннего этапа реформирования системы управления государственными финансами области, начавшегося в 2005 году.
Результатом проведенных преобразований стало формирование целостной системы управления государственными финансами Брянской области путем:
остановки роста объема государственного внутреннего долга областного бюджета и нацеленности на его планомерное снижение;
организации бюджетного планирования исходя из принципа безусловного исполнения действующих обязательств, оценки объемов принимаемых обязательств с учетом ресурсных возможностей областного бюджета;
инвентаризации социальных и публичных нормативных обязательств;
ликвидации просроченной кредиторской задолженности областного бюджета;
оценки эффективности и сокращения наименее эффективных налоговых льгот;
сокращения дефицита областного бюджета;
расширения горизонта финансового планирования: переход от годового к среднесрочному финансовому планированию, в том числе утверждению областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период по принципу "скользящей трехлетки";
поэтапного внедрения инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (докладов о результатах и основных направлениях деятельности, ведомственных и долгосрочных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований, государственных заданий);
создания нормативной базы развития новых форм финансового обеспечения государственных услуг;
создания системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета и муниципальными образованиями;
введения формализованных методик распределения межбюджетных трансфертов бюджетам муниципалитетов.
Результатом проведённой работы стало формирование целостной системы управления государственными финансами Брянской области, характеризующейся следующими показателями.
Таблица 1
Основные показатели, характеризующие состояние системы
управления государственными финансами Брянской области
N | Наименование (описание) | 2009 год (факт) | 2010 год (факт) | 2011 год (план) |
1. | Объем государственного внутреннего долга Брянской области по состоянию на конец отчетного периода, тыс. рублей | 6229713,2 | 6052745,7 | 6225412,3 |
2. | Превышение ставки по привлеченным кредитам коммерческих банков над ставкой рефинансирования Банка России, % | 5,64 | -0,48 | 0,0 |
3. | Доля просроченной кредиторской задолженности по состоянию на конец отчетного периода в общем объеме расходов областного бюджета, % | < 0,001 | 0,0 | 0,0 |
4. | Доля "выпадающих" в результате предоставления налоговых льгот доходов областного бюджета в общем объеме налоговых и неналоговых доходов, % | 2,4 | 2,9 | 2,3 |
5. | Отклонение фактического объема налоговых и неналоговых доходов за отчетный период от первоначального плана, % | 3,2 | 6,2 | 11,3 |
6. | Доля расходов областного бюджета, формируемых в рамках бюджетных целевых программ, % | 47,1 | 48,9 | 52,9 |
7. | Доля проектов законов и иных нормативных правовых актов в сфере управления общественными финансами, прошедших процедуру предварительного обсуждения путем публикации в сети Интернет | не менее 10 % | не менее 10 % | не менее 10 % |
8. | Темп роста бюджетной обеспеченности муниципальных образований, % | более 100 % | более 100 % | более 100 % |
9. | Эффективность выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований, раз | 1,7 раза | 1,7 раза | 1,7 раза |
10. | Обеспечение дифференциации муниципальных районов (городских округов) по уровню расчетной бюджетной обеспеченности, раз | не более, чем в | не более, чем в | не более, чем в |
11. | Доля участников бюджетного процесса, включенных в единую информационную систему управления бюджетным процессом, % | 1,5 | 1,5 | 1,5 |
Вместе с тем не все законодательно внедренные принципы и механизмы в полной мере удалось реализовать на практике, некоторые из перспективных мероприятий реализуются с недостаточной результативностью:
1) остаётся существенным объем государственного внутреннего долга Брянской области.
В структуре государственного внутреннего долга Брянской области преобладает задолженность по привлеченным заемным средствам: средствам кредитных организаций (60,8 % в 2011 году) и средствам бюджетных кредитов (35,2 % в 2011 году). Структура государственного внутреннего долга Брянской области за последние три года приведена в таблице 2.
Таблица 2
Структура государственного внутреннего долга
Брянской области (2009 - 2011 годы)
Статьи государственного внутреннего долга | 2009 год | 2010 год | 2011 год |
Кредиты кредитных организаций, млн. рублей | 2681,5 | 2631,7 | 3785,0 |
Бюджетные кредиты, млн. рублей | 2521,4 | 3153,5 | 2193,5 |
Государственные гарантии, млн. рублей | 1026,8 | 267,5 | 246,9 |
Всего, млн. рублей | 6229,7 | 6052,7 | 6225,4 |
Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга, млн. рублей | 353,9 | 283,9 | 225,6 |
2) сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, доля неэффективных расходов консолидированного бюджета сохраняется на высоком уровне.
Доля неэффективных расходов консолидированного бюджета Брянской области сохраняется на уровне, превышающем среднероссийский. В 2010 году объем неэффективных расходов в сфере здравоохранения составил более 300,0 миллиона рублей. Остается стабильно высоким объем неэффективных расходов в образовании - более 1,3 миллиарда рублей;
3) бюджетное планирование остается слабо увязанным со стратегическим планированием, структура и динамика расходов недостаточно учитывают цели социально-экономического развития региона.
Существующие инструменты целеполагания, интегрированные на региональном уровне в бюджетный процесс (бюджетные целевые программы, обоснования бюджетных ассигнований, доклады о результатах и основных направлениях деятельности), в недостаточной степени увязаны между собой, стратегией социально-экономического развития Брянской области и продолжают рассматриваться некоторыми органами исполнительной власти в качестве декларативных документов, нежели планов реальных действий.
Данная ситуация является следствием сложившейся годами практики сметного финансирования государственных учреждений, органов государственной власти вне зависимости от фактически достигнутых результатов. Попытки увязать выделяемые бюджетные ассигнования с конечными количественно измеримыми результатами деятельности, просчитать "себестоимость" осуществляемых полномочий вызывают сопротивление со стороны ведомств. Финансово-экономическое планирование результатов, осуществляемое в настоящее время преимущественно в рамках бюджетных целевых программ, реализуется с недостаточной степенью обоснованности и достоверности, большая часть программ по мере реализации подвергается неоднократным корректировкам в части распределения ассигнований между отдельными мероприятиями и конечных показателей.
Кроме того, сложившаяся ситуация является следствием отсутствия следующих механизмов:
мотивации главных распорядителей бюджетных средств к повышению качества финансово-экономического планирования;
применения финансовых и иных санкций за некачественное бюджетное планирование, недостижение запланированных показателей бюджетных целевых программ.
В части обоснования конечных результатов бюджетных целевых программ очевидным является недостаток образцов лучшей практики подготовки и реализации долгосрочных целевых программ и целевых программ ведомств;
4) в значительной степени формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат (далее - БОР).
Несмотря на определенные позитивные изменения в сфере организации планирования и исполнения бюджета, применение методов бюджетирования, ориентированного на результат, остается в значительной степени формальным и не увязанным с действенной методологией и процессом планирования бюджетных ассигнований.
При формальном соблюдении инструкций и процедур, установленных нормативными правовыми актами, большинство из которых было разработано на этапе реализации программы реформирования системы управления общественными финансами Брянской области в 2005 - 2007 годах, результаты применения данных инструментов зачастую не находили отражение в бюджетных проектировках.
Так, результаты оценки потребности населения в предоставляемых государственных услугах, ежегодно осуществляемой органами исполнительной власти на этапе подготовки проекта закона Брянской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, практически не учитывались при планировании бюджета.