АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2011 года N 1289
(с изменениями на 28 октября 2013 года)
____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
постановления Правительства Брянской области от 30.12.2013 N 832-п
____________________________________________________________________
________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением администрации Брянской области от 03.07.2012 N 602,
постановлением администрации Брянской области от 24.08.2012 N 799,
постановлением администрации Брянской области от 29.12.2012 N 1350,
постановлением администрации Брянской области от 29.12.2012 N 1366,
постановлением Правительства Брянской области от 28.10.2013 N 609-п.
________________________________________________________________
В соответствии с постановлениями администрации области от 1 июня 2011 года N 494 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Брянской области", от 17 июня 2011 года N 544 "Об утверждении перечня государственных программ (подпрограмм) Брянской области"
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Развитие лесного хозяйства Брянской области" (2012 - 2015 годы).
2. Опубликовать настоящее постановление на официальном сайте администрации Брянской области в сети Интернет.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области - председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области Симоненко Н.К.
Губернатор
Н.В. Денин
Государственная программа
"Развитие лесного хозяйства Брянской области"
(2012 - 2015 годы)
Наименование государственной программы | - | "Развитие лесного хозяйства Брянской области" (2012 - 2015 годы) |
Ответственный исполнитель государственной программы | - | управление лесами Брянской области |
Соисполнители государственной программы | - | отсутствуют |
Перечень долгосрочных целевых программ | - | отсутствуют |
Перечень подпрограмм | - | отсутствуют |
Цели государственной программы | - | повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов |
Задачи государственной программы | - | повышение эффективности профилактики, обнаружения и тушения лесных пожаров и профессиональная ориентация учащихся (в ред. постановления Правительства Брянской области от 28.10.2013 N 609-п)
|
Срок реализации государственной программы | - | 2012 - 2015 годы |
Объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы | - | объем финансирования государственной программы на 2012 - 2015 годы составляет 1124653,1 тыс. рублей, в том числе: 2012 год - 291476,5 тыс. рублей; 2013 год - 270272,3 тыс. рублей; 2014 год - 281452,1 тыс. рублей; 2015 год - 281452,1 тыс. рублей (в ред. постановления Правительства Брянской области от 28.10.2013 N 609-п) |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | - | целевые показатели (индикаторы) программы: выпуск товарной продукции на 1 работника: 2012 год - 42,0 тыс. руб./чел.; |
В соответствии с постановлением администрации области от 29 декабря 2006 года N 842 "Об утверждении Положения об управлении лесами Брянской области" управление лесами Брянской области является органом исполнительной власти области по осуществлению полномочий, возложенных в соответствии с законодательством на исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.
Леса России - один из возобновляемых природных ресурсов, которые удовлетворяют множественные потребности индустрии, общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись стратегически важной задачей.
Общая площадь лесов на территории Брянской области составляет 1236,0 тыс. га, или 32,9 % от ее площади, в том числе леса, расположенные на землях лесного фонда, - 1208,9 тыс. га. Ежегодный допустимый объем изъятия древесины составляет 2474,8 тыс. куб. м.
Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для повышения эффективности и объемов использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Однако с передачей части полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации не удалось существенно повысить эффективность использования лесов, снизить уровень их повреждения неблагоприятными факторами и, прежде всего, лесными пожарами, достичь требуемого качества работ по воспроизводству лесов, снизить объемы нелегального оборота древесины. Отрицательно сказалось также отсутствие унифицированных для всей территории страны подходов по формированию региональных органов лесоуправления, организации государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, обеспечению системы государственного лесного реестра. Несмотря на существенную корректировку лесного законодательства, проведенную в последние три года, требуется его дальнейшее совершенствование, особенно в части уточнения перечня видов использования лесов, режима использования, охраны, защиты и воспроизводства отдельных категорий защитных лесов, доработки некоторых и разработки новых подзаконных актов.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в целях повышения качества жизни граждан, обеспечения рационального использования полезных свойств лесов, повышения их продуктивности, сохранения биоразнообразия, носят комплексный характер и требуют скоординированного межведомственного взаимодействия, согласованных действий органов государственной власти разного уровня.
Наметилась устойчивая тенденция к увеличению повреждения лесов и потере лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней. По Брянской области ежегодное выбытие лесов составляет около 5 тыс. га.
Ущерб от лесных пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов.
Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров является важным фактором устойчивого социально-экономического развития Брянской области.
Относительные показатели в Брянской области остаются выше средних по Центральному федеральному округу. На 100 тыс. населения в Брянской области приходится 8,6 пожаров (в Центральном федеральном округе - 4,3, данные 2008 года).
При сохранении существующей тенденции к 2012 году на территории области будет ежегодно регистрироваться до 250 пожаров. Прямые потери от пожаров составят более 26,141 млн. рублей.
Сложившееся неблагоприятное положение с обеспечением пожарной безопасности в лесном фонде Брянской области обусловлено комплексом проблем финансового, материально-технического, социального, информационного характера.
Не осуществляется установка новых и замена, ремонт пришедших в негодность пожарно-наблюдательных вышек и мачт.
Остро стоит вопрос по оснащению подразделений лесопожарной службы специальной и инженерной техникой. В ряде населенных пунктов на вооружении стоит пожарная техника 60-х и 70-х годов выпуска.
Вследствие реорганизации структур управления лесами в регионах, пострадавших от радиоактивного загрязнения, практически разрушена система радиационного контроля в лесном хозяйстве. Такая ситуация увеличивает риск обеспечения радиационной безопасности людей, работающих в зонах радиоактивного загрязнения лесов, получения нормативно-чистой лесной продукции, а также создания необходимых экологических условий жителям пострадавших территорий и получения ими достоверной информации о состоянии окружающей среды.
Одной из основных проблем и весьма существенным настораживающим показателем экологического состояния Брянских лесов является радиоактивное загрязнение их почв Цезием-137 в результате аварии на Чернобыльской АЭС.
В зоне с плотностью загрязнения почвы Цезием-137 от 5,1 до 15 Ки/кв. м главной целью пользования лесным фондом является сохранение и усиление свойств леса как биогеохимического барьера на пути миграции радионуклидов, поддержание удовлетворительного санитарного и противопожарного состояния.
Отсутствие необходимой нормативной технической базы, должного уровня взаимодействия между структурами федерального и регионального подчинения не способствует сокращению площади очагов вредителей и болезней в лесах области. Постоянно сокращается перечень средств защиты леса от вредных организмов, особенно в части экологически безопасных и эффективных биологических препаратов. Объемы мероприятий по наземной локализации и ликвидации очагов вредных организмов в лесах области сокращается. Такое состояние лесозащиты способно привести из-за несвоевременности выявления вспышек массового размножения опасных лесных вредителей (короед-типограф и др.) и оценки их последствий к катастрофическим повреждениям лесов на значительных площадях.
До настоящего времени не сформирована законодательная база и не достигнут необходимый уровень межведомственного взаимодействия, взаимодействия различных уровней исполнительной власти в вопросах борьбы с незаконными лесозаготовками.
Сложность прочтения и возможность трактовки пункта 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации привели к положению, при котором органы, контролирующие использование средств субвенций федерального бюджета, выделяемых органами государственной власти субъектам Российской Федерации на осуществление переданных полномочий, принимают решение о нецелевом использовании указанных средств в случае, если они используются на цели обеспечения лесного семеноводства, включая заготовку, переработку, хранение лесных семян, посев семян в лесных питомниках.
В результате в стране и области последние годы были в значительной степени свёрнуты работы в сфере лесного семеноводства и выращивания посадочного материала для обеспечения воспроизводства лесов.
В настоящее время Рослесхозом предприняты меры по изменению вышеуказанного положения Лесного кодекса, допускающего двоякое его толкование.
Ситуация в области обеспечения воспроизводства лесов семенным и посадочным материалом в значительной мере усугубляется состоянием соответствующей технологической инфраструктуры, машин и механизмов, разработанных, за редким исключением, в 60-х - 70-х года ХХ века. Их использование не может обеспечить эффективное воспроизводство лесов, к тому же серийное производство машин и механизмов для лесного хозяйства прекратилось в 80-х годах прошлого века. Очевидно, что без коренного изменения традиционных подходов к лесовосстановлению тенденция дальнейшего ухудшения качества воспроизводимых лесов усилится.
До настоящего времени до конца остается нерешенной проблема организации свода, обобщения и предоставления документированной информации государственного лесного реестра на основе единой общефедеральной системы государственного лесного реестра, что отрицательно сказывается на точности и объективности информации, представляемой в государственный лесной реестр, а также снижает эффективность контроля за ее достоверностью. Отсутствие унифицированных для всей территории страны подходов по обеспечению системы государственного лесного реестра выявило следующие основные проблемы:
недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала и "старение" материалов лесоустройства;
необходимость модернизации лесоустроительных работ на основе современных дистанционных методов и информационных технологий.
Без решения указанных проблем невозможно будет достичь требуемого уровня лесного планирования и проектирования, эффективного контроля за охраной, защитой и воспроизводством лесов при интенсификации их использования. Кроме этого, обеспечение дальнейшего развития государственного лесного реестра на основе единой информационно- аналитической базы, доступной органам государственной власти, заинтересованным организациям и гражданам, актуально в рамках проводимой в настоящее время административной реформы, учитывая то, что предоставление информации о лесах, лесных ресурсах, их использовании и т.д. осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти исключительно в виде выписок из государственного лесного реестра. При этом выписка из государственного лесного реестра как конечный результат государственной услуги должна включать конкретную информацию, запрошенную заявителем, что проще всего сделать при наличии единой базы данных. В перспективе же оказание данной государственной услуги должно быть обеспечено в электронном виде, для чего также необходимо единое информационное пространство в сфере лесных отношений.
Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует усиления системы государственного лесного контроля и надзора на местном, региональном и федеральном уровнях.
Модернизация лесного хозяйства не может быть осуществлена без укрепления кадрового потенциала. Сегодня кадровое обеспечение является одним из главных факторов инновационного развития отрасли. Все острее ощущается недостаток квалифицированных кадров, низкий уровень производительности труда, которые обусловлены низким, по сравнению с другими отраслями экономики, уровнем оплаты труда работающих, ухудшающейся ситуацией в профессиональной и квалификационной подготовке рабочих кадров, специалистов.
Основные показатели, характеризующие текущее состояние
Показатель | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2011 год |
Соотношение средней площади одного лесного пожара текущего года к средней площади одного лесного пожара за последние 5 лет, % | 182,7 | 174,7 | 339,4 | 18,0 |
Удельная площадь земель лесного фонда, покрытых лесной растительностью, погибшей от лесных пожаров, % | 0,013 | 0,017 | 0,096 | 0,049 |
Доля площади очагов вредителей и болезней к площади земель, покрытых лесной растительностью, % | 3,60 | 3,26 | 3,14 | 3,15 |
Отношение площади искусственного лесовосстановления к площади выбытия лесов от сплошных рубок и гибели лесов, % | 47,6 | 71,6 | 48,4 | 55,5 |
Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов в расчете на 1 гектар земель лесного фонда, руб./га | 178,14 | 108,04 | 140,72 | 176,92 |
Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины, % | 54,8 | 54,8 | 61,5 | 57,4 |
Доля объема нелегальной заготовки древесины в общем объеме ее заготовки, % | 0,29 | 0,32 | 0,13 | 0,13 |
Доля специалистов лесного хозяйства, охваченных системой повышения квалификации от общей численности, занятых в лесном хозяйстве, % | 0,92 | 0,67 | 0,67 | 0,37 |
Выпуск товарной продукции на 1 работника, тыс. руб./чел. | 33,68 | 26,76 | 50,0 | 40,2 |
Доля абитуриентов лесохозяйственных техникумов и вузов, работников лесного хозяйства от числа выпускников школьных лесничеств, % | 18 | 20 | 22 | 25 |