Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2013 года N 832-п


Об утверждении государственной программы "Развитие лесного хозяйства Брянской области" (2014 - 2020 годы)

(с изменениями на 3 декабря 2018 года)

 ____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
постановления Правительства Брянской области от 14.01.2019 N 7-п
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Брянской области от 07.04.2014 N 144-п

постановлением Правительства Брянской области от 28.07.2014 N 343-п,

постановлением Правительства Брянской области от 29.12.2014 N 636-п,

постановлением Правительства Брянской области от 29.12.2014 N 699-п,

постановлением Правительства Брянской области от 12.05.2015 N 194-п,

постановлением Правительства Брянской области от 21.08.2015 N 403-п,

постановлением Правительства Брянской области от 18.12.2015 N 658-п,

постановлением Правительства Брянской области от 25.12.2015 N 688-п,

постановлением Правительства Брянской области от 25.04.2016 N 219-п,

постановлением Правительства Брянской области от 08.08.2016 N 426-п,

постановлением Правительства Брянской области от 28.11.2016 N 603-п,

постановлением Правительства Брянской области от 30.12.2016 N 748-п,

постановлением Правительства Брянской области от 16.01.2017 N 11-п,

постановлением Правительства Брянской области от 15.05.2017 N 221-п,

постановлением Правительства Брянской области от 11.12.2017 N 635-п,

постановлением Правительства Брянской области от 15.01.2018 N 3-п,

постановлением Правительства Брянской области от 18.06.2018 N 296-п,

постановлением Правительства Брянской области от 03.12.2018 N 610-п.

____________________________________________________________________


В соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 28 октября 2013 года N 608-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Брянской области" Правительство Брянской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Развитие лесного хозяйства Брянской области" (2014 - 2020 годы). (в ред. постановления Правительства Брянской области от 29.12.2014 N 699-п)

2. Признать утратившими силу:

постановления администрации Брянской области:

от 30 декабря 2011 года N 1289 "Об утверждении государственной программы "Развитие лесного хозяйства Брянской области" (2012 - 2015 годы)";

от 3 июля 2012 года N 602 "О внесении изменений в постановление администрации области от 30 декабря 2011 года N 1289 "Об утверждении государственной программы "Развитие лесного хозяйства Брянской области" (2012 - 2015 годы)";

от 24 августа 2012 года N 799 "О внесении изменений в государственную программу "Развитие лесного хозяйства Брянской области" (2012 - 2015 годы)";

от 29 декабря 2012 года N 1350 "О внесении изменений в государственную программу "Развитие лесного хозяйства Брянской области" (2012 - 2015 годы)";

от 29 декабря 2012 года N 1366 "О внесении изменений в государственную программу "Развитие лесного хозяйства Брянской области" (2012 - 2015 годы)";

постановление Правительства Брянской области от 28 октября 2013 года N 609-п "О внесении изменений в постановление администрации Брянской области от 30 декабря 2011 года N 1289 "Об утверждении государственной программы "Развитие лесного хозяйства Брянской области" (2012 - 2015 годы)".

3. Данное постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.

4. Опубликовать настоящее постановление на официальном сайте Правительства Брянской области в сети "Интернет".

5. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Брянской области Касацкого А.И.

Губернатор
Н.В. Денин




Утверждена
постановлением Правительства
 Брянской области
от 30 декабря 2013 г. N 832-п


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
"Развитие лесного хозяйства Брянской области"
(2014 - 2020 годы)

(в ред. постановления Правительства Брянской области от 25.12.2015 N 688-п)


ПАСПОРТ
государственной программы "Развитие лесного хозяйства
Брянской области" (2014 - 2020 годы)

Наименование государственной программы

-

"Развитие лесного хозяйства Брянской области" (2014 - 2020 годы)

Ответственный исполнитель государственной программы

-

управление лесами Брянской области

Соисполнители государственной программы

-

отсутствуют

Перечень подпрограмм

-

отсутствуют

Цели государственной программы

-

повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при сохранении экономического и экологического потенциала, а также глобальных функций лесов (в ред. постановления Правительства Брянской области от 11.12.2017 N 635-п)

Задачи государственной программы

-

обеспечение эффективного управления лесами и устойчивого развития лесного сектора экономики; (в ред. постановления Правительства Брянской области от 03.12.2018 N 610-п)

обеспечение эффективной охраны, защиты, воспроизводства, а также рационального, многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия. (в ред. постановления Правительства Брянской области от 03.12.2018 N 610-п)

Срок реализации государственной программы

-

2014 - 2020 годы

Объем бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы

-

2014 год - 657560073,00 рубля;

2015 год - 642283533,60 рубля;

2016 год - 658416449,00 рубля;

2017 год - 661613326,00 рубля;

2018 год - 824278887,00 рубля;

2019 год - 752889635,00 рубля;

2020 год - 750401835,00 рубля;

в том числе:

средства областного бюджета:

2014 год - 55974673,00 рубля;

2015 год - 61329286,20 рубля;

2016 год - 60409786,00 рубля;

2017 год - 79259286,00 рубля;

2018 год - 151407547,00 рубля;

2019 год - 68013095,00 рубля;

2020 год - 68013095,00 рубля;

средства федерального бюджета:

2014 год - 225655800,00 рубля;

2015 год - 212429600,00 рубля;

2016 год - 221982263,00 рубля;

2017 год - 225268600,00 рубля;

2018 год - 311241100,00 рубля;

2019 год - 323035600,00 рубля;

2020 год - 320547800,00 рубля. (в ред. постановления Правительства Брянской области от 03.12.2018 N 610-п)

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

-

показатели результативности и эффективности реализации государственной программы и конечные результаты реализации программы приведены в приложении 1 к государственной программе


Введение


В соответствии с указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года N 82 "Об утверждении Положения об управлении лесами Брянской области" управление лесами Брянской области является исполнительным органом государственной власти области по осуществлению полномочий, возложенных в соответствии с законодательством на исполнительные органы субъектов Российской Федерации в области лесных отношений.


1. Характеристика текущего состояния сферы реализации
государственной программы

Леса России - один из возобновляемых природных ресурсов, которые удовлетворяют множественные потребности индустрии, общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись стратегически важной задачей.

Общая площадь лесов на территории Брянской области по учету лесного фонда по состоянию на 01.01.2015 составляет 1237,1 тыс. га, или 33% от ее площади, в том числе леса, расположенные на землях лесного фонда, составляют 1208,7 тыс. га. Эксплуатационные леса занимают 45,9% площади. Общий запас древесины составляет 219,8 млн. куб. метров.

В лесном фонде преобладают хвойные насаждения, на долю которых приходится около 48% покрытых лесной растительностью земель, 6,2% покрытых лесной растительностью земель лесного фонда занято твердолиственными насаждениями.

Основной вид использования лесов - заготовка древесины. Ежегодный допустимый объем изъятия древесины (расчетная лесосека) в 2014 году составляет 2443,1 тыс. куб. метров ликвидной древесины, в том числе по хвойному хозяйству - 1135,8 тыс. куб. метров. В аренде находится 77,5% площади земель лесного фонда, в том числе в целях заготовки древесины - 73,7%. Установленный объем изъятия древесины на арендованных участках составляет 1718,4 тыс. куб. метров. Использование ежегодного допустимого объема изъятия древесины (освоение расчетной лесосеки) на арендованных лесных участках составило в 2012 году 70,8%, в 2013 году - 67,6%, в 2014 году - 75,1%.

Неосвоение расчетной лесосеки связано с уменьшением объемов заготовки мягколиственной древесины в связи с отсутствием спроса.

Обязательным принципом рационального, неистощимого использования лесных ресурсов является своевременное восстановление площадей, пройденных рубкой. Работы по восстановлению лесов проводят арендаторы за счет собственных средств в объемах, предусмотренных договорами аренды, и иные хозяйствующие субъекты за счет субвенций из федерального бюджета в рамках государственных контрактов (договоров) на свободных лесных участках. В 2012 году лесовосстановительные работы проведены в Брянской области на площади 3137,4 га, в 2013 году - на площади 3437 га, в 2014 году - на площади 3277 га.

В целях своевременного и качественного восстановления лесов арендаторами лесных участков плановые задания ежегодно перевыполняются на 10 - 16%, что позволяет не оставлять незакультивированных вырубок на арендуемых участках. Управление лесами Брянской области (далее - управление лесами) в рамках взаимовыгодного сотрудничества оперативно вносит изменения в лесохозяйственные регламенты лесничеств и обеспечивает корректировку проектов освоения лесов.

Средний класс природной пожарной опасности в регионе составляет 2,9 балла по пятибалльной системе.

Значительное количество лесных пожаров, происходящих ежегодно на территории лесного фонда, обусловлено высоким процентом хвойных насаждений, густой сетью дорог, большой посещаемостью населением лесов, неконтролируемыми сельхозпалами. По итогам мониторинга пожарной ситуации в лесах, осуществляемого Федеральным агентством лесного хозяйства, за последние 3 года субъектам Российской Федерации не удалось окончательно стабилизировать ситуацию с лесными пожарами.

В 2009 году только на землях лесного фонда Брянской области было зарегистрировано 399 лесных пожаров, пройденная ими площадь составила свыше 751 га. Недостаточную эффективность показала существующая система охраны лесов в критических условиях лесопожарной ситуации 2010 года, тогда огнем было пройдено 1977 га леса, общий ущерб от лесных пожаров превысил 50 млн. рублей.

Наибольшее количество лесных пожаров за десятилетний период наблюдения возникло в 2002 и 2010 годах - 979 и 424 случая соответственно, на площади 1983 га в 2002 году и 1977 га в 2010 году. В 2013 году возникло 16 лесных пожаров на общей площади 24,2 га, в 2014 году - 114 случаев на площади 248,4 га.

Негативно на охране лесов от пожаров сказалось недостаточное финансирование и истощение материально-технической базы государственного бюджетного учреждения Брянской области "Лесопожарная служба".

В целях оснащения государственного бюджетного учреждения Брянской области "Лесопожарная служба" в 2012 году Брянской области выделены на приобретение техники и оборудования субсидии из федерального бюджета в объеме 29465,5 тыс. рублей и из областного бюджета - 2543,5 тыс. рублей. Приобретено 23 единицы противопожарной техники: автоцистерны, бульдозер, многофункциональные транспортные средства, лесопатрульный автомобиль повышенной проходимости, низкорамный полуприцеп с тягачом. В 2013 году на приобретение техники и оборудования выделены субсидии из областного бюджета в объеме 2400 тыс. рублей. Приобретены: культиваторы лесные бороздные, автомобиль для доставки людей, пожарно-технического инвентаря и оборудования к местам тушения лесных пожаров, оборудование для системы мониторинга пожарной опасности (лесопожарные телевизионные системы, радиостанции, мобильные телефоны), ранцевые лесные огнетушители. В 2014 году на приобретение лесопожарной техники из федерального бюджета выделено 3687,2 тыс. руб., из областного бюджета - 197,2 тыс. рублей. Приобретено семь лесопожарных комплексов и другое мелкое оборудование и инвентарь.

Выполнение комплекса мероприятий по противопожарному обустройству осуществляется государственным бюджетным учреждением Брянской области "Лесопожарная служба" в рамках выполнения государственного задания и арендаторами на арендованных ими лесных участках.

При сохранении достигнутого уровня организации и финансирования охраны лесов количество лесных пожаров и пройденная ими площадь лесов на период до 2020 года должны иметь тенденцию к снижению.

Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности и минимизация потерь вследствие пожаров являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития Брянской области.

Наметилась тенденция к увеличению повреждения лесов и потере лесных ресурсов от вредителей и болезней. По Брянской области ежегодное выбытие лесов составляет около 5 тыс. га (от сплошных рубок, гибели от лесных пожаров и вредных организмов).

Общая площадь погибших лесных насаждений за период 2009 - 2013 годов колеблется от 1295 до 2600 га, составляя в среднем 1884 га. Основные причины гибели лесов - неблагоприятные погодные условия, вызывающие вспышки очагов вредителей леса (короеда-типографа).

В целях определения площадей погибших лесных насаждений ежегодно проводится лесопатологическое обследование лесных насаждений. В 2012 году лесопатологическое обследование проведено на площади 35,8 тыс. га, в 2013 году - на площади 15,6 тыс. га, в 2014 году - на площади 13,4 тыс. га.

Площадь очагов вредителей и болезней леса, требующих мер борьбы, составила за 2013 год 7,1 тыс. га, за 2014 год - 6,7 тыс. га. Санитарно-оздоровительные мероприятия проведены на площади 11,6 тыс. га.

Вследствие реорганизации структур управления лесами в регионах, пострадавших от радиоактивного загрязнения, практически разрушена система радиационного контроля в лесном хозяйстве. Одной из основных проблем экологического состояния брянских лесов является радиоактивное загрязнение их почв цезием-137 в результате аварии на Чернобыльской АЭС. В зоне с плотностью загрязнения почвы цезием-137 от 5,1 до 15 Ки/кв. м главной целью пользования лесным фондом является сохранение и усиление свойств леса как биогеохимического барьера на пути миграции радионуклидов, поддержание удовлетворительного санитарного и противопожарного состояния.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации основные полномочия в сфере защиты лесов, за исключением лесопатологического мониторинга, переданы субъектам Российской Федерации. На федеральном уровне осуществляется только законодательное и нормативное правовое регулирование лесозащитных мероприятий, а также проведение лесопатологического мониторинга, что обусловливает необходимость развития эффективных координационных мер, обеспечивающих высокий уровень взаимодействия разных уровней государственной власти в области защиты лесов.

Таким образом, многофакторность повреждения лесов требует создания многофункциональной системы охраны и защиты лесов, обеспечивающей эффективное проведение мероприятий по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров, контролю лесопатологической ситуации в лесах, локализации и ликвидации очагов вредных организмов, реабилитации лесных насаждений, ослабленных повреждающими факторами, а также по обеспечению безопасности населения и работников лесного хозяйства в условиях радиационного загрязнения.

Объем незаконно заготавливаемой древесины, а также размер причиненного ущерба увеличился. Объем незаконных рубок в 2013 году увеличился к уровню 2012 года на 0,5 тыс. куб. метров и составил 1,3 тыс. куб. метров, в 2014 году - на 0,8 тыс. куб. метров и составил 2,2 тыс. куб. метров. Выявляемость нарушителей незаконных рубок в 2013 году возросла по сравнению с уровнем 2012 года на 9,0% и составила 41,4%, в 2014 году к уровню 2013 года снизилась на 22,3% и составила 19,4%.

Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для повышения эффективности и объемов использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Вместе с тем передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации обусловливает необходимость повышения эффективности использования лесов, снижения уровня их повреждения неблагоприятными факторами (прежде всего лесными пожарами), достижения требуемого качества работ по воспроизводству лесов и снижения объемов нелегального оборота древесины. Кроме того, требуется создание унифицированных подходов для всей территории страны по формированию региональных органов лесоуправления, организации государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах, ведения государственного лесного реестра.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»