Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 февраля 2012 года N 164


Об утверждении Стратегии развития торговли в Брянской области на 2012 - 2015 годы

____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
постановления Правительства Брянской области от 29.10.2018 N 557-п
____________________________________________________________________



В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Законом Брянской области от 5 августа 2011 года N 76-З "О полномочиях органов государственной власти Брянской области в сфере государственного регулирования торговой деятельности в Брянской области", приказом Минпромторга России от 31 марта 2011 года N 422 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года"

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития торговли в Брянской области на 2012 - 2015 годы.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области - председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области Симоненко Н.К.

Губернатор
Н.В. Денин


 Утверждена
постановлением администрации
Брянской области
от 22 февраля 2012 г. N 164

Стратегия
развития торговли в Брянской области на 2012 - 2015 годы


Паспорт
Стратегии развития торговли в Брянской области на 2012 - 2015 годы


Наименование

-

Стратегия развития торговли в Брянской области на 2012 - 2015 годы

Основания для разработки Стратегии (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

-

Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Закон Брянской области от 5 августа 2011 года N 76-З "О полномочиях органов государственной власти Брянской области в сфере государственного регулирования торговой деятельности в Брянской области", приказ Минпромторга России от 31 марта 2011 года N 422 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года"

Государственный заказчик

-

администрация Брянской области

Разработчик и заказчик

-

управление потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области

Цели и задачи,
важнейшие целевые показатели

-

цели: развитие торговой деятельности и формирование эффективной торговой политики, направленной на максимально полное удовлетворение потребностей населения Брянской области в услугах торговли, формирование конкурентной среды и поддержку отечественных товаропроизводителей;

 

задачи:

 
     совершенствование и развитие инфраструктуры розничной и оптовой торговли, создание условий для формирования конкурентной среды;

     повышение территориальной доступности предприятий потребительского рынка;

     стимулирование развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах;

     поддержка организаций потребительской кооперации;

     совершенствование координации управления и правового регулирования в сфере торговли;

     поддержка развития малого и среднего бизнеса, устранение административных барьеров, препятствующих развитию торговли;

     совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения профессионального уровня работников торговли.

     Целевые индикаторы Стратегии приведены в таблице

Срок реализации

-

2012 - 2015 годы

Перечень основных мероприятий

-

организационные и основные мероприятия по реализации Стратегии приведены в приложениях 1, 2

Исполнители основных мероприятий

-

управление потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области;

 

департамент экономического развития Брянской области;

комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области;

управление государственной службы занятости населения Брянской области;

управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области (по согласованию);

управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (по согласованию);

территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Брянской области (по согласованию);

 
     общественные организации, предприятия, индивидуальные предприниматели (по согласованию)

Объемы и источники финансирования

-

ресурсное обеспечение стратегии осуществляется из областного бюджета и внебюджетных источников.

Внебюджетные источники, всего - 730085 тыс. рублей:

 2012 г. - 261528 тыс. руб.;

 2013 г. - 250585 тыс. руб.;

 2014 г. - 100047 тыс. руб.;

 2015 г. - 117925 тыс. руб.

Ожидаемые конечные результаты
реализации Стратегии

-

основные социально-экономические показатели торговой деятельности к 2015 году:

     количество предприятий розничной торговли - 6650;

     оборот розничной торговли на душу населения - 65000 рублей;

     темп рост оборота розничной торговли (в сопоставимых ценах) - 106 процентов;

     достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения Брянской области площадью торговых объектов в расчете на 1000 жителей - 470 кв. метров

Система организации контроля за исполнением

-

координацию и контроль за исполнением Стратегии осуществляет управление потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области


Введение

     

Основанием для разработки Стратегии развития торговли в Брянской области на 2012 - 2015 годы (далее - Стратегия) являются Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Закон Брянской области от 5 августа 2011 года N 76-З "О полномочиях органов государственной власти Брянской области в сфере государственного регулирования торговой деятельности в Брянской области", приказ Минпромторга России от 31 марта 2011 года N 422 "Об утверждении Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года".

Стратегия содержит мероприятия и направления, в целом определяющие характер и значимость проблемы развития торговой деятельности в Брянской области.

1. Анализ состояния и развития торговой отрасли

Потребительский рынок Брянской области функционирует как крупная составная часть единого экономического комплекса области. Его главная задача - создание условий для удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, обеспечение качества и безопасности их предоставления, облегчение доступа к товарам и услугам для всех социальных групп населения области.

Состояние и перспективы развития потребительского рынка в полной мере отражают экономические изменения, происходящие в области. Быстрому развитию потребительского рынка способствовали стабилизация экономического положения в регионе, создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.

Сфера торговли является одним из основных налогоплательщиков, ее доля в налоговых платежах в 2010 году составила 17 %. Занято в сфере торговли 128 тыс. человек, или 21 процент от общей численности работников, занятых в экономике области.

В секторе торговли работают около 3500 малых предприятий, что составляет 52 % от общего количества предприятий торговли, где трудятся 21 тыс. человек. Более 16 % товарооборота приходится на долю малого бизнеса.

На протяжении последних лет в развитии потребительского рынка сохраняются положительные тенденции:

доля товаров местного производства в ассортиментном перечне товаров продовольственного сегмента сохраняется на уровне 30 - 35 %, а по отдельным видам (молоко и молокопродукты, мясопродукты, хлеб и хлебобулочные изделия) - до 90 %;

наблюдается активное расширение сети супермаркетов и торговых центров, предприятий общественного питания с современным уровнем сервиса;

преобразуется рыночная торговля. Поэтапно рынки переходят в капитальные строения;

упорядочивается деятельность объектов мелкорозничной торговой сети.

Ежегодно количество предприятий торговли увеличивается в среднем на 150 магазинов разных форматов. По состоянию на 1 января 2011 года в области насчитывалось 6770 предприятий торговли, функционируют 49 розничных рынков на 16,3 тыс. мест, 31 ярмарка (с крытыми павильонами) на 4,3 тыс. мест.

В 2010 году торговые площади увеличились на 25,7 тыс. кв. метров, что позволило дополнительно создать более 2 тыс. рабочих мест. Торговля является одной из наиболее инвестиционно привлекаемых отраслей. В 2010 году инвестиции в основной капитал превысили 1 млрд. рублей, при этом большая доля инвестиций вкладывается брянскими организациями, предпринимателями.

До 2013 года норматив минимальной обеспеченности населения торговыми площадями по Брянской области должен достичь 453 кв. метра на 1 тыс. жителей, но уже сейчас по г. Брянску этот норматив превышен и составляет 663 кв. метра, по области - 449 кв. метров.

В 2010 году в области продано через розничную торговую сеть товаров более чем на 110 млрд. рублей, что выше уровня аналогичного периода 2009 года на 9,3 % (в сопоставимых ценах). По Центральному федеральному округу в 2010 году темп роста розничного товарооборота составил 107,3 %, по России в целом - 106,3 %.

В сфере торговли постоянно растет доля предприятий торговли, отвечающих современным требованиям по уровню обслуживания, эстетическому, техническому состоянию.

Всего по методу самообслуживания работают 822 магазина, в том числе 362 по продаже продовольственных товаров, из них в сельской местности - 143.

Динамика отдельных показателей сферы торговли и услуг в 2006 - 2010 годах:

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Темп роста оборота розничной торговли к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых ценах (%)

116,3

118,8

115,5

98,8

109,3

Продажа товаров на душу населения (рублей)

36811

48265

64713

72375

86568

Количество предприятий торговли

5940

6218

6537

6623

6774

Обеспеченность торговыми площадями на 1 тыс. жителей, кв. м

320

350

383

427

449


В последние годы происходят изменения в структуре розничного товарооборота.

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Удельный вес продажи в общем товарообороте (%):

 продовольственных товаров

 непродовольственных товаров



46,8
53,2



46,8
53,2



49,4
50,6



52,4
47,6



52,9
47,1


В соотношении продовольственных и непродовольственных товаров в докризисном периоде характерно увеличение доли продаж непродовольственных товаров, но кризис изменил эту тенденцию и соотношение между группами товаров вернулось на уровень 2000 - 2005 годов. Одним из последствий финансового кризиса стало замедление прироста продаж непродовольственных товаров. В настоящее время доля продаж непродовольственных товаров составляет 47,8 %.

Важная роль в сфере торговли отводится потребительской кооперации. В системе имеется 1046 магазинов, в том числе 736, или 70 % от общего числа, расположены в сельской местности.

Значительная работа проводится по реконструкции, модернизации и вводу новых объектов. В 2010 году на эти цели было направлено более 70 млн. рублей, в первом полугодии 2011 года - более 20 млн. рублей. По методу самообслуживания работают 223 магазина, из них 138 - в сельской местности. Потребительская кооперация обслуживает до 60 % сельского населения. Практически каждый магазин, расположенный на селе, осуществляет закуп излишков сельхозпродукции у населения. В 2010 году закуп сельхозпродукции и сырья составил 276 млн. рублей с темпом роста в сопоставимых ценах 123 %.

Вместе с тем потребительская кооперация имеет специфику, большинство торговых предприятий находятся на значительном расстоянии от оптовых баз, предприятий перерабатывающей промышленности. Отдельные торговые предприятия убыточны, так как расположены в населенных пунктах с численностью менее 100 человек.

Несмотря на высокие темпы развития потребительского рынка, существуют определенные проблемы по торговому обслуживанию жителей труднодоступных и малочисленных населенных пунктов.

На начало 2011 года в области насчитывается 1256 малочисленных населенных пунктов, не имеющих стационарных торговых предприятий, с численностью 34,5 тыс. человек, из них 70 % населенных пунктов, где проживает от 1 до 30 человек.

За последние 5 лет в сельских населенных пунктах области закрыто 409 убыточных предприятий розничной торговли, в том числе:

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Количество

закрытых магазинов

86

82

87

69

85


Торговое обслуживание населения осуществляется посредством выездной торговли. В целях улучшения торгового обслуживания этой категории населения муниципальными образованиями согласованы графики выездной торговли по каждому населенному пункту с указанием исполнителей услуг и периодичности завоза товаров. Время и дни завоза товаров согласованы с населением. В каждом районе разработаны мероприятия, направленные на улучшение торгового обслуживания населения. Однако проблемы в этом направлении остаются, особенно в период бездорожья.

Развитие торговой деятельности потребительской кооперации в сельской местности сдерживается такими факторами, как:

недостаток собственных оборотных средств;

значительные транспортные издержки;

недостаток транспортных средств для доставки товаров в малочисленные и отдаленные населенные пункты;

низкая платежеспособность населения.

Важную роль в сфере товарного обращения играет оптовая торговля, являющаяся связующим звеном между производителем и покупателем.

В 2010 году общий объем оборота оптовой торговли составил 103,5 млрд. рублей, что на 21 % больше, чем в предыдущем году.

В 2011 году оптовой торговлей занимаются 700 оптово-посреднических предприятий, из них 330 осуществляют поставку продовольственных товаров.

В целях стимулирования деловой активности субъектов торговой деятельности и обеспечения взаимодействия между предприятиями сферы торговли и отечественными товаропроизводителями проводятся ярмарки, выставки-продажи, покупательские конференции по продаже и реализации товаров местных товаропроизводителей.

Для удовлетворения спроса населения ежегодно в осенний период во всех районах области проводятся ярмарки выходного дня по продаже растениеводческой продукции, а также продукции, вырабатываемой предприятиями перерабатывающей промышленности области. В период массовой заготовки овощей в 2011 году проведено 350 сельхозярмарок, где реализовано более 1,5 тыс. тонн плодоовощной продукции и картофеля. Предприятиями перерабатывающей промышленности реализовано продукции на сумму 2,6 млн. рублей. На 110 торговых точках сельхозпроизводители ежедневно реализуют более 10 тонн молока.

Ежегодно в сентябре проходит областная медовая ярмарка с участием пчеловодов Брянской области и соседних регионов.

По состоянию на 1 января 2011 года в области функционирует 49 рынков на 16293 торговых места. Доминирующее положение (73 %) занимают универсальные рынки. В структуре формирования оборота розничной торговли наметилась тенденция снижения удельного веса продажи товаров на розничных рынках. Если в 2005 году удельный вес составлял 30 %, в 2006 году - 27 %, в 2007 году - 20 %, то по состоянию на 1 июля 2011 года - 13,7 %.

Характерным для всех рынков независимо от их расположения, специализации является то, что везде имеются свободные торговые места, уровень использования торговых мест колеблется от времени года и составляет: по универсальным рынкам в летний период - 80 - 90 %, в зимний период - 60 - 70 %, по сельскохозяйственным рынкам в летний период - 70 - 80 %, в зимний период - 50 - 60 %.

Население все больше отдает предпочтение магазинным формам торговли, где созданы условия как для продавцов, так и покупателей, где можно приобрести качественный товар по доступным ценам. Но, несмотря на это, роль рынков в обеспечении населения потребительскими товарами по-прежнему значительна, особенно в районных центрах. В большей степени это касается мяса, плодоовощной продукции, молокопродуктов, одежды, обуви, чулочно-носочных изделий, напольных покрытий, ковров и ковровых изделий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»