АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 февраля 2012 года N 164
____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
постановления Правительства Брянской области от 29.10.2018 N 557-п
____________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Законом Брянской области от 5 августа 2011 года N 76-З "О полномочиях органов государственной власти Брянской области в сфере государственного регулирования торговой деятельности в Брянской области", приказом Минпромторга России от 31 марта 2011 года N 422 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года"
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития торговли в Брянской области на 2012 - 2015 годы.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области - председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области Симоненко Н.К.
Губернатор
Н.В. Денин
Стратегия
развития торговли в Брянской области на 2012 - 2015 годы
Наименование | - | Стратегия развития торговли в Брянской области на 2012 - 2015 годы |
Основания для разработки Стратегии (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | - | Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Закон Брянской области от 5 августа 2011 года N 76-З "О полномочиях органов государственной власти Брянской области в сфере государственного регулирования торговой деятельности в Брянской области", приказ Минпромторга России от 31 марта 2011 года N 422 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года" |
Государственный заказчик | - | администрация Брянской области |
Разработчик и заказчик | - | управление потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области |
Цели и задачи, | - | цели: развитие торговой деятельности и формирование эффективной торговой политики, направленной на максимально полное удовлетворение потребностей населения Брянской области в услугах торговли, формирование конкурентной среды и поддержку отечественных товаропроизводителей; задачи: |
Срок реализации | - | 2012 - 2015 годы |
Перечень основных мероприятий | - | организационные и основные мероприятия по реализации Стратегии приведены в приложениях 1, 2 |
Исполнители основных мероприятий | - | управление потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области; департамент экономического развития Брянской области; комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области; управление государственной службы занятости населения Брянской области; управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области (по согласованию); управление Федеральной антимонопольной службы по Брянской области (по согласованию); территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Брянской области (по согласованию); |
Объемы и источники финансирования | - | ресурсное обеспечение стратегии осуществляется из областного бюджета и внебюджетных источников. Внебюджетные источники, всего - 730085 тыс. рублей: 2012 г. - 261528 тыс. руб.; 2013 г. - 250585 тыс. руб.; 2014 г. - 100047 тыс. руб.; 2015 г. - 117925 тыс. руб. |
Ожидаемые конечные результаты | - | основные социально-экономические показатели торговой деятельности к 2015 году: |
Система организации контроля за исполнением | - | координацию и контроль за исполнением Стратегии осуществляет управление потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области |
Основанием для разработки Стратегии развития торговли в Брянской области на 2012 - 2015 годы (далее - Стратегия) являются Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", Закон Брянской области от 5 августа 2011 года N 76-З "О полномочиях органов государственной власти Брянской области в сфере государственного регулирования торговой деятельности в Брянской области", приказ Минпромторга России от 31 марта 2011 года N 422 "Об утверждении Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года".
Стратегия содержит мероприятия и направления, в целом определяющие характер и значимость проблемы развития торговой деятельности в Брянской области.
Потребительский рынок Брянской области функционирует как крупная составная часть единого экономического комплекса области. Его главная задача - создание условий для удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги, обеспечение качества и безопасности их предоставления, облегчение доступа к товарам и услугам для всех социальных групп населения области.
Состояние и перспективы развития потребительского рынка в полной мере отражают экономические изменения, происходящие в области. Быстрому развитию потребительского рынка способствовали стабилизация экономического положения в регионе, создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата.
Сфера торговли является одним из основных налогоплательщиков, ее доля в налоговых платежах в 2010 году составила 17 %. Занято в сфере торговли 128 тыс. человек, или 21 процент от общей численности работников, занятых в экономике области.
В секторе торговли работают около 3500 малых предприятий, что составляет 52 % от общего количества предприятий торговли, где трудятся 21 тыс. человек. Более 16 % товарооборота приходится на долю малого бизнеса.
На протяжении последних лет в развитии потребительского рынка сохраняются положительные тенденции:
доля товаров местного производства в ассортиментном перечне товаров продовольственного сегмента сохраняется на уровне 30 - 35 %, а по отдельным видам (молоко и молокопродукты, мясопродукты, хлеб и хлебобулочные изделия) - до 90 %;
наблюдается активное расширение сети супермаркетов и торговых центров, предприятий общественного питания с современным уровнем сервиса;
преобразуется рыночная торговля. Поэтапно рынки переходят в капитальные строения;
упорядочивается деятельность объектов мелкорозничной торговой сети.
Ежегодно количество предприятий торговли увеличивается в среднем на 150 магазинов разных форматов. По состоянию на 1 января 2011 года в области насчитывалось 6770 предприятий торговли, функционируют 49 розничных рынков на 16,3 тыс. мест, 31 ярмарка (с крытыми павильонами) на 4,3 тыс. мест.
В 2010 году торговые площади увеличились на 25,7 тыс. кв. метров, что позволило дополнительно создать более 2 тыс. рабочих мест. Торговля является одной из наиболее инвестиционно привлекаемых отраслей. В 2010 году инвестиции в основной капитал превысили 1 млрд. рублей, при этом большая доля инвестиций вкладывается брянскими организациями, предпринимателями.
До 2013 года норматив минимальной обеспеченности населения торговыми площадями по Брянской области должен достичь 453 кв. метра на 1 тыс. жителей, но уже сейчас по г. Брянску этот норматив превышен и составляет 663 кв. метра, по области - 449 кв. метров.
В 2010 году в области продано через розничную торговую сеть товаров более чем на 110 млрд. рублей, что выше уровня аналогичного периода 2009 года на 9,3 % (в сопоставимых ценах). По Центральному федеральному округу в 2010 году темп роста розничного товарооборота составил 107,3 %, по России в целом - 106,3 %.
В сфере торговли постоянно растет доля предприятий торговли, отвечающих современным требованиям по уровню обслуживания, эстетическому, техническому состоянию.
Всего по методу самообслуживания работают 822 магазина, в том числе 362 по продаже продовольственных товаров, из них в сельской местности - 143.
Динамика отдельных показателей сферы торговли и услуг в 2006 - 2010 годах:
Показатели | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Темп роста оборота розничной торговли к соответствующему периоду прошлого года в сопоставимых ценах (%) | 116,3 | 118,8 | 115,5 | 98,8 | 109,3 |
Продажа товаров на душу населения (рублей) | 36811 | 48265 | 64713 | 72375 | 86568 |
Количество предприятий торговли | 5940 | 6218 | 6537 | 6623 | 6774 |
Обеспеченность торговыми площадями на 1 тыс. жителей, кв. м | 320 | 350 | 383 | 427 | 449 |
В последние годы происходят изменения в структуре розничного товарооборота.
Показатели | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. |
Удельный вес продажи в общем товарообороте (%): продовольственных товаров непродовольственных товаров |
|
|
|
|
|
В соотношении продовольственных и непродовольственных товаров в докризисном периоде характерно увеличение доли продаж непродовольственных товаров, но кризис изменил эту тенденцию и соотношение между группами товаров вернулось на уровень 2000 - 2005 годов. Одним из последствий финансового кризиса стало замедление прироста продаж непродовольственных товаров. В настоящее время доля продаж непродовольственных товаров составляет 47,8 %.
Важная роль в сфере торговли отводится потребительской кооперации. В системе имеется 1046 магазинов, в том числе 736, или 70 % от общего числа, расположены в сельской местности.
Значительная работа проводится по реконструкции, модернизации и вводу новых объектов. В 2010 году на эти цели было направлено более 70 млн. рублей, в первом полугодии 2011 года - более 20 млн. рублей. По методу самообслуживания работают 223 магазина, из них 138 - в сельской местности. Потребительская кооперация обслуживает до 60 % сельского населения. Практически каждый магазин, расположенный на селе, осуществляет закуп излишков сельхозпродукции у населения. В 2010 году закуп сельхозпродукции и сырья составил 276 млн. рублей с темпом роста в сопоставимых ценах 123 %.
Вместе с тем потребительская кооперация имеет специфику, большинство торговых предприятий находятся на значительном расстоянии от оптовых баз, предприятий перерабатывающей промышленности. Отдельные торговые предприятия убыточны, так как расположены в населенных пунктах с численностью менее 100 человек.
Несмотря на высокие темпы развития потребительского рынка, существуют определенные проблемы по торговому обслуживанию жителей труднодоступных и малочисленных населенных пунктов.
На начало 2011 года в области насчитывается 1256 малочисленных населенных пунктов, не имеющих стационарных торговых предприятий, с численностью 34,5 тыс. человек, из них 70 % населенных пунктов, где проживает от 1 до 30 человек.
За последние 5 лет в сельских населенных пунктах области закрыто 409 убыточных предприятий розничной торговли, в том числе:
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | |
Количество закрытых магазинов | 86 | 82 | 87 | 69 | 85 |
Торговое обслуживание населения осуществляется посредством выездной торговли. В целях улучшения торгового обслуживания этой категории населения муниципальными образованиями согласованы графики выездной торговли по каждому населенному пункту с указанием исполнителей услуг и периодичности завоза товаров. Время и дни завоза товаров согласованы с населением. В каждом районе разработаны мероприятия, направленные на улучшение торгового обслуживания населения. Однако проблемы в этом направлении остаются, особенно в период бездорожья.
Развитие торговой деятельности потребительской кооперации в сельской местности сдерживается такими факторами, как:
недостаток собственных оборотных средств;
значительные транспортные издержки;
недостаток транспортных средств для доставки товаров в малочисленные и отдаленные населенные пункты;
низкая платежеспособность населения.
Важную роль в сфере товарного обращения играет оптовая торговля, являющаяся связующим звеном между производителем и покупателем.
В 2010 году общий объем оборота оптовой торговли составил 103,5 млрд. рублей, что на 21 % больше, чем в предыдущем году.
В 2011 году оптовой торговлей занимаются 700 оптово-посреднических предприятий, из них 330 осуществляют поставку продовольственных товаров.
В целях стимулирования деловой активности субъектов торговой деятельности и обеспечения взаимодействия между предприятиями сферы торговли и отечественными товаропроизводителями проводятся ярмарки, выставки-продажи, покупательские конференции по продаже и реализации товаров местных товаропроизводителей.
Для удовлетворения спроса населения ежегодно в осенний период во всех районах области проводятся ярмарки выходного дня по продаже растениеводческой продукции, а также продукции, вырабатываемой предприятиями перерабатывающей промышленности области. В период массовой заготовки овощей в 2011 году проведено 350 сельхозярмарок, где реализовано более 1,5 тыс. тонн плодоовощной продукции и картофеля. Предприятиями перерабатывающей промышленности реализовано продукции на сумму 2,6 млн. рублей. На 110 торговых точках сельхозпроизводители ежедневно реализуют более 10 тонн молока.
Ежегодно в сентябре проходит областная медовая ярмарка с участием пчеловодов Брянской области и соседних регионов.
По состоянию на 1 января 2011 года в области функционирует 49 рынков на 16293 торговых места. Доминирующее положение (73 %) занимают универсальные рынки. В структуре формирования оборота розничной торговли наметилась тенденция снижения удельного веса продажи товаров на розничных рынках. Если в 2005 году удельный вес составлял 30 %, в 2006 году - 27 %, в 2007 году - 20 %, то по состоянию на 1 июля 2011 года - 13,7 %.
Характерным для всех рынков независимо от их расположения, специализации является то, что везде имеются свободные торговые места, уровень использования торговых мест колеблется от времени года и составляет: по универсальным рынкам в летний период - 80 - 90 %, в зимний период - 60 - 70 %, по сельскохозяйственным рынкам в летний период - 70 - 80 %, в зимний период - 50 - 60 %.
Население все больше отдает предпочтение магазинным формам торговли, где созданы условия как для продавцов, так и покупателей, где можно приобрести качественный товар по доступным ценам. Но, несмотря на это, роль рынков в обеспечении населения потребительскими товарами по-прежнему значительна, особенно в районных центрах. В большей степени это касается мяса, плодоовощной продукции, молокопродуктов, одежды, обуви, чулочно-носочных изделий, напольных покрытий, ковров и ковровых изделий.