Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 декабря 2011 года N 1286


Об утверждении государственной программы "Государственное
 регулирование социально-трудовых отношений и охраны труда
 в Брянской области" (2012 - 2015 годы)


В соответствии с постановлениями администрации области от 1 июня 2011 года N 494 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Брянской области", от 17 июня 2011 года N 544 "Об утверждении перечня государственных программ (подпрограмм) Брянской области"

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу "Государственное регулирование социально-трудовых отношений и охраны труда в Брянской области" (2012 - 2015 годы).

2. Опубликовать настоящее постановление на официальном сайте администрации Брянской области в сети Интернет.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области Кузавлева Е.Д.

Губернатор
Н.В. Денин


 Утверждена
постановлением администрации
Брянской области
от 30 декабря 2011 г. N 1286

Государственная программа
"Государственное регулирование социально-трудовых
отношений и охраны труда в Брянской области"
(2012 - 2015 годы)


Паспорт
государственной программы "Государственное регулирование
социально-трудовых отношений и охраны труда в Брянской области"
(2012 - 2015 годы)

Наименование государственной программы

-

"Государственное регулирование социально-трудовых отношений и охраны труда в Брянской области" (2012 - 2015 годы)

Ответственный исполнитель государственной программы

-

управление труда Брянской области

Соисполнители государственной программы

Перечень долго-
срочных целевых
программ

-



-

отсутствуют



отсутствуют

Перечень подпрограмм

-

"Осуществление государственных полномочий в сфере социально-трудовых отношений и охраны труда" (2012 - 2015 годы)

Цель государственной программы

-

обеспечение эффективной реализации государственной политики в сфере социально-трудовых отношений и охраны труда

Задачи государственной программы

-

регулирование социально-трудовых отношений
и охраны труда;
     разработка и совершенствование региональной законодательной и иной нормативной правовой базы в сфере социально-трудовых отношений и охраны труда;
     защита трудовых прав граждан;
     снижение социальной напряженности и достижение социальной стабильности в обществе

Срок реализации государственной программы

-

2012 - 2015 годы

Объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы

-

общий объем средств, предусмотренных на реализацию государственной программы, - 38796,3 тыс. рублей, в том числе:
     2012 год - 9446,5 тыс. рублей;
     2013 год - 9763,8 тыс. рублей;
     2014 год - 9793,0 тыс. рублей;
     2015 год - 9793,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

-

объем задолженности по выплате заработной платы в организациях области по состоянию на конец периода, рублей:
     2012 год - 0,0 рубля;
     2013 год - 0,0 рубля;
     2014 год - 0,0 рубля;
     2015 год - 0,0 рубля;

     доля организаций, заключивших коллективные
договоры (% от общего числа зарегистрированных
организаций):
     2012 год - 12,0 %;
     2013 год - 13,0 %;
     2014 год - 15,0 %;
     2015 год - 16,0 %;

     снижение количества пострадавших при несчастных
случаях на производстве (% к предыдущему периоду):
     2012 год - 80,0 %;
     2013 год - 75,0 %;
     2014 год - 70,0 %;
     2015 год - 65,0 %;

     доля рабочих мест, на которых проведена аттестация
рабочих мест по условиям труда (% от общего количества
рабочих мест организаций области):
     2012 год - 8,0 %;
     2013 год - 9,0 %;
     2014 год - 10,0 %;
     2015 год - 12,0 %


Введение


В соответствии с постановлением администрации области от 30 декабря 2010 года N 1452 "Об утверждении Положения об управлении труда Брянской области" управление труда Брянской области (далее - управление) является исполнительным органом государственной власти Брянской области, обеспечивающим проведение на территории области единой государственной политики в сфере социально-трудовых отношений и охраны труда.

В своей деятельности управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Уставом Брянской области, законами Брянской области, нормативными правовыми актами Брянской областной Думы, администрации Брянской области, приказами и инструкциями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральной службы по труду и занятости, Положением об управлении.

Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Брянской области, органами государственной власти Брянской области, органами местного самоуправления Брянской области, профсоюзными и другими общественными объединениями, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

1. Характеристика текущего состояния социально-трудовых
 отношений и охраны труда в Брянской области


В целях реализации государственной политики в сфере социально-трудовых отношений и охраны труда на территории Брянской области осуществляются мероприятия, направленные на развитие социального партнерства, улучшение состояния условий и охраны труда в организациях области.

Для организации равноправного сотрудничества исполнительных органов государственной власти области, профсоюзов и работодателей в социально-трудовой сфере реализуется региональное соглашение между администрацией области, федерацией профсоюзов области и работодателями области.

Осуществляет деятельность областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

В 2011 году в области действовало 84 отраслевых тарифных соглашения, в том числе 14 на областном и 70 на районных уровнях, 33 территориальных соглашения (во всех муниципальных образованиях) и более 3500 коллективных договоров, что на 9 % больше, чем в 2010 году.

Учитывая актуальность своевременности и полноты выплаты заработной платы в организациях всех форм собственности, проводится непрерывное наблюдение и анализ ситуации с задолженностью по выплате заработной платы в муниципальных образованиях и организациях области.

В целях снижения задолженности по заработной плате и предупреждения ситуаций социальной напряженности администрацией области принимались определенные меры, в результате чего за последние три года задолженность по заработной плате в организациях области уменьшилась на 69 процентов.

В целях повышения эффективности работы в государственных и муниципальных бюджетных учреждениях области проведена работа по переходу на новые системы оплаты труда.

В ноябре 2011 года принято постановление администрации области, которым предусмотрено увеличение с 1 октября 2011 года на 6,5 процента тарифных ставок, окладов (должностных окладов), базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы работникам государственных учреждений Брянской области и муниципальных общеобразовательных учреждений.

Также с 1 октября 2011 года работникам, заработная плата которых складывается ниже минимального размера оплаты труда, установлена ежемесячная доплата в размере 6,5 процента от тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Ежеквартально проводятся расчеты величины прожиточного минимума (далее - ВПМ) для основных социально-демографических групп населения (трудоспособного населения, детей и пенсионеров) и готовятся проекты постановлений администрации области по ее утверждению.

Информация о ВПМ направляется в Минздравсоцразвития России, территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Брянской области и другим заинтересованным структурам. Данный показатель используется органами социальной защиты при оказании населению адресной социальной помощи, выплате детских пособий и предоставлении субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, юридическими и физическими лицами - в соответствии с действующим законодательством. За последние три года величина прожиточного минимума увеличилась в 1,2 раза.

Величина прожиточного минимума для пенсионера на 2012 год составит 4784 рубля. Данный показатель будет использоваться при определении социальной доплаты к пенсии.

Проводится мониторинг социально-трудовой сферы по следующим направлениям: демографическая ситуация в области, человеческие ресурсы - ресурсы труда, социально-трудовые процессы на предприятиях, доходы и уровень жизни населения, охрана труда.

Наблюдение и анализ показателей социально-трудовой сферы проводится ежемесячно (информация направляется в Минздравсоцразвития России и другим заинтересованным ведомствам).

Для дальнейшего развития системы социального партнерства на областном и районном уровнях, обеспечения согласования интересов работников и работодателей в регулировании социально-трудовых отношений и поддержания социальной стабильности в трудовых коллективах ежегодно проводится областной смотр-конкурс по развитию социального партнерства среди муниципальных образований.

По поручению Правительства Российской Федерации и с целью выявления российских организаций, добивающихся высокой социальной эффективности в решении социальных задач, с 2010 года проводится региональный этап всероссийского конкурса среди организаций области по различным номинациям.

В целях государственного управления охраной труда на территории области осуществляется реализация законов Брянской области от 15 декабря 1997 года N 34-З "Об охране труда в Брянской области", от 11 ноября 2009 года N 97-З "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области в области охраны труда", постановлений администрации области по вопросам организации и проведения обучения по охране труда, аттестации рабочих мест по условиям труда и других.

В соответствии с Законом Брянской области от 15 декабря 1997 года N 34-З "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области в области охраны труда" муниципальными образованиями осуществляется деятельность по следующим направлениям:

обеспечение реализации государственной политики в области охраны труда на территории муниципального образования;

осуществление деятельности постоянно действующих комиссий по охране труда;

участие в установленном порядке в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

участие в организации обучения и проверке знаний требований охраны труда работников организаций;

содействие в проведении аттестации рабочих мест по условиям труда и другое.

К положительным результатам реализации Закона Брянской области от 11 ноября 2009 года N 97-З "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Брянской области в области охраны труда" и мероприятий государственной программы можно отнести:

укрепление системы управления охраной труда на территории области;

усиление внимания работодателей к созданию безопасных условий труда работников организаций;

увеличение в 1,5 раза за последние три года количества организаций, в которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда;

активизация деятельности организаций по возврату финансовых средств (20 % страховых взносов) из Фонда социального страхования Российской Федерации на проведение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости (обучение по охране труда, аттестация рабочих мест по условиям труда).

Основную координирующую функцию в системе государственного управления охраной труда осуществляет межведомственная комиссия по охране труда при администрации области, на заседаниях которой ежеквартально рассматриваются вопросы состояния условий и охраны труда в организациях области.

Осуществляется государственная экспертиза:

качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений работодателей и работников.

За последние три года в два раза увеличилось количество проведенных экспертиз, по итогам которых ежегодно выявляется свыше двух тысяч различных нарушений государственных требований охраны труда.

Ежегодно принимается участие в судебных заседаниях по вопросам льготного пенсионного обеспечения работников, занятых в неблагоприятных условиях труда.

Проводится работа по организации проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и обучению по охране труда работников организаций. В настоящее время в области создана система обучающих и аттестующих организаций, аккредитованных в установленном порядке в Минздравсоцразвития России.

В целях проведения профилактических мероприятий, направленных на предупреждение профессиональных рисков, а также пропаганды передового опыта в сфере охраны труда ежегодного проводится областной смотр-конкурс на лучшее состояние охраны труда в организациях области.

Ежегодно проводится конкурс на лучший исполнительный орган государственной власти области в вопросах создания благоприятных условий труда в служебных помещениях и благоустройства прилегающих территорий.

В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 17 февраля 2010 года N 91 осуществляется работа по проведению областного мониторинга условий и охраны труда (направляется в Минздравсоцразвития России и заинтересованным ведомствам).

Однако, несмотря на проводимую работу в сфере охраны труда, в Брянской области ситуация с состоянием условий и охраны труда остается сложной и требует постоянного внимания.

Для решения поставленных задач, в целях дальнейшего улучшения состояния условий и охраны труда, снижения профессиональных рисков планируется дальнейшее развитие региональной нормативной базы, в том числе разработка и принятие долгосрочной целевой программы улучшения условий и охраны труда в организациях области.

Отдельные функции по урегулированию коллективных трудовых споров в Брянской области возложены на управление (постановление администрации области от 31 марта 2000 года N 131). Во всех муниципальных образованиях назначены ответственные лица по урегулированию коллективных трудовых споров. В целях организации и принятия участия в примирительных процедурах в области ежегодно формируется единый список посредников (трудовых арбитров) области, который утверждается заместителем Губернатора Брянской области. На протяжении последних трех лет в области не зарегистрировано коллективных трудовых споров и забастовок.

Текущее состояние сферы социально-трудовых отношений и охраны труда в Брянской области характеризуется показателями, отраженными в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика сферы социально-трудовых отношений
и охраны труда в Брянской области (2010-2011 годы)

N
пп

Наименование показателя

2010 год (факт)

2011 год (план)

1.

Объем задолженности по выплате заработной платы в организациях области по состоянию на конец периода, тыс. рублей

37500,0

3000,0

2.

Доля организаций, заключивших коллективные договоры, от общего числа зарегистрированных организаций, %

11,0

11,5

3.

Снижение количества пострадавших при несчастных случаях на производстве (% к предыдущему периоду)

82,0

81,0

4.

Доля рабочих мест, на которых проведена аттестация рабочих мест по условиям труда (% от общего количества рабочих мест организаций области)

2,6

6,0

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»