Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 апреля 2011 года N 382


Об утверждении программы "Комплексное
 развитие отрасли картофелеводства в
 Брянской области" (2011 - 2015 годы)

(с изменениями на 13 декабря 2011 года)


________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Постановлением администрации Брянской области от 03.08.2011 N 701,

Постановлением администрации Брянской области от 13.12.2011 N 1134.

________________________________


В соответствии с постановлением администрации области от 16 мая 2008 года N 472 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации" и поручением Губернатора Брянской области от 17 марта 2011 года N 25-Г

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую программу "Комплексное развитие отрасли картофелеводства в Брянской области" (2011 - 2015 годы).

2.  Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области - председателя комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области Симоненко Н.К.     

Губернатор
Н.В. Денин



 Утверждена
                                   постановлением администрации
                                   Брянской области
                                   от 25 апреля 2011 г. N 382


Программа
"Комплексное развитие отрасли
 картофелеводства в Брянской области"
(2011 - 2015 годы)


Паспорт
программы "Комплексное развитие отрасли
 картофелеводства в Брянской области"
 (2011 - 2015 годы)

Наименование программы

- программа "Комплексное развитие отрасли картофелеводства в Брянской области" (2011 - 2015 годы)

Основание для разработки программы

- постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1042, поручение Губернатора Брянской области от 17 марта 2011 года N 25-Г

Государственный заказчик

- администрация Брянской области

Заказчик программы

- комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области

Основной разработчик программы

- комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области

Цель программы

- формирование регионального картофелепродуктового кластера на основе как горизонтальной, так и вертикальной интеграции перерабатывающих, логистических, сельскохозяйственных, научных, строительных, мелиоративных, машиностроительных предприятий, предприятий химической промышленности, учебных заведений и др., обеспечивающего эффективное производство и продвижение на российский рынок и рынки Беларуси, Украины, Казахстана и др. стран качественного столового картофеля и картофелепродуктов, производимых на его основе на основе последних достижений науки и технического прогресса

Задачи программы

- увеличение валового сбора картофеля за счет увеличения площади посадок товарного картофеля и повышения урожайности, в т.ч. за счет обеспечения посадок картофеля высококачественным посадочным материалом, до объема, обеспечивающего поставку на рынок 1 млн. тонн картофеля и картофелепродуктов (в пересчете на столовый картофель);

     укрепление материально-технической базы картофелесеющих и перерабатывающих предприятий за счет технического оснащения современной сельскохозяйственной техникой и оборудованием;

     строительство, реконструкция и модернизация специализированных картофелехранилищ с установкой оборудования микроклимата, послеуборочной и предреализационной подготовкой картофеля;

     увеличение мощностей по глубокой переработке картофеля;

     повышение эффективности отрасли картофелеводства

Основные мероприятия программы (в ред. постановления администрации Брянской области от 03.08.2011 N 701)

- приобретение средств защиты растений картофеля;
 повышение квалификации руководителей, специалистов и работников отрасли картофелеводства;

     создание регионального центра по первичному семеноводству картофеля;

     приобретение оборудования по послеуборочной и предреализационной подготовке картофеля;

     приобретение специализированной сельскохозяйственной техники для возделывания и уборки картофеля;

     строительство специализированных картофелехранилищ;

     строительство предприятий по глубокой переработке картофеля

Сроки реализации программы

- 2011 - 2015 годы

Исполнители программы

- комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области, ГНУ "Брянская областная станция по картофелю" (по согласованию), филиал ФГУ "Россельхозцентр" по Брянской области (по согласованию)

Объемы и источники финансирования (в ред. постановления администрации Брянской области от 13.12.2011 N 1134)

- объем финансирования на реализацию программы за период 2011 - 2015 годов составляет 10621996,4 тыс. руб., в том числе:


2011 г. - 1372874,0 тыс. рублей;

2012 г. - 2209747,6 тыс. рублей;

2013 г. - 2448533,6 тыс. рублей;

2014 г. - 2481922,4 тыс. рублей;

2015 г. - 2108918,8 тыс. рублей;

в том числе:

за счет денежных средств областного бюджета - 37521,2 тыс. рублей, из них:

2011 г. - 7500,0 тыс. рублей;     

2012 г. - 7505,3 тыс. рублей;

2013 г. - 7505,3 тыс. рублей;

2014 г. - 7505,3 тыс. рублей;

2015 г. - 7505,3 тыс. рублей;

за счет денежных средств иных источников - 105574,6 тыс. рублей, из них:

2011 г. - 21103,0 тыс. рублей*;

2012 г. - 21117,9 тыс. рублей*;

2013 г. - 21117,9 тыс. рублей*;

2014 г. - 21117,9 тыс. рублей*;

2015 г. - 21117,9 тыс. рублей*;

внебюджетные средства - 10478900,6 тыс. рублей, в том числе:

2011 г. - 1344271,0 тыс. рублей;

2012 г. - 2181124,4 тыс. рублей;

2013 г. - 2419910,4 тыс. рублей;

2014 г. - 2453299,2 тыс. рублей;

2015 г. - 2080295,6 тыс. рублей.

_____________

     *В качестве иных источников запланирован предполагаемый объем привлечения средств федерального бюджета.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

- расширение площадей, занятых под товарным картофелем, в 2,6 раза - до 45,0 тыс. гектаров;

     увеличение производства товарного картофеля в 3,9 раза - до 1372,5 тыс. тонн;

     повышение урожайности товарного картофеля в 1,5 раза - до 305,0 ц/га;

     прирост объема выручки от реализации картофеля в 3,9 раза - до 5938,9 млн. рублей;

     создание новых рабочих мест - 1805 (за период действия программы);

     увеличение налоговых поступлений во все уровни бюджетов - 1822,9 млн. рублей (за период действия программы);

     рост среднемесячной заработной платы в 2,05 раза - до 20054,5 рубля/месяц

Система организации контроля за исполнением программы

- комплексное управление программой и функции главного распорядителя денежных средств областного бюджета осуществляет комитет по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области;

     контроль за реализацией программы осуществляется в соответствии с постановлением администрации области от 16 мая 2008 года N 472 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации"

_____________

*При условии софинансирования из федерального бюджета. (в ред. постановления администрации Брянской области от 03.08.2011 N 701)

**Средства сельхозтоваропроизводителей.

1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа

               

Программа "Комплексное развитие отрасли картофелеводства в Брянской области" (2011 - 2015 годы) (далее - программа) призвана стать инструментом для реализации стратегии устойчивого развития отрасли картофелеводства в Брянской области и достижения независимости от импорта в снабжении населения столовым картофелем и картофелепродуктами, что является частью достижения приоритетных целей развития АПК Российской Федерации, на реализацию которых направлена деятельность комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брянской области.

1.1. Анализ ситуации и потенциал развития отрасли картофелеводства

               

Всемерное наращивание производства сельскохозяйственной продукции и удовлетворение потребностей населения в продуктах питания за счет внутреннего рынка является важнейшей задачей отечественного сельского хозяйства и одной из существенных составляющих продовольственной безопасности Российской Федерации.

Важную роль в развитии АПК играет картофелепродуктовый подкомплекс. Занимая одно из лидирующих положений в мире по производству картофеля, Россия вместе с тем остается на одном из последних мест по урожайности.

Ускоренное развитие отрасли картофелеводства опережающими темпами не имеет альтернативы и его следует рассматривать как проблему государственного значения, решение которой позволит удовлетворить потребности населения в научно обоснованных количествах картофеля, обеспечить сооружение новых производственных мощностей по выпуску продуктов питания на основе картофеля, насытить существующие предприятия переработки картофелем отечественного производства.

Картофель традиционно относится к числу важнейших сельскохозяйственных культур разностороннего использования. На юго-западе Российской Федерации и в Брянской области особенно картофель имеет лидирующее положение по валовым сборам. Благоприятные почвенно-климатические условия региона позволяют получать высокие и стабильные по годам урожаи этой культуры. Это подтверждается величиной коэффициента традиционности, который для Брянской области составляет 2,72. (в ред. постановления администрации Брянской области от 03.08.2011 N 701)

Рациональность выбора приоритетного развития отрасли картофелеводства обусловлена тем, что до последнего времени основным источником производства столового картофеля для населения являлись личные подсобные хозяйства самого населения. Наметившиеся тенденции к снижению количества трудоспособного населения, желающего заниматься трудом на земле, дают негативный прогноз в отношении производства продуктов питания, в том числе и картофеля. Особенно остро данная проблема стоит для городского населения.

Удовлетворение платежеспособного спроса на картофель в полном объеме невозможно без ускоренного развития отрасли картофелеводства. Это ярко продемонстрировали неблагоприятные погодные условия летнего периода 2010 года, когда из-за продолжительной засухи урожайность картофеля резко снизилась и ощущалась его нехватка в рационах питания населения.

1.2. Характеристика проблемы


Брянский картофель в продовольственном балансе страны ранее занимал значительное место. До 1991 года посевные площади картофеля в общественном секторе составляли 98 - 100 тыс. га, а объемы производства - 1,3 млн. тонн. По ряду объективных и субъективных причин, а также вследствие аварии на Чернобыльской АЭС производство картофеля в регионе снизилось и к 2005 году площадь возделывания составляла в общественном секторе 5,6 тыс. га, а валовое производство - 91,1 тыс. тонн (таблица 1).


Таблица 1

Анализ состояния отрасли картофелеводства в Брянской области

Наименование показателей

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Все категории

Посевные площади, тыс. га

41,1

41,3

43,2

47,6

50,7

Валовой сбор, тыс. тонн

551,5

637,0

702,3

836,7

701,8

Урожайность, ц/га

134,2

154,2

162,6

175,8

138,4

Хозяйства населения

Посевные площади, тыс. га

35,0

34,1

33,8

33,8

33,2

Валовой сбор, тыс. тонн

442,7

473,6

465,6

485,1

408,2

Урожайность, ц/га

126,5

138,9

137,8

143,5

123,0

Сельхозтоваропроизводители

Посевные площади, тыс. га

6,1

7,2

9,4

13,8

17,5

Валовой сбор, тыс. тонн

108,8

163,4

236,7

351,6

293,6

Урожайность, ц/га

178,4

227,6

253,6

261,9

198,0

Доля товарного производства, %

19,7

25,7

33,7

42,0

41,8

          

Основными препятствиями для успешной реализации имеющегося потенциала развития конкурентоспособной отрасли картофелеводства являются нехватка качественного семенного материала картофеля, слабая техническая вооруженность сельхозтоваропроизводителей, недостаточная мощность специализированных хранилищ, нехватка предприятий по переработке картофеля.

Такое состояние обусловлено рядом объективных причин, имеющих системный характер:

1) недостаточное развитие первичного семеноводства картофеля в регионе.

В Брянской области имеются научное учреждение - ФГУ "Брянская опытная станция по картофелю" и три элитно-семеноводческих хозяйства по картофелю (ФГУП "Первомайское", ФГУП "Судость" и ТнВ "Красный Октябрь"). Этого недостаточно для устойчивых поставок элитного семенного картофеля сельхозтоваропроизводителям. Научно обоснованная потребность в элите для сортосмены и сортообновления составляет 16 - 20 %. Для обеспечения расширяющихся посадок картофеля в 2011 году потребуется 10 - 12,5 тыс. тонн элиты, а к 2015 году потребность составит 18 - 22,5 тыс. тонн. Фактически в регионе производится немногим более 4 тыс. тонн. Создавшееся положение обуславливает необходимость приобретения элитного посадочного материала за пределами региона, что приводит к значительному удорожанию как посадочного материала, так и увеличению транспортных расходов.

Государственная поддержка создания регионального центра по первичному семеноводству картофеля через систему субсидий на возмещение части затрат на эти цели позволит создать современную вертикаль производства элитного семенного картофеля от оздоровленных микрорастений и мини-клубней до реализации элиты сельхозтоваропроизводителям.

Помимо недостаточных количеств посадочного материала для обеспечения им сельхозтоваропроизводителей значительную роль играет высокая изношенность и технологическая отсталость основных фондов элитно-семеноводческих хозяйств. Для обеспечения соответствующего качества элиты, удовлетворяющей требованиям посевного стандарта, необходима модернизация сортировального, тепличного хозяйств и лабораторного оборудования.

Нерешенность данных проблем приводит к неоправданному увеличению себестоимости товарного картофеля, невозможности конкуренции российского посадочного материала с импортным вследствие более низкого качества.

Меры государственной поддержки через систему субсидий на возмещение части затрат за приобретенное оборудование по послеуборочной и предреализационной подготовке картофеля позволят стабильно получать семенной картофель высокого качества, удовлетворяющий жестким посевным стандартам, реализовывать картофель в упаковке, которая сохраняет его посевные и товарные качества в течение длительного времени;

2) слабая техническая вооруженность картофелесеющих хозяйств.

Для посадки, ухода за посевами и уборки картофеля необходима специализированная техника. Большинство картофелесеющих хозяйств региона используют в работе морально устаревшую технику 10 - 15-летней давности, особенно это касается картофелесажалок и картофелеуборочных комбайнов.

Использование подобной техники в работе обуславливает применение устаревших технологий, которые не позволяют получать высокие урожаи картофеля с соответствующим качеством клубней. Кроме того, высокая изношенность подобной техники приводит к частым ее поломкам, срывам сроков посадки, ухода и уборки. Подобные нарушения технологической дисциплины приводят к значительным недоборам урожая картофеля, ухудшению его качества.

Немалую роль в слабом приобретении современной высокопроизводительной техники играет и ее высокая цена. Цена комплекта для выращивания и уборки картофеля на площади 150 га составляет более 20 млн. рублей. Большинство хозяйств не в состоянии представить залоговую базу для получения кредитных средств на ее приобретение.

Оказание мер государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям через систему субсидий на возмещение части затрат за приобретенную специализированную технику позволит хозяйствам охотнее приобретать современную высокопроизводительную технику для возделывания картофеля;

3) недостаточные мощности специализированных картофелехранилищ.

Хранение картофеля в неприспособленных для этих целей помещениях приводит к значительной (до 30 - 40 %) гибели выращенного урожая, ухудшению его потребительских качеств и товарного вида. Отсутствие необходимых мощностей по хранению картофеля обуславливает ухудшение экономики сельскохозяйственных предприятий, не позволяет им выходить на рынок крупных потребителей картофеля (сетевых рынков и перерабатывающих компаний). В области потребность в специализированных картофелехранилищах составляет в настоящее время около 350 тыс. тонн, имеется 180 тыс. тонн. C последующим расширением посевных площадей под картофелем разрыв между потребностью и наличием хранилищ будет только возрастать.

Необходима также модернизация используемых в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах картофелехранилищ траншейного типа с изменением типа кровли, утеплением несущих стен, установкой систем поддержания микроклимата.

Использование мер государственной поддержки через систему субсидий на возмещение части затрат обеспечит решение проблемы сохранности товарного картофеля до следующего урожая и косвенно позволит выйти на рынок круглогодичных поставок картофеля в упаковке;

4) слабая мощность существующих предприятий по переработке картофеля.

Увеличение объемов производства картофеля будет сопровождаться поисками рынков сбыта выращенной продукции. Одним из наиболее емких направлений сбыта должна стать глубокая переработка картофеля. На территории региона действует только одно производство по выпуску картофелепродуктов - картофельного пюре - мощностью 60 тыс. тонн. Этого явно недостаточно.

Необходимо в ближайшие несколько лет создать ряд перерабатывающих картофель производств, которые будут выпускать не только картофельное пюре, но и картофель фри, картофельный крахмал. Это позволит произвести импортозамещение существующих на внутреннем рынке продуктов из картофеля и на его основе.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»