Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 марта 2011 года N 213


Об утверждении программы "Повышение
качества жизни граждан пожилого возраста
на территории Брянской области"
(2011 - 2013 годы)

____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
постановления Правительства Брянской области от 28.08.2017 N 410-п
____________________________________________________________________


В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N Пр-3646ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 25 октября 2010 года (пп. 2, 4), поручением Заместителя председателя Правительства Российской Федерации Жукова А.Д. от 6 декабря 2010 года N АЖ-П12-8307 (п. 20), постановлением администрации области от 16 мая 2008 года N 472 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации"

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую программу "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста на территории Брянской области" (2011 - 2013 годы).

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области Макарова А.Н.

Губернатор
                                         Н.В. Денин



Утверждена
      постановлением администрации
      Брянской области
                                        от 23 марта 2011 г. N 213


Программа
"Повышение качества жизни граждан пожилого возраста
на территории Брянской области" (2011 - 2013 годы)


Паспорт программы
"Повышение качества жизни граждан пожилого
возраста на территории Брянской области"
(2011 - 2013 годы)

Наименование программы

- программа "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста на территории Брянской области" (2011 - 2013 годы)

Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)

- поручение Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N Пр-3646ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 25 октября 2010 года (пп. 2, 4), поручение Заместителя председателя Правительства Российской Федерации Жукова А.Д. от 6 декабря 2010 года N АЖ-П12-8307 (п. 20)

Государственный заказчик программы     

- администрация Брянской области

Заказчик

- администрация Брянской области

Разработчик программы

-  управление социальной защиты населения Брянской области

Цель и задачи

 - создание условий для повышения качества жизни пожилых граждан, улучшения состояния пожилых людей и продление их активного долголетия путем:

     организационных и нормативно-правовых мероприятий;

      мероприятий по созданию и поддержанию оптимальной среды жизнедеятельности граждан пожилого возраста, в том числе инвалидов;

     мероприятий по укреплению здоровья пожилых
людей, формированию активного образа жизни;

     мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;

     мероприятий по организации государственно-частного партнерства в секторе социального обслуживания населения;

     мероприятий по кадровому обеспечению и материальному стимулированию деятельности по работе с пожилыми людьми;

     мероприятий по укреплению материальной базы действующей сети государственных социальных учреждений, предоставляющих услуги гражданам пожилого возраста

Срок реализации программы

- 2011 - 2013 годы

Перечень основных мероприятий

- организационные и нормативно-правовые мероприятия;

 
     мероприятия по созданию и поддержанию оптимальной среды жизнедеятельности граждан пожилого возраста, в том числе инвалидов;

     мероприятия по укреплению здоровья пожилых людей, формированию активного образа жизни;

     мероприятия по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;

 
     мероприятия по организации государственно-частного партнерства в секторе социального обслуживания населения;

 
     мероприятия по кадровому обеспечению и материальному стимулированию деятельности по работе с пожилыми людьми;

     мероприятия по укреплению материальной базы действующей сети государственных социальных учреждений, предоставляющих услуги гражданам пожилого возраста

Исполнители основных мероприятий

- управление социальной защиты населения Брянской области, департамент здравоохранения Брянской области, департамент общего и профессионального образования Брянской области, управление культуры Брянской области, управление занятости населения Брянской области, комитет по молодежной политике, физической культуре и спорту Брянской области, департамент строительства и архитектуры Брянской области, управление потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области

Объемы и источники финансирования программы

 - всего: 3059029,8 тыс. рублей,

областной бюджет - 3059029,8 тыс. рублей,

в том числе по годам:

 2011 год - 1040746,3 тыс. рублей;

 2012 год - 1007692,4 тыс. рублей;

 2013 год - 1010591,1 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

- увеличение обеспеченности граждан старшего поколения медицинскими услугами, в том числе охват диспансеризацией ветеранов Великой Отечественной войны;

     увеличение обеспеченности граждан старшего поколения предоставлением социальных услуг до 90 процентов из числа выявленных и нуждающихся в их получении за счет создания двух государственных частных учреждений (отделений) социального обслуживания населения, создание мобильных бригад
для предоставления разовых услуг;

     обеспечение широкого доступа граждан старшего поколения к информации и развитие системы получения услуг в электронном виде путем повышения компьютерной грамотности (создание компьютерных клубов на базе отделений (секторов) дневного пребывания в государственных учреждениях социального обслуживания) - обучение не менее 200 человек в год

Система организации контроля за реализацией программы     

- управление социальной защиты населения Брянской области обобщает информацию о ходе работы по реализации программы и представляет в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Губернатору Брянской области, в Брянскую областную Думу, Общественную палату Брянской области по требованию. Исполнение мероприятий программы рассматривается на заседаниях межведомственной комиссии по делам граждан старшего поколения и инвалидов при администрации области. Исполнители мероприятий программы несут ответственность за своевременное выполнение, целевое и рациональное использование финансовых средств


Введение


Программа разработана управлением социальной защиты населения Брянской области совместно с заинтересованными управлениями и ведомствами с учетом рекомендаций по разработке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации региональных программ, направленных на повышение качества жизни пожилых людей, подготовленных Минздравсоцразвития России во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 27 ноября 2010 года N Пр-3646ГС по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 25 октября 2010 года (пп. 2, 4), поручения Заместителя председателя Правительства Российской Федерации Жукова А.Д. от 6 декабря 2010 года N АЖ-П12-8307 (п. 20).

Программа предусматривает спектр организационных мероприятий, направленных на безусловное соблюдение конституционных прав и законных интересов пожилых граждан, в том числе на социальное обслуживание, социальную реабилитацию, социальную защищенность, меры государственной социальной поддержки данной категории населения, содействие активному участию пожилых граждан в жизни общества, налаживание социального взаимодействия, сохранение самостоятельности этой категории граждан, максимальную их интеграцию в общество, улучшение состояния пожилых людей и продление их активного долголетия. Конечным результатом реализации программных мероприятий должно являться повышение качества жизни пожилых людей.

Программа ориентирована на поддержку наименее защищенных категорий населения: пенсионеров, имеющих пограничные размеры пенсий по старости, пенсионеров по инвалидности, а также пожилых граждан, попавших в трудные жизненные ситуации и нуждающихся в помощи государства.

Cогласно классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к пожилым относятся люди в возрасте от 60 до 74 лет, к старым - в возрасте 75 - 89 лет, к долгожителям - люди в возрасте 90 лет и старше. В соответствии с документами ООН и Международной организации труда (МОТ), пожилыми считаются лица в возрасте 60 лет и старше.

Трудной жизненной ситуацией считается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно (Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации").

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
 ее решения программными методами

На территории Брянской области проживает около 408 тысяч пенсионеров, в том числе более 30 тысяч одиноких престарелых граждан, около 15 тысяч одиноких и длительно болеющих людей, проживающих в отдаленных населенных пунктах. Кроме того, доля пожилых людей в современном обществе постоянно возрастает. Предполагается, что к середине нынешнего столетия средний возраст населения страны увеличится до 57 лет, а доля пенсионеров составит почти 55 % всего населения. В таком трансформирующемся обществе приоритетными целями повышения качества жизни населения, а вместе с ним и продления долголетия выступают:

обеспечение безопасных условий для пожилых людей;

недопущение проявления дискриминации по признакам пола и возраста, укрепление солидарности поколений;

сохранение самостоятельности людей пожилого возраста;

оказание эффективной поддержки семьям, обеспечивающим уход за пожилыми людьми;

внедрение системы материального стимулирования социальных работников за достижение высоких результатов в работе по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов;

максимальный охват социальным обслуживанием нуждающихся, в том числе проживающих в отдаленных населенных пунктах;

развитие системы услуг по уходу за пожилыми людьми путем расширения их перечня, обеспечения транспортных услуг, модернизации материально-технической базы сети учреждений, предоставляющих различные виды услуг, в том числе паллиативную помощь, а также института опеки и приемной семьи для пожилых людей;

обеспечение мер социальной поддержки пожилых людей из числа отдельных категорий;

налаживание партнерства и взаимодействия на всех уровнях, в том числе государственно-частного партнерства.

В стареющем обществе непреходящее значение имеет солидарность поколений. Их взаимная поддержка особенно важна в сфере социально-трудовых отношений. Большинство пожилых людей относятся к молодежи и к молодежной культуре с пониманием, а молодые люди позитивно оценивают качества личности, опыт и знания представителей старшего поколения. В то же время восприятие старости в нашем обществе отражает реальные жизненные проблемы пожилых граждан и нередко неготовность молодого поколения к наступлению зрелого и пожилого возраста.

Для того, чтобы рассматривать долголетие как достижение человеческой цивилизации, необходимо сформировать восприятие пожилых людей обществом как особой группы, вносящей определенный вклад в это общество, а не как обузы, связанной только с издержками.

Активность пожилого человека обуславливают богатство духовных ценностей, интеллектуальных потребностей и целесообразное их использование в течение жизненного пути. У физически и эмоционально здоровых людей развитие интеллекта может продолжаться и после 80 лет. Разум пожилого человека глубоко проникает в суть явлений, ясно видит взаимосвязь жизненных событий. Сделать жизнь представителей старшего поколения, обладающих опытом, мудростью, знанием мира, более продуктивной, полноценно использовать их потенциал - такова задача, стоящая сегодня перед нами.

Под государственной социальной политикой в отношении граждан старшего поколения понимается совокупность мер (политического, правового, экономического, медицинского, социального, культурного, научного, информационно-пропагандистского и кадрового характера), направленных на обеспечение гражданам Российской Федерации, достигшим пожилого возраста, благосостояния и социального благополучия, условий для активного участия в жизни общества и долголетия. В сферу государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения вовлекаются граждане Российской Федерации - женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет, а также участвующие в ее реализации институциональные структуры и субъекты, в том числе органы законодательной и исполнительной власти всех уровней. Центральным является принцип социально приемлемого и реально возможного сочетания полноценного участия пожилых людей в жизни общества, заботы о них со стороны общественных и государственных институтов, обеспечения правовых условий для удовлетворения их потребностей и реализации накопленного в течение жизни потенциала. Уважение к пожилым людям, забота о них, позитивное отношение к старости, формируемое с детства, наряду с готовностью к ее наступлению признается нормой для каждого человека и общества в целом.

Пожилому возрасту присущи специфические проблемы: ухудшение состояния здоровья, снижение способности к самообслуживанию, предпенсионная безработица и снижение конкурентоспособности на рынке труда, неустойчивое материальное положение, утрата привычного социального статуса. Возрастают социальные и экономические издержки для семей, обеспечивающих уход за пожилыми родственниками, снижается надежность семьи в качестве источника поддержки пожилых людей. Наступление пожилого возраста является для отдельного человека источником социального риска, проблемы пожилых людей имеют объективные основания, носят долговременный характер и требуют постоянного внимания, изыскания дополнительных материальных, кадровых и других ресурсов в новых для современной России рамках специальной государственной социальной политики в отношении пожилых людей.

2. Цель и задачи программы

Программа ставит конечной целью создание условий для повышения качества жизни пожилых граждан, улучшения состояния пожилых людей и продление их активного долголетия путем: организационных и нормативно-правовых мероприятий; мероприятий по созданию и поддержанию оптимальной среды жизнедеятельности граждан пожилого возраста, в том числе инвалидов; мероприятий по укреплению здоровья пожилых людей, формированию активного образа жизни; мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан; мероприятий по организации государственно-частного партнерства в секторе социального обслуживания населения; мероприятий по кадровому обеспечению и материальному стимулированию деятельности по работе с пожилыми людьми; мероприятий по укреплению материальной базы действующей сети государственных социальных учреждений, предоставляющих услуги гражданам пожилого возраста.

Программа социальной защиты населения будет способствовать укреплению государственной политики на уровне субъекта в отношении лиц старшего возраста. Ее составными частями, на наш взгляд, должны стать следующие:

подготовка общества к происходящим демографическим изменениям;

улучшение качества жизни пожилых людей;

развитие социальных услуг, ориентированных на потребности пожилых людей;

повышение активности пожилых людей;

подготовка профессиональных кадров для работы с пожилыми людьми.

Программа нацелена на:

безусловное соблюдение конституционных прав и законных интересов пожилых граждан, обеспечение их человеческого достоинства и предоставление им необходимой социальной помощи, гарантированного социального обеспечения, способствующего созданию и поддержанию условий для полноценной жизни в старости, а также предоставление отдельным категориям пожилых граждан мер государственной социальной поддержки;

расширение видов социальной помощи, в том числе на платной основе;


     обеспечение доступности медицинской помощи;


организацию комплексного взаимодействия с органами здравоохранения, образования, внутренних дел в направлении социальной защиты пожилых граждан;

развитие негосударственных форм предоставления социальных услуг;

решение проблем одиночества, содействие активному участию пожилых граждан в жизни общества, налаживание социального взаимодействия, организацию культурного досуга;

улучшение состояния пожилых людей и продление их активного долголетия.

3. Срок и этапы реализации программы


Программа реализуется в период 2011 - 2013 годов.

Первый этап реализации программы, рассчитанный на 2011 год, предусматривает организационные мероприятия, направленные на построение целостной системы социальной защиты граждан пожилого возраста, подготовку квалифицированных кадров, изменение общественного сознания в отношении к гражданам пожилого возраста, исполнение отдельных мероприятий в рамках программ с утвержденными объемами финансирования, действующих в текущем году на территории Брянской области, а также предусматривает деятельность по предоставлению гражданам пожилого возраста мер государственной социальной поддержки и социальной защиты. Организацию, координацию и контроль за реализацией мероприятий программы осуществляет управление социальной защиты населения Брянской области совместно с другими исполнителями программных мероприятий при содействии соответствующих служб администрации области. Кроме того, управление социальной защиты населения Брянской области вносит в установленном порядке предложения по уточнению мероприятий программы с учетом складывающейся социально-экономической ситуации.

Второй этап реализации программы, рассчитанный на 2 года (2012- 2013 гг.), предусматривает расширение имеющихся социальных технологий социального обслуживания и внедрение новых, оказываемой поддержки и максимальное внимание к проблемам пожилых граждан со стороны органов власти субъекта, развитие сферы деятельности социальных служб области в направлении социальной защиты пожилых граждан, повышение устойчивости достигнутых результатов, анализ деятельности по улучшению качества жизни граждан старшего возраста, а также обеспечивает преемственность последующей деятельности в данном направлении.

4. Система программных мероприятий


Программа содержит следующие разделы программных мероприятий, изложенные в приложении к программе:

1. Организационные и нормативно-правовые мероприятия:

совершенствование региональной нормативной базы в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в части приведения в соответствие с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";

создание и организация работы межведомственной комиссии по делам граждан старшего поколения и инвалидов при администрации области по координации

деятельности государственных, общественных, благотворительных организаций в интересах пожилых людей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»