Наличие возможности улучшения жилищных условий - важный показатель повышения благосостояния населения, предпосылка социальной и экономической стабильности государства, поэтому решение жилищной проблемы граждан является одним из приоритетов государственной политики в Российской Федерации.
Настоящая подпрограмма, разработанная в соответствии с задачами приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" и федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, отражает стратегические цели, задачи и механизмы государственной политики, направленные на обеспечение массового строительства жилья для всех категорий граждан.
Обеспечение доступности приобретения жилья для всех категорий населения области является одним из основных факторов повышения уровня и качества жизни, снижения в обществе социальной напряженности, а также создания эффективных стимулов для накопления средств населения и повышения его инвестиционной активности.
Подпрограмма разработана с учетом основных положений Стратегии социально-экономического развития области до 2025 года, утвержденной постановлением администрации области от 20 июня 2008 года N 604.
В настоящее время ситуация в жилищном секторе Брянской области характеризуется нижеприведенными статистическими данными:
Объем жилищного фонда в Брянской области по состоянию на январь 2010 г. составляет 31800 тыс.кв.м.
Ввод жилья в 2007 - 2009 годах, в том числе по типам (многоквартирное, индивидуальное), тыс. кв. м.
Таблица 1
Годы | Ввод жилья всего | В том числе ИЖС |
2007 | 298,5 | 140,7 |
2008 | 321,7 | 115,3 |
2009 | 352,9 | 131,4 |
Обеспеченность жилой площадью населения в области составляет 24,6 кв. м на человека, что на 2,2 кв.м выше, чем в среднем по России, при том, что общая потребность в жилье составляет 1350 тыс.кв.м. В Брянской области по состоянию на 1 января 2010 года в очереди на улучшение жилищных условий состоят более 25 тыс. семей.
Средняя стоимость жилья на 01.10.2010 на первичном рынке составила 29351,94 руб./кв. м, на вторичном рынке - 32076 руб./кв. м.
Тип застройки: 39 % от общего объема приходится на жилой фонд в многоквартирных домах, преимущественно в городских поселениях, 61 % от общего объема - доля индивидуального жилищного строительства в основном в сельской местности.
На территории Брянской области преобладает точечная застройка. Строительство инженерной инфраструктуры осуществляется за счет застройщиков. Строительство социальной инфраструктуры ведется за счет средств бюджетов разных уровней.
Проблемами, сдерживающими жилищное строительство являются:
отсутствие земельных участков, обеспеченных инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой. Создание указанных объектов ведется за счет застройщиков, что влечет значительное увеличение стоимости жилья Необходимо развитие новых механизмов привлечения средств частных застройщиков в создание инженерной инфраструктуры;
неэффективная система ипотечного жилищного кредитования. Основными претензиями заемщиков к системе ипотечного кредитования являются:
высокие процентные ставки по кредитам порядка 15 %;
необходимость залога - кроме приобретаемого жилья требуется залог имеющегося у заемщика или третьих лиц жилья или другой недвижимости;
высокий первоначальный взнос от 40 %;
достаточно длительный срок регистрации закладной (1 месяц);
обеспечение области и муниципальных образований градостроительной документацией. Процесс разработки документации территориального планирования в Брянской области сдерживается недостаточностью средств бюджетов муниципальных образований области и отсутствием информационной системы обеспечения градостроительной деятельности;
непрозрачность формирования платы за подключение и выдачи технических условий на подключение к инженерным сетям водо-, тепло- и электроснабжения;
сложная система выдачи исходно-разрешительной документации на осуществление строительства;
ресурсные ограничения строительного комплекса. Развитие строительного комплекса ограничивается: изношенностью производственных мощностей, низкой конкурентоспособностью ряда отечественных строительных материалов, недостаточным уровнем внедрения современных технологий строительства и производства строительных материалов, дефицитом квалифицированных кадров на всех уровнях;
низкая доступность кредитных ресурсов для строительных организаций;
низкое качество содержания жилищного фонда и оказания коммунальных услуг не соответствующее не только потребностям и ожиданиям населения, но и общему объему финансовых ресурсов, направляемых в этот сектор экономики. Основная причина неэффективности жилищно-коммунального хозяйства - сохранение нерыночных принципов функционирования в секторе. В результате практически отсутствуют стимулы для развития качества услуг энергосбережения, роста производительности труда, инвестиций в модернизацию существующих и создание новых объектов инженерной инфраструктуры.