АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2010 года N 573
(с изменениями на 21 ноября 2011 года)
________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением администрации Брянской области от 29.07.2010 N 761,
Постановлением администрации Брянской области от 31.12.2010 N 1477,
Постановлением администрации Брянской области от 21.11.2011 N 1051.
________________________________
В соответствии с постановлением администрации области от 16 мая 2008 года N 472 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации", распоряжением администрации области от 1 марта 2010 года N 126-р «О реестре долгосрочных целевых программ, подлежащих разработке и утверждению в 2010 году»
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Демографическое развитие Брянской области" (2011-2015 годы).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Брянской области Макарова А.Н.
Губернатор
Н.В. Денин
Утверждена
постановлением
администрации Брянской области
от 8 июня 2010 г. N 573
Наименование программы | - "Демографическое развитие Брянской области" (2011-2015 годы) |
Дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | - распоряжение администрации Брянской области от 1 марта 2010 года N 126-р "О реестре долгосрочных целевых программ, подлежащих разработке и утверждению в 2010 году" |
Государственный заказчик | - администрация Брянской области |
Заказчик программы | - администрация Брянской области |
Основные разработчики программы | - комитет по делам семьи, охране материнства и детства, демографии администрации Брянской области, департамент здравоохранения Брянской области, департамент общего и профессионального образования Брянской области, управление социальной защиты населения Брянской области, управление культуры Брянской области, департамент строительства и архитектуры Брянской области, управление ГИБДД УВД по Брянской области, управление государственной службы занятости населения Брянской области |
Цель и задачи программы | - цель: повышение рождаемости и снижение уровня смертности населения. |
Достижение указанной цели будет осуществляться в ходе реализации задач программы путем: | |
Срок реализации программы | -2011-2015 годы |
Перечень основных мероприятий программы | - сохранение здоровья женщин и детей; |
Исполнители мероприятий программы | - комитет по делам семьи, охране материнства и детства, демографии администрации Брянской области, департамент здравоохранения Брянской области, департамент общего и профессионального образования Брянской области, департамент строительства и архитектуры Брянской области, управление социальной защиты населения Брянской области, управление культуры Брянской области |
Объемы и источники финансирования (в ред. Постановления администрации Брянской области от 21.11.2011 N 1051) | - общий объем финансирования программы - 445464,5 тыс. рублей в действующих ценах: 2011 г. - 81086,9 тыс. рублей; 2012 г. - 82832,9 тыс. рублей; 2013 г. - 89228,9 тыс. рублей; 2014 г. - 101582,9 тыс. рублей; 2015 г. - 90732,9 тыс. рублей
|
Основные ожидаемые конечные результаты реализации программы | реализация программы по улучшению демографической ситуации в области позволит к 2015 году улучшить основные демографические показатели: общий коэффициент рождаемости увеличить с 11,0 (2011 год) до 13,0 (2015 год) на 1000 населения; |
Система организации контроля за исполнением программы | - контроль за исполнением программы осуществляется в соответствии с постановлением администрации области от 16 мая 2008 года N 472 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации" |
Введение
Президент Российской Федерации в своем ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации отмечает, что решение демографических проблем возможно при разработке активной политики по трем направлениям: повышение рождаемости, снижение смертности и эффективная миграционная политика.
Демографическая ситуация, сложившаяся в области, характеризуется сложными процессами в общественно-экономическом развитии и является отражением демографических процессов, происходящих в стране в целом.
Характеризуя общее демографическое состояние Брянской области в настоящее время, необходимо отметить, что по-прежнему сохраняется тенденция значительного превышения числа умерших над родившимися.
Численность населения Брянской области устойчиво сокращается с 1992 года.
За 2009 год число жителей области уменьшилось на 7,2 тыс. человек, или на 0,56 процента (за 2008 год - 8,8 тыс. человек, или 0,67 процента), составив к началу 2009 года 1292,5 тыс. человек.
По прогнозу Росстата, за 2008 - 2015 годы численность населения области уменьшится более чем на 70 тыс. человек и к началу 2016 года составит 1246,3 тыс. человек, а до 2025 года - на 178,6 тыс. человек, или на 13,4 процента.
В структуре причин смерти высока доля умерших от болезней системы кровообращения, внешних причин (несчастных случаев, отравлений и травм) и новообразований. В 2009 году от болезней системы кровообращения умерло 64,0 процента от всех умерших, от новообразований — 13,4 процента, от внешних причин - 10,6 процента.
Смертность населения в сельской местности превышает смертность в городских поселениях и составила соответственно 21,2 умершего на 1000 населения против 15,0. По районам области уровень смертности также различается. Причем разброс достаточно велик - от 14,3 на 1000 населения в г. Брянске до 24,2 умершего на 1000 населения в Рогнединском районе.
Суммарный показатель рождаемости (число рождений на одну женщину в течение жизни) в 2009 году составил 1,41 против 2,14 - 2,15 детей, необходимых для воспроизводства населения, т.е. замещения поколения родителей их детьми.
Низкая рождаемость и достаточно высокий уровень смертности населения адекватно отражаются на ожидаемой продолжительности жизни у женщин - 74,1, у мужчин - 58,9 года. Особенно она низка у мужчин, проживающих на селе, - 51,9 года.
Демографические процессы крайне инерционны и не могут быть объяснены изменениями в благосостоянии населения за короткий промежуток времени. Однако в течение последних лет в области наметилась положительная тенденция изменения некоторых демографических показателей.
Уровень рождаемости по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличился.
Общий коэффициент рождаемости в 2009 году составил 11,1 на 1000 населения, это на 1,8 процента больше, чем в предыдущем году (2008 год -10.8 на 1000 населения).
Несколько замедлились темпы сокращения численности населения области. Уровень смертности в Брянской области в 2009 году составил 16.9 человека на 1000 населения, в 2008 году - 17,8, сократившись на 4,5 процента.
Уменьшилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число умерших от несчастных случаев, отравлений и травм на 16,0 процента, от болезней органов дыхания - на 12,7 процента, от болезней пищеварения -на 11,6 процента, от некоторых инфекционных и паразитарных болезней -на 8,0 процента, от болезней кровообращения - на 3,4 процента.
Принимаемые меры по охране здоровья матери и ребенка позволили стабилизировать уровень младенческой смертности, в 2009 году он составил 7,5 на 1000 родившихся.
Вместе с тем сложившаяся демографическая ситуация требует особого подхода и объединения общих усилий всех структур власти для преодоления демографического кризиса, стабилизации численности населения Брянской области и формирования предпосылок к дальнейшему демографическому росту.
Долгосрочной целевой программой "Демографическое развитие Брянской области" (2011 - 2015 годы) предусмотрена система мер по приоритетным направлениям улучшения демографической ситуации: улучшение состояния здоровья женщин и детей, улучшение положения семей с детьми и стимулирование рождаемости, снижение смертности трудоспособного населения и увеличение продолжительности жизни, формирование и пропаганда семейных ценностей и здорового образа жизни, содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом.
С целью охраны здоровья детей и молодежи программой предусматриваются меры по внедрению современных технологий сохранения репродуктивного здоровья, совершенствованию медико-генетической службы, снижению перинатальной и младенческой смертности, совершенствованию педиатрической службы, улучшению питания школьников.
Здоровье будущих матерей остается актуальной проблемой. Каждая беременная женщина имеет одно или более заболеваний, растет показатель женского бесплодия. ^
Осложненное течение беременности и родов оказывает значительное влияние на рост младенческой (перинатальной) смертности, врожденных аномалий у детей.
Сохраняющийся высокий уровень врожденных пороков развития, а также наследственность заболеваний плодов, новорожденных, обуславливающие рост детской инвалидности и смертности, значительно повышающие затраты на оказание дорогостоящих высокотехнологичных видов медицинской помощи, требуют совершенствования медико-генетической помощи населению области.
Показателем ухудшения репродуктивного здоровья является число совершаемых ежегодно абортов, что является одной из причин материнской смертности и роста бесплодия.
В улучшении демографической ситуации важным фактором является оказание необходимой помощи бесплодным парам.
Сдерживающим фактором в решении данной проблемы является недостаток эндохирургического оборудования в лечебно-профилактических учреждениях области, высокая стоимость услуг за современные репродуктивные технологии в федеральных клиниках и недостаточное число квот, выделяемых регионам на данный вид лечения.
Изменить ситуацию можно путем внедрения эффективных перинатальных диагностических технологий, создания дорогостоящей службы реанимации и интенсивной терапии, обеспечения высокотехнологичных методик лечения беременных, новорожденных и детей раннего возраста в Брянской области и увеличения доступности современных репродуктивных технологий в федеральных клиниках.
Значительная часть населения области продолжает проживать на территориях, подвергшихся радиоактивному воздействию в результате аварии на Чернобыльской АЭС, что оказывает негативное влияние на состояние здоровья, в том числе и на репродуктивную функцию населения.
Актуальным вопросом остается высокий уровень заболеваемости раком молочной железы, не снижается уровень запущенности по раку яичников тела и шейки матки, что в немалой степени обусловлено имеющейся слабой материально-технической базой лечебных учреждений, снижением охвата диспансерным наблюдением женского населения.
Причинами негативных тенденций демографического развития является рост заболеваемости в детском и подростковом возрасте. 19 процентов детей школьного подросткового возраста имеют хронические заболевания, 65,8 процента школьников страдают функциональными нарушениями. Снижение репродуктивного здоровья подрастающего поколения оказывает негативное влияние на демографические процессы.
Из-за несбалансированного питания, увеличения стрессовых нагрузок и недостаточной двигательной активности отмечается рост заболеваний органов пищеварения, мочевыделительной и нервной системы, эндокринной системы и системы обмена веществ, костно-мышечной системы.
Распространенность болезней, связанных с нарушением питания, имеет тенденцию к росту. В 2009 году заболеваний органов пищеварения зарегистрировано в 1,2 раза больше, чем в 2003 году, заболеваний костно-мышечной системы — в 1,5 раза.
В настоящее время всеми видами питания в области охвачено 99 процентов школьников, с привлечением родительских средств питается 54 процента школьников.
В результате выделения финансовых средств на организацию питания школьников по долгосрочной целевой программе "Демографическое развитие Брянской области" (2008 - 2010 годы) увеличился охват обучающихся общеобразовательных учреждений области горячим питанием с 69,6 процента до 75,2, средняя стоимость горячего завтрака возросла по сравнению с прошлым годом с 6 до 10 рублей.
Однако на сегодняшний день одним из существенных недостатков организации школьного питания является отсутствие полноценного набора продуктов питания, соответствующего физиологической потребности детей в биологически ценных веществах.
Выделение необходимых средств на организацию питания в школах в 2011 - 2015 годах по программе "Демографическое развитие Брянской области" в дальнейшем позволит снизить заболеваемость у детей и подростков не только органов пищеварения, но и эндокринной, нервной систем, системы обмена веществ, а также обеспечить устойчивый иммунитет к инфекционным и неинфекционным заболеваниям в детском и подростковом возрасте.
2. Улучшение положения семей с детьми, стимулирование рождаемости
В настоящее время семья как социальный институт оказалась ослабленной и перестала на должном уровне выполнять основные функции, прежде всего, репродуктивную и воспитательную.
Существенно меняется величина семьи. Проявляется тенденция к увеличению доли небольших семей (из 2-3 человек) и сокращению доли крупных семей (7 и более человек). Значительную долю семей составляют неполные семьи - 18,5 процента. В подавляющем большинстве это семьи одиноких матерей, разведенных женщин и вдов (16,7 процента). В большинстве этих семей один, реже - два ребенка.
Необходима ориентация в первую очередь на стимулирование рождения двух и трех детей и, соответственно, на поддержку многодетных семей. Первенцы не решают проблемы воспроизводства населения и обеспечения положительной демографической динамики. Ключевую роль в решении проблемы выхода из демографического кризиса играет рождение третьего ребенка, поэтому рождение и воспитание в семьях вторых и особенно третьих детей должно поддерживаться существенно более значимыми социально-экономическими мерами.
В области ведется целенаправленная работа по социальной поддержке семей с детьми.
В рамках Закона Брянской области "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Брянской области" многодетным семьям установлены социальные гарантии, наряду с ежемесячными детскими пособиями дополнительно введены два новых вида выплат за счет средств областного бюджета.
Вышеназванным Законом установлены ежемесячные пособия на детей из малообеспеченных семей, одиноким матерям, детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.
Для создания успешной семьи в первую очередь необходимо добиться стабильности демографической ситуации на территории области путем ориентации супружеских пар на детный образ жизни, на осознанное родительство, поддержку семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, необходимо уделять огромное внимание охране здорового образа жизни семьи, осуществлять профилактику социального сиротства, детской безнадзорности, а также разработку финансовых механизмов для реализации основных направлений семейной политики.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в области.
Воспитание семейных ценностей зарождается в семье, но большую роль в этом играют и общественные институты. Задача общества - возродить ценности материнства, отцовства, детства, поднять на пьедестал многодетность, укрепить нравственность и мораль. Для этого необходима У целостная система духовно-нравственного и физического воспитания детей и молодежи.