Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


АДМИНИСТРАЦИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 2009 года N 1319


Об утверждении государственных стандартов
по социальному обслуживанию населения
Брянской области

____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
постановления Правительства Брянской области от 02.10.2017 N 486-п
____________________________________________________________________



В соответствии с в целях совершенствования деятельности по социальному обслуживанию населения в Брянской области

постановляю:

1. Утвердить прилагаемые государственные стандарты:

«Социальное обслуживание населения Брянской области. Термины и определения»;

«Социальное обслуживание населения Брянской области. Классификация учреждений социального обслуживания»;

«Социальное обслуживание населения Брянской области. Система качества учреждений социального обслуживания»;

«Социальное обслуживание населения Брянской области. Контроль качества социальных услуг»;

«Социальное обслуживание населения Брянской области. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания»;

«Социальное обслуживание населения Брянской области. Основные виды социальных услуг».

2. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

3. Постановление вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Временно исполняющий
обязанности Губернатора
     А.И. Касацкий



                                                    Утвержден
                                                                       постановлением
 администрации Брянской области
     от 10 декабря 2009 г. N 1319

Государственный стандарт «Социальное обслуживание
населения Брянской области. Термины и определения»

I. Общие положения


1. Настоящий государственный стандарт устанавливает термины и определения понятий (далее - термины) в области социального обслуживания населения.

2. Термины, установленные настоящим государственным стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы по социальному обслуживанию населения, входящих в сферу работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ.

II. Термины и определения

             

1. Социальное обслуживание - деятельность социальных служб, направленная на предоставление социальных услуг, осуществление социальной реабилитации и адаптации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2. Социальная служба - предприятие или учреждение независимо от его ведомственной принадлежности и формы собственности, предоставляющее социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.

3. Работник социальной службы - лицо, непосредственно предоставляющее либо организующее предоставление социальных услуг клиентам социальной службы.

4. Клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляют социальные услуги.

5. Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

6. Адресность - принцип социального обслуживания, предусматривающий предоставление социальных услуг конкретным лицам (адресатам), нуждающимся в этих услугах.

7. Социальная адаптация - система мероприятий, направленных на приспособление гражданина, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, окружающей его среде жизнедеятельности.

8. Социальная реабилитация - система мероприятий, направленных на восстановление гражданином социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности.

9. Потребительская корзина - минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

10. Прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

11. Вредная привычка - привычка к употреблению алкоголя, наркотиков, токсических веществ, курению, использованию нецензурных выражений, отрицательно влияющая на здоровье.

12. Индивидуальная профилактическая работа - деятельность, направленная на своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также их социально-педагогическую реабилитацию и (или) предупреждение совершения ими правонарушений и других антиобщественных действий.

13. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, включая индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, направленных на выявление и устранение причин, следствием которых могут быть безнадзорность, беспризорность, правонарушения и другие антиобщественные действия несовершеннолетних.

14. Межличностный конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов, вызывающее негативное эмоциональное восприятие сторонами конфликта.

15. Самообеспечение - самостоятельные действия клиента, заключающиеся в поддержании и улучшении личного жизненного уровня и жизненного уровня своей семьи.

16. Социальная недостаточность - условия социальной среды, ограничивающие жизнедеятельность человека и приводящие к необходимости его социальной защиты.

17. Инвалидность - социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

18. Психический дискомфорт - состояние человека, характеризующееся неприятными субъективными психическими ощущениями или переживаниями.

19. Семья - лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство.

20. Социальная услуга - действия по оказанию помощи отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы.

21. Качество социальной услуги - совокупность свойств социальной услуги, определяющая ее возможность и способность удовлетворить потребности клиента социальной службы и осуществить его социальную реабилитацию или социальную адаптацию.

22. Объем социальных услуг - перечень предоставляемых населению социальных услуг с указанием их видов.

23. Социально-экономическая услуга - социальная услуга, предоставляемая клиентам с целью поддержать и улучшить их жизненный уровень путем оказания материальной помощи, консультирования, содействия в трудоустройстве, в решении других социально-экономических проблем жизнедеятельности.

24. Материальная помощь - социально-экономическая услуга, состоящая в предоставлении клиентам денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

25. Социально-медицинская услуга - социальная услуга, предоставляемая клиентам в целях поддержания и улучшения состояния их здоровья, социально-медицинской реабилитации путем организации лечебно-оздоровительных мероприятий, предоставления медикаментов и медицинской техники, консультирования, содействия в своевременном получении квалифицированной медицинской помощи, в решении других социально-медицинских проблем жизнедеятельности.

26. Социально-медицинский патронаж - социально-медицинская услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для выявления отклонений в состоянии их здоровья и оказания им, при необходимости, социально-медицинской помощи.

27. Социально-психологическая услуга - социальная услуга, направленная на содействие клиентам в улучшении их психического состояния, восстановлении способности к адаптации в среде жизнедеятельности.

28. Социально-психологическое консультирование - социально-психологическая услуга, заключающаяся в получении информации от клиента о его проблемах и обсуждении с ним этих проблем для раскрытия и мобилизации клиентом внутренних ресурсов и последующего решения социально-психологических проблем.

29. Психологическое консультирование - социально-психологическая услуга, заключающаяся в оказании помощи клиенту в налаживании межличностных взаимоотношений с близкими и другими значимыми для него людьми.

30. Психодиагностика и обследование личности - социально-психологическая услуга, заключающаяся в выявлении и анализе психического состояния и индивидуальных особенностей личности клиента, влияющих на отклонения в его поведении и взаимоотношениях с окружающими людьми, для составления прогноза и разработки рекомендаций по психологической коррекции этих отклонений.

31. Психологическая коррекция - социально-психологическая услуга, заключающаяся в активном психологическом воздействии, направленном на преодоление или ослабление отклонений в развитии, эмоциональном состоянии и поведении клиента с целью обеспечения соответствия этих отклонений возрастным нормативам, требованиям социальной среды и интересам клиента.

32. Психотерапевтическая помощь - социально-психологическая услуга, заключающаяся в психологических воздействиях в системе «психолог - клиент», направленных на решение проблем клиента, которые лежат в основе глубинных жизненных трудностей и межличностных конфликтов.

33. Психопрофилактическая и психологическая работа - социально-психологическая услуга, заключающаяся в содействии в формировании у клиентов потребности в психологических знаниях, желания использовать их для работы над собой, своими проблемами, в создании условий для полноценного психического развития личности на каждом возрастном этапе для своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении и развитии личности клиента.

34. Психологический тренинг - социально-психологическая услуга, заключающаяся в активном психологическом воздействии, направленном на снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, формирование личностных предпосылок для адаптации к новым условиям.

35. Социально-психологический патронаж - социально-психологическая услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления ситуаций психического дискомфорта или межличностного конфликта и других ситуаций, могущих усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, социально-психологической помощи.

36. Социально-педагогическая услуга - социальная услуга, направленная на организацию досуга клиентов, оказание им содействия в семейном воспитании детей и решении других социально-педагогических проблем жизнедеятельности.

37. Социально-педагогический патронаж - социально-педагогическая услуга, заключающаяся в систематической работе с родителями, опекунами, попечителями, детьми, в том числе на дому, для обеспечения нормального воспитания и развития детей.

38. Социально-бытовая услуга - социальная услуга, направленная на поддержание или обеспечение жизнедеятельности клиентов в быту.

39. Социально-правовая услуга - социальная услуга, предоставляемая клиентам для поддержания или изменения их правового статуса, оказания юридической помощи, защиты законных прав и интересов, содействия в решении других социально-правовых проблем жизнедеятельности.

40. Социально-правовой патронаж - социально-правовая услуга, заключающаяся в систематическом наблюдении за клиентами для своевременного выявления угрозы насилия или применения насилия, а также другого незаконного действия в отношении детей, женщин, инвалидов, пожилых людей и оказания им, при необходимости, социально-правовой помощи.

41. Срочная социальная услуга - неотложная помощь разового характера гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

42. Консультирование - предоставление клиенту информации, рекомендаций о конкретных действиях, необходимых ему для преодоления трудной жизненной ситуации.

43. Социальный патронаж - систематическое наблюдение за клиентами для своевременного выявления степени их социальной дезадаптации, могущей усугубить трудную жизненную ситуацию, и оказания им, при необходимости, социально-правовой или иной помощи.

44. Патронатное воспитание - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью патронатного воспитателя без установления между воспитателем и ребенком семейных отношений и при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите прав и законных интересов ребенка между учреждением, передающим ребенка на патронатное воспитание, и патронатным воспитателем.

45. Государственный стандарт социального обслуживания - это совокупность основных требований к объему, качеству, порядку и условиям оказания социальных услуг по социальным группам населения, характеризующая оптимальный уровень социального обслуживания населения на территории Брянской области.

Учреждения социального обслуживания

46. Учреждение социального обслуживания - юридическое лицо независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, предоставляющее социальные услуги клиентам в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющее социальную реабилитацию и адаптацию граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Типы учреждений социального обслуживания

47. Стационарное учреждение социального обслуживания - учреждение социального обслуживания, обеспечивающее предоставление социальных услуг клиентам в условиях круглосуточного пребывания.

48. Полустационарное учреждение социального обслуживания - учреждение социального обслуживания, обеспечивающее предоставление социальных услуг клиентам в условиях пребывания в учреждении в течение определенного времени суток.

49. Нестационарное учреждение социального обслуживания - учреждение социального обслуживания, обеспечивающее предоставление социальных услуг клиентам в нестационарных условиях, без их проживания в указанном учреждении или отделении учреждения.

50. Учреждение социального обслуживания на дому - учреждение социального обслуживания, обеспечивающее предоставление социальных услуг клиентам по месту их проживания.

Виды учреждений социального обслуживания

51. Социальный приют для детей - специализированное учреждение социального обслуживания, предназначенное для временного проживания и социальной реабилитации детей, оказавшихся в трудной жизненной или кризисной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи.

52. Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних - специализированное учреждение социального обслуживания, предназначенное для социальной или психологической реабилитации детей с различными формами и степенью социальной дезадаптации.